Е.П.Блаватская
Происхождение
Начал
(сборник статей)
Назад к оглавлению
Примечания к "Жизненной волне"*
[Первые тридцать четыре
стиха... наиболее древние... О происхождении этого древнего
сочинения... мы можем лишь догадываться... Это сочинение как
бы отщепляет фрагмент от истории Адама и Евы... расщепление
прослеживается в нескольких строках.]
Это
объяснимо на основе эзотерического учения. Первая глава
книги «Бытие» (или элохистическая версия )
вовсе не рассматривает тему сотворения человека. Это то, что
индусские Пураны именуют Первичным творением, тогда
как во второй главе описывается Вторичное творение,
или сотворение нашей планеты с населяющими ее людьми. Адам
Кадмон это не человек, но протологос,
совокупное древо сефиротов — «Небесный Человек», носитель
(или Вахана), используемый Эйн Софом для проявления в
феноменальном мире (см. «Зогар»). И как «мужской и женский»
Адам является «архетипическим человеком», так и животные,
упоминаемые в первой главе, это только священные
животные или зодиакальные знаки; тогда как «Свет» связан
прежде всего с так называемыми ангелами.
[В более древней космогонии,
изложенной в первых тридцати четырех стихах, описание
сотворения человека напоминает и соседствует с описанием
сотворения животных. «Элохим сотворили человека, мужчину и
женщину».]
«Великий
кит»
(I, 21) — это Макара индуистского зодиака, почему-то
переводимый как «Козерог», хотя это даже не «крокодил», как
ныне переводится слово «макара», но неописуемое водяное
чудовище — «Левиафан» в еврейском символизме, и носитель
Вишну. Кто бы ни был прав в недавнем полемическом споре
между м-ром Гладстоном и м-ром Гексли относительно книги
«Бытие», во вменяемых ими друг другу в вину заблуждениях
виновата явно не книга. Ее элохистическую часть обвиняют в
грубой зоологической ошибке, поскольку эволюция птиц в ней
упоминается раньше, чем эволюция рептилий (См. S.Laing,
Modern Science and Modern Thought), и высмеивают м-ра
Гладстона за то, что он ее поддерживает. Однако достаточно
перечитать ее еврейский текст (гл. I, стих 20), чтобы
убедиться в том, что рептилии в нем упомянуты прежде птиц.
И сказал
Бог: «Да произведет вода [плавающих и ползающих, а
не] пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над
землею» и т.д. Это уточнение должно положить конец спорам и
оправдать книгу «Бытие», ибо на самом деле процесс творения
изложен в ней в строгом зоологическом порядке: сперва
появляется трава, затем более крупные растения, затем рыбы
(или моллюски), рептилии, птицы и т.д. и т.п. Книга «Бытие»
есть чисто символическое и каббалистическое сочинение. И ее
нельзя ни правильно понять, ни по достоинству оценить,
основываясь на одних лишь неточных переводах и неверных
истолкованиях христианских реформаторов.
[Во втором рассказе...
повествуется... о сотворении Адама из праха и Евы из Адамова
ребра. И кроме того, еще раньше в тексте второго рассказа мы
находим опровержение изложенного в первой главе сообщения о
сотворении человека. Это опровержение заключается в словах:
«И не было человека для возделывания земли».]
Потому что
Адам был только символом первого земного человека или
человечества.
[Точно так же мы находим
описание нового, повторного сотворения животного царства,
происходящего, к тому же, после седьмого дня.]
Книга
«Бытие» — восточное сочинение, и потому читать ее желательно
на языке оригинала. Если понять ее правильно, то можно
убедиться в том, что она ни в чем не противоречит вселенской
космогонии и эволюции жизни, как они изложены в Тайной
Доктрине архаических эпох. Наука еще не сказала своего
последнего слова, и до этого пока что очень далеко. Но
эзотерическая философия учит тому, что человек был первым
живым существом, появившимся на земле, а весь животный мир
последовал за ним. Разумеется, подобное утверждение
будет немедленно объявлено антинаучным абсурдом. Но
прочтите очерк «Последняя выдумка науки» в «Lucifer» .
*
Статья впервые опубликована в журнале «Path», New York,
vol. III, Nos. 1, 2, April, May, 1888, p. 2—8, 42—48; на
русском языке — Блаватская Е.П. Что есть Истина?
— М., Сфера, 1999. С. 173—178. Пер. Ю.А.Хатунцева.
Знаменитый санскритолог и востоковед Чарльз Джонстон
написал статью, в которой попытался выявить
завуалированный смысл первой главы книги «Бытие».
Е.П.Блаватская снабдила эту статью рядом примечаний,
поясняющих отдельные высказывания автора.
«Великий кит»
— в каноническом варианте книги «Бытие» — «рыбы
большие».
К началу страницы → Сборник "Происхождение Начал". Оглавление
|