ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Т

перейти к оглавлению

ТААРОА (таит.). Созидательная сила и главный бог таитян.

ТАБЛИЦА ИЗИДЫ. Подлинный памятник египетского искусства. На ней богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер описывает её как медную плиту, покрытую чёрной эмалью и серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и потому называлась «Tabula Bambina sive Mensa Isiaca». Под этим названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, который даёт её «историю и оккультное значение» в чрезвычайно интересной и высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта таблица, как считали, была по обету пожертвована Изиде в одном из её многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она попала к одному солдату, продавшему её кардиналу Бембо. Затем она перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряна. [См. Табличка Бембо].

ТАБЛИЧКА БЕМБО, или Mensa Isiaca. Медная табличка, покрытая мозаичными рисунками (теперь в Туринском музее), когда-то принадлежавшая знаменитому кардиналу Бембо. Происхождение и датировка её неизвестны. Она покрыта египетскими фигурами и иероглифами, и, как предполагают, была орнаментом в древнем храме Изиды. Учёный иезуит Кирхер дал её описание, и у Монтфокона есть глава, посвященная ей. (W.W.W.).

Единственный труд на английском языке о Табличке Изиды написан доктором У. Уинном Уэсткоттом, который, в дополнение к её истории, описанию и оккультному значению, поместил и фотогравюру. [См. Таблица Изиды].

ТАБ-НУТ (евр.). Форма; каббалистический термин.

ТАВМАТУРГИЯ. «Чудотворство»; способность творить чудеса с помощью богов. От греческих слов таума, «чудо», и теургия, «божественная работа».

ТАД-АЙКИЯ (санскр.). «Тождественность»; отождествление или единство с Абсолютом. Всемирная, непознаваемая Сущность (Парабрахм) в Ведах не имеет названия, к нему обычно обращаются как к Тад, «То».

ТАЁЭР (егип.). Женский Тифон, гиппопотам, называемый также Та-ur, Та-op-oer и т.д.; она — Thoueris греков. Эту супругу Тифона изображали в виде чудовищного гиппопотама, сидящего на задних лапах с ножом в одной руке и священным узлом в другой (паша Шиви). Спина её была покрыта чешуёй крокодила, и она имела крокодилий хвост. Она также называется Теб, из-за чего Тифона иногда также называют Тебом. На памятнике шестой династии она названа «кормилицей богов». В Египте её боялись даже больше Тифона. (См. Тифон.)

ТАИТТРИЯ (санскр.). Одна из Брахман «Яджур Веды».

ТАЙГЕТ (греч.). Одна из семи дочерей Атласа — третья, ставшая впоследствии одной из Плеяд. Эти семь дочерей, по преданию, олицетворяют семь подрас четвёртой коренной расы, расы атлантов.

ТАЙДЖАСИ (санскр.). Сияющий, пламенный — от теджас, «огонь»; иногда употребляется для обозначения манасарупы, «тела мысли», а также звёзд.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА. Общее название, данное эзотерическим учениям древности.

ТАЙРИЯГИОНЬЯ (санскр.). Пятое творение, или, вернее, пятая ступень творения, творение низших животных, пресмыкающихся и т.д. (См. Тирьяксрота).

ТАЛАПОЙН (сиам.). Буддийский монах и аскет в Сиаме; некоторым из этих аскетов приписываются больший магические силы.

ТАЛИСМАН. От арабского тилисм или тилсам, «магическое изображение». Предмет, сделанный либо из камня или металла, либо из священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и изображениями, нанесёнными при определённых планетных воздействиях, в виде магических формул, даваемый сведущим в оккультных науках кому-либо из несведущих, с целью или охранить его от зла, или для реализации определённых устремлений. Всё же, наибольшая сила и действенность талисмана заключается в вере его обладателя; и это не из-за легковерности последнего, и не потому, что талисман не обладает силой, но потому, что вера есть качество, обладающее очень мощной созидательной силой, и поэтому — бессознательно для самого верующего — стократно увеличивает силу, первоначально сообщенную талисману его изготовителями.

ТАЛМИДАЙ ХАКАМИМ (евр.). Класс мистиков и каббалистов, которые в «Зогаре» названы «учениками Мудрого» и которые были сарисим, или добровольными евнухами, становясь таковыми по духовным соображениям. (См. Мф., XIX, 11-12, место, где восхваляется подобный акт.)

«ТАЛМУД» (евр.). Раввинские комментарии к еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, «Мишна», и более современная, «Гемара». Евреи, называя «Пятикнижие» написанным законом, называют «Талмуд» неписанным или устным законом. (W.W.W.).

«Талмуд» содержит гражданские и церковные законы евреев, приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между «Пятикнижием» и «Талмудом», первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как оба были получены Моисеем на Горе Синай от Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал устно.

ТАМАЛА ПАТТРА (санскр.). Безупречный, чистый, подобный мудрецу. Также, название листа Laurus Cassia, дерева, якобы обладающего различными весьма оккультными и магическими свойствами.

ТАМАРИСК или Эрика. Священное дерево в Египте, обладающее сильными оккультными свойствами. Многие храмы были окружены этими деревьями, особенно храм в Филэ, священный из священнейших, так как считалось, что под ним захоронено тело Озириса.

ТАМАС (санскр.). Качество тьмы, «загрязнённости» и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трёх гун, или основных качеств.

ТАММУЗ (сир.). Сирийское божество, почитавшееся евреями-идолопоклонниками так же, как и сирийцами. Женщины Израиля совершали ежегодный плач над Адонисом (этот прекрасный юноша тождественен с Таммузом). Праздник, устраиваемый в его честь, был связан с солнцестоянием и начинался с новолуния в месяце Таммуза (июле); проходил главным образом в Библосе в Финикии; но его праздновали даже в четвёртом веке нашей эры в Вифлееме, так как Св. Иероним выражает («Послания») свои жалобы следующими словами: «На Вифлеем роща Таммуза, то есть Адониса, бросала свою тень! И в гроте, где некогда кричал младенец Иисус, оплакивали возлюбленного Венеры». И, действительно, в Мистериях Таммуза, или Адониса, целая неделя проводилась в оплакиваниях и скорби. За погребальными процессиями следовал пост, и затем торжества; ибо считалось, что после поста Адонис-Таммуз воскресал из мёртвых, и дикие оргии с весельем, едой и питьем, как теперь на Пасху, продолжались без перерыва несколько дней.

ТАМРА ПАРНА (санскр.). Цейлон, древняя Тапробана.

ТАМТИ (халд.). Богиня, то же, что и Белита. Тамти-Белита есть олицетворённое Море, матерь города Эрех, халдейского Некрополя. Астрономически Тамти — это Асторет или Иштар, Венера.

ТАНАИМЫ (евр.). Еврейские посвящённые, высокоучёные каббалисты древних времён. «Талмуд» содержит различные легенды о них и приводит имена главных из них.

ТАНГА-ТАНГО (перуан.). Идол, пользующийся большим почитанием у перуанцев. Это символ Triune, или Троицы, «Один в трёх и три в Одном», он существовал уже до нашей эры.

«ТАНДЖУР» (тибет). Собрание буддийских трудов, переведённых с санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов на разные темы. «Канджур», который содержит указания или «Слово Будды», состоит лишь из 108 томов.

ТАНМАТРЫ (санскр.). Типы или зачатки пяти стихий; тонкие сущности последних, лишённые всех качеств и тождественные свойствам пяти основных — земли, воды, огня, воздуха и эфира; то есть танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

ТАНТРА (санскр.). Буквально, «закон или ритуал». Опредёленные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) — это особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами — худшая из форм чёрной магии и колдовства.

ТАНТРИКА (санскр.). Церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и чёрной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, то есть «белые» и «чёрные» чародеи. Поклонение последних — в высшей мере распущенное и безнравственное.

ТАНХА (пали). Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перерождения, или перевоплощения.

ТАОР (евр.). Буквально, Mundus, мир; имя, данное Божеству, — такое определение указывает на веру в пантеизм.

ТАПАС (санскр.). «Отвлечение», «медитация». «Совершать тапас» значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами.

ТАПАСА-ТАРУ (санскр.). Sesamum Orientale, дерево, одно из наиболее священных у древних аскетов Китая и Тибета.

ТАПАСВЫ (санскр.). Аскеты и отшельники буддийской, браминской и даосской религий.

ТАПОЛОКА (санскр.). Царство дэв огня, называемых вайраджами. Оно именуется — «мир семи мудрецов», а также «царство искупления». Одна из Шашталок (шести миров) над нашим, седьмым.

ТАРА (санскр.). Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная царём Сомой, Луной, что привело к войне между богами и асурами. Тара олицетворяет мистическое знание, в противоположность ритуалистической вере. Она — мать (с Сомой) Будхи, «Мудрости».

ТАРАКА (санскр.). Описывается как данава и дайтья, то есть «Великан-Демон», сверхчеловеческий йогический аскетизм которого заставил богов опасаться за свою власть и верховенство. По преданию, был убит Картикеей. (См. «Тайная Доктрина», II, 479.)

ТАРАКА РАДЖА-ЙОГА (санскр.). Одна из браминских систем йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущих к нирване.

ТАРАКАМАЙЯ (санскр.). Первая война на Небесах из-за Тары.

ТАРГУМ (халд.). Буквально, «Толкование», от корня таргем, толковать. Изложение еврейских Писаний. Некоторые из Таргумов высоко мистичны, причём арамейский (или таргумский) язык используется повсюду в «Зогаре» и других каббалистических книгах. Чтобы отличить этот язык от еврейского, называемого «лицом» священного языка, его называют ahorayim, «оборотная часть», истинный смысл которой следует читать между строк, согласно определённым методам, которые давались изучающим. Латинское слово тергум, «оборот», произведено от еврейского или, вернее, арамейского и халдейского таргум. «Книга Даниила» начинается на еврейском языке, и вполне понятна до гл. II, 4, когда халдеи (маги-посвящённые) начинают говорить с царём на арамейском — не на еврейском, как неправильно переведено в протестантской Библии. Перед тем, как он начинает толковать царю его сон, Даниил говорит на еврейском, но сам сон он объясняет (гл. VII) на арамейском. «Так же и в «Ездре[1]» (IV, V и VI) слова царей приводятся буквально, но всё это на арамейском языке», — говорит Исаак Мейер в свей «Каббале». Существуют Таргумы разных веков; последние уже являют знаки мазоретской системы, или системы гласных, что делает их ещё более полными умышленных маскировок. Совету «Pirke Aboth» (гл. I, параграф 1) — «Укрой “Тору”» (закон) — поистине верно следовали как в Библии, так и в Таргумах; и мудр тот, кто сумеет истолковать их правильно, если только он сам не испытанный оккультист-каббалист.

ТАССИСУДУН (тибет.). Буквально, «святой город учения»; однако, в нём больше дугпа, чем святых. Это главная резиденция в Бутане церковного главы секты бон — Дхарма Раджи. Последний, внешне якобы северный буддист, является просто поклонником древних богов-демонов местных жителей, — природных духов или элементалов, которым поклонялись в этой стране до введения буддизма. В Восточный, или Великий, Тибет не допускается ни один иностранец, и тем немногим учёным, которые осмеливаются путешествовать в этих запретных районах, не позволяют углубиться дальше пограничных областей земли Бод. Они скитаются по Бутану, Сиккиму, повсюду вдоль границы этой страны, но не могут ничего узнать об истинном Тибете, а следовательно — об истинном северном буддизме, или ламаизме Цзонкапа. И несмотря на это, описывая не более, чем ритуалы и верования секты бон и странствующих шаманов, они убеждают мир, что дают ему чистый северный буддизм, и рассуждают о его великом отпадении от своей первоначальной чистоты.

ТАТ (егип.). Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа в творении, мужской и женский, и относился к природе и космосу; но сам по себе тат, с атф (или атеф) наверху, тройной короной Гора — двумя перьями с уреем впереди — представлял собой семеричного человека, причём крест, или две крестовины, означает низшую четверку, а атф — высшую триаду. Как метко замечает д-р Берч: «Четыре перекладины ... представляют четыре основы всех вещей, а тат является символом прочности».

ТАТ ЭСМУН (егип.). Египетский Адам; первый человеческий предок.

ТАТТВА (санскр.). Вечно сущее «То»; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. «Таттва Самаса» — труд по философии санкхья, приписываемый самому Капиле.

Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы — пять в экзотерической, семь в эзотерической философии — соотносящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все ещё латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

ТАТХАГАТА (санскр.). «Тот, который подобен грядущему»; тот, кто, подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является грядущим Буддой, или Спасителем Мира. Один из титулов Гаутамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.

ТАТХАГАТА-ГУПТА (санскр.). Тайный или сокрытый Татхагата, или «охраняющий», защищающий Будда; относится к нирманакаям.

ТАУ (евр.). То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау, но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским крестом с рукояткой, крукс ансата латинян, и идентично с египетским анкхом. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет Р.Ф.Маккензи, «это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в Обряде Королевской Арки». Он также называется астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы, что доказывает его присутствие на одном из храмов Паленке, также как и индусы, ставившие may в качестве знака на лбу своих чела.

ТАФОС (греч.). Гробница, саркофаг, который помещался в Адитум и использовался для целей посвящения.

ТАХМУРАТ (перс.). Иранский Адам, конём которого был Симург Анке, грифон-феникс, или бесконечный цикл. Повторение или воспоминание о перевоплощениях Вишну и Гаруды.

ТАШИЛУНПО (тибет.). Большой центр монастырей и учебных заведений в трёх часах ходьбы от Шигадзе; резиденция таши-ламы, о котором подробнее см. Панчен римпоче. Он был построен в 1445 г. по указу Цзонкапа.

ТВАШТРИ (санскр.). То же, что Вишвакарман, «божественный художник», плотник и оружейник богов. (См. Вишвакарман.)

ТЕАНТРОПИЗМ. Быть богом и человеком одновременно; божественный Аватар (см.).

ТЕБА (евр.). Природа; которая мистически и эзотерически то же, что её олицетворённый Элохим, ибо числовое значение обоих слов — Теба и Элохим (или Алейм) — одинаково, а именно 86.

ТЕЙОХЕЛ (евр.). Обитаемый мир, рождающий человека, наша земля в «Зогаре».

ТЕЛЕЦ (лат.). Одно из самых таинственных созвездий Зодиака, связанное со всеми «Первородными» солнечными богами. Телец отмечен буквой А, которая является его знаком, в еврейском алфавите — буквой Алеф; и потому это созвездие называется «Один», «Первый» — по вышеупомянутой букве. Отсюда и «Первородные», которым всем оно и было посвящено. Бык — это символ силы и порождающей мощи — Логоса; отсюда и рога на голове Изиды, женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца (верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой, отбрасывающий дракона, а христиане связывали этот знак и созвездие с Христом. Св. Августин называет его «великим Градом Бога»; египтяне — «толкователем божественного гласа», Апис-Пацисом Гермонта. (См. Зодиак.)

ТЕЛО ПРИЧИННОСТИ. Это «тело», которое не есть тело ни объективное, ни субъективное, но буддхи, Духовная Душа, названное так потому, что является прямой причиной состояния сушупти, ведущего к состоянию турья, наивысшему состоянию самадхи. Тарака раджа-йогами оно названо каранопадхи, «основа Причины»; в системе веданты оно соответствует как виджнанамайя, так и анандамайя коше — последняя следует за атмой и поэтому является проводником вселенского Духа. Один буддхи нельзя назвать «телом причинности», но он становится таковым в соединении с манасом, воплощающейся сущностью или Эго.

ТЕЛУГУ. Один из дравидских языков, на котором говорят в Южной Индии.

ТЕМУРА (евр.). Буквально, «Изменение». Название раздела практической каббалы, касающегося аналогий между словами, взаимоотношение которых указывается определёнными изменениями в расстановке букв или заменой одной буквы на другую.

ТЕОГОНИЯ. Происхождение богов; тот раздел всех нехристианских теологий, который учит генеалогии различных божеств. Древнегреческое название того, что позднее было переведено как «родословная происхождения Адама и Патриархов» — последние все суть «боги, планеты и знаки Зодиака».

ТЕОДИДАКТ (греч.). Буквально, «Богом наученный». Так называли Аммония Саккаса, основателя неоплатонической эклектической школы филалетов в четвёртом веке в Александрии.

ТЕОДИЦЕЯ. «Божественное право», то есть привилегия всемилостивого и справедливого Бога поражать невинных и сокрушать тех, кому это предопределено, и при том всё же оставаться любящим и справедливым Божеством; в богословии — тайна.

ТЕОКРАЗИЯ. Буквально, «смешение богов». Поклонение различным богам, как, например, Иегове и богам неевреев в случае евреев-идолопоклонников.

ТЕОМАНТИЯ. Прорицание с помощью оракулов, от теос, бог, и мантия, пророчествование.

ТЕОМАХИЯ. Сражение с богами или против них, как например, «Война Титанов», «Война в Небесах», и сражение Архангелов (богов) против своих братьев, полчищ Сатаны (бывших богов, асуров и т.д.)

ТЕОПАТИЯ. Страдания во имя своего бога. Религиозный фанатизм.

ТЕОПЕЙЯ (греч.). Магическое искусство наделения фигур, статуй и других неодушевлённых предметов жизнью, речью и движением.

ТЕОПНЕЙСТИЯ. Откровение; нечто, данное или вдохновлённое богом или божественным существом. Божественное наитие.

ТЕОСОФИЯ (греч.). Религия Мудрости или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО или «Всемирное Братство». Основано в 1875 г. в Нью-Йорке полковником Г.С.Олькоттом и Е.П. Блаватской при содействии У.К.Джаджа и некоторых других. Первоначально провозгласило своей целью научное исследование психических или так называемых «духовных» феноменов, после чего были объявлены три его главные задачи, а именно: 1) Братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке. В данный момент (1890 г.) оно имеет более 250 филиалов, разбросанных по всему земному шару, большинство из которых находится в Индии, где расположена также его штаб-квартира. Оно состоит из нескольких больших секций — индийской, американской, австралийской и европейской.

ТЕОСОФЫ. Этим именем себя называли многие мистики различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо, либо объединённых в братство или общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам теософии. Как обрисовано братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы прошлых столетий — «чистые теоретики, не основавшие школ, всё же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит время, многие идеи, предложенные таким образом, бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли. Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета, но и силы, проходил через некоторых ревнителей в высших степенях Масонства. Всё же эта сила в значительной степени угасла вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит мало следов теософского влияния. Какими бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти, Паскуалиса, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество». Это верно в отношении теософов предыдущих трёх столетий, но не современных. Ибо теософы нынешнего века уже оставили зримый след в современной литературе и возбудили среди наиболее интеллигентных слоёв человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прежней и современной Теософией.

ТЕОФИЛАНТРОПИЗМ (греч.). Любовь к Богу и человеку или, вернее, в философском смысле, любовь к Богу через любовь к Человечеству. Некие личности, которые во времена первой революции во Франции стремились заменить христианство чистой филантропией и здравым рассудком, называли себя теофилантропами.

ТЕОФИЛОСОФИЯ. Теизм и философия вместе.

ТЕРАПЕВТЫ (греч.). Школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Они были «целителями» в том же смысле, как некоторые «христианские» и «ментальные» учёные. Члены Т.О. [Тесофского Общества], являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и исследователями эзотерических наук. Филон Иудей называет их «слугами бога». Как справедливо сказано в «А Dictionary of... Literature, Sects, and Doctrines» (т. IV, ст. «Филон Иудей») в отношении терапевтов: «Нет основания считать их отдельной «сектой», но скорее эзотерическим кружком иллюминатов, «мудрых людей»... Они были созерцательными эллинистическими иудеями».

ТЕРАТОЛОГИЯ. Греческое название, введённое Жоффруа Сент Илером для обозначения предродового образования уродов, как человеческих, так и животных.

ТЕРАФИМЫ (евр.). То же, что серафимы или боги кабиры; образы змей. Первые Терафимы, согласно легенде, были получены Дарданом в качестве приданого и увезены им в Самофракию и Трою. Идолы-оракулы древних евреев. Рахиль похитила их у своего отца Лавана [Быт., XXXI, 19].

ТЕРМУТИС (егип.). Корона из змей богини Изиды; также имя легендарной дочери фараона, которой приписывается спасение Моисея из вод Нила.

ТЕТРАГРАММАТОН. Четырёхбуквенное имя Бога, его греческое название; четыре буквы на древнееврейском — это: «Йод Хе Вау Хе», или на английском — IHVH. Подлинное древнее произношение ныне утеряно; искренние иудеи считали это имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении священных текстов заменяли его именем Адонай, что означает Владыка. В каббале I связывается с Хокмой, Н — с Биной, V — с Тиферетом, а конечное Н — с Малкутом. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, а многие современные учёные-библеисты пишут его как Яхве. В «Тайной Доктрине» имя Иегова приписывается лишь сефире Бина, но это не признаётся розенкрейцерской школой каббалистов и Матерсом в его переводе «Kabbalah Denudata» Кнорра фон Розенрота. Некоторые авторитеты каббалы относят к IHVH лишь одну Бину, но только в отношении Иеговы экзотерического Иудаизма. IHVH каббалы имеет лишь отдалённое сходство с Богом Ветхого Завета. (W.W.W.).

«Каббала» Кнорра фон Розенрота не является авторитетом для восточных каббалистов; ибо хорошо известно, что при написании своей «Kabbalah Denudata», он следовал скорее современным, нежеле древним (халдейским) манускриптам, и столь же хорошо известно, что те манускрипты и рукописи «Зогара», которые классифицируются как «древние», упоминают и даже используют еврейские главные, или мазоретские, точки. Одно это сделало бы эти, якобы относящиеся к «Зогару» книги неподлинными, ибо не существует прямых следов употребления системы мазоры до 10 столетия нашей эры, и даже косвенных следов — до 7 века. (См. Тетрактис.)

ТЕТРАКТИС или Тетрада. Священная четвёрка, которой клялись пифагорейцы; это была их наиболее обязывающая клятва. Она имеет весьма мистическое и разнообразное значение, являясь тем же, что и Тетраграмматон. Прежде всего, это — Единство, или Единый в четырёх различных аспектах; затем это — фундаментальное число Четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, — число совершенства; и, наконец, оно означает первичную триаду (или треугольник), слитую в божественную монаду. Кирхер, учёный каббалист-иезуит, в своём труде «Œdipus Ægypticus» (II, с. 267) представляет Неизречённое Имя IHVH [Йод Хе Вау Хе] — одну из каббалистических формул 72 имён — в виде пифагорейской Тетрады. М-р И.Мейер даёт это таким образом:

1


י

= 10

•     •

2

Неизречённое

Имя тогда:

יה

= 15

•      •      •

3

יהו

= 21

•       •       •       •

4


יהוה

= 26


-----



-----


10



72

Он также показывает, что «священная Тетрада пифагорейцев, оказывается, была известна древним китайцам». Как объяснено в «Разоблачённой Изиде» (I, с.XX), мистическая декада, сумма Тетрактиса, или 1 + 2 + 3 + 4 = 10, является способом выражения данной идеи. Единица есть безличный принцип, «Бог»; два — материя; три, соединяя монаду и дуаду, и обладая природой их обеих, представляет мир явлений; Тетрада, или форма совершенства, выражает пустоту всего; а декада, или сумма всего, вмещает в себя весь Космос.

ТЕУРГ. Первая школа практической теургии (от Θεοs, бог, и εργον, работа) в христианский период была основана Ямвлихом среди александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времён. Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось некромантией) делались видимыми глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания святилищ всех великих стран. Неоплатоников школы Ямвлиха называли теургами, ибо они совершали так называемую «церемониальную магию» и вызывали simulacra, или образы древних героев, «богов» и даймонов (δαιμονια, божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, — ему приходилось совершать теопейю, или «сотворение богов», посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвящённых браминов Индии. Это то, о чём говорится в «Книге Вызываний», хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии и александрийских платоников.

Следующее взято из «Разоблачённой Изиды»: «Брамин грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважиться вызывать питри. После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний и пр., и начертил магические круги, преподанные ему высшим гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестаёт дышать и призывает огонь (кундалини) помочь ему рассеять своё тело». Установленное количество раз он произносит священное слово, и «его душа (астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в тело-двойник и одушевляет его». Затем «его (теурга) душа (астрал) снова входит в своё тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства), после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал»... И затем вызыватель задаёт последнему вопросы «по тайнам Бытия и преобразованию нетленного». По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса — такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния — посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая своё астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога. (См. Ямвлих.)

ТЕУРГИЯ (греч.). Общение с планетарными духами и ангелами — «богами Света», и средство привлечения их на землю. Лишь знание внутреннего смысла их иерархий и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть абсолютно достойным и бескорыстным.

ТЕФНУТ (егип.). (Tafne) Богиня; дочь Солнца, изображаемая с головой львицы. (Tefnant) Одно из трёх божеств, обитающих в «земле возрождения богов» и добрых людей, то есть анру (дэвакхане). Эти три божества суть Шу, Тефнант и Геб.

ТИАМАТ (халд.). Дракон женского пола, олицетворяющий океан: «великая матерь» или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в её открытый рот и убил её.

ТИАУ (егип.). Разновидность дэвакханического посмертного состояния.

ТИАУАНАКО (перуан.). Чрезвычайно величественные руины доисторического города в Перу.

ТИККУН (халд.). Проявленный Человек, или Адам Кадмон, первый луч проявленного Логоса.

ТИНДАРЕЙ (греч.). Царь Спарты, по преданию, супруг Леды, матери Кастора и Поллукса и Троянской Елены.

ТИРТХАКИ или Тиртхика и Тиртхьи (санскр.). «Еретические учителя». Эпитет, который буддийские аскеты прилагают к браминам и некоторым йогам Индии.

ТИРТХАНКАРА (санскр.). Святые и владыки джайнов; всего их двадцать четыре. Утверждается, что один из них был духовным гуру Гаутамы Будды. Тиртханкара - синоним джайна.

ТИРЬЯКСРОТА (санскр.). От тирьяк, «согбенный», и сротас, (пищеварительный) «канал». Означает «сотворение» Брамой людей, как существ, желудки которых, в силу их вертикального положения двуногих, находились в горизонтальном положении. Это — изобретение Пуран, отсутствующее в оккультизме.

ТИТАНЫ (греч.). Великаны божественного происхождения в греческой мифологии, начавшие войну против богов. Прометей был одним из них.

ТИТИКША (санскр.). Буквально, «выдержка, терпение». Титикша, дочь Дакши и супруга Дхармы (божественного закона), является олицетворением этого [качества].

ТИФЕЙ (греч.). Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом Ветров, как Шива был отцом марутов — также «ветров». Он начал войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.

ТИФЕРЕТ (евр.). Красота; шестой из десяти сефиротов, мужская активная сила, отвечающая вау, V, из Тетраграмматона IHVH [Йод Хе Вау Хе]; также называется Мелек, или Царь; и Сын. Это центральная сефира из тех шести, что образуют Зауир Анпин, Микропросопус, или Меньший Лик. Переводится как «Красота» и «Кротость».

ТИФОН (егип.). Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным «Принципом Зла» или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими «принципами» божественного тела Озириса, бога в них, — так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон — той же самой вселенной в её материальном проявлении. Эти двое в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон — это земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 «Ритуала» («Книги Мёртвых») Тифон описан как «Сет, прежде называвшийся Тотом». Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к «великому и доброму богу», а в других — как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как «лучший и щедрейший из богов», а в других — как «тёмный, чёрный, разрушающий, ужасный» и «свирепый бог»? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена представленный как благотворное существо, бог огня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, то есть олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют, — до тех пор они просто являются воплощением среднего личного бога. Всё же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; короче говоря, они становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике церквям удалось по сей день сохранить в некоторых умах еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумение возрастает. Если принять Тифона — как это делают оккультисты — за составную часть Озириса, точно так же, как Ариман неотделим от Ахура Мазды, а Змий «Книги Бытия», тёмный аспект Элохима, сливается с нашим «Господом Богом», — то все трудности в его природе исчезают. Тифон — более позднее имя Сета; позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвёртая династия; ибо в «Ритуале» читаем: «О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздаёт по заслугам». Тифон, несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн — «тёмный бог». В «Книге Мёртвых» Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) — его духовным двойником — теряет свою силу так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди — аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей силой, так Сет-Тифон связан с быком Аписом, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива — это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, ибо некоторые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и канон религиозных обрядов «избранного народа». Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), изгонявшегося в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козёл был посвящён Тифону, и что над головою этого Тифонова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? «И возьмёт двух козлов ... и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения (Азазеля)... и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых ... и отошлёт ... в пустыню» (Левит, XVI). И как козёл египтян служил искуплением у Тифона, так и козёл израильтян — «жертва повинности ... пред Господом» (там же, V, 19). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов «Жизнедателем» и «распределителем Смерти» — Озирис и Тифон, Ахура Мазда и Ариман и т.д., и т.д. — то легко будет понять утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей четверицы, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в «Ритуале» обвиняется в том, что «крадёт рассудок у души». Поэтому он изображён борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остаётся погруженным во зло и тьму. Таким образом, легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что, потерпев поражение в битве с Гором, Тифон «убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса». Теперь, так как Тифону позднее поклонялись в образе осла, и так как названием осла служат АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени — Иудея и Иерусалим — порожденные Тифоном.

ТИШЬЯ (санскр.). То же, что Кали юга, Четвёртый Век.

ТО ОН (греч.). «Сущий», «Неизречённое Всё» Платона. Тот, «кого никто не видел, кроме Сына».

ТОБО (гност.). В «Кодексе Назореев» таинственное существо, которое переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни и поэтому называется «освободителем души Адама».

ТОДЫ. Таинственный народ в Индии, обнаруженный в неизведанных дебрях Нильгири (Голубых) Гор в округе Мадрас, происхождение, язык и религия которых неизвестны по сей день. Они полностью отличаются — этнически, филологически, и всем прочим — от бадагов и мулукурумбов, двух других племён, обитающих в тех же горах.

ТОМЕЯ (егип.). Богиня Справедливости, с завязанными глазами и крестом в руке. То же, что греческая Фемида.

ТОПОРИК. В египетских иероглифах символ силы, а также смерти. Топорик называется «Разрубателем Узла», то есть женитьбы или каких-либо других уз.

ТОР (сканд.). От тонар — «греметь». Сын Одина и Фрейи; владыка всех стихийных духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днём Юпитера, Jovis dies; Jeudi по-французски — пятый день недели, также посвящён планете Юпитер.

«ТОРА» (евр.). «Закон», записанный через перестановку букв еврейского алфавита. О «сокровенной “Торе”» говорится, что перед тем, как Ат-ти-ка («Старец Старцев»), готовясь проявить Себя, облёкся в части (или члены), Он пожелал сотворить «Тору»; последняя, сразу после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами: «Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах». Другими словами, «Тора», Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является вставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и развиваясь, некогда мистический Закон раннего каббалиста был преображён и приспособлен раввинами для замены его мёртвой буквой любой метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и талмудический Закон подчиняет себе Эйн-Соф и любой божественный Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические толкования.

TOPAЛВА, д-р Эжен. Врач, живший в четырнадцатом веке, который получил в качестве подарка от брата Пьетро — крупного мага и доминиканского монаха — демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно служил ему. (См. «Разоблачённая Изида», II, 50.)

ТОТ (егип.). Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остаётся неизменным от первой до последней династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала — обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей коренной расе («Тайная Доктрина», И, с. 230, 231). Он «Владыка Гермополя» — сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит «Око Гора», третий глаз. Он греческий Гермес, бог учёности, и Гермес Трисмегист, «Трижды величайший Гермес», покровитель физических наук, а также покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S., «Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и всё же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира, при той грубости ещё только — как предполагают — нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля». Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении: «Мудрость египтян». ...«Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в его образе, утвердились 6000 лет тому назад». Согласно Платону, «Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв». Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: «Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ». Другими словами, Тот, как регистратор и летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямвлих указывает, что «крест с рукояткой (may), который Тот держит в руке, был не чем иным, как монограммой его имени». Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал кадуцеем. М-р Бонвик говорит: «Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель звёздного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте».

ТОФЕТ (евр.). Место в долине Геенны, недалеко от Иерусалима, где постоянно поддерживался огонь, на котором в жертву Ваалу приносились дети. Таким образом, местность эта является прообразом христианского Ада, огненной Геенны вечного проклятия.

ТОХУ БОХУ (евр.). От Тоху — «Глубь» и Боху, «предвечное Пространство» — или Глубь Предвечного Пространства, вольно переведённое как «Хаос», «Смятение» и т.д. <...>

ТОЧКА В КРУГЕ. В своём эзотерическом значении — первый непроявленный Логос, выявляющийся на бесконечном и безбрежном протяжении Пространства, представленного Кругом. Это план Беспредельности и Абсолютности. Это только одно из бесчисленных и скрытых значений этого символа, который является самой значительной из всех геометрических фигур, применяемых в метафизической эмблемологии. Что касается масонов, они из этой точки сделали «отдельного брата», долг которого перед Богом и человеком очерчен этим кругом, и добавили Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, чтобы те сопровождали этого «брата», изобразив их двумя вертикальными параллелями.

ТОЯМБУДДХИ (санскр.). Страна, в северной части которой расположен «Белый Остров» — Швета-Двипа — один из семи пуранических островов или континентов.

ТРАЙЛОКЬЯ или Трилокья (санскр.). Буквально, «три сферы» или мира; дополнительная триада к браминской четвёрке миров под названием Бхуванатрайа. Буддийский непосвящённый мирянин назовёт лишь три деления каждого мира, тогда как непосвящённый брамин будет утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего чисто физические и чувственные. Трайлокья буддистов чисто духовные и этические. Полное описание браминского деления можно найти под словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в следующей параллели: —

Браминское Деление Миров


Буддийское Деление Сфер

1. Бхур, земля.


1. Мир желания, Камадхату или Камалока.

2. Бхува, небеса, небесный свод.


2. Мир формы, Рупадхату.

3. Свар, атмосфера, небо.

}

3. Бесформенный мир Арупадхату.

4. Махар, вечная светящаяся сущность.

Всё это миры посмертных состояний. Например, Камалока или Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные каббалисты называют миром астрального света и «миром оболочек». Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в её атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причём самое высшее является обителью тех, кто умер в результате несчастного случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства, или иным образом явились жертвами внешних сил. Это место, где все те, кто умер до истечения отпущенного им времени, и чьи высшие принципы, поэтому, не идут сразу в состояние дэвакхана, — спят сладким сном забвения без сновидений, по окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно переходят в состояние дэвакхана. Рупадхату — это небесный мир форм, или то, что мы называем дэвакханом. Непосвящённые брамины, китайские и другие буддисты делят рупадхату на восемнадцать брамов, или дэвалок; жизнь души там длится от полуюги до 16 000 юг или кальп, и высота «Теней» составляет от полуйоджаны до 16 000 йоджан (йоджана — мера длины от пяти с половиной до десяти миль!!); и тому подобная теологическая чушь, вышедшая из жреческих мозгов. Но эзотерическая философия учит, что хотя Эго в это время существует, в полном объёме или в одной из сохраняющей его форм (как во сне), всё же, так как рупадхату есть чисто ментальная сфера и состояние, то само Эго вне пределов собственного сознания не имеет формы. Эзотеризм делит эту «сферу» на семь дхиан, «сфер» или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их ментальными представительствами. Арупадхату: эта «сфера» опять делится на семь дхиан, ещё более абстрактных и бесформенных, ибо этот «мир» лишён вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая сфера посмертной Трайлокьи; и так как это обитель тех, кто уже почти готов для нирваны, и по существу, является порогом к состоянию нирваны, то ясно, что в арупадхате (или Арупавачаре) не может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства, связанного с нашей трёхмерной Вселенной.

ТРАЭТАОНА (мазд.). Персидский Михаил, который боролся с Заххаком или Ажи-Дахакой, змием-разрушителем. В «Авесте» Ажи—Дахака является трёхглавым чудовищем; одна из его голов — человеческая, две других — змеиные. Дахака, который в зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахаки (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, purpureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы — двойственный манасический принцип, ибо и дракон, и змей — оба служат символами мудрости и оккультных сил.

ТРЕТА ЮГА (санскр.). Вторая эпоха мира, период в 1 296 000 лет.

ТРИ ЛИКА. Тримурти [см.] индусского пантеона; три ипостаси единого божества. В «Книге Заповедей» сказано: «Существуют два Лика, один в тушите (дэвакхане), и один на миалбе (земле); и Превышний Святой объединяет их и в конце концов поглощает обоих».

ТРИ ОГНЯ (оккульт.). Название, данное атма-буддхи манасу, которые, когда объединены, становятся одним.

ТРИ СТУПЕНИ (посвящения). Каждый народ имел свою экзотерическую и эзотерическую религии, одну для масс, другую для образованных и избранных. Например, у индусов было три ступени с несколькими суб-ступенями. Также и египтяне имели три предварительных ступени в Мистериях, олицетворённых «тремя хранителями огня». Китайцы имели своё древнейшее общество Триады; а у тибетцев по сей день существует их «тройной шаг», который в Ведах символизировался тремя шагами Вишну. Повсюду в древности мы находим безграничное почитание триады или треугольника — первой геометрической фигуры. У древних вавилонян существовало три степени посвящения в жречество (что было тогда эзотерическим знанием); евреи, каббалисты и мистики заимствовали их от халдеев, а христианская церковь — от евреев. «Имеются Два, — говорит раввин Симон бен Иохаи, — в соединении с Одним; поэтому они суть Три, и если они суть Три, то они суть Один».

ТРИАДА или Трое. Десять сефиротов при созерцании представляются в виде группы из трёх триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную триаду; Хезед, Гебура и Тиферет — вторую; Нэцах, Ход и Иесод — низшую триаду. Десятая сефира, Малкут, стоит позади этих трёх триад. (W.W.W.).

Вышеизложенное — это ортодоксальная западная каббала. Восточные оккультисты признают лишь одну триаду — верхнюю (соответствующую атма-буддхи и оболочке, которая отражает их свет, — три в одном) — и учитывают семь низших сефиротов, каждый из которых является представителем одного «принципа», начиная с высшего манаса и кончая физическим телом, — причём Малкут является представителем последнего в микрокосме, а Земля — в макрокосме.

ТРИ-БХУВАНА или Трилока (санскр.). Три мира — Сварга, Бхуми, Патала — или Небо, Земля и Ад в народных верованиях; эзотерически они суть духовная и психическая (или астральная), и земная сферы.

ТРИВИДХА ДВАРА (санскр.). Буквально, «трое врат», которые суть тело, рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли — три добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.

ТРИВИДЬЯ (санскр.). Буквально, «три знания» или «науки». Это — три основные аксиомы в мистицизме: а) непостоянство всего существования, или анитья; б) страдание или мучение всего, что живёт и существует, или дукха; и в) всё физическое, объективное существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь во сне, или анатма.

ТРИВИКРАМА (санскр.). Эпитет Вишну, употребляемый в «Риг Веде» в связи с «тремя шагами Вишну». Первый шаг он сделал на земле, в форме Агни; второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и третий на небе, в образе Сурьи, Солнца.

ТРИГУНЫ (санскр.). Три подразделения врождённых качеств дифференцированной материи — то есть полного покоя (сатва), деятельности и желания (раджас), застоя и гниения (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве. (См. Тримурти.)

ТРИДАНДИ (санскр.). Название это обычно даётся классу или секте саньяси, которые постоянно держат в руке нечто вроде посоха (данда), разветвляющегося вверху на три прутика. Этимология этого слова разнообразна, и некоторые называют так тройной шнур брамина.

ТРИ-ДАША (санскр.). Трижды десять, или «тридцать». Это округлённая численность индусского пантеона — тридцать три кроры божеств — двенадцать адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр и два Ашвина, или тридцать три коти, или 330 миллионов богов.

ТРИДЖНАНА (санскр.). Буквально, «тройное знание». Оно состоит из трёх ступеней: (1) убеждение, основанное на вере; (2) убеждение, основанное на теоретическом знании; и (3) убеждение на основе личного и практического знания.

ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ (кабб.) В «Зогаре» говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи «посредством (этих) тридцати двух путей». («Зогар», III, 290а.) Их полное описание можно найти в «Сефер Иецире», где буквы и цифры как бы объективно представляют собой Тридцать Два Пути Мудрости, при помощи которых Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом месте, разум «выходит из Зауир Анпин, и поэтому распространяется и расходится по тридцати двум путям». Зауир Анпин, «Малый Лик» или «Меньшее Лицо» — это Небесный Адам, Адам Кадмон, или Человек. Человек в «Зогаре» рассматривается как двадцать две буквы еврейского алфавита, к которым добавляется декада, — отсюда и тридцать два символа его способностей или путей.

ТРИКАЯ (санскр.). Буквально, три тела или формы. Это исключительно сложное учение, которое, всё же, будучи понято, объясняет тайну всякой триады, или троицы, и служит подлинным ключом к любому троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом существе, в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой пантеистически, как единство, составленное из: Божественного, чисто духовного Принципа; Божественных Существ — его непосредственных лучей и Человечества. Начало этого можно найти в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической Философии. Величественный пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, а затем в объективную материю, находится в основе всех этих триад и троиц. Так, в философском северном буддизме мы находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2) Дхиани-Будд (или бодхисатв); (3) Мануши (человеческих) Будд. У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Бого-Человеком. Тримурти брахманизма, а также и тройное тело Шивы в шиваизме — оба рассматривались на той же основе, если даже и не полностью совпадали с эзотерическими учениями. Поэтому нечего удивляться, если оказывается, что эта концепция о тройном теле — или одеяниях нирманакая, самбхогакая и дхармакая, самая величественная доктрина эзотерической философии, — принята в более или менее извращенном виде почти каждой религиозной сектой и совершенно неправильно истолкована востоковедами. Так, в своём общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы; в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры, называемому триратна: «прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе». Народное воображение наделяет Будду вездесущностью, ставя его, тем самым, на одну доску с антропоморфическим богом и понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого, впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так, экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своём теле нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на земле), он, Будда, в то же время является Лочаной (небесный Дхиани-Бодхисатва), в своем- самбхогакая «одеянии абсолютного совершенства», и в дхиане, или состоянии, которое должно отрезать его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, он, будучи нирманакая и самбхогакая, кроме того ещё и дхармакая «абсолютной чистоты», Вайрочана, или Дхиани-Будда в полной нирване! (См. Эйтель, «Sanskrit-Chinese Dictionary».) Это — мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и некоторыми востоковедами выдаётся за философские догмы северного буддизма. И если это не умышленное искажение философии, внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на неразрешимых противоречиях и охраняемых «тайнах», то тогда это плод невежества. Так как трайлокья, трикая и триратна суть три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать, слиты в одном, то этот вопрос дополнительно разъясняется под каждым из этих терминов. (См. в этом отношении также термин Тришарана.)

ТРИ-КУТА (санскр.). Буквально, «три вершины». Гора, на которой была выстроена Ланка (современный Цейлон) и её столица. Аллегорически говорится, что это горная цепь, идущая на юг от Меру, И нет сомнения, что так и было, до того как Ланка ушла под воду, оставив теперь над водой лишь самые высокие вершины этой цепи. Подводная топография и геологические формации должны были основательно измениться со времени миоценского периода. Существует легенда, что Вайю, бог ветра, снес вершину Меру и бросил её в море, где она с тех пор стала Ланкой.

ТРИЛИСТНИК. Подобно трилистнику — эмблеме Ирландии — он имеет символическое значение «тайны трёх-в-одном», как называет его один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда Тифон убил сияющего бога. Некоторые видят в нём фаллическое значение, но в оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было растение Духа, Души и Жизни.

ТРИЛОЧАНА (санскр.). Буквально, «трёхокий», эпитет Шивы. Рассказывают, что однажды, в то время когда на гималайской вершине этот бог предавался суровому аскетизму, его жена любовно положила руку на его третий глаз, который вспыхнул изо лба Шивы большим пламенем. Это тот глаз, которым был испепелен Кама, бог любви (в аспекте Мары, искусителя), за то, что пытался внушить Шиве во время его благочестивых медитаций мысли о его жене.

ТРИМУРТИ (санскр.). Буквально, «три лика», или «тройная форма» — Троица. В современном пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в Ведах ни Брама, ни Шива не известны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как объяснено в «Нирукте», из земного огня, атмосферного (или воздушного), и небесного, так как Агни — бог огня, Вайю — воздуха, а Сурья — это Солнце. Как сказано в «Падма Пуране», «в начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным: создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир, Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие — Вишну, третьи —Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный, создаёт, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают разницы между этими тремя». По существу, все эти три «личности» Тримурти являются просто тремя характерными гунами, или атрибутами, этой вселенной, дифференцированной духо-материи, само-создающейся, само-хранимой и само-разрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования. Это правильное значение; и это явлено в Браме, как олицетворении раджагуны, атрибута или свойства активности, желания порождать потомство, того желания, благодаря которому вся вселенная и всё в ней вызвано к жизни. Вишну — олицетворение саттвагуны, того качества сохранения, возникающего из покоя и мирного блаженства, которое характеризует промежуточный период между полной зрелостью и началом упадка; тогда как Шива — олицетворение тамогуны, что есть качество застоя и конечного разложения — конечно, становится разрушителем. Это является настолько же высоко философским под своей маской антропоморфизма, насколько нефилософским и абсурдным было бы держаться за мёртвую букву первоначальной концепции и навязывать её миру.

ТРИПАДА (санскр.). «Трёхногий», лихорадка, персонифицированная как имеющая три ноги, или стадии развития — холод, жар и пот.

ТРИПИТАКА (санскр.). Буквально, «три корзины», название буддийского канона. Состоит из трёх частей: 1) учение; 2) предписания и законы для жречества и аскетов; 3) философские трактаты и метафизика — то есть, абхидхарма — по определению Буддхагоши, тот закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона. Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские учения, и представляет собой тот кладезь, из которого школы махаяны и хинаяны черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвёртая часть — «Самьякта Питака». Но так как она — более позднее добавление китайских буддистов, то не принимается южной церковью Сиама и Цейлона.

ТРИРАТНА или Ратнатрайя (санскр.). Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы «Будда, дхарма и сангха» (или самгха); последние два, в современном толковании, означают «религиозный закон» (дхарма) и «духовенство» (сангха). Эзотерическая философия, однако, сочла бы это очень вольным разъяснением. Слова «Будда, дхарма и сангха» должны произноситься как в дни Гаутамы, Владыки Будды, а именно: «Бодхи, дхарма и сангха», и истолковываться как «Мудрость, её законы и служители», последние в смысле «духовных толкователей» или адептов. Однако, рассматривая Будду как олицетворенного «Бодхи» на земле, истинного аватара Ади-Будды, дхарму постепенно начали рассматривать как его особый закон, а сангху — как его особое качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь — современных) учений явили больше природной интуиции, нежели фактические толкователи дхармы, буддийские служители. Люди видят Триратну в трёх образах Амитабхи, Авалокитешвары и Майтрейи Будды; то есть в «Беспредельном Свете», или Вселенской Мудрости, — безличном принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во «Всевышнем Владыке» Бодхисатв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде, символе земного и человеческого Будды, «Мануши Будды». Таким образом, несмотря на то, что непосвящённые действительно называют эти три образа «Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего», всё же каждый последователь истинно философского буддизма — названного м-ром Эйтелем «атеистическим» — разъяснил бы термин Триратна правильно. Философ школы йогачарья сказал бы, что «дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы вселенной, а из дхармы эманировал Будда (вернее, «отражённый» Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с дхармой, третий элемент троицы, то есть «самгху», что есть постижимая сумма всей реальной жизни». Следовательно, самгха не есть и не может быть тем, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее «духовенство»; ибо последнее не является суммой всей реальной жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова «самгха» или «сангха» относится только к архатам или бхикшу, или «посвящённым», то есть к истинным представителям дхармы — божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отражённый свет из единого «безграничного света». Таково философское значение. И все же, оно далеко от того, чтобы удовлетворить учёных западных рас. Это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж. Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: «Таким образом, догма Триратны, которая произошла из трёх основных догматов веры и некогда достигла своего высшего проявления в концепции трёх ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию эволюции трёх абстрактных принципов»! И если уж один из способнейших европейских учёных склонен приносить любой философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же может надеяться буддизм, с его тонкой метафизикой, в руках невежественных миссионеров?

ТРИСУПАРНА (санскр.). Определенная часть Веды, после изучения которой брамин также называется Трисупарной.

ТРИТЕМИЙ. Аббат испанских бенедиктинцев, высокообразованный каббалист и адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.

ТРИТОН (греч.). Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от поясницы и выше было человеческим, а внизу — телом дельфина. В эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб — таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как принято в христианском символизме. Дельфин является созвездием, которое греки называют Козерогом, и последний является индийским Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и его толкование является полностью оккультным и мистическим, и известно лишь преуспевшим в изучении эзотерической философии. Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим, сколь духовным и мистическим. (См. «Тайная Доктрина», II, 724-729.)

ТРИШАРАНА (санскр.). То же, что Триратна, и принято как северной, так и южной церквями буддизма. После смерти Будды это было принято соборами в качестве чистой formula fidei [символ веры, — лат.], предписывающего «прибегать к Будде», «прибегать к дхарме», «прибегать к сангхе», или его церкви, в том смысле как это теперь толкуется, но не в том, как «Свет Азии» [поэма Э. Арнольда] желал бы преподать эту формулу. О трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей «Handbook of Chinese Buddhism» говорит, что это «деление на три части преподавалось, имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой Будды». Различие делалось между «сущностным Бодхи» как атрибутом дхармакая, то есть «сущностного тела»; «отражённым Бодхи» как атрибутом самбхогакая; и «практическим Бодхи» как атрибутом нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния существования, якобы жил в одной и в то же время в трёх различных сферах. Это показывает, насколько ужасно неправильно понято чисто пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том, чтобы спросить, как одеяние дхармакая может обладать хоть каким-либо «атрибутом» в нирване, которая явлена, как в философском брахманизме, так и в буддизме, абсолютно лишённой какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой конечной мысли — будет достаточным указать на следующее: 1) «Будды Сострадания» предпочитают одеяние нирманакая одеянию состояния дхармакая, но именно потому, что последнее для того, кто достиг его, прекращает всякое общение или связь с конечным, то есть с человечеством; 2) это не Будда (Гаутама, смертный человек, или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живёт в «трёх различных сферах, в одно и то же время», но Бодхи, универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости, который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи, или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной однородной сущности и погрузившись в неё, подобно тому как Брама (вселенная) погружается в Парабрахм, Абсолютность, — подразумевается под названием «сущностный Бодхи». Ибо нирвани, или Дхиани-Будда, должен рассматриваться — пребывая в арупадхату (бесформенном состоянии) и в дхармакая — как сам этот «сущностный Бодхи». В рупадхату, или мире субъективных «форм», в «отражённом Бодхи» живут Дхиани-Бодхисатвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни «практических Бодхи», — в «озарённых» формах, или формах Будд, добровольно остаются в камадхату (мире желаний), либо в объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в её сфере (второй буддакшетре). Они это делают для того, чтобы наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом, имеется в виду не один Будда, также и не отдельный аватар коллективных Дхиани-Будд, но, поистине, Ади- Бодхи первый Логос, предвечный луч которого есть Махабуддхи, Вселенская Душа, Алайя, — пламя которой вездесуще и влияние которой в каждой из этих трёх форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо, ещё раз повторим, это и есть само Вселенское Бытие, или отражение Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи, который «как Дхиани-Будда правит в сфере духовной» (четвёртой буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани-Бодхисатвах, «правящих в третьей буддакшетре», или сфере мыслеосновы; и даже о Мануши-Буддах, которые как нирманакаи пребывают во второй буддакшетре, — то относить «идею о единстве в троице» к трём личностям — в высшей степени нефилософично.

ТРИШНА (санскр.). Четвёртая нидана; духовная любовь.

ТРИШУЛА (санскр.). Трезубец Шивы.

ТРИЯНА (санскр.). «Три проводника» через сансару — океан рождений, смертей и перевоплощений — называемые шравака, Пратьека Будда и Бодхисатва, или три степени состояния йога. Термин трияна используется также для обозначения трёх школ мистицизма — махаяны, мадхьимаяны и хинаяны; из которых первая есть «Большая», вторая — «Средняя» и последняя — «Малая» Колесница. Все другие системы между Большой и Малой Колесницами считаются «бесполезными». Поэтому Пратьека Будда соотнесён с мадхьимаяной. Ибо, как поясняется, «это (состояние Пратьека Будды) относится к тому, кто живёт только для себя и очень мало для других, занимая середину колесницы, заполняя её всю и не оставляя места для других». Таков эгоистичный кандидат на нирвану.

ТРОИЦА. Каждый знает христианскую догму «три в одном» и «один в трёх»; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в любом катехизисе. Афанасию, отцу церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из бесчисленных троиц языческих верований или к египетским жрецам, в стране которых он провёл всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь одну из трёх «личностей». Все триады неевреев были составлены из Отца, Матери и Сына. Превратив это в «Отца, Сына и Святого Духа», он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как к своей «матери», в любом гностическом Евангелии.

ТУВАЛ-КАИН (евр.). Библейский кабир, «наставник каждого мастера по меди и железу», сын Циллы и Ламеха; тождественен греческому Гефесту или Вулкану. Его брат Иувал, сын Ады и единоутробный брат Иавала (первый из них — отец «играющих на гуслях и свирели», а другой — отец «имеющих скот»), также являются кабирами: ибо, согласно Страбону, именно кабиры (или циклопы в одном смысле) изготовили гусли для Кроноса и трезубец для Посейдона, в то время как некоторые другие их братья были наставниками в земледелии. Тувал-Каин также — слово, употребляемое в степени мастера-масона в ритуале и церемониях франкмасонов.

ТУЛЛИЯ (лат.). Дочь Цицерона, в гробнице которой, как заявляли некоторые алхимики, был найден постоянно горевший светильник, поставленный там более чем за тысячу лет до этого.

ТУМ (егип.). [1] Бог, происшедший от Озириса в его аспекте Великой Глуби Нут. Он — Протею-подобный бог, который порождает других богов, «принимая любую форму по желанию». Он есть Фохат. («Тайная Доктрина», I, 841.)

ТУМ. [2] «Братья Тум», очень древняя школа посвящения в северной Индии во времена преследований буддистов. «Тум Б’хай» стала ныне «Аум Б’хай», и хотя теперь пишется иначе, обе школы слились в одну. Первая состояла из кшатриев, вторая из браминов. Слово «Тум» имеет двоякое значение — тьма (абсолютная тьма), которая как Абсолют выше самого высокого и чистого света, и значение, основанное на мистическом приветствии среди посвящённых, «Ты есть ты, ты сам», что является эквивалентом «Ты един с Бесконечным и Всем».

ТУММИМ (евр.). «Совершенства». Орнамент на нагрудниках древних Первосвященников иудаизма. Современные раввины и знатоки древнееврейского языка могут смело сказать, что они понятия не имеют о совместных назначениях Туммим и Урим; но каббалисты, а также и оккультисты имеют. Это были орудия магического предсказывания и пророческого общения — теургического и астрологического. Это доказывается следующими общеизвестными фактами: 1) на каждом из двенадцати драгоценных камней было выгравировано имя одного из двенадцати сыновей Иакова, причём каждый из этих «сыновей» олицетворял один из знаков Зодиака; 2) оба были пророческими образами, подобно терафимам, и вещали пророчества вслух, и служили посредниками при гипнозе и погружении в экстатическое состояние носивших их служителей. Урим и Туммим не были нововведением евреев, но были заимствованы (подобно большинству других их религиозных обрядов) от египтян, у которых мистический скарабей, которого иерофанты носили на груди, имел те же функции. Таким образом, они были чисто языческими и магическими способами предсказывания; и когда еврейского «Господа Бога» предварительными заклинаниями призывали явить своё присутствие и провозгласить свою волю через Урим, то modus operandi [способ действия, — лат.) был тот же, который применялся всеми нееврейскими жрецами во всём мире.

ТУМОС (греч.). Астральная, животная душа; кама манас. Тумос означает страсть, желание и смятение, и в таком смысле употреблён Гомером. Слово это, по всей вероятности, произошло от санскритского тамас, которое имеет то же значение.

ТУРИЯ (санскр.). Состояние глубочайшего транса — четвёртое состояние тарака раджа-йоги, то, которое соответствует атме, а на этой земле — сну без сновидений, причинное состояние.

ТУРИЯ АВАСТХА (санскр.). Почти нирваническое состояние в самадхи, которое само по себе есть блаженное состояние созерцательной йоги за пределами этого плана. Это — состояние высшей Триады, совершенно отличающееся (хотя всё ещё неотделимо) от состояний джаграт (бодрствования), свапна (сновидения) и сушупти (сна).

ТУШИТА (санскр.). Класс богов, обладающих высокой чистотой, в индусском пантеоне. В экзотерическом или народном северном буддизме это дэвалока, небесная область на материальном плане, где вновь рождаются все бодхисатвы, прежде чем сойти на эту землю как будущие Будды.

ТХАРАНА (санскр.). «Месмеризм» или, вернее, самовызванный транс или самогипноз; действие, применяемое в Индии, которое обладает магическим характером и является чем-то вроде изгнания бесов. Буквально, «удалить, смести» (злые воздействия, — тхархн означает метла, а тхарнхан — тряпка для пыли); изгнание злых бхутов (злая аура и злые духи) с помощью благотворной воли гипнотизёра.

ТХЕРО (пали). Священнослужитель Будды. Также Тхеруннансе.

ТХОТХОРИ НЬЯН ЦАН (тибет.). Царь Тибета в четвёртом веке. Рассказывают, что во время его владычества его посетили пять таинственных незнакомцев, которые открыли ему, каким образом он мог бы использовать для благоденствия своей страны четыре драгоценности, упавшие с неба в золотой шкатулке в 331 г. н.э., и «которыми никто не знал, как пользоваться». Это были: 1) руки, сложенные так, как их скрещивают буддийские аскеты; 2) украшенный драгоценностями чортен (ступа, воздвигаемая над хранилищем реликвий); 3) драгоценный камень с надписью «Аум мани падме хум»; и 4) «Заматог», религиозный труд по этике, одна из частей «Канджура». Голос с неба тогда возвестил царю, что через определённое число поколений все узнают, сколь драгоценными были эти четыре вещи. Провозглашённое число поколений привело мир к седьмому столетию, когда буддизм стал официальной религией Тибета. Отдавая должное мифическим вольностям, в четырёх вещах, упавших с неба, голосе и пяти таинственных незнакомцах можно легко усмотреть исторические факты. Это, без сомнения, были пять архатов, или бхикшу, из Индии, отправившихся провозглашать новую веру. Многие индийские мудрецы, преследуемые в Индии за эту новую веру, уходили в Тибет и Китай.

ТХУМИ САМБХОТА (санскр.). Индийский мистик и образованный муж, изобретатель тибетского алфавита.

ТЯНЬ-СИН (кит.). Буквально, «небо разума», или абстрактные, субъективные, идеальные небеса. Метафизический термин, применяемый по отношению к Абсолюту.

ТЯНЬ-ХОАН (кит.). Двенадцать иерархий Дхиани.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU