ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

У

перейти к оглавлению

УАЛА (сканд.). Пророчица в песнях Эдды (древнескандинавской мифологии). С помощью заклинаний Одина она была вызвана из могилы и предрекла смерть Бальдру.

УАСАР (егип.). То же, что Озирис, только последнее имя — греческое. Уасар описан как «Яйцерождённый», подобно Браме. «Он вышедший из яйца Эрос Аристофана, творческая энергия которого вызывает все вещи к бытию; демиург, который создал и оживляет мир, существо — типа олицетворенного Амена, невидимого бога, — подобно как Дионис является связующим звеном между человечеством и Зевсом Гипсистом» (Браун, «The great Dionysiak Myth»). Изида называется Уаси, так как она Шакти Озириса, его женский аспект; оба они символизируют творящие, наделяющие энергией, оживляющие силы природы в её аспекте мужского и женского божества.

УДАНА (санскр.). Спонтанные речи; также сутры. В философии этот термин относится к физическим органам речи, таким как язык, рот, голос и т.д. В священной литературе в целом, это есть название тех сутр, в которых содержатся импровизированные проповеди, в противоположность тем сутрам, которые содержат лишь тот предмет, который предпосылается вопросами, заданными Гаутаме Будде, и его ответами.

УДАЯНА (санскр.). Современный Пешавар. «Классическая страна колдовства», согласно Сюан Цзяну.

УДАЯНА РАДЖА (санскр.). Царь Косамби, прозванный Ватсараджей; первый, кто велел изваять статую Будды ещё до его смерти; вследствие чего, заявляют римские католики, которые на каждом углу воздвигают статуи Мадонн и Святых — он «стал родоначальником буддийского идолопоклонства».

УДРА РАМАПУТРА (санскр.). Удра, сын Рамы. Брамин-аскет, который в течение нескольких лет был гуру Гаутамы Будды.

УДУМБАРА (санскр.). Лотос гигантских размеров, посвящённый Будде: Нила Удумбара, или «голубой лотос», рассматривается как сверхъестественный знак каждый раз, когда он распускается, ибо расцветает он лишь раз в три тысячи лет. Говорят, что один такой цветок раскрылся перед рождением Гаутамы; другой, вблизи озера у подножия Гималаев, — в четырнадцатом столетии, как раз перед рождением Цзонкапа, и т.д., и т.д. То же сказано и о дереве Удумбара (ficus glomerata), так как оно цветёт с промежутками во много столетий, как и некоторая разновидность кактусов, цветущих лишь на очень больших высотах и раскрывающихся в полночь.

УЗА (евр.). Имя ангела, который вместе с Азраэлем воспротивился, как учит «Зогар», сотворению человека Элохимами, за что последние уничтожили их обоих.

УЛАМ или Улом (евр.). Это слово не означает «вечность» или бесконечная продолжительность, как переводится в текстах, но просто продолжительный отрезок времени, ни начало, ни конец которого не могут быть известны.

УЛЛАМБАНА (санскр.). Праздник «всех душ», прототип дня поминовения усопших в христианских странах. В Китае он празднуется в седьмом месяце каждого года, когда как «буддийские, так и даосские служители отправляют обедню, чтобы освободить души тех, кто погиб на море или на суше, из чистилища; они рассыпают рис для кормления прет (тридцати шести классов демонов, вечно голодных и жаждущих), освящают домашние родовые алтари... читают тантры... в сопровождении магической игры пальцев (мудры), для успокоения родовых духов семи поколений в Нараке» (тип чистилища, или камалоки). Автор «Sanskrit-Chinese Dictionary» считает, что это древнетибетский (бон) «ритуал Гторма, внедрившийся в конфуцианское поклонение предкам», благодаря Дхармаракше, который перевёл «Улламбана Сутру» и познакомил с ней Китай. Упомянутая сутра несомненно является подделкой, так как она выдает эти обряды, ссылаясь на Шакьямуни Будду, и «подтверждает это мнимыми опытами его ближайших учеников, говоря, что Ананда умиротворял прет подношениями пищи». Но, как справедливо заявляет м-р Эйтель, «вся эта теория, с идеями о заступнических молитвах, литаниях и реквиемах священников, и поклонением предкам, является совершенно чуждой древнему и южному буддизму». Также и северному, если исключить секты Бутана и Сиккима — секты бон или дугпа, короче говоря, красношапочников. Так как известно, что церемонии дня, или дней, всех святых были введены в Китае в третьем столетии (265-292), и так как тот же самый римско-католический церемониал и ритуал в честь усопших, происходящий второго ноября, в те ранние дни христианства не существовал, то невозможно, чтобы китайцы заимствовали этот религиозный обычай у латинян, но, скорее, последние скопировали его у монголов и китайцев.

УЛЛЬ (сканд.). Бог стрельбы из лука, который «путешествует по серебряным ледяным дорогам на лыжах». Он покровитель охоты в течение того периода, когда Солнце проходит над созвездием Стрельца; и обитает в «Доме Эльфов Света», расположенном на Солнце и вне пределов Асгарда.

УЛОМ (финик.). Божество, доступное пониманию. Объективная или материальная Вселенная, в теогонии Моха. Отражение вечно скрытого божества; плерома гностиков.

УЛУПИ (санскр.). Дочь Кауравия, царя нагов в Патале (преисподней или, более точно, стране противоположного полушария, Америке). Экзотерически, она была дочерью царя или вождя туземного племени нагов, или нагалов (древних адептов), в доисторической Америке — по всей вероятности, в Мексике или Уругвае. Она была супругою Арджуны, ученика Кришны, которого все устные и письменные предания изображают путешествующим пять тысяч лет тому назад в Паталу (страну противоположного полушария). Этот пуранический рассказ основан на историческом факте. Более того, Улупи, как имя, имеет мексиканское звучание, подобно «Атлан», «Акло» и т.д.

УЛФИЛАС (сканд.). Учёный, который в четвёртом веке создал новый алфавит готов — соединение греческих букв с формой рунического алфавита; с этого времени руны начали исчезать, и их секрет был постепенно утерян. (См. Руны). Он перевёл на готский язык Библию, сохранившуюся в «Codex Argenteus».

УМА-КАНЬЯ (санскр.). Буквально, «Дева Света»; титул, не очень подходящий для его обладательницы, так как это был титул Дурги Кали, богини или женского аспекта Шивы. Каждую осень ей приносилось в жертву человеческое тело; и как Дурга она была покровительницей тугов, некогда убийц в Индии, и богиней тантрического колдовства. Но в дни древности она не была той, кем является сейчас. Самое раннее упоминание титула «Ума-Канья» встречается в «Кена Упанишаде»; в ней ныне кровожадная Кали была благотворной богиней, существом света и добра, которая добивается примирения Брамы с богами. Она Сарасвати и также Вак. В эзотерическом символизме Кали является двойственным представителем двойственной души — божественной и человеческой, светлой и тёмной душой человека.

УМБРА (лат.). Тень привязанного к земле призрака. Древние латинские народности подразделяли человека (в эзотерических учениях) на семь принципов, как и любая древняя система, и как теперь делают теософы. Они считали, что после смерти Анима, чистая божественная душа, восходила на небо, место блаженства: манес (камарупа) нисходила в Гадес (камалоку); а умбра (или астральный двойник линга шарира) оставалась на земле, витая около своей могилы, так как притяжение физической, объективной материи и влечение к её земному телу держало её в пределах тех мест, которые тело запечатлело своими эманациями. Потому они утверждали, что на земле ничто не может быть увидено, кроме как астральный образ покойника, и даже тот исчезает с разложением последней частицы тела, которое так долго служило его обиталищем.

УНА (санскр.). Нечто лежащее в основе чего-то, подчинённое; также второстепенное, и материальное.

УНДИНЫ (лат.). Водные нимфы и призраки. Один из четырёх основных видов духов стихий, которые суть саламандры (огня), сильфы (воздуха), гномы (земли) и ундины (воды).

УОДАН (саксон.). Скандинавский Один, Вотан или Уотан.

УПАДАНА (санскр.). Материальная Причина; подобно тому, как лён есть основа льняных изделий.

УПАДАНА КАРАНАМ (санскр.). Материальная причина следствия.

УПА-ДВИПА (санскр.). Корень (лежащий в основе) острова; суша.

УПАДХИ (санскр.). Основа; проводник, передатчик или носитель чего-то менее материального, чем он сам: как тело человека есть упадхи его духа; эфир — упадхи света, и т.д., и т.д.; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция.

УПАНИТА (санскр.). Тот, кому дарован браминский шнур, буквально, «приведённый к духовному учителю или гуру».

УПАНИШАДА (санскр.). Переводится как «эзотерическая доктрина», или толкование Вед с помощью методов веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть шрути, или «открытого» слова. Всё же, как записи, они намного старше Брахман — за исключением двух, все ещё сохранившихся, приложенных к «Риг Веде» айтарейинов. Индусские пандиты объясняют термин Упанишада как «то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение» духа, путём познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., VIII, 32). Именно из этих трактатов Упанишад — которые сами суть отголоски первичной Религии Мудрости — и выросла система философии веданты. (См. Веданта.) Всё же, сколь бы древними ни были Упанишады, востоковеды не признают за старейшей из них происхождения ранее 600 г. до Р.Х. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне неискаженными остались приблизительно не более двадцати. Они касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как происхождение Вселенной, природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов, связь (основная и первичная) духа и материи, всеобщность разума и природа человеческой Души и Эго.

Упанишады должны быть намного древнее времён буддизма, ибо они не высказывают предпочтения и не отстаивают кастового превосходства браминов. Напротив, в наиболее древних из них возвышается именно вторая каста, кшатрии, класс воинов. Как утверждает профессор Коуэлл [цитируемый] в «History of India» Эльфинстона: «От них веет свободою духа, чуждой всем ранним трудам, за исключением «Риг Веды». ...Великие учителя высшего знания и брамины постоянно изображаются, как идущие к царям-кшатриям, чтобы стать их учениками». «Цари-кшатрии» в древности, подобно царям-иерофантам Египта, были хранителями высочайшего божественного знания и мудрости, Избранными и воплощениями первичных божественных Наставников — Дхиани-Будд и Кумар. Было время, эоны до того, как брамины стали кастой, или даже были написаны Упанишады, — когда на земле были лишь одни «уста», одна религия и одна наука, а именно, речь богов, Религия Мудрости и Истина. Это было до того, как прекрасные просторы последней, опустошённые народами, говорящими на многих языках, заросли сорняками умышленного обмана, а народные верования, порождённые самолюбием, жестокостью и самостью, разбили единую священную Истину на тысячи осколков.

УПАРАТИ (санскр.). Отсутствие исходящих желаний; одно из состояний йоги.

УПАСАКА (санскр.). Челы-мужчины или, вернее, приверженцы. Те, которые, не вступая в жреческую касту, дают клятву соблюдать основные заповеди.

УПАСИКА (санскр.). Женщина-чела, или ученица.

УПАШРУТИ (санскр). Согласно востоковедам, «сверхъестественный голос, который слышим ночью, открывающий тайны будущего». Согласно объяснению оккультизма, голос любого человека на расстоянии — обычно голос сведущего в тайнах эзотерических учений или адепта, наделённого даром посылки как своего голоса, так и своего астрального образа, к любому человеку, где бы он ни находился, независимо от расстояния. Упашрути может «открыть тайны будущего» или же только сообщить человеку, к которому он обращается, какой-нибудь прозаический факт настоящего; независимо от чего это будет упашрути — «двойник» или эхо голоса живого мужчины или женщины.

УПЕКША (санскр.). Буквально, отречение. В йоге — состояние абсолютного бесстрастия, приобретённое самообладанием, полное владение своими ментальными и физическими чувствами и ощущениями.

УР (халд.). Центр лунного культа; город в Вавилонии, где главным божеством была Луна, и откуда Авраам заимствовал еврейского бога, который столь недвусмысленно связан с Луной как творящее и порождающее божество.

УРАГИ (санскр.). Наги (змии), обитающие в Патале, преисподней или аде — по народному представлению; адепты, высшие жрецы и посвящённые центральной и южной Америки, известные древним ариям; там Арджуна женился на дочери царя нагов — Улупи. По сей день на Кубе и Гаити преобладает нагаизм, или поклонение нагам, а вудуизм, главное ответвление первого, обосновался в Новом Орлеане. В Мексике главных «колдунов» и «врачевателей» по сей день называют нагуалями точно так же, как тысячелетия тому назад халдейские и ассирийские высшие жрецы назывались наргалами, будучи главами магов (Раб-Маг), причём эту должность одно время занимал пророк Даниил. Слово нага, «мудрый змий», стало всемирным, ибо это одно из тех немногих слов, которые пережили крушение первого всеобщего языка. Это слово употребляют туземцы как Южной, так и Центральной и Северной Америки, от Берингова пролива до Уругвая, где оно означает «глава», «учитель» и «змий». Само слово Урага могло достичь Индии и укорениться там благодаря её связи, в доисторические времена, с Южной Америкой и самим Уругваем, ибо слово это принадлежит к языку американских индейцев. Происхождение Урагов, насколько это известно востоковедам, возможно, следует отнести к Уругваю, так как существуют легенды о них, которые относят местожительство их предков, нагов, к Патале, стране противоположного полушария, или Америке.

УРАН (греч.). Весь Небесный простор, называемый «Водами Пространства», Небесным Океаном и т.д. Весьма вероятно, что имя это происходит от ведийского Варуны, олицетворённого в качестве бога воды и считавшегося главным адитья среди семи планетарных божеств. В теогонии Гесиода Уран — то же, что Cœlus (Небо), старейший из всех богов и отец божественных титанов.

УРАНИДЫ (греч.). Одно из названий божественных титанов, тех, которые восстали против Кроноса; прототипы «падших» ангелов христианства.

УРВАШИ (санскр.). Божественная нимфа, упомянутая в «Риг Веде», красота которой воспламенила все небеса. Проклятая богами, она спустилась на землю и поселилась там. Любовь Пурураваса (Викрамы) и нимфы Урваши послужила сюжетом для всемирно известной драмы Калидасы «Викрамурваши».

УРЕЙ (греч.). По-египетски Урхек, змей и священный символ. Некоторые усматривают в нём кобру, тогда как другие утверждают, что это аспид. Купер поясняет, что «аспид не урей, но рогатая гадюка, или подвид виперы, то есть двурогая випера. Это королевский змей, носящий пшент... найа хадже». Урей обвит «вокруг диска Гора и образует украшение головного убора Озириса, кроме того, он выступает над челом других божеств» (Бонвик). Оккультизм поясняет, что Урей — это символ посвящения, а также сокровенной мудрости, чем всегда является змей. Все эти боги являлись покровителями иерофантов и их наставниками.

УРИМ (евр.). См. Туммим. «Урим и Туммим» зародились в Египте и символизировали Две Истины, два образа Ра и Тмей, которые были выгравированы на нагрудном знаке иерофантов, носимом ими во время церемоний посвящения. Диодор добавляет, что это украшение из золота и драгоценных камней надевалось Высшим Жрецом при вынесении приговора. Тме (множественное число Тмин) по-еврейски означает «Истина». «Септуагинта переводит туммим, как Истину» (Бонвик). Покойный м-р Проктор, астроном, доказывает, что это еврейское понятие «заимствовано непосредственно от египтян». И Филон Иудей подтверждает, что Урим и Туммим представляют собой «два небольших образа Откровения и Истины, помещённые между двойными створками нагрудного знака», и без объяснения проходит мимо последнего, с его двенадцатью камнями, представляющими двенадцать знаков зодиака.

УРЛАК (сканд.). То же, что Орлог (см.). Рок; безличная сила, «слепо» наделяющая смертных дарами; разновидность Немезиды.

УТТАРА МИМАНСА (санскр.). Вторая из двух миманс [см.] (первая — пурва миманса) которые, соответственно, образуют пятую и шестую из даршан, или школ философии. Мимансы включены в общее название веданта, хотя на самом деле ведантой является уттара (Вьясы).

УЧНИЧА, также Буддочнича (санскр.). Объясняется как «выступ на черепе Будды, образующий хохолок». Это забавное описание дано востоковедами, и расходится с другим, согласно которому Учнича первоначально была «коническим или подобным языку пламени хохолком на венце Будды, в позднейших веках представленным как толстый нарост на самом черепе». Это надлежит читать совсем иначе; ибо эзотерическая философия сказала бы, что первоначально это было глазное яблоко с третьим глазом, который позднее в человеческой расе выродился в толстый нарост, чтобы постепенно исчезнуть, оставив на своём месте лишь изредка появляющуюся ауру цвета пламени, воспринимаемую только посредством ясновидения, когда избыток духовной энергии заставляет (ныне скрытый) «третий глаз» излучать свою избыточную магнетическую силу. В данный период нашего расового развития, конечно, лишь одни «Будды» или Посвящённые в полной мере пользуются даром «третьего глаза», так как у всех других он более или менее атрофирован.

УЧЧАЙХ-ШРАВАС (санскр.). Образцовый конь; одна из четырнадцати драгоценностей или сокровищ, созданных при пахтании Океана богами. Белый конь Индры, называемый раджой коней.

УШАНАС (санскр.). Планета Венера, или Шукра; или, вернее, владыка и повелитель этой планеты.

УШАС (санскр.). Заря, дочь неба; то же, что Аврора латинян и Ηωs греков. Впервые она упоминается в Ведах, где она также названа Ахана и Дьотана (осветительница), и где она предстает в самом поэтичном и пленительном облике. Она вечно-преданный друг людей, богатых и бедных, хотя считают, что ей больше по душе последние. Она улыбается всем смертным и посещает их жилища. Она бессмертная, вечно юная дева, свет бедных и разрушительница тьмы.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU