[А.Ф.Тиндаль, посвятивший изучению оккультизма около шестнадцати
лет, делится накопленным в этой области опытом и излагает учения, которые ему
удалось почерпнуть из различных оккультных источников. Е.П.Б. добавила несколько
собственных примечаний к некоторым его высказываниям.]
[Я все-таки
чувствую, что Деятельность Адептов не ограничивается одними только феноменами
Теософского Общества.] А мы ничего такого никогда и не говорили. Напротив,
остававшаяся до недавнего времени полностью эзотерической доктрина нирманакая
была недавно разглашена, объяснена в трактате под названием «Голос Безмолвия» и
использована нами в качестве аргумента. Эти нирманакая суть бодхисатвы,
или умершие Адепты, которые, хотя и достигли нирваны и освобождения от
перерождений, добровольно отказались от этого дара, чтобы незримо оставаться на
земле и помогать бедному, невежественному человечеству, насколько это позволяет
карма. Это настоящие духи развоплощенных людей; никаких других мы
не признаем. Все прочие — либо дэвакхани, для общения с которыми дух
живого медиума должен восходить на их уровень, так как сами они на наш уровень
спуститься не могут, либо призраки, плавающие в первых водах. Ни один
нирманакая не станет помогать человеку ради собственного блага последнего и не
станет спасать его — разве что от смерти, да и то только в случае, [если] его
жизнь полезна другим людям. Всякое дерево познается по плодам его. А отдельные
люди для них — все равно что листья на его ветвях; так что нирманакая заботятся
прежде всего о сохранности ствола, не заботясь о судьбе каждого листочка,
будет он добрым, злым или же равнодушным. Даже живому Адепту такое не позволено.
[Наши
страсти должны выгореть дотла.] Не на физическом уровне, так как последнее
означало бы полное, осознанное удовлетворение всех наших страстей, освобождение
от них через пресыщение, а это мерзость.
[Необходимо
накопить опыт, а душа должна возвыситься над ними, научившись любить возвышенные
вещи.] «Необходимо накопить опыт» всех добрых и дурных страстей, но сделать это
в мыслях и преодолеть их мысленным же отражением. А любовь и
стремление к возвышенным вещам духовного уровня не оставят, таким образом,
никакого места для низменных, животных желаний.
[...использовать
определенные символы в сочетании с чем-то вроде молитвы... к подобной магии
надлежит прибегать только тогда, когда душа не желает более ничего, кроме как
исполнить Волю Всеблагого Разума...] Насколько это учение согласуется с
теософией, зависит от значения, которое этот мистик вкладывает во «Всеблагой
Разум». Если это существо или какой-то внешний, по отношению к нам, «Разум»,
значит, речь идет о персонифицированном Боге, или духе, что выходит за рамки
теософских учений. Но если речь идет о нашей собственной Высшей Сущности,
то мы солидарны с автором. Только в этом случае Оно (Атман) не может
иметь собственной воли, поскольку не является обусловленным существом.
Следовательно, фраза некорректна.
[Я призываю
Духи Живых, а затем вижу их подобия и слышу их речь.] Теософы назвали бы это
некромантией, или неосознанной черной магией.
[...увидев
форму Адепта перед тем, как получить письмо...] Безусловно, ни один «индийский»
или какой-либо другой адепт не станет утруждать себя возвещением такого
пустякового события! Особенно, если упомянутое письмо приходит «часом позже» и
является единственным пунктом намеченной программы. В данном случае всему виной
было собственное, естественное ясновидение автора. Адепт здесь совершенно
ни при чем!
[Есть
добрый и любящий Разум, заполнивший Природу.] Отчего это вдруг «любящий»? Если
это Абсолют, то у него не может быть никаких признаков, в том числе и
любви или ненависти.
[Да будет
воля твоя.] Мы не знаем такого Существа, которому может быть адресована эта
фраза.