Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Инструкция I

Назад к оглавлению

ОМ

"Ом", – произносит арийский адепт, сын пятой расы, начинающий и заканчивающий этим слогом свое приветствие человеческому существу, свое заклинание нечеловеческих присутствий и призывание их.

"Ом мани, – шепчет туранский адепт, потомок четвертой расы, и немного погодя добавляет: – Падме хум".

Эта известная мантра весьма ошибочно переведена востоковедами как "О Сокровище в Лотосе". Ибо, хотя и буквально, Ом есть слог, посвященный Божеству, падме означает "в Лотосе", а мани – любой драгоценный камень, и все же ни сами слова, ни их символика не переданы правильно.

В этой самой священной из всех восточных магических формул не только каждый слог имеет таинственную мощь производить определенный результат, но и вся мантра имеет семь различных значений и может дать семь отличных друг от друга следствий.

Семь значений и семь следствий зависят от интонации, придаваемой всей формуле и каждому из ее слогов; даже числовая величина букв добавляется или сокращается, в соответствии с тем или иным использованным ритмом. Ученик должен помнить, что число лежит в основании формы и число управляет звуком. Число лежит в корне проявленной Вселенной; числа и гармоничные пропорции побуждают первичные дифференциации однородной субстанции претворяться в разнородные элементы; также число и числа полагают предел созидающей руке Природы.

Познайте соответствующие числа первоосновы каждого элемента и его субэлементов, изучите их взаимодействие и свойства по оккультную сторону проявляющейся природы, и закон соответствий раскроет перед вами величайшие тайны макрокосмической жизни.

Но чтобы достичь макрокосмического, вы должны начать с микрокосмического: т. е. изучить человека, микрокосм – в этом случае так, как это делает физическая наука, – индуктивно, двигаясь от частного к общему. В то же время, поскольку для анализа и понимания любых сочетаний звуковых дифференциаций необходима основная нота, мы никогда не должны упускать из виду и платоновского метода, который отталкивается от единой общей оценки всего и исходит от всеобщего к частному. Именно этот метод и принят в математике – единственной точной науке, существующей в наше время.

А потому давайте же изучим человека, но, если хоть на миг мы отделим его от Вселенского Целого или же рассмотрим его изолированно, только с одной стороны, в отрыве от "Небесного Человека" – Вселенной, символизированной Адамом Кадмоном или его эквивалентами в любой другой философии, мы либо кончим черной магией, либо потерпим бесславное поражение.

Таким образом, мистическое изречение "Ом мани падме хум" – при правильном его понимании – не состоит из полубессмысленных слов "О Сокровище в Лотосе", но говорит о нерасторжимой связи между человеком и Вселенной, передаваемой семью различными способами и имеющей семь различных применений к стольким же планам мысли и действия.

С какой бы стороны ни рассматривали мы его, оно означает: "Я есмь то, что я есмь"; "Я в тебе и ты во мне". При таком единении и теснейшем союзе добрый и чистый человек становится богом. Сознательно или же бессознательно, он производит или невольно вызывает неизбежные следствия. В первом случае, если это посвященный, – конечно, имеется в виду только адепт правого пути[1], – он может направить благодатный или защитный ток и тем самым облагодетельствовать и охранить отдельные личности и даже целые народы. Во втором случае такой добрый человек – хотя он и ничуть не сознает того, что делает, – становится шитом для всех, с кем он находится.

Такова реальность, но ее "как" и "почему" должны быть объяснены, а это можно будет сделать лишь тогда, когда уяснится истинное присутствие и мощь чисел в звуках и, следовательно, в словах и буквах. Формула "Ом мани падме хум" выбрана как иллюстрация ввиду своего почти безграничного могущества в устах адепта и вследствие своей потенциальности, когда ее произносит любой человек. Но будьте осторожны все вы, читающие это: не употребляйте сих слов всуе или в гневе, дабы не пасть вам первой жертвой или, что еще хуже, не подвергнуть опасности любимых вами.

Профан-востоковед, всю жизнь свою скользящий по поверхности, легкомысленно заявит вам, посмеиваясь над суеверием, что в Тибете изречение это является самой могущественной шестисложной мантрой, переданной, по преданию, народам Средней Азии Падмапани, тибетским Ченрези[2].

Но кто есть Падмапани в действительности? Каждый из нас должен сам узнать его, когда будет к этому готов. Каждый из нас имеет внутри себя "Сокровище в Лотосе", назовем ли мы его Падмапани, Кришной, Буддой, Христом или же любым другим именем, которое мы можем дать нашему Божественному Я. Экзотерическая же история такова.

Говорят, в час сотворения человека верховный Будда, или Амитабха, испустил розовый луч света из своего правого глаза. Луч издал звук и превратился в Падмапани Бодхисатву. Затем Божество эманировало из своего левого глаза голубой луч света, который, воплотившись в двух девственниц Долма, обрел силу просветлять умы живых существ. Амитабха назвал сие сочетание, тотчас обретшее пристанище в человеке, "Ом мани падме хум" ("Я есмь Сокровище в Лотосе, и в нем я пребуду"). Затем Падмапани, "тот, что в Лотосе", поклялся трудиться непрестанно, пока он не побудит человечество восчувствовать в себе его присутствие и не спасет его тем самым от мук перевоплощения. Он поклялся свершить сей чудный подвиг до конца кальпы, добавив, что в случае неудачи он хотел бы, чтоб голова его раскололась на мелкие несчетные кусочки. Кальпа завершилась, но человечество так и не восчувствовало его в своем холодном, злобном сердце. И тогда голова Падмапани раскололась, рассыпавшись на тысячу осколков. Движимое состраданием, Божество преобразило сии осколки в десять голов – три белые, остальные семь различных цветов. И стал человек с того дня совершенным числом, или Десятью.

В этой аллегории сила звука, цвета и числа представлена столь хитроумно, чтобы скрыть истинное эзотерическое значение. Для профана она читается как одна из многих бессмысленных сказок о творении, но она преисполнена духовного и божественного, физического и магического смысла. От Амитабхи – не-цвета, или белой славы, рождаются семь дифференцированных цветов призмы. Каждый из них издает соответствующий звук, образуя семь нот музыкальной гаммы. Как среди математических наук геометрия особым образом связана с архитектурой, а также – если двигаться от частного к общему – с космогонией, так и десять йодов пифагорейской Тетрады, или Тетрактиса, символизирующие Макрокосм, микрокосм, или человека, его подобие, – разделяются на десять точек. Об этом позаботилась сама природа, как увидим в дальнейшем.

Но прежде чем доказать это утверждение и продемонстрировать совершенное соответствие между Макрокосмом и микрокосмом, потребуется небольшое пояснение.

Для ученика, возжелавшего изучать эзотерические науки вместе с их двоякой целью: а) доказать, что человек по своей духовной и физической сущности тождествен Абсолютному Принципу и Богу в Природе и б) продемонстрировать наличие в нем той же потенциальной мощи, что существует в творческих силах Природы, – для такого ученика совершенное знание соответствий между цветом, звуком и числом является первой необходимостью. Как уже было сказано, сакральная формула Дальнего Востока "Ом мани падме хум" лучше всего подходит для уяснения учеником этих соответственных качеств и функций.

Я повторяю вновь: пусть те, кто слишком остро воспринимают себя детьми нашего века, чтобы приблизиться к раскрытию многочисленных тайн в духе истинного благоговения – хотя бы и были затронуты темы и предметы, считающиеся ныне неподобающими и, используя более точное слово, неприличными, – пусть они сразу же отринут эти учения, так как мне придется употреблять определенные термины и ссылаться, особенно вначале, на наиболее интимные органы и функции человеческого тела, само упоминание которых наверняка вызовет у них либо чувство отвращения и стыда, либо непочтительный хохот.

Именно такие чувства неизменно побуждали целые поколения пишущих о символике и религиях со времен Кирхера материализовать своей грязной мыслью каждую эмблему и каждую идеограмму природы и расценить в конечном итоге все религии, включая и христианство, как фаллический культ. Совершенно верно, что уже со времен Пифагора и Платона экзотерические культы стали извращаться, пока они не низвели символизм до самой постыдной практики сексуального ритуала. Отсюда ужас и презрение, с которыми каждый истый оккультист рассматривает так называемого "личного бога" и экзотерический обрядовый культ церквей – будь то языческих или христианских. Но даже в дни Платона все обстояло совсем не так. Именно преследование истинных Иерофантов и окончательное уничтожение тех мистерий, кои единственные очищали человеческие мысли, привели к сексуальному культу тантрика, а через забвение божественной истины и к черной магии, сознательной или бессознательной.

На эту тему написано множество работ, в особенности в конце нашего столетия. Каждый ученик может прочесть труды таких авторов, как Пейн Найт, Хиггинс, Инман, Форлонг, и, наконец, "Фаллицизм" Харгрейва Дженнингса и "Фаллический культ" Аллена Кемпбелла. Все они основаны на истине в том, что касается фактов; все они ошибочны и несправедливы в своих окончательных оценках и выводах.

Вышесказанное адресовано ученикам с тем, дабы они, зная, с какой горечью некоторые оккультисты относятся к огрубению церквей и материалистическим мыслителям, усматривающим фаллицизм в каждом символе, с самого начала не пришли к заключению, что и оккультные науки подобным же образом покоятся лишь на одном сексуальном фундаменте. Мужчина и женщина в своих физических аспектах и плотских оболочках – лишь высшие животные, а различные части их тел, если их вообще упоминать, следует обозначать терминами, понятными ученику. Но представление о непристойном акте, с которым связаны эти органы в современном понимании человечества, отнюдь не противоречит тому факту, что каждый такой орган эволюционировал и развивался, чтобы выполнять шесть функций на шести различных планах действия, не считая седьмой, низшей и чисто земной, функции на физическом плане. Сказанного достаточно в качестве предисловия к нижеследующему.

В аллегории о Падмапани – Сокровище (или Духовном Эго) в Лотосе, или символе андрогинного человека, выделяются числа 3, 4, 7, 10 как синтезирующие Единицу, человека, о чем я уже говорила. Продвижение ученика в оккультизме зависит именно от глубокого знания и понимания значения и мощи этих чисел в их различных и многообразных сочетаниях и взаимосоответствиях со звуком (или словом) и цветом, или скоростью движения (представленным в физике вибрациями). Стало быть, мы должны начать с первого, изначального слова Ом, или Аум. Ом есть "завеса". Изречение "Ом мани падме хум" состоит не из шести, а из семи слогов, поскольку первый слог является двояким при его правильном произношении и трояким по существу – А-ум. Он представляет собой вечно сокрытую первичную триединую дифференциацию, не из, но в Едином Абсолюте и, следовательно, символизируется 4, или Тетрактисом, в метафизическом мире. Это есть Единица-луч, или Атман.

Именно Атман, сей высший дух в человеке, и называется, в сочетании с Буддхи и Манасом, верхней Триадой, или Троицей. Более того, Триада эта, вместе со своими четырьмя низшими человеческими принципами, окутана аурической оболочкой, как желток яйца (будущий эмбрион) – белком и скорлупой. Благодаря этому высшие существа из иных планов воспринимают каждого человека как овальную сферу, более или менее сияющую.

Но чтобы продемонстрировать ученику абсолютное соответствие между рождением Космоса, Мира, планетарного существа или дитя греха и земли, потребуется более точное и ясное описание. Тот, кто знаком с физиологией, поймет это лучше других.

Кто из читавших "Вишну-пурану" или иные пураны не знает экзотерической аллегории о рождении Брахмы (двуполого) в Мировом Яйце – Хираньягарбхе, окруженном семью зонами или, вернее, планами, кои в мире формы и материи становятся семью и четырнадцатью локами; числа семь и четырнадцать появляются по мере надобности.

Не выдавая сокровенного анализа, индусы с незапамятных времен уподобляли утробу Вселенной, равно как и солнечную утробу, женской матке. О первой сказано: "Чрево ее столь же обширно, как сама Меру", и "будущие могучие океаны дремали в водах, наполнявших ее полости, континенты, моря и горы, звезды, планеты, богов, демонов и человечество". По своей внутренней и внешней оболочке все это напоминало кокосовый орех, изнутри заполненный мякотью, а внешне покрытый скорлупой и шелухой. "Обширно, как сама Меру", – гласят тексты. "Меру была ее амнионом, иные же горы – ее хорионом", – добавляет стих в "Вишну-пуране"[3].

Точно так же в утробе матери рождается и человек. Как в экзотерических преданиях Брахма окружен семью слоями внутри и семью снаружи Мирового Яйца, так же окружен и эмбрион – первый или седьмой слой, в зависимости от того, откуда мы начинаем счет. Таким образом, как эзотеризм в своей космогонии насчитывает семь внутренних и семь внешних слоев, так и физиология указывает на семь содержимых матки, совершенно не подозревая, что они суть копия того, что происходит в Утробе Вселенной. Содержимые сии таковы:

1. Эмбрион.

2. Амниотическая жидкость, в которой плавает эмбрион.

3. Амнион, зародышевая оболочка, окружающая эмбрион и содержащая амниотическую жидкость.

4. Пупочный пузырек, содержащий желток, – источник питания для эмбриона в первые недели развития

5. Аллантоис, пузырек, развивающийся из конечности эмбриона и распространяющийся внутри яйцеклетки.

6. Промежуток между внешним слоем яйцеклетки и амнионом; содержит пупочный пузырек и аллантоис.

7. Хорион, или ложный амнион, образованный внешним слоем яйцеклетки.

 

 

Рис. 1. Яйцеклетка до того, как амнион и хорион полностью различимы; аллантоис (5) также находится на ранних стадиях развития.

Рис.2. Распространение аллантоиса по промежутку (6): желточный мешок значительно сузился. Цифрами 3 обозначены выступы, образующие амнион.

Рис. 3. Желточный мешок сузился еще больше; аллантоис окончательно заполнил промежуток между амнионом и хорионом (ложным амнионом), распространившись по его стенкам, в виде разветвленных ворсинок вросших в субстанцию слизистой оболочки матки. На более поздних стадиях оболочка эта образует плаценту.

1. Эмбрион. 2. Амниотическая жидкость, непосредственно окружающая эмбрион. 3. Амнион, оболочка, развивающаяся из утробного плода и содержащая жидкость. 4. Пупочный пузырек, предназначенный для изначальной передачи пищи эмбриону и его последующего питания. 5. Аллантоис, протрузия[4] из эмбриона в форме закрытого мешка, простирающегося между 3 и 7, посредине 6 и служащий, после того как дифференцируется в плаценту, для передачи пищи эмбриону. 6. Промежуток между 3 и 7 (амнионом и хорионом), заполненный белковой жидкостью. 7. Хорион, или наружная оболочка.

Так вот, каждый из этих семи содержимых в отдельности соответствует и являет подобие своему прототипу на каждом из семи планов бытия, которым, в свою очередь, соответствуют семь состояний материи и всех иных сил, чувственных или функциональных, в Природе.

Нижеследующее являет собой взгляд с птичьего полета на семь содержимых утробы Природы и женщины. Мы можем сопоставить их следующим образом:

Процесс, происходящий в Космосе (Верхний полюс)

 Процесс, происходящий в человеке (Нижний полюс)

 1) Математическая точка, названная "Космическим семенем". Монада Лейбница[5], которая содержит всю Вселенную, подобно тому, как желудь – дуб. Это первый пузырь на поверхности безграничной однородной Субстанции, или Пространства, пузырь дифференциации на ранней стадии. Она есть источник орфического Яйца, или Яйца Брахмы. В астрологии и астрономии соответствует Солнцу.

1) Земной эмбрион, содержащий в себе будущего человека со всеми его потенциальностями. В ряду принципов человеческой системы это есть Атман, или сверхдуховный принцип, точно так же, как в физической Солнечной системе – это Солнце.

 2) Vis vitae нашей Солнечной системы истекает из Солнца. а) Она именуется Акашей, когда относится к высшим планам. б) Она исходит из десяти "божеств", десяти чисел Солнца, которое само есть "Совершенное Число". И называются он Дис – в реальности Пространства: силы, рассеянные в Пространстве, три из них пребывают в Атмане Солнца, или же седьмом принципе, а семь являют собой лучи, испускаемые Солнцем.

2) Амниотическая жидкость истекает из эмбриона.
а) На плане материи она называется праной[6].
б) Она исходит, зарождаясь во всемирной Единой Жизни, или Дживатмане, из сердца человека и Буддхи, над коей главенствуют Семь Солнечных Лучей (Божеств).

3) Эфир Пространства, представляющий в своем внешнем аспекте пластическую корку, которая, как полагают, окружает Солнце. На высшем плане – это вся Вселенная, как третья дифференциация выявляющейся Субстанции – Мулапракрити, становящаяся Пракрити.

3) Амнион – оболочка, содержащая амниотическую жидкость и окружающая эмбрион. После рождения человека она становится третьим слоем его магнитно-жизненной ауры.

а) Мистически соответствует проявленному Махату, или Разуму, или Душе Мира.

а) Манас – третий принцип (считая сверху), или человеческая душа в человеке.

4) Сидерическое содержимое эфира; субстанциальные части его, неизвестные современной науке, представлены:

а) в оккультных и каббалистических мистериях – элементалами.

б) в физической астрономии – метеорами, кометами и всякого рода случайными и феноменальными космическими телами.

 4) Пупочный пузырек, служащий, как учит наука, для изначального питания эмбриона, но как утверждает оккультная наука – для передачи зародышу посредством осмоса космических воздействий, чуждых матери.

а) Во взрослом человеке они становятся питателями камы, над которой и главенствуют.

б) В физическом человеке – его страсти и эмоции, моральные метеоры и кометы человеческой природы.

5) Жизненные потоки в эфире, зарождающиеся в Солнце: каналы, по которым проходит жизненный принцип этого эфира (кровь космического тела), чтобы питать все на Земле и др. планетах – от минералов, побуждающихся к росту и видоизменению, от растений, получающих таким образом пищу, до животного и человека, наделяемых жизнью.

5) Аллантоис – протрузия из эмбриона, простирающаяся между амнионом и хорионом; предположительно передает пищу от материи к эмбриону. Он соответствует жизненному принципу – пране или дживе.

6) Двоякое излучение, психическое и физическое, эманирующее из Космического Семени и распространяющееся вкруг всего Космоса, равно как и вокруг Солнечной системы и каждой планеты. В оккультизме оно называется высшим божественным и низшим материальным астральным светом.

6) Аллантоис подразделяется на два слоя. Промежуток между амнионом и хорионом содержит аллантоис, а также белковую жидкость[7].

7) Наружная корка каждого сидерического тела, Скорлупа Мирового Яйца, или сфера нашей Солнечной системы, нашей земли и каждого человека и животного. В сидерическом пространстве – собственно эфир; на земном плане – воздух, который опять-таки состоит из семи слоев. а) Изначальное потенциальное мировое вещество становится (на манвантару) постоянной планетой (планетами).

7) Хорион, или же Zona Pellucida, шарообразный предмет, называемый бластодермическим пузырьком, внешний и внутренний слои оболочки которого образуют физического человека. Внешний (эктодерма) формирует его эпидермис; внутренний (эндодерма) – мышцы, кости и т.д. Кожа человека тоже состоит из семи слоев. а) "первичный" становится "постоянным" хорионом.

Даже в эволюции рас наблюдается та же последовательность, что в природе и человеке[8]. Плацентарный животный человек стал таковым только после разделения полов в третьей коренной расе. В физиологической эволюции плацента полностью формируется и функционирует только после третьего месяца утробной жизни.

Давайте же отбросим такие человеческие понятия, как личный бог, и будем придерживаться чисто божественного – того, что пронизывает собою все и вся в безграничной Природе. В "Ведах" оно названо санскритским эзотерическим именем Тад (или То) – термин, обозначающий непознаваемый Бескорний Корень. Если мы так и поступим, то сможем ответить на нижеследующие семь вопросов Эзотерического Катехизиса таким образом:

1) В[опрос]. Что есть Предвечный Абсолют?

    О[твет]. То.

2) В[опрос]. Как выявился Космос?

    О[твет]. Через То.

3) В[опрос]. В каком состоянии будет он, когда погрузится в пралайю?

    О[твет]. В Том.

4) В[опрос]. Откуда произошла вся одушевленная и, как предполагают, "неодушевленная" природа?

    О[твет]. Из Того.

5) В[опрос]. Какова Субстанция и Сущность, из коих образована Вселенная?

    О[твет]. То.

6) В[опрос]. Во что она растворялась и будет растворяться вновь и вновь?

    О[твет]. В То.

7) В[опрос]. Тогда То является как содействующей, так и материальной причиной Вселенной?

    О[твет]. А чем же еще может быть То?

Поскольку Вселенная, Макрокосм и микрокосм[9], являют собой десять, то почему мы подразделяем человека на семь принципов? По той же причине, по которой совершенное число десять делят надвое – причине, которая не может быть предана гласности, т. е. сверхдуховно и физически, сил десять – три на субъективном и непостижимом плане, семь на объективном. Помните, сейчас я даю описание двух противоположных полюсов: а) изначального треугольника, который, как только он отразился в "Небесном Человеке" – высочайшем из низших семи, исчезает, возвращаясь в "Безмолвие и Тьму"; и б) астрального прототипного человека, чья Монада (Атман) также представлена треугольником, которому надлежит стать Троицей во время сознательных дэвакханических интерлюдий. Поскольку чисто земной человек отражен во вселенной материи, так сказать, вверх ногами, то верхний треугольник – вместилище творческой идеации[10] и субъективной потенциальности созидания – перемещен в человеке из праха ниже семи. Так, три из десяти, содержащие в архетипном мире только потенциальность идеации и прототипа, т. е. существующие в возможности, но не в действии, на самом деле едины. Мощь созидающего творчества пребывает в Логосе – синтезе семи сил, или лучей, тотчас же претворяющегося в Четверицу, священного Тетрактиса. Тот же процесс повторяется и в человеке, в ком низший физический Треугольник становится, в сочетании с Единицей женского начала, двуполым создателем, или породителем; и на более низком плане – в животном царстве. Воистину, тайна вверху – тайна внизу.

Вот какая тесная взаимосвязь существует между верхним-высшим и низшим-самым животным.

[1] Адепт правого пути – об образовании понятия "правого пути" подробнее см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, станс VI, шлока 5.

[2] См. "Тайную Доктрину", том II, Кн. I стр. 219-220 (Станца VI, шлока 4).

[3] "Вишну-пурана". I, 2.

[4] Протрузия – от лат. – выступ, высовывание.

[5] Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом, как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирождённой способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Ввёл термин «апперцепция» в отличие от бессознательной перцепции.

[6] Прана в действительности является всемирным жизненным Принципом.

[7] Все содержимое женской утробы, имея непосредственную духовную связь со своими космическими прототипами, является на физическом плане мощным орудием в черной магии – а потому считается нечистым.

[8] См. "Тайную Доктрину", том I, часть 1.

[9] Солнечная система или Земля – в зависимости от обстоятельств.

[10] Идеация – здесь: способность к восприятию и формированию идей.

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU