ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Ц

перейти к оглавлению

ЦАЙЛА (евр.). Ребро; см. «Бытие», миф о сотворении первой женщины из ребра Адама, первого человека. Забавно, что этот процесс «ребра» не описан ни в каком другом мифе, за исключением еврейской Библии. Другие схожие еврейские слова — цела, «падение», и целем, «образ Бога». Инман замечает, что древние евреи очень любили каламбурные выражения, и одно из них видит в следующем — Адам пал из-за женщины, которую Бог создал по его образу, от впадины в боку. (W.W.W.).

ЦАНАГИ-ЦАНАМИ (яп.). Разновидность творящего бога в Японии.

ЦАРИ ЕДОМА. Эзотерически — ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты интерпретируют их как «искры», миры в процессе формирования, исчезающие сразу же после образования. [См. Едом].

ЦЕЛЕМ (евр.). Образ, тень. Тень физического тела человека, также астральное тело — линга шарира. (См. Цул-ма).

ЦЕРБЕР [или Кербер] (греч., лат.). Трёхглавое собакоподобное чудовище, считавшееся стражем порога Гадеса, перешло к грекам и римлянам из Египта. Это было чудовище, полусобака, полугиппопотам, сторожившее врата Аменти. Матерью Цербера была Ехидна — существо, наполовину женщина, наполовину змея, весьма почитавшееся в Этрурии. Как египетский, так и греческий Цербер являются символами камалоки и её неуклюжих монстров — сброшенных оболочек смертных.

ЦЕРЕРА (лат.). По-гречески Деметра. Как женский аспект Отца Эфира, Юпитера, она эзотерически является производящим принципом всеобъемлющего Духа, который оживляет каждый зародыш в материальной вселенной.

ЦЗИ-ЦЗАЙ (кит.). «Само-Сущий» или «Неведомая Тьма», корень Вулян Шеу, «Беспредельного Века»; всё это — каббалистические термины, употреблявшиеся в Китае за века до того, как были приняты еврейскими каббалистами, которые заимствовали их из Халдеи и Египта.

ЦЗОН ТИСРОН ЦАНЬ (тибет.). Царь, живший между 728 и 787 гг., который пригласил из Бенгалии пандита Ракшиту — названного, благодаря его большой учёности, бодхисатвой — чтобы тот поселился в Тибете и преподавал буддийскую философию его жрецам.

ЦЗОНКАПА (тибет.). Знаменитый тибетский реформатор четырнадцатого века, который ввёл в своей стране очищенный буддизм. Он был великим Адептом, который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской философии лже-служителями, превратившими её в выгодное предприятие, решительно положил этому конец своевременным переворотом и высылкой 40 000 лжемонахов и лам из страны. Его считают Аватаром Будды, и он является основателем секты гелугпа («жёлтых шапок») и мистического Братства, связанного с её водителями. По преданию, «дерево 10 000 образов» (хум-бум) возникло из длинных волос этого подвижника, который, оставив их, навсегда исчез из поля зрения профанов.

ЦЗЯНЬ-СИН (кит.). «Небеса Разума», Вселенская Мыслеоснова и Махат, когда прилагается к плану дифференциации; Тянь-Син (см.), когда относится к Абсолюту.

ЦЗЯНЬ-ЧАН (кит.). Вселенная формы и материи.

ЦИКЛ. От греческого слова киклос. Древние делили время на бесконечные циклы, колёса внутри колёс; все такие периоды имели разную длительность, и каждый отмечал начало или конец какого-то события — космического, земного, физического либо метафизического. Были циклы лишь в несколько лет и циклы огромной продолжительности: большой орфический цикл, соответствоваший этнологической смене рас, длившийся 120 000 лет, и цикл Кассандры в 136 000 лет, который вызывал полную перемену в планетарных воздействиях и их взаимосвязях между людьми и богами — факт, совершенно упущенный современными астрологами.

ЦИМ-ЦУМ (кабб.). Расширение и сокращение или, как объясняют это некоторые каббалисты, — «центробежная и центростремительная сила».

ЦИРУФ (евр.). Система сочетаний и перестановок еврейских букв, предназначенная для установления аналогий и сохранения секретов. Например, в форме, называемой Атбаш, взаимозаменителями были А и Т, Б и Ш, Г и Р, и т.п. (W.W.W.).

ЦУЛ-МА (кабб.). Буквально, «тень». В «Зогаре» говорится (I, 218а, I, fol. 117а, col. 466), что во время семи последних ночей жизни человека, нэшама, дух, оставляет его, и тень, цул-ма, больше не действует, его тело больше не отбрасывает тени; и когда цул-ма совершенно исчезает, тогда ру’ах и нэфеш — душа и жизнь — уходят с ней. Часто указывалось, что в каббалистической философии было лишь три, а с телом, гуфф, — четыре «принципа». Можно легко доказать, что существует семь и ещё несколько подразделений, ибо существует «высший» и «низший» нэшама (двойственный манас); ру’ах, Дух или Буддхи; нэфеш (кама), которая «не имеет света от своей собственной субстанции», но связана с гуфф, телом; целем, «призраком образа»; дьюкна, тенью призрачного образа, или майявирупой. Затем следуют цурат, прототипы и таб-нут, форма; и, наконец, цура, «высший принцип» (атман), который остаётся наверху», и т.д., и т.д. (См. Мейер, «Каббала», с. 400 и далее).

ЦУРА (евр.). Божественный прототип в каббале. В оккультизме он включает атма-буддхи манас, высшую Триаду; вечная божественная Индивидуальность. Множественное число — цурат.

ЦУРЕ (евр.). Почти то же, что и предыдущее: прототип «Образа», целем; каббалистический термин, употребляемый по отношению к так называемому сотворению божественного и человеческого Адама, который в каббале представлен четырьмя типами, соответствующими коренным расам людей. Еврейские оккультисты не знали никакого Адама и, отказываясь признать в первой человеческой расе Человечество с его Адамом, говорили лишь о «предвечных искрах».

ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU