Е.П.Блаватская
Гималайские Братья
(сборник статей)
Исключительный случай
Один из наших корреспондентов пишет:
«Banner of Light»
на своих страницах сообщает любопытный случай. «В Нью-Йорке
есть джентльмен, до недавнего времени бывший одним из самых
талантливых и респектабельных коммерсантов.
Потеря умственных способностей является частым последствием
их длительного приложения к одному предмету, но в этом
случае есть некая особенность заболевания, которая может
заинтересовать многих читателей “Banner”.Несмотря на
полное расстройство умственных способностей у этого
джентльмена, он пишет сейчас такие же мудрые и разумные
деловые письма, как и раньше, но при этом он совершенно не
способен прочитать то, что сам же написал; описанный случай
беспрецедентен, насколько свидетельствует пишущий это».
Я предполагаю, что в этом случае активен лишь четвертый
принцип, но что же стало с пятым? Испарился ли он, перешел
ли в латентное состояние, или парализовался? Является ли
человек в состоянии слабоумия только оболочкой? Или
прекратилась связь? Если он — лишь оболочка, то что же стало
с пятым принципом?
Л. А., член Т.О.
Комментарий редактора
Мы считаем, что все как раз наоборот. Не действуют ни
четвертый принцип — единственно живой в период «старческого
слабоумия» или безумия, ни пятый; оба, так сказать,
парализованы в случае нью-йоркского джентльмена. В мозгу все
омертвело или, точнее, в каталептическом ступоре — за
исключением той части, которая в физиологии названа
сенсигенными молекулами, образующими физические
суперструктуры или основы памяти в нашем мозгу. И даже в
этой части мозгового вещества на самом деле живы и активны
лишь те молекулы, которые, строго говоря, непосредственно
связаны более с машинальными импульсами, давно
приобретенными привычками и т.п., нежели с памятью in
toto. Мы слышали о нескольких случаях безумия по части
всего и вся, за исключением того, что выродилось в
умственную и физическую привычку. Если попросить
художника-портретиста, лунатика, нарисовать определенного
человека, которого он знал, то он по памяти напишет портрет
гораздо лучше, чем мог сделать это в дни своего полного
здоровья, имея перед собою этого человека. Однако, когда
портрет будет завершен, он непременно увидит в нем
какое-нибудь животное и спросит, не правда ли, что эта
собака, кошка или птица «очень, очень натуральна и красива».
Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist»,
Vol. V, № 8 (56), May, 1884, p. 203.
К началу страницы → К оглавлению сборника "Гималайские Братья"
|