Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Инструкция VI

Назад к оглавлению

Примечание

Инструкция VI частично составлена, как и Инструкции IV и V, из записей устных наставлений Е.П.Б., сделанных членами Внутренней Группы, позднее исправленных и уточненных. Однако не предпринималось никаких попыток изменить или же расширить Инструкцию VI, и, хотя она может несколько усложнить изучение, было признано целесообразным дать материал, насколько это возможно, таким, каким оставила его Е.П.Б. Нынешний Внешний Глава[1] особенно желал этого, чтобы, как он выразился, "Учение Е.П.Б., данное Школе, оставалось полным само по себе и без изменений".

 

Строго конфиденциально

Не является собственностью какого-либо члена и подлежит возврату агенту главы В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] по первому же требованию.

 

ИНСТРУКЦИЯ VI

Сознание

Е. П. Б. начала с критики западных взглядов на сознание, комментируя отсутствие его определения в основных философских системах. Между сознанием и самосознанием не проводилось никакого различия, а в этом-то и состояла разница между человеком и животным. Животное является только сознательным, а не самосознательным; животное не осознает эго как субъекта, как сознает его человек. Стало быть, существует огромная разница межу сознанием птицы, насекомого, животного и сознанием человека.

Самосознание

Но полным сознанием человека является самосознание, то, что заставляет нас говорить: "Я делаю то-то". Раз есть наслаждение, то оно должно быть прослежено до испытывающего его. Так вот, разница между сознанием человека и животных состоит в том, что тогда как у животного имеется я, животное его не сознает. Спенсер[2] рассуждает о сознании, но, когда он доходит до пробела, он просто перескакивает через него. Так и Юм[3] – когда он говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого "я", – забывает, что без "я" видение чувствований вообще невозможно. Что есть то, что изучает чувствования? Животное не осознает чувства "Я есмь Я". У него есть инстинкт, но инстинкт не есть самосознание. Самосознание есть свойство разума, но не Души, anima, откуда произошло само наименование animal (животное)[4]. Человечество не обладало самосознанием вплоть до прихода Манасапутр в третьей расе. Сознание, мозговое сознание, есть ристалище света Эго, аурического яйца, высшего Манаса. Человек обладает сознанием посредством четырех низших клавиш своего семеричного сознания; существует семь ступеней в его сознании, которое тем не менее по существу и по преимуществу едино – единица. Существуют миллионы и миллионы листьев; но поскольку вы не сможете найти двух одинаковых, также вы не сможете найти и двух одинаковых состояний сознания; никакое состояние никогда не повторяется в точности.

Память и ум

Есть ли память нечто, в нас рождающееся, чтобы породить Эго? Знание, чувство и воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости, ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая, отделывая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет, он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но мозг его не может отзываться. Все потенциальности на месте, но они дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.

Одновременные впечатления

Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят – одно; оккультисты же говорят – нормально семь, а анормально – четырнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать одно, вплоть до сорока девяти впечатлений можно воспринимать одновременно. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает семеричное впечатление и хранит его в памяти. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы, семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь одно за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать семнадцать или восемнадцать цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы.

Память

Память приобретается для этой жизни и может быть расширена. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас. Впечатления, произведенные на любое чувство, хранятся в памяти.

[1] Нынешний Внешний Глава – можно по-разному интерпретировать то, к кому относится фраза "нынешний Внешний Глава" в вышеприведенном примечании. Если это примечание было написано при жизни У. К. Джаджа, то фраза эта, конечно же, относится к нему. Но если примечание написано в 1901 г. во время опубликования этой книги, "нынешний Внешний Глава" относится к тому, кто был Внешним Главой Восточной Школы Теософии (Нью-Йорк) в 1901 году. Согласно различным документам, изданным Восточной Школой Теософии, Внешний Глава был неизвестен членам этой эзотерической школы: "... Школа была только что реорганизована... Внешний Глава должен оставаться абсолютно неизвестным... " (E. S. T. Circular, № 8, March I, 1899, p. 2.)

[2] Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

[3] Юм Дэвид (1711-76) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

[4] ... anima, откуда произошло само наименование животного. – В английском языке животное – animal.

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU