Е.П.Блаватская

Что есть Истина?

(сборник статей)

НЕБОЛЬШИЕ ЗАМЕТКИ

Аару — небесное поле, с которого души умерших получают пшеницу, вырастающую там в семь локтей вышиной. (См.: «Книга Мертвых», Гл. CIX, 7-8, и Гл. CXLIX, II, 2-3, Фиванская версия в переводе Э.А.У. Баджа.)

Амрита (бессмертный) — эпитет напитка Сомы, называвшегося также «Живой Водой».

[«Хотя... солнечные души притягивают к себе земные души, пока что блуждающие, чтобы воссоединиться с ними в Нирване...»] Это учение ведантийской секты вишишта-адвайта. Джива (духовный жизненный принцип, живая Монада) того, кто достиг мокши, или нирваны, «прорывается сквозь Брахмарандру[1] и устремляется к Сурьямандале (сфера солнца) по солнечным лучам; а затем, через темное пятно на Солнце, — к Парамападхе», куда ее направляет Высшая Мудрость, приобретаемая благодаря йоге, и дэвам[2] (богам), именуемым Арчи, «Пламя», или Огненными Ангелами (соответствующими христианским архангелам)».

[Теперь мы обнаружили трехгранный ключ — свет, музыка, форма, — который откроет для нас точные пропорции и цвета перекрещивающихся треугольников — шестиконечной звезды, универсального символа творческой силы, воздействующей на материю]. Следовательно, пентакль, или шестиконечная звезда, в каббалистической символике есть знак проявленного «Логоса», или «Небесного человека», Тетраграмматона. «Четырехбуквенный Адни (Адонай, «Господь») — Эхейе (символ жизни или существования), есть Господь шести оконечностей (6 Сефиротов), его седьмой оконечностью является его Невеста (Малкут, или физическая природа, также — Земля)». (Халдейская «Книга Чисел», VIII, 3-4.)

[Кульминацией света является желтый луч, и потому данному цвету отдана восточная точка в нашем символически изображенном центре излучения.] В этом секрет огромного почтения, проявляемого к этому цвету на Востоке. Это цвет одеяния индийских йогов и тибетских монахов секты гелугпа («желтые шапки»). Он символизирует чистую кровь и солнечный свет и называется «потоком жизни». Красный цвет, его противоположность, является цветом дугпа, черных магов.

[Абсолютная Истина самоочевидна]. На нашей Земле «самоочевидная» истина далеко не всегда может считаться абсолютной. Она остается относительной, а не абсолютной, в сравнении со своей Универсальной Абсолютностью[3].

[В одной из статей утверждалось следующее: «Первоначальное, проявляющееся через Субстанцию... и Силу... по сути своей не может быть... непохожим на свои собственные творения... Также и Материя и Движение не могли бы продолжать существовать, если бы поддерживающая их существование самосущая причина вдруг исчезла...» К этому высказыванию Е.П.Блаватская добавила следующее примечание]:

Что может связывать Абсолют с обусловленным или конечным? Здравый смысл и метафизическая философия подсказывают — ничто. «Самосущим» может быть только Абсолют, поэтому эзотерическая философия называет его «Беспричинной Причиной», Абсолютным Корнем всего, не имеющим ни признаков, ни свойств, ни состояний. Это единый универсальный закон, частью которого является бессмертный человек, способный ощущать его только в доступных ему аспектах, а именно: в виде абсолютной неизменности, преобразованной на нашем уровне иллюзии в абсолютную активность, или в виде вечного непрерывного движения, вечного Становления. Дух, Материя и Движение суть три атрибута, представленные на нашем уровне. Но в состоянии самосущего бытия все три — едины и неделимы. Следовательно, мы можем сказать, что Дух, Материя и Движение вечны, потому что представляют собою три аспекта одного и того же. Похоже, однако, что наши разногласия с автором этой замечательной статьи состоят исключительно в словесном выражении, терминологии, или форме, но никак не в идеях или мыслях.

[Жизненная энергия] «Энергия», о которой биологи знают не больше, чем об обратной стороне Луны.

[Каждый наделенный чувствами элемент творения должен сказать: «l’univers c’est moi»]. Как раз то же самое делает каждый брамин и каждый ведантист, когда повторяет: Ахам эва парабрахма (Я сам — Брахма, или Вселенная).

 

Были опубликованы в журнале «Lucifer», vol. I, № 6, February, 1888, p. 472, 482-483, vol. II, № 7, March, 1888, p. 80-81.



[1] * Брахмарандра (санскр.) — место на макушке головы, связанное посредством Сушумны — хорды в позвоночнике — с сердцем. Таинственный термин, имеющий значение лишь в мистицизме.

[2] * В «Тайной Доктрине», том I, Е.П.Блаватская приводит более пространный отрывок из «Катехизиса вишишта-адвайты» пандита Н.Бхашьячарьи, Ч.Т.О. Очевидно, это тот же самый текст, который она цитирует в вышеприведенном редакторском комментарии, только более точный и подробный: «Джива (Душа) вместе с сукшма-шарирой идет из сердца тела к Брахмарандре, центру, находящемуся в темени, проходя по Сушумне, нерву, соединяющему сердце с Брахмарандрой. Джива пробивается через Брахмарандру и идет в область Солнца (Сурьямандалу), следуя солнечным лучам. Затем она входит через темное пятно в Солнце в Парамападху... Джива руководится на своем пути... Высочайшею Мудростью, приобретенною Йогой... Так Джива следует в Парамападху с помощью Атхивахиков (носителей в переходе), известных под названиями Арчи-Аха... Адитья... Праджапати... и т.д. Арчи и т.д., упомянутые здесь, являются известными чистыми Душами...» («Тайная Доктрина», т. I, станца V). В примечании Е.П.Блаватская определяет сукшма-шариру как «иллюзорное тело, как бы “тело сновидений”, в которое облечены низшие Дхьяни небесной Иерархии».

[3] * Е.П.Блаватская отсылает читателя к своей редакторской статье «Что есть Истина?» («Lucifer», vol. I, № 6, February, 1888, p. 425-433).

 

К началу страницы → К оглавлению сборника "Что есть Истина?"

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU