В «Матсья-пуране» (гл. 272) утверждается, что
в Индии будут царить десять Мориа, их преемниками будут
Шунги и что Шата Дханва будет первым из этих десяти Мориа.
В «Вишну-пуране» (кн. IV, гл. 4)
утверждается, что в династии Сурья был царь, зовущийся «Мару,
который в силу преданности (йога), еще живет в селении под
названием Калапа», в Гималаях, и который в будущую эпоху, то
есть многие тысячи лет спустя, восстановит кшатриев
Солнечной династии. В другой части той же пураны (кн. IV,
гл. 24) утверждается, что «после угасания рода Нанда, Мориа
будут владеть землей, ибо Каутилья возведет на трон
Чандрагупту».
Полковник Тод считает Мориа искажением от
Мори — имени раджпутского рода. Тика из «Махаванши»
полагает, что князья города Мори впоследствии назвались
Мориа.
Санскритский энциклопедист Вахаспати помещает
селение Калапа на северной стороне Гималаев, то есть в
Тибете. То же самое утверждается в 12 главе (сканде) «Бхагавата-пураны».
Кажется, «Вайю-пурана» утверждает, что он [Мару]
восстановит кшатриев в наступающей девятнадцатой юге. В «Вишну-пуране»
(кн. III, гл. VI) упоминается Риши по имени Кутхуми.
Не расскажут ли нам наши братья, какое
отношение наши Махатмы имеют к этим почтенным персонам?
Ваш покорный
Р.Рагунатх Роу (Дэван Бахадур)
Президент Мадрасского Теософского Общества
Комментарий редактора
В буддийской
«Махаванше» Чандагутта — Чандрагупта, дед Ашоки — назван
князем династии Мориа, коим он, несомненно, был, точнее,
коими они были, ибо существовало несколько Чандрагупта. Эта
династия, как сказано в той же книге, началась с неких
кшатриев (воинов) линии Шакья, состоящих в близком родстве с
Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи),
«обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и
расположенную среди леса величественных бо и других
деревьев. Там они основали город, названный его владыками
Шакья Мориа-Нагара». Профессор Макс Мюллер увидел бы в этой
легенде вымышленную историю по двум причинам: 1) желание
части буддистов связать своего царя Ашоку — «любимца богов»
— с Буддой и таким образом свести на нет насаждаемую
брахманическими оппонентами буддизма клевету, будто Ашока и
Чандрагупта были шудрами; и 2) из-за того, что этот
документ не согласуется с его собственными теориями и
хронологией, основанной на нелепых историях греческих
Мегасфенов и прочих. Не князья Мориа-Нагара обязаны своим
именем раджпутскому клану Мори, но сам этот клан стал широко
известен, ибо состоял из потомков первого правителя Мории —
Нагари-Мориа. О последующей судьбе этой династии весьма
прозрачно дается понять на страницах ноябрьского номера «Theosophist».
Имя Риши
Кутхуми упомянуто более чем в одной пуране, а его Кодекс
присутствует в 18 Кодексах, написанных разными Риши, и
хранится в Калькутте, в библиотеке Азиатского общества. Но
нам не говорили, существует ли какая-нибудь связь между
нашим Махатмой, носящим это имя, и Риши, и мы не чувствуем
себя вправе заниматься спекуляцией на эту тему. Все, что мы
знаем, — это то, что оба являются северными брахманами,
тогда как Мориа были кшатриями.
Если
кто-нибудь из наших братьев знает больше или может узнать
что-либо по этому вопросу в священных книгах, мы с
удовольствием выслушаем его. Слова: «Мориа будут владеть
землею, ибо Каутилья возведет на трон Чандрагупту» — имеют в
нашей оккультной философии и толкованиях двойной смысл. В
одном смысле, они связаны с днями раннего буддизма, когда
Чандрагупта (Мориа) был царем «всей Земли», то есть и
брахманов, считавших себя наивысшими и единственными
представителями человечества, для которых был создан мир.
Второе значение чисто эзотерическое. О каждом Адепте
и истинном Махатме можно сказать, что он «владеет Землею» в
силу своего оккультного знания. Поэтому всех десяти Мориа —
посвященных Адептов — оккультистам следует рассматривать и
упоминать как «владеющих всей Землею», то есть всем ее
Знанием.
Имена «Чандрагупта»
и «Каутилья» также имеют эзотерический смысл. Пусть наш брат
обдумает их значение на санскрите, и он, возможно, увидит,
какое отношение фраза — «ибо Каутилья возведет на
трон Чандрагупту» — имеет к владению Мориа Землею. Нам
бы хотелось напомнить нашему брату, что слово «итихаса»,
обычно переводимое как «история», определяется знатоками
санскрита как изложение фактов жизни некоторых августейших
персон и одновременно — истин величайшей этической и
оккультной важности.