Е.П.Блаватская

Что есть Истина?

(сборник статей)

ВИДЕНИЯ В СУМЕРКАХ

В каббале Невестой «Небесного Человека», Тетраграмматона, является Малкут — основа, или царство. Это наша Земля, которой предстоит после духовного возрождения и очищения (как материи) соединиться со своим женихом (духом). Однако в эзотеризме различаются два аспекта Логоса, или «Отца-Сына», который становится впоследствии собственным отцом: один из них — непроявленная Вечность, а другой — проявленный и периодический Логос. «Невестой» первого является абстрактная природа. Она также является его «матерью», которая, будучи «облеченной в силу жениха», рождает проявленную Вселенную (второй логос), благодаря своей собственной мистической силе. Следовательно, она и есть та самая Непорочная Мать; «жена, облеченная в солнце, и в муках рождения» из гл. XII «Откровения Иоанна Богослова».

Вторая часть из трех, составляющих текст поэмы, названной ее автором «Видения в сумерках», весьма поучительна с точки зрения чистой каббалистики и универсального символического эзотеризма. Ее литературная ценность также очевидна. Но в оккультизме литературные достоинства мистического произведения ничего не значат, если оно написано в сектантском духе, то есть если его символизм не универсален или некорректен. Однако в этой второй части (о третьей части нам пока трудно судить, так как мы ее еще не видели) христианско-иудейские имена вполне могут быть заменены их санскритскими или египетскими эквивалентами; смысл поэмы от этого ничуть не пострадал бы. Похоже, что она написана универсальным «мистическим языком», понятным каждому оккультисту, к какой бы школе или национальности он ни принадлежал. Благодаря этому международному языку, истоки которого теряются во мраке доисторических эпох, каждый истинный оккультист, который достаточно хорошо в нем разбирается, всегда может узнать своего подлинного собрата, даже если он преобразует фразеологию Посвященных — древних иудейских Танаим (Даниила и Св. Иоанна, автора «Апокалипсиса») и, отчасти, христианских гностиков — так, чтобы быть лучше понятым непосвященными читателями в христианских странах. Главное, что автор излагает при этом вещи, одинаково понятные любому браминскому или буддийскому Посвященному, который, хотя и скорбит по поводу нынешнего упадка духовности, все-таки верит в преходящий характер кали-юги и надеется на скорое пришествие Калки Аватара. Мы снова повторяем, что божественная наука и мудрость — теософия — является всеобщим и всемирным достоянием и потому едина для любой страны и любого народа. Только физический тип и особенности костюма делают одного человека китайцем, другого — европейцем, а третьего — краснокожим американцем. Но внутренний человек един, ибо все люди — «Сыновья Бога» по праву рождения.

 

Впервые опубликовано в журнале «Lucifer», vol. I, № 6, February, 1888, p. 463-465. Примечание и заключительная редакторская заметка были приложены Е.П.Блаватской ко второй части мистической поэмы У.Ч. Элдона Сарджента «Видения в сумерках». Строка из поэмы: «О жена, облеченная в силу своего жениха», вызвала у Е.П.Блаватской следующее замечание.

 

К началу страницы → К оглавлению сборника "Что есть Истина?"

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU