Е.П.Блаватская
Смерть и бессмертие
(сборник статей)
Настоятельная необходимость составления словаря по метафизике и спиритуализму
В журнале «Light» от 11 февраля в статье «Сообщающие духи»,
подписанной «Ч.К.М[эсси]», говорится следующее:
«Таким образом, напрашиваются следующие выводы: только
первый, земной класс, и третий,
то есть усовершенствованные духи, могут сознательно
общаться с нами и вмешиваться в дела людей с помощью тела
(хотя совсем иного типа), которое служит посредником в
общении; «земные» условия предполагают длительное
существование «астрального» тела. Согласно оккультному
учению, это тело находится в процессе дезинтеграции —
поэтому сообщения становятся все более бессвязными по мере
развития этого процесса. В соответствии с современным
учением, изложенным в журнале «The Theosophist»,
лингашарира
постепенно распадается вместе с физическим телом
после смерти последнего. Это совершенно противоречит тому,
что было сказано Элифасом Леви и многими другими
авторитетами, и кажется неправдоподобным».
«Ч.К.М.» очень сильно ошибается, считая Бёме авторитетом
и полностью принимая его непродуманную классификацию душ, в
которой «усовершенствованный дух» отнесен к «третьему
классу». Также он неправильно истолковывает термин «небесная
сущность» как «божественное воплощение» и называет
доктрину о лингашарире, опубликованную в нашем
журнале, «современным учением», доказывая, что оно
«совершенно противоречит тому, что было сказано Элифасом
Леви и многими другими авторитетами». Многих из этих
«авторитетов» можно упрекнуть в использовании терминологии,
которая годится только для общих понятий, но недостаточна
для детального описания, что вводит в заблуждение
неискушенного читателя.
С разрешения нашего доброго друга «Ч.К.М.» мы попытаемся
показать, где кроются его отдельные ошибки.
Вопрос об авторитетности Бёме — вопрос личного мнения,
полностью зависящего от убежденности его обожателей.
Принимая во внимание ошибки «Ч.К.М.», мы легко
продемонстрируем, что классификация Бёме и его определение
«усовершенствованный дух» являются совершенно
неметафизическими, а потому нелогичными с оккультной точки
зрения. Если бы герлитский провидец сказал вместо этого
«душа», то вероятность согласования его различных учений
была бы больше. Употребить термин «дух» в сочетании с идеей
о «воплощении» будет такой же неточностью и грубой ошибкой,
как и представить необусловленное или Бесконечное
Все (Единую Реальность) в виде ограниченной и
обусловленной части конечного объекта, в виде фрагмента
быстротечных миражей, постоянно появляющихся и исчезающих в
нашем мире феноменов. «Усовершенствованный», или, точнее, «Совершенный
Дух», поскольку Абсолют, или неограниченное Единство
и совершенство, нельзя ни разделить, ни наделить атрибутами
и степенями, присущими постепенному
усовершенствованию, может стать Единством, или Духом, только
лишившись любой формы или очертания (следовательно, тела),
которое неизбежно будет превращать его в двойственность.
Он не может иметь никакого отношения или интереса к любому
сознательному объекту нашего иллюзорного мира, так как
двойственность обязательно возникает там, где есть хоть
какая-нибудь зависимость. Следовательно, если под термином
«усовершенствованный дух» подразумевается абсолютное
сознание, то последнее, будучи неспособным к внутреннему и
внешнему познанию, должно неизбежно расцениваться как
лишенное также способности добровольного общения с
нами, смертными. И если мы беремся подразделять «души» или
«духовные сущности» на классы и степени, на каком основании
осмеливаемся мы, — кто бы ни был нашим авторитетом, —
ограничивать их только тремя классами? Разумеется,
внимательное изучение доктрины о семи принципах живущего
смертного человека, как учит эзотеризм архатов, — где каждый
из семи принципов подразделяется, в свою очередь, еще на
семь, — послужит, по меньшей мере, одной благородной цели, а
именно, установлению хоть какого-то порядка в этом
бесконечном хаосе и смешении терминов и понятий.
Как доказательство тому, мы видим, что наш дорогой «Ч.К.М.»
путает санскритский термин «лингашарира» с майяви-
или кама-рупой, «астральной душой», и называет
доктрину о ее отделении от тела — «современным учением».
Если он обратится к старым выпускам нашего журнала, то
найдет в ноябрьском номере за 1879 г. (статья «Йога видья»)
правильное объяснение этого термина в предложении, где
говорится, что лингашарира — это «трудно уловимый
эфирный элемент Эго любого организма (будь то человек,
животное или растение), неразрывно связанный с последним; он
никогда не покидает его, только в случае смерти». А если
так, как могло «астральное тело» человека, — как мы называем
его лингашариру, — оставить его при жизни и появиться
в качестве двойника, что, как мы знаем, часто происходит с
медиумами и другими людьми, наделенными необычными
способностями?
Ответ прост: то, что появляется в виде «двойника»,
называется «майяви-рупой» (иллюзорной формой), если
действует слепо; и кама-рупой, «волей», или «формой
желаний», когда обретает реальный образ под действием
сознательной воли и желания своего владельца. Дживатма
(жизненный принцип) и лингашарира (сексуальное тело)
являются внутренними принципами, в то время как
майяви-рупа — это, так сказать, внешняя «душа», та, что
окутывает физическое тело чем-то вроде эфирной паутины. Это
полный двойник человека и даже одежды, которую он носит.
И этот принцип сгущается до видимого состояния под действием
либо закона взаимного притяжения, либо потенциальных
возможностей йога-баллу, или «силы Адепта».
Таким образом, «лингашарира» «постепенно исчезает
вместе с физическим телом после смерти последнего». Оно
растворяется медленно и постепенно, его слияние с телом
ослабевает по мере дезинтеграции частиц. Во время этого
распада его можно иногда видеть над могилой в душные ночи.
Благодаря сухой и наэлектризованной атмосфере оно может
проявляться и стоять в виде голубоватого пламени, часто как
светящийся столб, од,
сохраняя более или менее смутное сходство с внешней формой
тела, лежащего в земле. Люди суеверные и не знающие природу
этих посмертных газообразных эманаций объясняют их
присутствием «страдающей» души, личного духа,
парящего над могильной плитой, под которой покоится прах
покойного. Однако когда распад закончился и природа
полностью разорвала связь материальных частиц,
лингашарира рассеивается вместе с телом, будучи всего
лишь его излучением.
Следовательно, давно пора подумать о составлении «словаря по
метафизике и спиритуализму». Если мы заимствуем верования
Востока и его философскую систему, неважно, под каким
названием, — то должны позаботиться, чтобы они не исказились
в результате нашей небрежности и неправильного понимания
истинного значения терминов. Чем скорее мы это сделаем, тем
лучше будет и для спиритуалистов и для нас; в противном
случае, как мы видим, это может привести наших лучших
друзей, — идущих параллельно с нами, если не вместе, в
поисках единого знания, — к серьезному столкновению теней.
Такое сражение, возникшее из-за неправильного толкования
слов, затрагивающих достоинства догм, и незнания их
синонимов, было бы крайне огорчительным. Тем более, что
многие из наших врагов проявляют нетерпеливое желание
преподнести простые разночтения терминов как недопустимую
ересь.
Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist»,
vol. III, April, 1882, pp. 167-168.
К началу страницы → К
оглавлению сборника "Смерть и Бессмертие"
|