В заметке о «Статусе Христа» один корреспондент пишет:
«Такой длинной череды мучеников, умерших из любви к Христу,
не найти в истории буддизма», и спрашивает: «Какое конкретно
место в священной Иерархии Адептов отведено Махатмами
Иисусу? Покинувший землю?.. Будет ли отныне Иисус
называться... Дхиан-Коганом, Буддой или Планетарным Духом?
И... интересует ли его теперь эволюция земного
человечества?»
«Часто б'ольшим подвигом является жизнь во имя
любви к человеку или идеалу, чем смерть за него» —
таков один из девизов Махатм.
Насколько нам известно, статус, который Они
определили для Иисуса, — это великий и чистый человек;
реформатор, который с радостью бы жил, но вынужден был
умереть за то, что считал величайшим неотъемлемым правом
человека — абсолютную свободу совести; адепт, который
проповедовал всемирную религию, не признающую никакого
другого «храма Господня», кроме самого человека; благородный
Учитель эзотерических истин, которые он не успел объяснить;
посвященный, который не делал различий — кроме моральных —
между людьми; кто отвергал привилегии и презирал богатство;
и кто предпочел смерть разглашению секретов посвящения. И,
наконец, тот, кто жил за сто лет до начала общепринятого,
так называемого христианского летоисчисления.
Мы не знаем, какого из будд имеет в виду наш корреспондент,
так как их было много. Махатмы признают в нем одного из
Просветленных, следовательно, одного из будд в этом
смысле слова; но они совсем не считают Иисуса евангельским
Христом. Однако на такие вопросы едва ли могут быть даны
ответы в общественном журнале.
Похоже, наш корреспондент неосведомлен, что несмотря на то,
что мы живем в Индии в окружении 250 млн. человек, чьи
преданность и преклонение перед своими аватарами и богами не
менее сильны и искренни, чем у горстки христиан, пытающихся
привить почитание своего Спасителя, все же, — если и
считается уважаемым и законным занятием высмеивание и
оскорбление устным и печатным словом всех богов наших
языческих братьев, — журнал, который осмелится отрицать
божественность Иисуса и говорить о нем так же, как о Будде
или Кришне, немедленно лишится своего положения и
подвергнется травле со стороны христианских подписчиков.
Таково представление христиан о братстве и справедливости.
*
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist»,
vol. IV, № 10, July, 1883, p. 261; на русском языке —
Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997.
С. 401—402. Пер. Т.О.Сухоруковой.
К началу
страницы → Сборник
"Происхождение Начал". Оглавление