Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Инструкция I

Назад к оглавлению

Единство Божества

Эзотеризм, чистый и простой, не говорит ни о каком личном боге; потому-то нас и почитают за атеистов. Но в действительности вся оккультная философия целиком и полностью зиждется на вездесущем присутствии Бога – Абсолютного Божества; и если о Нем самом не размышляют, так как Он слишком сокровенен и все еще непостижим как Единица для конечного ума, то все же вся философия основывается на Его божественных Силах, представляющих собой источник всего, что дышит, и живет, и имеет бытие. В каждой древней религии Единый был явлен во множестве. В Египте и Индии, в Халдее и Финикии и, наконец, в Греции представления о божестве выражались числами, кратными трем, пяти и семи, равно как восемью, девятью и двенадцатью великими богами, символизировавшими силы и свойства Единого и Единственного Божества. И относилось это к тому бесконечному подразделению на иррегулярные и нечетные числа, которому метафизика тех народов подвергла Единое Божество. Пантеон богов, составленный таким образом, обладал всеми качествами и свойствами Единого Превышнего и Непознаваемого; ибо в сей коллекции божественных личностей или, вернее, олицетворенных символов, обитает Единый Бог, Бог Один, тот Бог, который, как говорят в Индии, не имеет себе второго: "О Бог Ани (Духовное Солнце), в сонме своих божественных личностей пребываешь ты".[1]

Слова эти доказывают веру древних в то, что все проявление исходит из одного и того же источника, все эманирует из единого тождественного принципа, который никогда полностью не может распространиться, кроме как через всю коллективную совокупность своих эманации и в них.

Плерома Валентина[2] есть именно Пространство оккультной философии; ибо Плерома означает "Полнота", высшие области. Она есть сумма всех божественных проявлений и эманаций, выражающих plenum, или совокупность, лучей, которые исходят от Единого, дифференцируясь на всех планах и трансформируясь в божественные силы, именуемые ангелами и планетными духами в философии каждого народа. Эоны гностиков и силы Плеромы глаголят так же, как дэвы и саддху пуран. Эпинойя, первое божественное проявление женского начала, "принцип" Симона Мага и Сатурнина[2], вещает тем же языком, что и Логос Василида[2]; и каждого из них можно проследить вплоть до эзотерической Алетейи – Истины мистерий. Bсe они, как учат нас, повторяют в разные времена и на разных языках величественный гимн египетского папируса, чья седая древность уходит в глубь тысячелетий: "Боги тебя обожают, они приветствуют тебя, О Единая Прикровенная Истина", а обращаясь к Ра, они добавляют: "Боги преклоняются пред твоим Величием, славословя Души того, который их создает... и говорят тебе, Мир всем эманациям из Бессознательного Отца Сознательных Отцов Богов... Ты создатель существ, мы обожаем души, эманирующие из тебя. Ты порождаешь нас, О ты Неведомый, и мы приветствуем тебя, поклоняясь каждому Богу-Душе, что нисходит от тебя и обитает в нас". (Гимн Амону-Ра). Вот откуда проистекает утверждение: "Разве не знаете, что вы боги и храм Божий". Это доказано в работе "Корни обрядности в церкви и масонстве"[2] ("Lucifer", March, 1889). Воистину, как сказано еще семнадцать столетий назад: "Человек не может обладать Истиной (Алетейей), если не причастится гнозису". Так и мы можем ныне сказать: "Ни единый человек не может познать Истину, не изучив тайны Плеромы оккультизма; и все тайны эти сокрыты в теогонии древней Религии-Мудрости, которая и есть Алетейя оккультной науки".

Е. П. Б.

[1] Apud Grebaut Papyrus Orbiney, p. 101.

[2] Валентин – по всеобщему признанию, был величайшим из гностиков. Его почитали, и даже оппоненты, за великую ученость и красноречие, равно как и за огромное влияние его учений на современную мысль. И хотя у нас нет точных сведений о датах жизни самого Валентина, все же можно предположить, что он жил приблизительно в 100-180 гг. после Р. Х. Валентин был египтянином, родом из Фебонита – города на египетском побережье, и с 130 г. после Р. Х. преподавал греческую науку и литературу в Александрии. Из доступных нам источников информации явствует, что Валентин решил синтезировать гнозис и сформулировать универсальную систему религиозно-философской мысли. О его писаниях известно мало, не считая того, что они были многочисленны, а специальные трактаты его – трудны и малопонятны.
        Сатурнин (или Саторнилий) – обычно считается основателем сирийского гнозиса (приблизительно конец первого и начало второго столетия нашей эры). Полагают, что он проповедовал в Антиохе, но мы не располагаем никакими сведениями о его национальности или каких-либо случаях из его жизни. Он особенно отличался своим суровым аскетизмом. Эти сведения о нем почерпнуты главным образом из работы Юстина Мученика "Dialogue with Trypho", XXXV, а также из краткого изложения Иринея, которое, вероятно, основано на утерянном труде Юстина "Compendium".
        Василид – один из величайших проповедников гнозиса. О жизни его ничего не известно, кроме того факта, что он проповедовал в Александрии. О датах жизни его можно только гадать, но несколько независимых авторитетов указывают на царствие Адриана (117-138 гг. после Р. Х.) как на время, когда здравствовал Василид. Мы также не располагаем сведениями о его национальности, но, кем бы он ни был, он был пропитан эллинской культурой и сведущ в мудрости Египта.
        "Истоки обрядности в церкви и масонстве" – см. H. P. Blavatsky, CW, XI; а также статья "Корни обрядности в церкви и масонстве".

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU