ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

С

перейти к оглавлению

СА или ХЭА (халд.). Синтез семи Богов в вавилонской мифологии.

САБАО (греч.). Гностическое имя гения Марса.

САБЕИЗМ. Религия древних халдеев. Последние, веря в единый безличный, универсальный, божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая звёзды и другие небесные тела в качестве соответствующих символов.

САБЕЯНЕ. Так называемые астролатры; те, кто поклонялись звёздам или, вернее, их «правителям». (См. Сабеизм.)

САБХА (санскр.). Собрание; место для собраний, общественных или политических. Также Махасабха, «свёрток чудесных (майявических или иллюзорных) вещей», дар Майясура Пандавам («Махабхарата»).

САВАОФ (евр.). Армия или воинство, от саба идти на войну; отсюда и название воинственного бога — «Господь Саваоф».

САГА (сканд.). Богиня, «поющая о подвигах богов и героев», и которой чёрные вороны Одина открывают [рассказывают] историю Прошлого и Будущего в древнескандинавской Эдде.

САГАРА (санскр.). Буквально, «Океан»; царь, отец 60 тысяч сыновей, которые, за непочтение, выказанное мудрецу Капиле, были испепелены одним-единственным взглядом последнего.

САГАРДАГАН. Один из четырёх путей к нирване.

САДАЙКАРУПА (санскр.). Сущность неизменной природы.

САДДУКЕИ. Секта последователей некоего Задока, ученика Антигона Сакхо. Их обвиняют в отрицании бессмертия (личной) души и воскресения (физического и личного) тела. То же делают и теософы; хотя они не отрицают ни бессмертия Эго, ни воскресения всех его многочисленных и последовательных жизней, которые сохраняются в памяти Эго. Но вместе с саддукеями — сектой учёных философов, которые для всех остальных евреев были тем же, чем изысканные и образованные гностики являлись для прочих греков в первые столетия нашей эры, — мы решительно отрицаем бессмертие животной души и воскресение физического тела. Саддукеи были учёными и образованными людьми Иерусалима и занимали высшие должности, как например, первосвященников и судей, тогда как фарисеи почти с начала и до конца были Пекснифами Иудеи.

САДИК. То же, что библейский Мельхиседек, который мистическими поклонниками Библии отождествлён с Иеговой и Иисусом Христом. Но так как доказана идентичность Отца Садика с Ноем, то его можно далее отождествить с Кроносом-Сатурном.

САДХЬИ (санскр.). Одно из названий «двенадцати великих богов», сотворённых Брамой. Космические боги; «божественные жертвователи». Садхьи имеют большое значение в оккультизме.

САИС (егип.). Место, где был обнаружен знаменитый храм Изиды-Нейт, внутри которого находилась вечно сокрытая статуя Нейт (Нейт и Изида идентичны), со знаменитой надписью: «Я — всё, что было, есть и будет, и мой пеплум не поднимал ни один смертный». (См. Сириус.)

САКА (санскр.). Буквально, «Единый», или Эка; относится к «Дракону Мудрости» или, проявляющимся божествам, вместе взятым.

САККАЯДИТТХИ. Иллюзия личности; ошибочное представление, что «я есмь я» — мужчина или женщина с определённой фамилией, а не неотъемлемая часть целого.

САКРАДАГАМИН (санскр.). Буквально, «тот, кто получит рождение (только) ещё раз» перед достижением нирваны; тот, кто вступил на вторую из четырёх стезей, ведущих к нирване, и почти достиг совершенства.

САКРАРИУМ (лат.). Название комнаты в домах древних римлян, в которой находилось то особое божество, которому поклонялась семья; также Святая Святых храма.

САКШИ (санскр.). Имя зайца, который в легенде о «Луне и зайце» бросился в огонь, чтобы спасти от голодной смерти нескольких паломников, которые не хотели его убивать. За эту жертву Индра, как утверждается, перенес его в центр Луны.

САЛАМАНДРЫ. Розенкрейцерское название элементалов Огня. Это животное, также как и его имя, полно самого оккультного значения и широко используется в поэзии. Это название почти идентично на всех языках. Так, на греческом, латинском, французском, испанском, итальянском и других языках это саламандра, на персидском — саламандел и на санскрите — саламандала.

«САМА ВЕДА» (санскр.). Буквально, «Писание — или Шастра покоя». Одна из четырёх Вед.

САМАДЖНА (санскр.). Буквально, «озарённый (или светозарный) Мудрец». Если перевести буквально, то Самгхарана Самаджна, знаменитая вихара близ Кустаны (Китай), означает «монастырь светозарного Мудреца».

САМАДХАНА (санскр.). То состояние, в котором йог больше не может уклониться с пути духовного продвижения; когда всё земное, за исключением видимого тела, перестало для него существовать.

САМАДХИ (санскр.). Состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов сам-адха, «само-обладание». Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние йоги.

САМАДХИНДРИЯ (санскр.). Буквально, «корень сосредоточения»; четвёртый из пяти корней, называемых панча индрияни, которые, как указано в эзотерической философии, являются посредниками в достижении высоко нравственной жизни, ведущей к святости и освобождению; когда это будет достигнуто, два духовных корня, дремлющих в теле (атма и буддхи), пустят побеги и расцветут. Самадхиндрия — это орган экстатической медитации в упражнениях раджа-йоги.

САМАЙЯ (санскр.). Религиозное предписание.

САМАНА (санскр.). Одно из пяти дыханий (пран), которые осуществляют химическое действие в животном теле.

САМАНЕРА. Начинающий; кандидат в буддийские монахи.

САМАНТА БХАДРА (санскр.). Буквально, «Вселенский Мудрец». Имя одного из четырёх бодхисатв школы йогачарья, махаяны (Большой Колесницы), Мудрости этой системы. Существует четыре земных и три небесных бодхисатвы; только первые четыре действуют в теперешних расах, но в середине пятой коренной расы появился пятый бодхисатва, которым, согласно эзотерической легенде, был Гаутама Будда, но, появившись слишком рано, должен был телесно исчезнуть на время из мира.

САМАНТА ПРАБХАСА (санскр.). Буквально, «вселенский блеск» или ослепительный свет. Имя, под которым каждый из 500 совершенных архатов вновь появляется на земле как Будда.

САМАНЬЯ (санскр.). Объединение или смешение качеств, абстрактное понятие рода, например, человеческого.

САМАПАТТИ (санскр.). Абсолютное сосредоточение в раджа-йоге; процесс развития, с помощью которого достигается (апатти) совершенное безразличие (Самс). Это состояние — последняя ступень развития перед тем, как достигается возможность вступления в самадхи.

САМАЭЛЬ (евр.). Каббалистический титул князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков; ангел Смерти. Отсюда появилась идея Сатаны. (W.W.W.).

САМБХОГАКАЯ (санскр.). Одно из трёх «Одеяний» славы, или тел, приобретаемых аскетами на «Пути». Некоторые секты считают это второй, тогда как другие — третьей из буддакшетр, или форм Будды. Буквально, «Тело Возмещения» (см. «Голос Безмолвия», примечание 87). Существуют семь таких буддакшетр, причём из них нирманакая, самбхогакая и дхармакая составляют трикаю, или тройное свойство.

САМВАРА (санскр.). Божество, которому поклоняются тантрики.

САМВАРТА (санскр.). Меньшая кальпа. Период в творении, после которого происходит частичное уничтожение мира.

САМВАРТТА КАЛЬПА (санскр.). Кальпа, или период, разрушения, то же, что пралайя. Каждая коренная раса и подраса подвержены подобным кальпам разрушения; пятая коренная раса имеет шестьдесят четыре подобных катаклизма через определённые промежутки времени, а именно: пятьдесят шесть от огня, семь от воды и одну небольшую [Самвартта] кальпу от ветров или циклонов.

САМВАТ (санскр.). В индийской хронологии название эры, которая, как считают, началась за пятьдесят семь лет до Р.Х.

САМВРИТИ (санскр.). Ложное умозаключение — источник иллюзий.

САМВРИТИСАТЬЯ (санскр.). Истина, перемешанная с ложными умозаключениями (самврити); противоположность абсолютной истины — или Парамартхасатьи, самосознания в абсолютной истине или реальности.

САМЕРЛЭНД. Название, данное американскими спиритуалистами и феноменалистами стране или области, где живут «Духи» после смерти. Она расположена, как заявляет Эндрю Джексон Дэвис, либо внутри, либо за Млечным Путем. В её описании фигурируют города и прекрасные строения, Дворец Конгрессов, музеи и библиотеки для наставления подрастающих поколений молодых «Духов».

Нам не сообщают, подвержены ли последние болезням, разложению и смерти; но если нет, то утверждение, что развоплощённый «дух» ребёнка и даже новорождённого младенца растёт и развивается во взрослого, трудно согласуемо с логикой. Но нам решительно заявляют, что духи Самерлэнда вступают в брак, рождают духовных (?) детей и даже занимаются политикой. Всё это не является ни сатирой, ни преувеличением с нашей стороны, так как доказательство этому — многочисленные труды м-ра Э. Джексона Дэвиса, например, «International Congress of Spirits», если мы правильно запомнили название. Именно этот грубо материалистический взгляд на развоплощённый дух заставил отвернуться от спиритуализма и его «философии» многих нынешних теософов. Величие смерти, таким образом, осквернено, и её страшная и священная тайна становится просто фарсом.

САМКХАРА (пали). [1] Одна из пяти скандх, или атрибутов, в буддизме.

[2] «Склонности ума» (см. Скандхи).

САММА САМБУДДА (пали). [1] Память о всех прошлых воплощениях; феномен йоги.

[2] Титул Владыки Будды, «Владыки кротости и смирения»; это означает «совершенное озарение».

САМОФРАКИЙЦЫ (греч.). Название Пяти богов, которым поклонялись в Мистериях на острове того же названия. Их считают идентичными с кабирами, диоскурами и корибантами. Они носили мистические имена, отвечающие Плутону, Церере и Прозерпине, Вакху и Эскулапу или Гермесу.

САМОФРАКИЯ (греч.). Остров, прославленный благодаря своим Мистериям, по-видимому, самым древним из когда-либо учреждавшихся в нашей теперешней расе. Самофракийские Мистерии были известны во всем мире.

САМПАДЖНАНА (санскр.). Сила внутреннего просветления.

САМСКАРА (санскр.). Буквально, от Сам и Кри, улучшить, утончить, внушить. В индийской философии этот термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому Самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих джанмах, или перевоплощениях. В Тибете Самскара называется дудьед, а в Китае определяется как действие или карма, или по крайней мере связывается с ней. Строго говоря, это метафизический термин, который в экзотерических философиях определяется по-разному; например, в Непале — как иллюзия, в Тибете — представление, а на Цейлоне — пристрастие. Истинный смысл таков, как указано выше; и, как таковая, Самскара связана с кармой и её работой.

САМТАН (тибет.). То же, что дхиана, или медитация.

САМЬЯГАДЖИВА (санскр.). Нищенство в религиозных целях; правильный обет. Это четвёртая марга (путь), клятва бедности, обязательная для каждого архата и монаха.

САМЬЯГДРИШТИ (санскр.). Способность обсуждать истину. Первая из восьми марг (путей) аскета.

САМЬЯККАРМАНТА (санскр.). Последняя из восьми марг. Строгая чистота и соблюдение честности, незаинтересованности и бескорыстности, отличительных черт каждого архата.

САМЬЯКСАМАДХИ (санскр.). Абсолютная ментальная кома. Шестая из восьми марг; достижение полного самадхи.

САМЬЯКСАМБУДДА (санскр.) или Саммасамбудда, как произносится на Цейлоне. Буквально, Будда правильного и гармоничного знания, и третий из десяти титулов Шакьямуни.

«САМЬЯТТАКА НИКАЯ» (пали). Буддийский труд, составленный главным образом из диалогов Будды с его учениками.

САНА (санскр.). Один из трёх эзотерических Кумар, имена которых: Сана, Капила и Санатсуджата; таинственная триада, содержащая тайну зарождения и перевоплощения.

САНАКА (санскр.). Сокровенное растение, волокна которого вплетаются в жёлтые одежды буддийских монахов.

САНАТ КУМАРА (санскр.). Самый выдающийся из семи Кумар, Вайдхатра, первые из которых зовутся: Санака, Сананда, Санатана и Санат Кумара; все эти имена суть важные модификации степеней человеческого интеллекта.

«САНАТ СУДЖАТИЯ» (санскр.). Труд, посвящённый учениям Кришны, подобным тем, что в «Бхагавад-Гите» и «Ану-Гите».

САНГХА (Самгха) (санскр.). Корпоративное собрание или кворум монахов; называется также бхикшу сангха; слово «церковь», употребляемое в переводах, совершенно не отражает подлинный смысл.

САНГХАЙ ДАГ-ПО (тибет.). «Сокрытый Владыка»; титул тех, кто растворился в Абсолюте и отождествил себя с Ним. Употребляется по отношению к нирвани и дживан-муктам.

САНГЬЕ КХАДО (тибет.). Царица Кхадо или гений женского рода; Дакини индусов и Лилит евреев. [См. Кхадо].

САНДАЛФОН (евр.). Каббалистический Князь Ангелов, символически представленный как один из Херувимов Ковчега.

САНДЖНА (санскр.). Духовное Сознание. Жена Сурьи, Солнца.

САНДХЬЯ (санскр.). Период между двумя югами, утро-вечер; все что вступает между двумя югами и соединяет их. Буквально, «сумерки»; период между полной манвантарой, или «Днем», и полной пралайей, или «Ночью», «Брамы».

САНДХЬЯНСА (санскр.). Период текущей юги.

САНКХЬЯ (санскр.). Философская система, основанная Риши Капилой, система аналитической метафизики и одна из шести даршан, или школ философии. Она занимается численными категориями и значением двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта «атомистическая» школа, как некоторые называют её, объясняет природу с помощью взаимодействия двадцати четырёх элементов с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами); учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или само-преображению природы и вечности человеческих Эго.

«САНКХЬЯ КАРИКА» (санскр.). Труд Капилы, содержащий его афоризмы.

САНКХЬЯ-ЙОГА (санскр.). Система йоги, выработанная вышеупомянутой школой.

САННА (пали). Одна из пяти скандх, а именно, свойство абстрактных идей.

САНСАРА (санскр.). Буквально, «вращение», океан рождений и смертей. Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении.

САНСКРИТ. Классический язык браминов, который никогда не был известен и на котором никогда не говорили в его правильной систематизированной форме (позже приблизительно данной Панини), за исключением посвящённых браминов, так как это был преимущественно «язык мистерий». Теперь он выродился в так называемый пракрит [см.].

САНТА (санскр.). Буквально, «спокойствие». Первичное качество латентного, недифференцированного состояния элементарной материи.

САНТАТИХ (санскр.). «Отпрыск».

САНХУНИАФОН (греч.). Дохристианский писатель по финикийской космогонии, труды которого ныне недоступны. Филон Библейский приводит только так называемые фрагменты Санхуниафона.

САНЧА-ДВИПА (санскр.). Один из семи больших островов Сапта-двипы [см.].

САНЬЯСИ (санскр.). Индусский аскет, достигший высшего мистического знания; чей ум сосредоточен только на высшей истине, и который полностью отверг всё земное и мирское.

САПТА (санскр.). Семь.

САПТА БУДДХАКА (санскр.). Описание в «Маханидана Сутре» Сапта Будд, семи Будд нашего Круга, из которых Гаутама Шакьямуни эзотерически пятый, а экзотерически, в качестве маскировки, седьмой.

САПТА САМУДРА (санскр.). «Семь океанов». Они имеют оккультное значение на более высоком плане.

САПТА СИНДХАВА (санскр.). «Семь священных рек». Ведийский термин. В трудах Зенда [см. «Зенд-Авеста»]они названы Хапта Хэандо. Эти реки тесно связаны с эзотерическими учениями восточных школ и имеют выдающееся оккультное значение.

САПТА ТАТХАГАТА (санскр.). Главные семь нирманакая среди бесчисленных древних охранителей мира. Их имена высечены на семигранной колонне, хранимой в тайной комнате почти во всех буддийских храмах Китая и Тибета. Востоковеды ошибаются, считая, что это «семь буддийских заместителей [семи] браминских Риши». (См. Татхагата-гупта.)

САПТА-ДВИПА (санскр.). Семь священных островов или «континентов» в Пуранах.

САПТАЛОКА (санскр.). Семь высших областей, начиная от земли и выше.

САПТАПАРНА (санскр.). «Состоящий из семи частей». Растение, давшее своё имя знаменитой пещере, вихаре, в Раджагрихе, теперь близ Бодх-Гаи, где Владыка Будда обычно медитировал и наставлял своих архатов, и где после его смерти состоялся первый Собор. Пещера эта состояла из семи залов, отсюда и название. В эзотеризме Саптапарна является символом «состоящего из семи частей Человека- Растения».

САПТАРШИ (санскр.). Семь Риши. Как звезды, они представляют собой созвездие Большой Медведицы, и как таковые называются Рикша и Читрашикхандины, ярко-увенчанные.

САР или Сарос (халд.). Халдейский бог, имя которого, представленное кругом горизонта, греки заимствовали для своего слова Сарос, цикл.

САРАМА (санскр.). В Ведах собака Индры и мать двух псов, названных Сарамейями. Сарама — «божественный страж» этого бога, тот самый, кто охранял «золотую стаю звёзд и солнечных лучей»; то же, что планета Меркурий и греческий Гермес, называемый Сарамеем.

САРАСВАТИ (санскр.). То же, что Вак, супруга и дочь Брамы, сотворённая из одной из половин его тела. Она — богиня речи и сокровенного или эзотерического знания и мудрости. Также именуется Шри.

САРАФ (евр.). Летающий змий.

САРВА МАНДАЛА (санскр.). Название «Яйца Брамы».

САРВАГА (санскр.). Наивысшая «Мировая Субстанция».

САРВАДА (санскр.). Буквально, «всё жертвующий». Титул Будды, который в одной из прежних джатак (рождений) пожертвовал своим царством, свободой и даже жизнью, чтобы спасти других.

САРВАТМА (санскр.). Наивысшая Душа; всепроникающий Дух.

САРВЕША (санскр.). Всевышнее Существо, контролирующее каждое действие и силу во вселенной.

САРГОН (халд.). Царь Вавилона. История, связанная с ним, как теперь установлено, является первоисточником повествования о Моисее и плоте из камыша на Ниле.

САРИСРИПЫ (санскр.). Змеи, ползающие насекомые, пресмыкающиеся, «бесконечно малые».

САРКОФАГ (греч.). Каменная гробница, вместилище для мёртвого; сарк — плоть, фагеин — питаться. Lapis assius, камень, из которого делались саркофаги, встречается в Ликии, и он обладает свойством поглощать тела всего за несколько недель. В Египте саркофаги делались из разных других пород — из черного базальта, красного гранита, алебастра и других материалов, так как они служили всего лишь внешними хранилищами деревянных гробов, содержавших мумии. Эпитафии на некоторых из них столь же замечательны, сколь и высоко этичны, и ни один христианин не мог бы пожелать ничего лучшего. Одна эпитафия, датированная тысячелетиями до первого года нашей современной эры, гласит: «Я подал напиться тому, кто жаждал, и одел того, кто был наг. Я не делал зла ни одному человеку». ещё одна: «Я совершал дела, желанные людям, и те, что предписаны богами». О красоте некоторых из этих гробниц можно судить по алебастровому саркофагу Ойменефта I, в музее сэра Джона Соуна (Lincoln’s). «Он был высечен из монолитной глыбы прекрасного алебастра и имеет 9 футов 4 дюйма в длину, 22 — 24 дюйма в ширину и 27 — 32 дюйма в высоту... Выдолбленные точки и прочее, снаружи некогда были заполнены синей медью для олицетворения небес. Попытка описать прекрасные фигуры внутри и снаружи выходит за рамки настоящей работы. Многие из наших знаний о мифологии этого народа получены благодаря этому чудесному памятнику, с сотнями фигур, иллюстрирующими последний суд и жизнь по ту сторону могилы. Боги, люди, змии, символические животные и растения высечены с изумительной красотой». («Funeral Rites of the Egyptians»).

САРКУ (халд.). Буквально, светлая раса; раса богов в противоположность тёмной расе, называемой залмат гагуади [см.], или падшей расой, то есть смертным людям.

САРПА РАДЖНИ (санскр.). Царица змей в Брахманах.

САРПЫ (санскр.). Змии, царём которых был Шеша, змий — или, вернее, один из аспектов Вишну, — правивший в Патале.

CAT (санскр.). Единая вечно-сущая Реальность в бесконечном мире; божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать, что она существует, так как это Абсолютность, сама Бытийность.

САТВА. [1] Понимание, разумение божественного знания. Обычно сопровождает слово Бодхи, когда используется в сложных словах, например бодхисатва.

САТВА или Саттва (санскр.). [2] Доброта; то же, что Саттва, или чистота; одна из тригун, или трёх подразделений природы.

САТИ (егип.). Тройственная богиня, с Аноуки египетского бога Хнума.

САТТА (санскр.). «Единственное и единое Существование» — Брахма (сред. рода).

САТТИ или СУТТИ. Сожжение вдов заживо вместе с их умершими мужьями. Обычай, ныне, к счастью, упразднённый в Индии. Буквально означает «целомудренная и преданная жена».

САТЬИ (санскр.). Одно из названий двенадцати великих богов.

САТЬЯ (санскр.). Высшая правда.

САТЬЯ ЮГА (санскр.). Золотой век, или век истины и чистоты; первая из четырёх юг, также называемая Крита югой.

САТЬЯЛОКА (санскр.). Мир беспредельной чистоты и мудрости, небесная обитель Брамы и богов.

САФАР (евр.). Серафим; один из тех, которые в каббале зовутся — Сефер, Сафар и Сипур, или «Число, Числа и Перечисленные», посредством которых был создан мир.

САФЕК [или Себек] (егип.). Бог тьмы и ночи, его символ — крокодил. В легенде о Тифоне и его метаморфозах он то же, что Тифон. Он связан как с Озирисом, так и с Гором, и является их неистовым врагом на земле. Он часто встречается под названием «тройной крокодил». В астрономии он то же, что Макара, или Козерог, самый таинственный из знаков Зодиака.

САХА (санскр.). «Мир страдания»; всякий населённый мир в chilio-космосе.

САХАМПАТИ (санскр.). Маха- или Парабрахм.

САХАРАКША (санскр.). Огонь асуров; имя сына Павамана; один из трёх главных оккультных огней.

САЧА КИРИЯ (санскр.). У буддистов сила, схожая с магическим мантрамом браминов. Это чудесная энергия, которую может применять любой адепт, равно монах или мирянин, и «наиболее действенная, когда сопровождается бхаваной» (медитацией). Она заключается в перечислении чьих-то «благих дел, совершённых в этом или каком-либо предыдущем рождении», — как считает и излагает это преп. м-р Харди, но на самом деле она зависит от напряжения воли, вместе с абсолютной верой в свои собственные силы, либо от йоги — проявления воли, — либо от молитвы, как в случае мусульман и христиан. Сача означает «истинный», а кириянг — «действие». Это сила заслуг, или святой жизни.

СВАБХАВАТ (санскр.). Востоковедами объясняется как «пластическая субстанция», что является неадекватным определением. Свабхават есть мировая субстанция и вещество, или, вернее, то, что стоит за ним, — дух и сущность субстанции. Это название происходит от субхава и состоит из трёх слов: су — хороший, совершенный, прекрасный, красивый; сва — самость; и бхава — бытие, или же состояние бытия. Из него вся природа исходит, и в него всё возвращается в конце жизненных циклов. В эзотеризме он назван «Отец-Матерь». Это пластическая сущность материи.

СВАБХАВИКА (санскр.). Древнейшая из существующих школ буддизма. Они относили проявление вселенной и физических феноменов к свабхаве, или соответственной природе вещей. Согласно Уильсону, свабхавы вещей суть «врожденные свойства качеств, посредством которых они действуют как успокаивающие, ужасающие или же ошеломляющие, а сварупа-формы суть отличие двуногих, четвероногих, зверей, рыб, животных и т.п.».

СВАДХА (санскр.). Жертва; аллегорически называемая «женой Питри», Агнишваттов и Бархишадов.

СВАПАДА (санскр.). Протоплазма, клетки, или микроскопические организмы.

СВАПНА (санскр.). Транс или состояние сновидения. Ясновидение.

СВАПНА АВАСТХА (санскр.). Состояние сновидения; один из четырёх аспектов пранавы; упражнение в йоге.

СВАРАДЖ (санскр.). Последний, или седьмой, (синтетический) луч из семи солнечных лучей; то же, что Брама. Эти семь лучей образуют полную гамму семи оккультных сил (или богов) природы, как это отлично показывают их соответствующие названия. Они суть: Сушумна (луч, который переносит солнечный свет на Луну), Харикеша, Вишвакарман, Вишватриярчас, Саннадхас, Сарвавасу и Сварадж. Так как каждый из них означает одного из творящих богов или Сил, то легко усмотреть, какими значительными являлись функции Солнца в глазах древних, и почему оно обожествлялось простонародьем.

СВАРГА (санскр.). Небесная обитель, то же, что Индра-лока; рай. А также — [см. Сварлока.]

СВАРЛОКА (санскр.). Рай на Горе Меру.

СВАСАМ ВЕДАНА (санскр.). Буквально, «размышление, которое анализирует само себя»; синоним парамартхи.

СВАСТИКА (санскр.). В народном представлении — крест Джайна, или «четвероногий» крест (croix cramponnee). В масонских учениях говорится, что «самый древний орден Братства Мистического Креста» был основан Фохи, в 1027 г. до Р.Х., и введён в Китае 52 года спустя; он состоит из трёх степеней. В эзотерической философии — это самая мистическая и древняя диаграмма. Это «создатель огня через трение и создатель «Сорока девяти Огней». Этот символ был запечатлен на сердце Будды и поэтому называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвящённых после их смерти, и он с величайшим почтением упомянут в «Рамаяне». Он высечен на каждой скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае, Тибете и Сиаме, и, как Молот Тора, — среди древнегерманских народов. Как его описал Эйтель в своём «Hand-Book of Chinese Buddhism», (1) «он встречается среди бонпо и буддистов»; (2) это «одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады»; (3) это «символ эзотерического буддизма»; (4) «отличительный знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса в Китае». И, наконец, в оккультизме для нас он столь же священен, как Пифагорейский Тетрактис, символом-двойником которого он поистине является.

СВАСТИКАСАНА (санскр.). Вторая из четырёх основных поз среди предписанных восьмидесяти четырёх в упражнениях хатха-йоги.

СВАХА (санскр.). Привычное восклицание, означающее: «Пусть это сохранится навеки» или, вернее, «да будет так». Когда употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно означает: «Пусть этот род сохранится навеки!».

СВАЯМБХУ (санскр.). Метафизический и философский термин, означающий «спонтанно самопорождённый» или «самосущее существо». Эпитет Брамы. Сваямбхува также является именем первого Ману.

СВАЯМБХУ ШУНЬЯТА (санскр.). Спонтанное саморазвитие; самосуществование реального в нереальном, то есть Вечного Сат в периодическом Асат.

СВЕДЕНБОРГ Эммануил. Великий шведский провидец и мистик. Родился 29 января 1688 г. и был сыном д-ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на «Теософию»; однако он оставил ещё более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени. Когда ему исполнилось 46 лет, он стал «теософом» и «провидцем»; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной, он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, всё же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; всё, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно, является больше плодом его буйной фантазии, нежели духовного проникновения. Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

СВЯТАЯ ВОДА. Один из древнейших обрядов, совершавшихся в Египте, и позднее — в языческом Риме. Он сопровождал ритуал хлеба и вина. «Египетский жрец кропил святой водой равно изображения своих богов и верующих. Её и разливали и разбрызгивали. Была найдена кисточка, которой, как полагают, пользовались для этой цели, как и в наши дни». (Бонвик, «Egyptian Belief»). Что касается хлебов, то «лепёшки Изиды... возлагались на алтарь. Глиддон пишет, что они «по форме были идентичны с освящённой лепёшкой римской и восточной церквей». Мелвилл уверяет, что «египтяне ставили на этом святом хлебе крест Св. Андрея». Хлеб Присутствия преломлялся жрецами перед раздачей народу, и по поверью становился плотью и кровью Божества. Это чудо творилось рукою жреца, совершавшего богослужение, который освящал пищу. ...Руже сообщает, что «приношения хлебов имели следы от пальцев, знак их освящения» (там же). (См. также Хлеб и Вино).

СВЯТАЯ СВЯТЫХ. Ассириологи, египтологи и вообще ориенталисты указывают, что такое место имелось в каждом храме древности. В большом храме Бэла-Меродаха, стены которого были обращены к четырём странам света, в самом конце находилась «Святая Святых», скрытая от профанов завесой: тут «в начале года восседает сам божественный царь неба и земли, владыка небес». Согласно Геродоту, там находилось золотое изображение бога с золотым столиком перед ним, похожим на еврейский столик для приношения хлебов, и на него, видимо, ставили пищу. В некоторых храмах имелся также «небольшой металлический сундук или ковчег с двумя резными каменными табличками на нем» («Каббала» Мейера). Короче, теперь достаточно хорошо доказано, что «избранный народ» не имел ничего собственного и оригинального, но каждая деталь их обрядности и религии была заимствована у более древних народностей. «Hibbert Lectures» проф. Сейса и другие труды ясно доказывают это. Рассказ о рождении Моисея идентичен с повествованием о Саргоне, вавилонянине, жившем на пару тысячелетий ранее Моисея; и неудивительно, что, как сообщает д-р Сейс, имя Моисея, Моше, имеет связь с именем вавилонского бога Солнца, так как означает «герой» или «вождь» («Hib. Lect.» с. 46 и далее) М-р Дж. Мейер говорит: «Духовные саны жрецов делились на: высших жрецов, прикреплённых к определенным богам, — подобно еврейским левитам; помазующих или очищающих; кали, «прославленных» или «старцев»; предсказателей; и Makhkhu, или «великого», в котором проф. Делич видит Раб-мага Ветхого Завета. ...Аккадийцы и халдеи соблюдали саббат, день отдыха, один раз каждые семь дней; они также имели дни благодарения и дни покаяния и молитв. Жертвовались овощи и животные, мясо и вино. ...Число семь считалось особо священным. ...Большой храм Вавилона существовал задолго до 2250 г. до Р.Х. «Святая Святых» его находилась внутри святилища Нэбо, пророчествующего бога мудрости». Бог Мардук к ассирийцам перешёл от аккадийцев, а до того он был Меродахом, «милосердным», вавилонян, единственным сыном и толкователем воли Эа или Хэа, великого Божества Мудрости. Короче говоря, ассириологи разоблачили всю систему «избранного народа».

СВЯЩЕННАЯ НАУКА. Название, данное внутренней эзотерической философии, тайны которой в древности преподавались посвящённым кандидатам и провозглашались иерофантами во время последнего и высшего посвящения.

СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ. В Египте — сердце Гора; в Вавилоне — бога Бэла; и растерзанное сердце Вакха в Греции и других местах. Его символом служила смоковница. Грушеподобные контуры её плода и, особенно, его сердцевины, по форме напоминают сердце. Он иногда встречается на голове Изиды, матери Гора, причём плод разрублен и сердцеподобная середина выставлена на всеобщее обозрение. Отсюда римские католики заимствовали поклонение «священному сердцу» Иисуса и Девы Марии.

СЕАНС. Слово, которое у теософов и спиритов стало означать пребывание с медиумом в ожидании феноменов, материализации «духов» и других манифестаций.

СЕБЕК (егип.). Бог времени; Кронос; то же, что Сефекх. Некоторые востоковеды переводят это как «Седьмой».

СЕДЕКЛА (евр.). Волшебница из Аэндора. [См. 1 Царств, 28].

СЕИР АНПИН или Зауир Анпин (евр.). В каббале — «Сын сокрытого Отца»; тот, кто объединяет в себе всех сефиротов, Адам Кадмон, или первый проявленный «Небесный Человек», Логос.

СЕКО д’АСКОЛИ. Прозван «Франческо Стойким». Жил в тринадцатом веке и считался самым знаменитым астрологом своего времени. Его труд, опубликованный в Базеле в 1485 году под названием «Commentarii in Sphæram Joannis de Sacrabosco», ещё сохранился. Он был сожжён заживо инквизицией в 1327 году.

СЕКТЕН (егип.). Дэвакхан; место посмертного вознаграждения, состояния блаженства, но не местность.

СЕКХЕМ (егип.). То же, что Сектен.

СЕКХЕТ (егип.). См. Пашт.

СЕН ЖЕРМЕН, Граф. Современные писатели отзываются о нём, как о загадочной личности. Фридрих II, король Пруссии, любил говорить, что он был человеком, которого никто никогда не мог разгадать. Его «биографий» множество, и одна фантастичнее другой. Некоторые считали его воплощённым богом, другие — мудрым эльзасским евреем. Но одно несомненно, граф де Сен Жермен — каково бы ни было его настоящее имя — имел право на это имя и титул, так как он купил имение Сен Жермен в итальянском Тироле и заплатил папе за этот титул. Он был необычайно красив, и его огромная эрудиция и лингвистические способности неопровержимы, ибо он говорил на английском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком, русском, шведском, датском и многих других славянских и восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих стран. Он был очень богат, никогда не брал ни су у другого — фактически никогда не взял даже стакана воды или куска хлеба у кого-либо, — но делал самые экстравагантные подарки в виде превосходных драгоценностей всем своим друзьям и даже королевским семьям Европы. Он обладал превосходными музыкальными способностями, играл на всех инструментах, но самым любимым была скрипка. «Сен Жермен соперничал с самим Паганини», — сказал о нём восьмидесятилетний бельгиец в 1835 г. после прослушивания «Генуэзского маэстро». «Это воскресший Сен Жермен, играющий на скрипке в теле итальянского скелета», — воскликнул один литовский барон, которому довелось слышать обоих.

Он никогда не претендовал на обладание духовными силами и всё же доказал, что имеет право на подобную претензию. Он проводил в мёртвом трансе, без пробуждения, от тридцати семи до сорока девяти часов, и после этого знал всё, что ему необходимо было знать, и доказывал это пророчествами о будущем, никогда не ошибаясь. Именно он пророчествовал королям Людовику XV и XVI, и несчастной Марии Антуанетте. В начале этого столетия [XIX] были ещё живы многие свидетели его прекрасной памяти; он мог утром прочитать статью, и хотя пробегал её лишь беглым взглядом, мог повторить её содержание, не пропустив ни одного слова, много дней спустя; мог писать обеими руками одновременно, правой — стихотворение, левой — дипломатический документ величайшей важности. Он читал запечатанные письма, не прикасаясь к ним, пока те ещё находились в руках тех, кто принес их ему. Он был величайшим адептом в превращении металлов, делал золото и самые прекрасные алмазы, — искусство, которое, как он говорил, узнал от некоторых браминов в Индии, которые научили его искусственной кристаллизации («оживлению») чистого углерода. Как пишет наш Брат Кеннет Маккензи: «В 1780 г., когда он гостил у французского посла в Гааге, он молотком вдребезги разбил великолепный алмаз своего же производства, дубликат которого, также своего изготовления, он только что продал ювелиру за 5500 луидоров». Он был другом и доверенным лицом графа Орлова в 1772 г. в Вене, которому он помог и которого спас в 1762 г. в Санкт- Петербурге, когда тот был замешан в знаменитых политических заговорах того времени; также он был в близких отношениях с прусским Фридрихом Великим. Само собой разумеется, он имел многочисленных врагов, потому нечего удивляться, что все сплетни, распространённые о нём, теперь приписываются ему же: например, что ему было свыше пятисот лет, или, что он претендовал на личное знакомство «со Спасителем и его двенадцатью апостолами, и порицал Петра за его дурной нрав» — последнее по времени несколько противоречит первому, если уж он действительно заявлял, что ему лишь пятьсот лет. Если он говорил, что «родился в Халдее, и признавал, что обладает тайнами египетских магов и мудрецов», то он вполне мог говорить правду, не выдвигая никаких сверхъестественных претензий. Имеются посвящённые, и даже не самые высокие, которые в состоянии вспомнить не одну из своих прежних жизней. Но у нас есть веские причины для уверенности, что Сен Жермен никогда не мог заявлять о своём «личном знакомстве» со Спасителем. Как бы то ни было, граф Сен Жермен безусловно был величайшим Восточным Адептом, какого Европа видела за последние столетия. Но Европа не узнала его. Некоторые, быть может, узнают его при следующем «Terreur» («Терроре»), который, когда разразится, потрясёт всю Европу, а не только одну страну.

СЕН МАРТЕН Луи Клод де. Родился во Франции (в Амбуазе) в 1743 г. Выдающийся мистик и писатель, который продолжил свои философские и теософские занятия в Париже во время Революции. Он был усердным учеником Якоба Бёме, учился у Мартинеса Паскуалиса, и в конце концов основал мистическую полумасонскую ложу, «Исправленный Ритуал Сен Мартена», с семью степенями. Он был истинным теософом. В данный момент некоторые тщеславные шарлатаны в Париже пытаются подражать ему и выдают себя за посвящённых мартинистов, таким образом позоря имя покойного Адепта.

СЕНА (санскр.). Женский аспект, или шакти, Картикеи; называется также Каумарой.

СЕНЗАР. Мистическое название тайного жреческого языка или «языка Мистерий» посвящённых адептов во всем мире.

СЕПТЕРИУМ (лат.). Большой религиозный праздник древности, проводившийся каждые десять лет в Дельфах, в честь Гелиоса, Солнца, или Аполлона, в память о его победе над тьмой, или Пифоном; Аполлон-Пифон является тем же, что Озирис-Тифон в Египте.

СЕПФОРА (евр.). Буквально, светящийся, излучающий. В библейской аллегории «Книги Бытия», Сепфора является одной из семи дочерей Иефро, мидийского жреца, посвятившего Моисея, который встречает Сепфору (или духовный свет) у «колодца» (оккультное знание) и женится на ней.

СЕРАПИС (егип.). Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь которого пелись семь гласных. В своих изображениях он часто представлен как змий, «Дракон Мудрости». Высочайший бог Египта в течение первых столетий христианства.

СЕРАФИМЫ (евр.). Небесные существа, описанные Исайей (VI, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трёх пар крыльев. Их еврейское название — ShRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая, переводится как змии, и связано с глагольным корнем ShRP, разжигать. Слово это употребляется для обозначения змиев в «Числах» и «Второзаконии». Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне ShRP, или Сераф из меди, в качестве символа. Этот светлый змий используется также и как символ Света.

Сравните с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезён в Рим из Эпидаура как змий, и коего в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змея. (См. Овидий, «Метаморфозы», кн. XV.) Серафимы Ветхого Завета, видимо, связаны с херувимами (см.). В каббале Серафимы — это группа ангельских сил, связанных с сефирой Гебурой — Суровостью. (W.W.W.).

СЕТ (егип.). То же, что Сын Ноя и Тифон — тёмная сторона Озириса. То же, что Тот и Сатана, противник, но не дьявол, представляемый христианами.

«СЕФЕР ИЕЦИРА» (евр.). «Книга Творения». Очень древний каббалистический труд, приписываемый патриарху Аврааму. В нём творение вселенной представлено по аналогии с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита, сгруппированными в триаду, гептаду и додекаду, соответственно трём материнским буквам А, М, S, семи планетам и двенадцати знакам Зодиака. Он написан на новоеврейском языке мишна. (W.W.W.).

Самое оккультное из всех каббалистических сочинений, имеющихся ныне в руках современных мистиков. Предположение, что оно было написано Авраамом, конечно, ерунда, но её истинная ценность — велика. Она состоит из шести перахимов (глав), разделённых на тридцать три короткие мишны, или раздела; в ней рассматривается эволюция Вселенной на основе системы соответствий и чисел. Там говорится, что Божество создало («сотворило») Вселенную с помощью чисел, «тридцатью двумя тропами (или путями) сокровенной мудрости»; причём эти пути соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти основным числам. Эти десять — изначальные числа, из которых образовалась вся Вселенная, а за ними следуют двадцать две буквы, разделенные на Три Матери, семь двойных согласных и двенадцать простых согласных. Тому, кто хотел бы хорошо понять эту систему, стоит прочесть превосходный небольшой трактат д-ра Уинна Уэсткотта «Сефер Иецира». (См. Иецира.)

«СЕФЕР СЕФИРОТ» (евр.). Каббалистический трактат, о постепенной эволюции Божества от негативного покоя к активной эманации и творению. (W.W.W.).

СЕФИРА (евр.). Эманация Божества; родитель и синтез десяти сефиротов, когда стоит во главе Древа сефиротов; в каббале сефира, или «Священный Старец», есть божественный Разум (то же, что София или Метис), первая эманация из «Бесконечного», или Эйн-Софа.

СЕФИРОТЫ (евр.). Десять эманаций Божества; высшая сотворена концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая сефира производит эманацией другую сефиру. Имена десяти сефиротов следующие: 1) Кэтер — Венец; 2) Хокма — Мудрость; 3) Бина — Понимание; 4) Хезет — Милосердие; 5) Гебура — Власть; 6) Тиферет — Красота; 7) Нэцах — Победа; 8) Ход — Великолепие; 9) Иесод — Основание; и 10) Малкут — Царство.

Концепция Божества, воплощённого в десяти сефиротах, весьма возвышенна, и каждая сефира представляет для каббалиста группу возвышенных идей, титулов и качеств, которые лишь бледно отражены в названии. Каждая сефира называется активной или пассивной, хотя это может привести к заблуждению; пассивная не означает возвращение к негативному существованию, и эти два слова выражают только отношение между отдельными сефиротами, но не какое-либо абсолютное качество. (W.W.W.).

СИБАК (киче). Тростник, из сердцевины которого была сотворена третья раса людей, согласно писанию гватемальцев под названием «Пополъ Вух».

СИБИКА (санскр.). Оружие Куверы, бога благосостояния (ведийское божество, обитающее в Гадесе, следовательно, нечто вроде Плутона), сделанное из элементов божественного великолепия Вишну, находящееся на Солнце и отточенное Вишвакарманом, богом-посвящённым.

СИГЕ (греч.). «Безмолвие»; название, принятое гностиками для обозначения корня, из которого произошли Эоны второго ряда.

СИГУРД (сканд.). Герой, который убил Фафнира, «Дракона», изжарил его сердце и съел, после чего стал мудрейшим из людей. Аллегория, относящаяся к оккультному изучению и посвящению.

СИДДИМ (евр.). Нам говорят, что ханааниты поклонялись этим злым силам как божествам; это наименование означает «излучатели»; в их честь была названа долина. По-видимому, существует связь между ними, как образами Плодородной Природы, и многогрудыми Изидой и Дианой Эфесской. В «Псалтири», CV, 37, это слово переведено как «бесы», и мы узнаем, что ханааниты проливали на них кровь своих сыновей и дочерей. Их название, видимо, происходит от того же корня ShD, от которого произведено имя бога Эль Шаддай. (W.W.W.).

По-арабски Шедим означает «Духи Природы», элементалы; они суть африты современного Египта и джины Персии, Индии и др.

СИДДХАНТА (санскр.). Любой научный труд по астрономии или математике в Индии.

СИДДХАСАНА (санскр.). Поза в упражнениях хатха-йоги.

СИДДХА-СЕНА (санскр.). Буквально, «вождь Сиддхов»; титул Картикеи, «таинственного юноши» (кумара гуха).

СИДДХИ (санскр.). [1] [Мн. число от Сиддха]. Святые и мудрецы, ставшие почти божественными; также иерархия Дхиан Коганов.

СИДДХИ (санскр.). [2] Буквально, «качества совершенства»; феноменальные силы, приобретаемые йогами благодаря святости.

СИДЕРАЛЬНЫЙ. Всё, относящееся к звёздам, а в оккультизме — касающееся различных воздействий, исходящих из этих сфер, как, например, «сидеральная сила», упоминаемая Парацельсом, сидеральное (светящееся), эфирное тело и т.д.

СИДДХАРТХА (санскр.) Имя, данное Гаутаме Будде.

СИЗИГИ (греч.). Гностический термин, означающий пару: один — активный, другой — пассивный. Относится главным образом к Эонам.

СИЛЬФЫ. Розенкрейцерское наименование элементалов воздуха.

СИМВОЛИЗМ. Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание — устный символ. Китайская письменность представляет собой не что иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.

СИМОН МАГ. Величайший самаритянский гностик и тавматург, прозванный «великою Силою Бога».

СИМОН БЕН ИОХАИ. Раввин-адепт, автор «Зогара» (см.).

СИМУРГ (перс.). То же, что крылатый Сиург, нечто вроде гигантского грифона, наполовину феникс, наполовину лев, наделён пророческими способностями в иранских легендах. Симург был хранителем Мистерий древней Персии. В конце этого цикла ожидается его новое появление в виде гигантской птицы-льва. Эзотерически это символ манвантарного цикла. Его арабское имя — Ракши.

СИНАЙ (евр.). Гора Синай, Нисси «Исхода» (XVII, 15), место рождения почти всех солнечных богов древности, таких как Дионис, рождённый в Ниссе или Нисе, Зевс из Нисы, Вакх и Озирис (см.). Некоторые древние народы считали Солнце потомком Луны, которая сама некогда была Солнцем. Син-ай — это «Гора Луны», отсюда и соответствие.

СИНГ БОНГА. Дух Солнца у коларианских плёмен.

СИНГХА (санскр.). Созвездие Льва; Сингх означает «лев».

СИНИВАЛИ (санскр.). Первый день новолуния, в Индии непосредственно связан с оккультной практикой.

СИНИКА (санскр.). Также Синита и Саника и др., как варианты. В «Вишну Пуране» дано как имя грядущего мудреца, которого будет учить тот, кто станет Майтрейей в конце Кали юги, и добавлено, что это великая тайна.

СИНТО (яп.). Древняя религия Японии до буддизма, основанная на поклонении духам и предкам.

СИРИУС (греч.). По-египетски — Сотис. Звезда Пса: звезда, которой поклонялись в Египте и которая почитается оккультистами; первые почитали её, потому что её восход вместе с Солнцем был знаком благодатного наводнения Нила, а последние — потому что она таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой форме, с Меркурием. Таким образом, Сотис-Сириус обладал и по- прежнему обладает мистическим и управляющим влиянием по всем живым небесам и связан почти с каждым богом и богиней. Это была «Изида на небесах», и называлась она Изидой-Сотис, ибо Изида находилась «в созвездии Пса», как провозглашается на её изваяниях. «Считалось, что душа Озириса пребывает в существе, которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в руке и плетью через плечо». Сириус есть также Анубис и непосредственно связан с кольцом «Не преступи»; кроме того, он идентичен с Митрой, персидским богом Мистерий, и с Гором, и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис. Будучи связан с Пирамидой, Сириус, вследствие этого, был связан с посвящениями, которые происходили в ней. Некогда внутри великого храма Дендеры существовал храм, посвящённый Сириусу-Сотису. Суммируя сказанное, хотя все религии, конечно же, не произошли от Сириуса, звезды Пса, как стремился доказать французский египтолог Дюфо, но Сириус-Сотис, несомненно, тесно связан с каждой из религий древности.

СИСИТР (халд.). Согласно Берозу, последний из десяти царей династии божественных царей и «Ной» Халдеи. Так, подобно тому, как Вишну предсказывает Вайвасвата Ману надвигающийся потоп и, предупреждая его, велит ему строить ковчег, в котором спасаются он и семеро Риши, — так же и бог Хэа предсказывает то же самое Сиситру (или Ксизустру), указывая ему подготовить корабль и спасаться вместе с несколькими избранными. Следуя его примеру, почти 800 000 лет спустя Господь Бог Израиля повторяет такое же предупреждение Ною. Кто же из них более ранний? История Ксизустра, теперь расшифрованная с ассирийских табличек, подтверждает то, что о халдейском потопе говорили Бероз, Аполлодор, Абиден, и пр., и пр. (см. одиннадцатую табличку в «Chaldean Account of Genesis» Смита). Эта табличка включает всё, о чём говорится в шестой и седьмой главах «Бытия» — богов, грехи людей, приказ строить ковчег, потоп, уничтожение людей, голубя и ворона, посланных из ковчега, и, наконец, Гору Спасения в Армении (Низир-Арарат) — всё это присутствует там. Слова — «бог Хэа услышал, и его печень разгневалась, ибо люди запятнали его чистоту», и история о том, как он уничтожил все своё потомство, были высечены на каменных табличках за многие тысячелетия до того, как ассирийцы скопировали их на своих глиняных плитках, и даже последние, несомненно, предшествуют «Пятикнижию», «записанному по памяти» Ездрой едва ли за четыре столетия до Р.Х.

СИСТРУМ (греч.). Египетский ссеш или кемкен. Инструмент, обычно делавшийся из бронзы, но иногда из золота или серебра, имеющий открытую кругообразную форму, с ручкой и четырьмя струнами, проходящими через отверстия, на концах которых были прикреплены звенящие кусочки металла; вверху он был украшен фигурой Изиды или Хатор. Это был священный инструмент, используемый в храмах для произведения, с помощью сочетания его металлов, магнетических токов и звуков. По сей день он сохранился в христианской Абиссинии под названием санасел, и благочестивые священники применяют его, чтобы «прогонять чертей из помещений», — действие, совершенно понятное для оккультиста, хотя оно и вызывает смех у скептика-востоковеда. Жрица обычно держала его в правой руке во время церемонии очищения воздуха, или «заклинания стихий», как это назвал бы Э.Леви, тогда как жрецы держали систрум в левой руке, правою манипулируя «ключом жизни» — крестом с рукояткой, или Тау.

СИСУМАРА (санскр.). Воображаемый вращающийся пояс, в котором движутся все небесные тела. Этот сонм звёзд и созвездий представлен фигурой Сисумары, черепахи [tortoise] (некоторые говорят — морской свинки [porpoise]!), дракона, крокодила и ещё в том же роде. Но так как это есть символ йога-медитации святого Васудэвы или Кришны, это должен быть крокодил или, вернее, дельфин, ибо он идентичен с Макарой Зодиака. Дхрува, древняя полярная звезда, помещается на конце хвоста этого звёздного чудовища, голова которого обращена к югу, и тело изгибается в кольцо. Выше, вдоль хвоста, расположены Праджапати, Агни и др., а у его основания помещаются Индра, Дхарма и семь Риши (Большая Медведица), и пр., и пр. Значение его, конечно, мистическое.

«СИФРА ДИ ЦЕНИУТА» (халд.). «Книга Сокрытой Тайны»; один из разделов «Зогара». (См. Матерс, «Kabbalah Unveiled»).

СИ-ЦЗЯН (кит.). Китайское название Тибета; в Императорской Библиотеке столицы Фу Цзянь упомянут как «великая обитель оккультного знания» в 2207 г. до Р.Х. («Тайная Доктрина», I, 338.)

СКАНДХИ или Сканды (санскр.). Буквально, «свёртки», или группы атрибутов; всё конечное, неприменимое к вечному и абсолютному. Существуют пять — эзотерически семь — атрибутов в каждом человеке, которые называются панча Скандхи: 1) форма, рупа; 2) восприятие, видана; 3) сознание, санджна; 4) действие, санскара; 5) знание, видьяна. Они соединяются при рождении человека и образуют его личность. Достигнув зрелости, Скандхи начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана, или дряхлость и смерть.

СКАРАБЕЙ. В Египте — символ воскресения, а также перевоплощения; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла её, и перевоплощения для Эго, «духовного тела» низшей, человеческой души. Египтологи раскрывают лишь половину истины, когда, размышляя над значением некоторых надписей, они говорят, что «оправданная душа, раз достигшая определённого периода своих странствий (просто, по смерти физического тела), должна быть соединена со своим телом (то есть Эго), чтобы никогда больше не отделяться от него» (Руже). Чем является это так называемое тело? Может ли оно быть мумией? Несомненно, нет, ибо выпотрошенный мумифицированный труп никогда воскреснуть не может. Это может быть лишь вечное, духовное одеяние, Эго, которое никогда не умирает, но даёт бессмертие всему, что соединяется с ним. «Освобождённый Разум, (который) вновь облачается в свою светящуюся оболочку и (вновь) становится даймоном», как выражается проф. Масперо, есть духовное Эго; а личное Эго или кама манас, его прямой луч, или низшая душа, есть то, что стремится стать озирифицированным, то есть соединиться со своим «богом»; и та частица его, которая преуспеет в этом, никогда больше не отделится от него (бога), даже тогда, когда последний будет воплощаться вновь и вновь, периодически сходя на землю в своём странствии, в поисках дальнейшего опыта и следуя велениям кармы. Хем, «сеятель семян», на стелле в картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и сеятель злаковых зёрен, которые, после разложения, прорастают вновь и каждый раз в новом колосе, на котором держится скарабей; и Девериа очень правильно указывает, что «Птах является инертной, материальной формой Озириса, который станет Сокари (вечным Эго), чтобы возродиться и после этого стать Хармахом», или Гором в его превращении, воскресшим богом. Молитва, так часто встречающаяся в надгробных надписях — «желание воскресения в своей живой душе», или Высшем Эго, — всегда имеет в конце скарабея, олицетворящего личную душу. Скарабей является самым почитаемым, а также самым частым и привычным из всех символов египтян. Ни одна мумия не обходится без нескольких скарабеев, — этот священный жук является излюбленным украшением высеченных изображений, домашней утвари и мебели, и Пьерре в своей «Livre des Morts» уместно замечает, что сокровенное значение этого иероглифа достаточно ясно объясняется тем, что египетское название скарабея, Хепер, означает быть, стать, выстроить вновь.

СКРИМИР (сканд.). Один из знаменитых великанов в Эддах.

СМАРТАВА (санскр.). Смарта брамины; секта, основанная Шанкарачарьей.

СМЕРТЬ, её Поцелуй. Согласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или Дворце Любви. (W.W.W.).

СМРИТИ (санскр.). Предания, передаваемые устно, — от слова Смрити, «Память», дочь Дакши. Теперь это канонизированные и обрядовые писания индусов, противоположные Ведам и поэтому менее священные, нежели последние, являющиеся Шрути, или «откровением».

СОД (евр.). «Арканум», или религиозная мистерия. Мистерии Ваала, Адониса и Вакха; причём все солнечные боги в качестве символа имели змия, или, как в случае Митры, «солнечного змия». Древние евреи также имели свой Сод, не исключая и символов, так как у них был «медный змий», воздвигнутый в пустыне; этот особый змий был персидским Митрой, символом Моисея как посвящённого, но, конечно, никогда не предназначался для представления исторического Христа. «Тайна (Сод) Господня — боящимся Его», — возглашает Давид в Псалмах (XXIV, 14). Но в еврейском оригинале мы читаем: «Сод Ihvh [Йод Хе Вау Хе] (или Мистерии Иеговы) — боящимся Его». Ветхий Завет переведён столь ужасно неправильно, что стих 8 в Псал., LXXXVIII, который в оригинале гласит: «Страшен Аль (Эль) в великом Соде Кедешимов» (галли, священнослужители еврейских внутренних мистерий), в искажённом переводе читается: «Страшен Бог в великом сонме святых». Симеон и Левий устраивали свой Сод, и это неоднократно упоминается в Библии. Умирающий Иаков восклицает: «В совет (в оригинале — Сод) их да не внидет душа моя, и к собранию их (то есть к Содалии Симеона и Левия) да не приобщится слава моя» (Быт., XLIX, 6). (См. Данлэп, «Sod, the Mysteries of Adoni»).

СОДАЛЫ (лат.). Члены школы жрецов. (См. Freund, «Latin Lexicon», IV, 448.) Цицерон также говорит («De Senectute», 13), что «Содалии были учреждены в Идеанских Мистериях Могущественной Матери». Тех, кто был посвящён в Сод, называли «товарищами».

СОДАЛЬНАЯ КЛЯТВА. Наиболее священная из клятв. Нарушение Содальной клятвы для обета каралось смертной казнью. Клятва и Сод (тайное знание) первичнее каббалы или Предания, и в древнейших «Мидрашимах» исчерпывающе говорится о Мистериях, или Сод, прежде чем они перешли в «Зогар». Теперь они упоминаются как Тайные Мистерии Торы, или Закона, нарушение которого имеет фатальные последствия.

СОКАРИС (егип.). Бог огня; солнечное божество со многими формами. Он Птах-Сокарис, когда этот символ — чисто космический, и «Птах-Сокарис-Озирис», когда он фаллический. Божество это — гермафродит; священный бык Апис, будучи его сыном, зачат в нём солнечным лучом. Согласно «History of the East» Смита, Птах является «вторым Демиургом, эманацией из первого творящего Принципа» (первого Логоса). Прямой Птах, с крестом и жезлом, является «творцом яиц Солнца и Луны». Пьерре считает, что он представляет собой извечную Силу, предшествовавшую богам и «сотворившую звёзды, и яйца Солнца и Луны». Мариетт Бей видит в нём «Божественную Мудрость, разбрасывающую звёзды в необъятности», и его мнение подтверждает «Targum of Jerusalem», в котором утверждается, что «египтяне называли Мудрость Первого Разума — Птах».

СОМА (санскр.). Луна, а также сок одноимённого растения, используемый в храмах в целях достижения транса; священный напиток. Сома, Луна, есть символ Тайной Мудрости. В Упанишадах слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь под воздействием тепла. (См. Сома-напиток.)

СОМАЛОКА (санскр.). Нечто вроде лунной обители, где пребывает бог Сома, правитель Луны. Обитель лунных питри — или Питрилока.

СОМА-НАПИТОК. Приготовляется из редкого горного растения посвящёнными браминами. Этот индусский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами Олимпа. Мисты в Элевзинских посвящениях также осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния (Небес). Известный европейцам напиток сома не есть настоящая сома, но её заменитель, ибо только посвящённые жрецы могут пробовать настоящую Сому; и даже цари и раджи при жертвоприношениях получают заменитель. Хауг подтверждает это признанием в своей «Айтарея Брахмане», что то, что он пробовал и нашёл отвратительным, не была Сома, но сок из корней ньяградха, растения или кустарника, растущего на холмах Пуны. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов Деккана, совершающих жертвоприношения, утеряли секрет настоящей Сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей первоначальной ведийской религии осталось очень мало; они — предполагаемые потомки Риши, истинных Агнихотри, посвящённых великих Мистерий. Напиток Сома отмечен даже в индусском пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто пьёт его, приобщается к царю небесному, он наполняется его сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их обращённые наполнялись Святым Духом и очищались от своих грехов. Сома делает из посвящённого нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа берет верх над физической; она наделяет божественной силой вдохновения и развивает до предела способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко соединяет внутренний, высший «дух» человека — этот дух есть ангел, подобно мистической Соме — с его «неразумной душой», или астральным телом; и, объединённые силою магического напитка, они вместе возносятся над физической природой и при жизни приобщаются к блаженству и невыразимой славе Небес.

Таким образом, индусская сома мистически и во всех других отношениях то же, что для христиан причастие. Идея подобна. Посредством жертвенных молитв — мантр — эта жидкость считается мгновенно претворённой в настоящую Сому, или ангела, и даже в самого Браму. Некоторые миссионеры с большим возмущением высказывались об этой церемонии, тем более, видя, что брамины обычно употребляют в качестве заменителя разновидность спиртного напитка. Но разве христиане менее горячо верят в претворение вина, во время причастия, в кровь Христову только потому, что вино попадается более или менее алкогольное? Разве идея этого символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне жертвенной чаши индусов. («Разоблачённая Изида».)

СОМАПА (санскр.). Класс лунных питри. (См. Трисупарна.)

СОМНАМБУЛИЗМ. Буквально, «хождение во сне», или передвижение, деятельность, писание, чтение или совершение любого действия бодрствования в состоянии сна, с полным забвением происходившего по пробуждении. Это один из великих психо-физиологических феноменов, наименее понятый, хотя и самый обескураживающий, и к которому лишь оккультизм имеет ключ.

СОРТЕС САНКТОРУМ (лат.). «Святое бросание жребия с целью предсказания», практиковавшееся ранним и средневековым христианским духовенством. Св. Августин, который «не порицал этот способ узнавания будущего, лишь бы он не применялся для мирских целей, сам пользовался им» («Жизнь Св. Григория Турского»). Если, всё же, «этим пользуются миряне, еретики или язычники» любого рода, то sortes sanctorum становится (если верить благочестивым и набожным отцам) sortes diabolorum или sortilegium — колдовством.

СОСИОШ (зенд). Маздеистский Спаситель, появления которого, подобно Вишну, Будде Майтрейе и другим, ожидается на белом коне в конце цикла для спасения человечества. (См. Шамбала.)

СОУАН (пали). Первый из «четырёх путей», ведущих к нирване, в практике йоги.

СОУАНИ (пали). Вступивший на этот «путь» [см. выше].

СОФИЯ (греч.). Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

СОФИЯ АХАМОТ (греч.). Дочь Софии. Персонифицированный астральный свет, или низший план эфира.

СОХАМ (санскр.). Мистический слог, представляющий инволюцию; буквально, «Это — Я».

СОХИТ (егип.). Божество, которому была посвящена кошка.

СПАРША (санскр.). Чувство осязания.

СПЕНТА АРМАЙТА (зенд). Женский гений Земли; «прекрасная дочь Ахура Мазды». У маздеистов Спента Армайта есть персонифицированная Земля.

СПИРИТУАЛИЗМ. В философии — состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что сущее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа — есть чистый спиритуализм. Что касается верования, которое бытует под этим названием, а именно, веры в постоянное общение живых с мёртвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума — это не что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «некромантией». Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.

СРАВАХ (мазд.). Амешаспенты, в их высшем аспекте.

СРАСТАРА (санскр.). Ложе, состоящее из циновки или тигровой шкуры, усыпанное дарбха, куша и другими травами, употребляемое аскетами — гуру и челами — и расстилаемое на полу.

СРОТАПАТТИ (санскр.). Буквально, «вступивший в поток», то есть поток и тропу, ведущую к нирване, или образно — к Нирваническому Океану. То же, что Соуани [см.].

СТАРЕЦ (каббал.). Одно из каббалистических названий сефнры, именуемой также Венцом, или Кэтером.

СТАРЦЫ. Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рождённым из Хаоса, или «Глуби».

СТОЛБЫ (КОЛОННЫ), Два. Якин и Боаз были поставлены у входа в Храм Соломона, первый по правую, второй по левую стороны. Их символизм развит в ритуалах франкмасонов.

СТОЛБЫ (КОЛОННЫ), Три. Когда десять сефиротов расположены в виде Древа Жизни, две вертикальные линии разделяют их на 3 Столба, а именно: Столб Жестокости, Столб Милосердия и центральный Столб Умеренности. Бина, Гебура и Ход образуют первый — Столб Жестокости; Кэтер, Тиферет, Иесод и Малкут — центральный столб; Хокма, Хезед и Нэцах — Столб Милосердия. (W.W.W.).

СТОЛБЫ ГЕРМЕСА. Подобно «столбам Сета» (с которыми они отождествляются), служили для ознаменования оккультных событий, и на них символически высекались различные эзотерические тайны. Такой обычай был всеобщим. Утверждают, что и Енох воздвигал столбы.

СТРАНА ВЕЧНОГО СОЛНЦА. Предание помещает её за арктическими областями у Северного Полюса. Это «страна богов, где Солнце никогда не заходит».

СТУПА (санскр.). Конусообразный памятник в Индии и на Цейлоне, воздвигаемый над останками Будды, архатов и других великих людей. Ступы также называются дагобами.

СТХАВАРА (санскр.). От стха — стоять или оставаться неподвижным. Термин для обозначения всех сознательных, чувствующих объектов, лишённых способности передвижения, — закреплённых и укоренённых подобно деревьям или растениям; тогда как всё чувствующее, которое к определённой степени сознания добавляет движение, называется Джангама, от гам, двигаться, ходить.

СТХАВИРАХ или Стхавираникая (санскр.). Одна из самых ранних философских созерцательных школ, основанная за 300 лет до Р.Х. В 247 г. до Р.Х. она раскололась на три части: махавихара васинах (школа больших монастырей), джетаваниях и абхаягири васинах. Это одно из четырёх ответвлений школы вайбхачика, основанной Катьяяной, одним из великих учеников Владыки Гаутамы Будды, автором «Абхидхарма Джнана Прастхана Шастры», появление которого ожидается уже в качестве Будды. (См. Абхаягири). Все эти школы высоко мистичны. Буквально, Ставираникая переводится как «школа главы» или «президента» (когана).

CTXAЛA МАЙЯ (санскр.). Грубое, конкретное и, поскольку дифференцированное, то — иллюзорное.

СТХАНА (санскр.). Также Айана; место или обитель бога.

СТХИРАТМАН (санскр.). Вечное, верховное, применяется к Вселенской Душе.

СТХИТИ (санскр.). Свойство сохранения; стабильность.

СТХУЛА (санскр.). Дифференцированная и обусловленная материя.

СТХУЛА ШАРИРА (санскр.). В метафизике — грубое физическое тело.

СТХУЛОПАДХИ (санскр.). «Принцип», отвечающий низшей триаде в человеке, то есть телу, астральной форме и жизни, в системе тарака раджа-йоги, которая перечисляет только три главных принципа в человеке. Стхулопадхи соответствует джаграта, или бодрствованию, сознательному состоянию.

СУБСТАНЦИЯ. Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, подразделяя материальную, психическую и духовную субстанции (см. Судда Сатва) на идеальную (то есть существующую на высших планах) и реальную субстанцию.

СУБХАВА (санскр.). Бытие; самообразующая субстанция, или «сущность, самодающая себе сущность». (См. «Экашлока Шастра» Нагарджуны.) Объясняется парадоксально, как «природа, не имеющая своей собственной природы», а также как то, что в действии и вне действия. (См. Свабхават.) Это есть Дух внутри Субстанции, идеальная причина сил, воздействующих на процесс формирующей эволюции (не «творения», в смысле, обычно придаваемом этому слову); эти силы в свою очередь становятся реальными причинами. В терминах, употребляемых в философиях веданты и вьяи: нимитта и упадана, действующая и материальная причины, вечно сосуществуют в Субхаве. В одной санскритской шлоке сказано: «Достойнейший из подвижников, через её мощь (мощь действующей причины) каждая сотворённая вещь выявляется в силу присущей ей природы».

СУГАТА (санскр.). Один из титулов Владыки Будды; имеет много значений.

СУ-ДАРШАНА (санскр.). Диск Кришны; пламенное оружие, играющее значительную роль в биографиях Кришны.

СУДДА САТВА (санскр.). Субстанция, не подверженная свойствам материи, светоносная и невидимая (для нас), из которой сформированы тела Богов и высших Дхиани. В философском смысле, Судда Сатва скорее представляет собой сознательное состояние духовного Эго, чем какую-либо сущность.

СУДХА (санскр.). Пища богов, похожая на амриту, субстанцию, дарующую бессмертие.

СУДЬЮМНА (санскр.). Эпитет Илы (или Иды), отпрыска Вайвасвата Ману и его прекрасной дочери, возникшей из его жертвы, когда он остался один после потопа. Судьюмна была андрогинным существом, один месяц — мужчиной, другой — женщиной.

СУКХАБ (халд.). Один из семи вавилонских богов.

СУКХАВАТИ (санскр.). Западный Рай необразованной толпы. В народном представлении существует Западный Рай Амитабхи, где добрые люди и святые проводят время в физических наслаждениях, пока карма снова не уносит их в круг перевоплощений. Это преувеличенное и ошибочное представление о дэвакхане.

СУКШМА ШАРИРА (санскр.). Сну-подобное, призрачное тело, родственное манасарупе, или «телу мысли». Это одеяние богов, или Дхиани и дэв. Пишется также сукшама шарира, и тарака раджа-йогами называется сукшмопадхи («Тайная Доктрина», I, 211).

СУКШМОПАДХИ (санскр.). В тарака раджа-йоге «принцип», содержащий как высший, так и низший манас и каму. Он соответствует маномайя коше ведантийской классификации и состоянию свапна. (См.)

СУ-МЕРУ (санскр.). То же, что Меру, мировая гора. Приставка Су подразумевает восхваление и возвеличение предмета или имени собственного, следующего за ней.

СУНАСЕФА (санскр.). Пуранический «Исаак»; сын мудреца Ришики, продавшего его за сотню коров царю Амбарише для принесения в жертву и «всесожжения» в честь Варуны, вместо царского сына Рохиты, посвящённого отцом богу. Уже распростёртого на алтаре, Сунасефу спасает Риши Вишвамитра, который призывает сотню своих собственных сыновей занять место жертвы и, после их отказа, понижает их до состояния чандал. После этого мудрец сообщает жертве мантрам, повторение которого привлекает богов на спасение его; после чего он усыновляет Сунасефу как старшего сына. (См. «Рамаяна»). Существуют разные версии этой истории.

СУНИАМ. Магическая церемония с целью перенести болезнь с одного лица на другое. Чёрная магия, колдовство.

СУН-МИН-ШУ (кит.). Китайское древо познания и древо жизни.

СУРАБХИ (санскр.). «Корова изобилия»; сказочное существо, одна из четырнадцати драгоценностей, извлечённых из океана молока при его пахтании богами. «Корова», исполняющая все желания своего владельца.

СУРАРАНИ (санскр.). Титул Адити, матери богов, или суров.

СУ-РАСА (санскр.). Дочь Дакши, супруга Кашьяпы, мать тысячи многоголовых змеев и драконов.

СУРТУР (сканд.). Предводитель огненных сынов Муспела в Эддах.

СУРУКАЯ (санскр.). Один из «Семи Будд», или Сапта Татхагат.

СУРЫ (санскр.). Общее название богов, то же, что и дэвы; противоположность асуров, или «не-богов».

СУРЬЯ (санскр.). Солнце, которому поклонялись в Ведах. Отпрыск Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель богов и людей и их «плотник», распинает на верстаке, укорачивает на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности, образуя вокруг неё тёмный ореол. Тайна последнего посвящения и аллегорическое её представление.

СУРЬЯВАНША (санскр.). Солнечная раса. Сурьяванша — тот, кто заявляет о своём происхождении от рода, возглавляемого Икшваку. Таким образом, тогда как Рама принадлежал к [роду] Айодхья династии Сурьяванши, Кришна, как и Гаутама Будда, принадлежали к роду Яду лунной расы, или Чандраванши.

СУРЬЯВАРТА (санскр.). Степень или стадия самадхи.

СУРЬЯСИДДХАНТА (санскр.). Санскритский трактат по астрономии.

СУТРА (санскр.). Вторая группа священных писаний, предназначенная для буддистов-мирян.

СУТРАТМАН (санскр.). Буквально, «нить духа»; бессмертное Эго, Индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные личности. Всемирный поддерживающий жизнь воздух, самашти прана; всемирная энергия.

СУФИЗМ (греч.). От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного магометанства. Учение суффи (или софи) во многом соприкасается с теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени посвящения: 1-я — испытательная, со строгим внешним соблюдением исламских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного значения каждой церемонии и догмы; 2-я — метафизическое обучение; 3-я — степень «Мудрости», когда кандидат посвящается в самую сокровенную природу вещей; и 4-я — заключительная Правда, когда адепт достигает божественных сил и завершает единение с Единым Вселенским Божеством в экстазе, или самадхи.

СУШУМНА (санскр.). Солнечный луч — первый из семи лучей. Также название спинного нерва, соединяющего сердце с Брамарандрой и играющего крайне важную роль в практике йоги.

СУШУПТИ АВАСТХА (санскр.). Глубокий сон; один из четырёх аспектов пранавы.

СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ. Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским Полям, которые переплетались с их Гадесом. Как сообщает м-р Боскавен, «царство подземного мира было царством бога Хэа, и Гадес ассирийских легенд был помещён в подземном мире, и им правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Её также называют Аллат». Одна из переведённых надписей гласит: «После даров этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба, в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии богов, что обитают в Ассирии». Это достойно христианской намогильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадес за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она должна была оставить что-то принадлежащее ей.

СЫН ВДОВЫ. Имя, данное франкмасонам, вследствие того, что масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и смерти Хирама Абифа, «сына вдовы», который якобы помогал строить мифический Храм Соломона.

СЮАН ЦЗЯН. Великий китайский писатель и философ, путешествовавший по Индии в шестом столетии, дабы узнать больше о буддизме, которому он был предан.

СЮОЙЯТЕР (фин.). В эпосе финнов «Калевала» — имя предвечного Духа Зла, из слюны которого был рожден змей зла.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU