ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Э

перейти к оглавлению

ЭА (халд.), также Хэа. Второй бог первоначальной вавилонской троицы, состоявшей из Ану, Хэа и Бэла. Хэа был «создателем Судьбы», «Владыкою Глуби», «Богом Мудрости и Знания» и «Владыкою города Эриду».

ЭБЕЛ-ЗИВО (гност.). Метатрон, или помазанный дух у назореев-гностиков; то же, что архангел Гавриил.

ЭБИОНИТЫ (евр.). Буквально, «бедные»; самая ранняя секта еврейских христиан, другой такой были назореи. Они существовали уже тогда, когда слово «христианин» ещё не было известно. У Эбионитов было много повествований об Иассу (Иисусе), адепте-аскете, вокруг которого создавалась легенда Христа. Так как существование этих нищих аскетов можно проследить по крайней мере на век раньше хронологического христианства, то это является дополнительным доказательством того, что Иассу или Иешу жил во времена царствования Александра Ианнея в Лиде (или Ладе), где он был предан смерти, как утверждается в «Сефер Толдос Иешу».

ЭВАПТО. Посвящение; то же, что эпоптейя.

ЭВОЛЮЦИЯ. Развитие высших классов животных из низших. Как указано в «Разоблаченной Изиде», «современная наука признает только одностороннюю физическую эволюцию, намеренно отрицая и игнорируя высшую, или духовную, эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов. Мудрецы древности, поднимаясь до Непознаваемого, в качестве отправной точки выбрали первое проявление невидимого — неизбежное и, рассуждая строго логически, абсолютно необходимое творящее Существо, демиурга вселенной. У них эволюция начиналась от чистого духа, который, спускаясь всё ниже и ниже, принимал наконец видимую и постижимую форму и становился материей. Дойдя до этой точки, далее они рассуждали по дарвиновскому методу, но на гораздо более широкой и всеобъемлющей основе». (См. Эманация).

ЭГКОСМИОИ (греч.). «Интеркосмические боги [см.], каждый из которых властвует над большим числом демонов, которым они дают свою силу и при желании передают её от одного другому», — говорит Прокл и добавляет, что этому учит эзотерическая доктрина. В своей системе он изображает высшие сферы, от зенита Вселенной до Луны, принадлежащими богам, или планетарным духам, в соответствии с их иерархиями и классами. Наивысшими среди них являлись двенадцать хупер-ураниоев, сверх-небесных богов. Следующими за ними в степени и силе были Эгкосмиои.

ЭГО (лат.). «Я»; сознание в человеке «я есмь я» — или чувство «я есмь». Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного, или личного, и Высшего, Божественного и Безличного, называя первое «личностью», а второе — «Индивидуальностью».

ЭГОТИЯ. От слова «Эго». Эготия означает «индивидуальность», и никогда «личность», ибо противоположна эгоизму, или «самости», par excellence [в высшей степени, — фр.] свойственной личности.

ЭГРЕГОРЫ. Элифас Леви называет их «руководителями душ, которые являются духами энергии и действия», — что бы это ни значило. Восточные оккультисты описывают Эгрегоры как Существа, тела и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они — тени более высоких планетарных духов, тела которых образованы из сущности более высокого божественного света.

ЭДДА (исланд.). Буквально, «прабабушка» скандинавских баллад. [...] Существуют две Эдды. Автор самой ранней неизвестен, и древность её очень велика. [...] Первая рассказывает о богах, а вторая является сводом историй (или мифов) о богах (о которых говорится в первой), ставших германскими божествами, великанами, гномами и героями.

ЭДЕМ (евр.). «Наслаждение», радость. В «Бытии» — созданный Богом «Сад Наслаждений»; в каббале — «Сад Наслаждений», как место посвящения в мистерии. Востоковеды отождествляют его с местечком в Вавилонии в районе Кардуньяс, называемым также Ган-дуну, что очень похоже на Ген-эдем евреев. (См. труды сэра Х.Роулинсона и Д.Смита). В этом районе протекают четыре реки: Евфрат, Тигр, Сурапи, Укни. Две первые были приняты евреями без каких-либо изменений, две другие они, по-видимому, переделали в «Гихон и Писон», чтобы иметь хоть что-то оригинальное. Ниже представлены некоторые соображения по идентификации Эдема, выдвинутые ассириологами. Города Вавилон, Ларанча, Сиппара были основаны, согласно хронологии евреев, до потопа. «Сурипак был городом ковчега, гора на восток от Тигра — местонахождением ковчега, в Вавилоне находилась башня, и Ур халдеев был местом рождения Авраама». А так как Авраам, «первый предводитель еврейской расы, отправился из Ура в Харан в Сирии и оттуда — в Палестину», то лучшие ассириологи считают, что это «отличное доказательство в пользу гипотезы, что Халдея была местом происхождения этих преданий (в Библии), и что евреи получили их первоначально от вавилонян».

ЭДРИС (араб.). или Идрис. Означает «учёный» — эпитет, данный арабами Еноху.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч.). Скрытый, тайный. От эсотерикос — «внутренний», сокровенный, сокрытый.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БОДХИЗМ. Сокровенная мудрость или разум, от греческого эсотерикос, «внутренний», и санскритского бодхи, «знание», разум — в отличие от буддхи, «способности познания или разума», и буддизма, философии или Закона Будды (Озарённого). Пишется также «Буддхизм», от Будхи (Разум и Мудрость), сына Сомы.

ЭЙДОЛОН (греч.). То же, что мы именуем человеческим фантомом, астральной формой.

ЭЙН (евр.). Негативно существующий; божество в покое и абсолютно пассивное. (W.W.W.).

ЭЙН АЙОР (халд.). Единственный «Самосущий», мистическое название божественной субстанции. (W.W.W.).

ЭЙН СОФ (евр.). «Безграничный» или Беспредельный; Божество, эманирующее и распространяющееся. (W.W.W.).

Эйн Соф пишется также Эн Соф и Эйн Суф, но никто, даже раввины, не уверен в написании гласных. В религиозной метафизике древних еврейских философов Единый Принцип был абстракцией, подобно Парабрахму, несмотря на то, что современные каббалисты преуспели сейчас, с помощью чистой софистики и парадоксов, в создании из него «Всевышнего Бога», и ничего более высокого. Но у ранних халдейских каббалистов Эйн Соф означает — «без формы и существования», «не имеющий подобия ни с чем другим» (Франк, «Die Kabbala», с. 126). То, что Эйн Софа никогда не рассматривали как «Творца», утверждает даже такой ортодоксальный иудей, как Филон, который «Творца» называет Логосом, следующим за «Беспредельным», и «Вторым Богом». «Второй Бог — это его (Эйн Софа) мудрость», — говорит Филон («Quaest. et Solut.»). Божество есть Ни-что; оно безымянно и поэтому названо Эйн Софом; Эйн означает Ничто. (См. Франк, «Kabbala», с. 153, прим.). [См. Эн-Соф].

ЭЙН СОФ АУР (евр.). Беспредельный Свет, который концентрируется в первой и высшей сефире, или Кэтер, Венце. (W.W.W.).

ЭКА (санскр.). Единый; также синоним Махата, Вселенского Разума как принципа Разумности.

ЭКАНАРУПА (санскр.). Одно (и многие) тела или формы; термин, применяемый в Пуранах к божеству.

«ЭКАШЛОКА ШАСТРА» (санскр.). Труд Нагарджуны о Шастрах (Священных Писаниях); мистический труд, переведённый на китайский.

ЭКБАТАНА. Знаменитый город в Мидии, достойный занять место среди семи чудес света. Он описан Дрэпером в его «Conflict between Religion and Science»: «Прохладная летняя резиденция персидских царей была защищена семью окружавшими её стенами из вырубленных и отполированных глыб; внутренние стены были последовательно увеличивающейся высоты и выкрашены в разные цвета, астрологически соответствующие семи планетам. Дворец был облицован серебряными изразцами, балки его были покрыты золотом. В полночь в его залах ряды масляных светильников заменяли Солнце. Райский сад, эта роскошь повелителей Востока, был разбит в центре города. Персидская империя поистине была мировым садом».

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ. Внешний, публичный; в противоположность эзотерическому, или скрытому.

ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Одно из названий, данных александрийской школе неоплатоников.

ЭКСТАЗ (греч.). Психо-духовное состояние; физический транс, который вызывает ясновидение; блаженное состояние, порождающее видения.

ЭКСТРАКОСМИЧЕСКИЙ. Вне Космоса или Природы; бессмысленное слово, изобретённое для утверждения существования личного бога, независимого от Природы per se [сам по себе, — лат.] или находящегося вне её, в противоположность пантеистической идее, что весь Космос пропитан или одушевлён Духом Божества и что Природа является лишь одеянием, а материя — иллюзорной тенью реального невидимого Присутствия.

ЭЛЕВЗИНИИ (греч.). Элевзинские Мистерии были наиболее знаменитыми и наиболее древними из всех греческих Мистерий (за исключением Самофракийских), и праздновались близ селения Элевзин, неподалёку от Афин. Епифаний прослеживает их до времён Инаха (1800 г. до Р.Х.); основаны, как гласит другая версия, Евмолпом, царём Фракии и иерофантом. Они праздновались в честь Деметры, греческой Цереры и египетской Изиды; а последний акт действа относился к приносимой жертве искупления и воскресению, когда посвящённый допускался к высшей степени Эпопта (см.). Празднество Мистерий начиналось в месяце боэдромионе (сентябрь), во время сбора винограда, и длилось с 15 по 22 число, семь дней. Еврейский праздник Табернакл, праздник Сбора Урожая в месяце этаним (седьмом), тоже начинался 15 и кончался 22 числа этого месяца. Название месяца (этаним) произошло, согласно некоторым писателям, от адоним, адониа, аттеним, этаним, в честь Адоная или Адониса (Таммуза), смерть которого оплакивалась евреями в рощах Вифлеема. Жертвоприношение «хлеба и вина» совершалось перед Таинствами посвящения, а во время самой церемонии кандидатам сообщались тайны из петромы, своего рода книги, сделанной из двух каменных скрижалей (петрай), скреплённых с одной стороны и раскрывающихся подобно книге. (Для дальнейших разъяснений см. «Разоблачённая Изида», II, 36, 74.)

ЭЛЕКТРОМАНТИЯ (греч.). Гадание с помощью петуха или другой птицы. Рисовался круг и делился на части, из которых каждая соответствовала одной букве; на него сыпали зёрна и отмечали последовательно те, соответствующие буквам отделы, из которых птица клевала зёрна. (W.W.W.).

ЭЛЕМЕНТАЛЫ. Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырёх царствах или стихиях — земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (элементалы земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня) и ундинами (воды). За исключением некоторых из высших классов и их владык, они являются скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами. Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям (см.) — а в этом случае они порабощают медиумов, — будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порождённые на 5-ом, 6-ом и 7-ом планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные, пинки, банши, болотные, белые дамы, привидения, феи и т.д., и т.п.

ЭЛЕМЕНТАРИИ. Строго говоря, это развоплощённые души развращённых людей; эти души, ещё живя на земле, отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше относить этот термин к привидениям или фантомам развоплощённых личностей, вообще к тем, чьим временным обиталищем служит камалока. Элифас Леви и некоторые другие каббалисты делают мало различия между духами-элементариями «бывшими людьми», и теми существами, которые населяют стихии и являются слепыми силами природы. Однажды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих камарупических оболочках и неодолимо притягиваются к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в камалоке разнится по длительности, но неизменно кончается распадением, растворением, словно столб дыма, атом за атомом, в окружающих элементах.

ЭЛЕФАНТА. Остров недалеко от Бомбея в Индии, на котором находятся хорошо сохранившиеся руины пещерного храма того же названия. Он один из древнейших в стране и несомненно является циклопической постройкой, хотя покойный Дж. Фергюссон и отрицал его большую древность.

ЭЛИВАГАР (сканд.). Воды Хаоса, в космогонии древних скандинавов названные «потоком Эливагара».

ЭЛОЕЙ (гност.). Гений и владыка Юпитера; его планетарный дух. (См. «Против Цельса» Оригена).

ЭЛОХИМ (евр.). Также Алхим. Это слово пишется по-разному. Годфри Хиггинс, посвятивший много трудов его значению, всегда пишет его Алейм. Соответствующие еврейские буквы: алеф, ламед, хе, иод, мем, а в числовом значении: 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по-видимому, множественное число существительного женского рода Элоа, Алх, образованное добавлением общей формы множественного числа Им, окончания мужского рода; и поэтому всё вместе, очевидно, означает эманированные активные и пассивные сущности. Как титул это относится к «Бине», Божественной Матери, так же как и более полный титул IHVH ALHIM, Иегова Элохим. Так же как Бина приводит к семи последовательным Эманациям, так и «Элохим», как сказано, представляет семеричную силу Божества. (W.W.W.).

ЭЛУ (сингал.). Древний диалект, употреблявшийся на Цейлоне.

ЭЛЬ-ЭЛИОН (евр.). Имя Божества, заимствованное евреями от финикийского Элон — наименования Солнца.

ЭМАНАЦИЯ (Доктрина). В своём метафизическом смысле она противоположна эволюции, но всё же едина с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, при котором зародыш, из которого развивается эмбрион, уже до того существует в родителе, причём развитие, конечная форма и свойства этого зародыша утверждаются природой, и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соответствия элементов и их различных сочетаний. Оккультизм же отвечает, что это лишь кажущийся способ, а реальный процесс является Эманацией, руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Поэтому, хотя оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они всё же скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские иерофанты, а также евреи (в своей каббале и даже в «Бытии»). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как «ангелы», тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков. Действительно, во «Второзаконии» (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как «огненный закон», тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть «из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом» [в каноническом русском переводе: «...одесную Его огнь закона»]; т.е. огонь одного пламени передаётся и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в «Разоблачённой Изиде»: «В эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, — предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это на примере растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов «Непознаваемого», эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) — или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться, — если оно сперва уже не было там заложено (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы».

ЭМПУС (греч.). Упырь, вампир, злой демон, принимающий различные формы.

ЭН (халд.). Суффикс отрицания, подобно «а» в греческом языке и санскрите. Первый слог в Эн-Соф (см.) означает ни-что, из того что начинается или кончается, «Беспредельное».

ЭНОЙХИОН (греч.). Буквально, «внутреннее око», «провидец», — намек на третий, внутренний или духовный глаз; настоящее имя Еноха (искаженное от Ханох).

ЭНС (греч.). То же, что греческое То Он, «Сущий», или реальное Присутствие в Природе.

ЭН-СОФ (евр.). Бесконечный, беспредельный и безграничный. Абсолютный божественный Принцип, безличный и непостижимый. Буквально это означает «ни-что», т.е. ничто, из того, что может быть соотнесено с чем-либо другим. Это слово и понятие эквивалентны ведантийским концепциям Парабрахма. (W.W.W.).

Некоторые западные каббалисты, тем не менее, умудряются делать из То личное «Он», мужское божество вместо безличного. [См. Эйн Соф.]

ЭОЛ (греч.). Бог, который, по Гесиоду, сдерживает, а также освобождает ветры; царь гроз и ветров, царь Эолии, изобретатель паруса и великий астроном, и поэтому обожествлённый после смерти.

ЭОН или ЭОНЫ (греч.). Периоды времени; эманации, исходящие из божественной сущности, и небесные существа; гении и ангелы у гностиков.

ЭПИМЕТЕЙ (греч.). Буквально, «Тот, кто советуется после» события. В греческой мифологии брат Прометея.

ЭПИНОЙА (греч.). Мысль, изобретение, замысел. Имя, данное гностиками первому, пассивному эону.

ЭПОПТ (греч.). Посвящённый. Тот, кто прошёл последнюю стадию посвящения.

ЭРИДАН (лат.). Ардан, греческое название реки Иордан.

ЭРОС (греч.). Гесиод делает из бога Эроса третье лицо эллинской первоначальной Троицы, состоявшей из Урана, Геи и Эроса. Это олицетворенная порождающая Сила в природе в её абстрактном смысле, движитель «сотворения» и порождения. Экзотерически мифология делает из Эроса бога страстного животного желания, — отсюда и термин эротический; эзотерически это нечто иное. (См. Кама).

ЭСИРЫ (сканд.). То же, что асы, олицетворённые творящие Силы. Боги, создавшие чёрных гномов, или эльфов тьмы, в Асгарде. Божественные Эсиры, асы, являются эльфами света. Это аллегория, сводящая вместе тьму, исходящую от света, и материю, рождённую от духа.

ЭФЕС (греч.). Известен своей большой метафизической Коллегией, где во времена апостола Павла учили оккультизму (гнозису) и платонизму. Город, считавшийся центром тайных наук и того гнозиса, или мудрости, которая прямо противоположна извращению христо-эзотеризма и по сей день. В Эфесе находилась большая Коллегия ессеев и хранились все знания, приобретённые танаимами [см.] от халдеев.

ЭФИР. [1] Изучающие слишком склонны смешивать его с акашей и астральным светом. Это ни то, ни другое, в том смысле, который придает эфиру физическая наука. Эфир — это материальный посредник, хотя до сих пор и не обнаруженный ни одним физическим прибором; тогда как акаша является определённо духовным проводником, идентичным, в некотором смысле, с Анима Мунди; в то время как астральный свет представляет лишь седьмой и наивысший принцип земной атмосферы, так же не обнаруженный, как и Акаша и настоящий Эфир, поскольку он принадлежит совсем другому плану. Седьмой принцип атмосферы Земли, как сказано, астральный свет, лишь второй на космической лестнице. Лестница космических сил, принципов и планов (эманаций — на метафизическом и эволюций — на физическом плане), есть Космический Змий, кусающий свой хвост, Змий, отражающий более Высокого, и отражённый, в свою очередь, более низким Змием. Кадуцей раскрывает эту тайну, и четверичный додекаэдр, по образу которого, как говорит Платон, проявленный Логос — синтезированный непроявленным Перво-Родным — построил вселенную, — даёт геометрический ключ к возникновению и развитию Космоса и его микрокосмического отражения — нашей Земли.

ЭФИР (греч.). [2] У древних — божественная светоносная субстанция, наполняющая всю вселенную, «одеяние» высшего божества, Зевса или Юпитера. У современных авторов — Эфир, о значении которого в физике и химии смотрите «Словарь» Вебстера или любой другой. В эзотеризме Эфир является третьим принципом космической семеричности, Земля — низшим, затем следуют астральный свет, Эфир и Акаша — высший.

ЭХАТ (евр.). То же, что и Эход [см.], только женского рода, — «Единая».

ЭХЕЙЕ (евр.). «Я есмь», согласно Ибн Гебиролу, но не в смысле «я есмь то, что я есмь».

ЭХОД (евр.). или Эхад. «Единый», относится к Иегове.

ЭШМИМ (евр.). Небеса, небесный свод, в котором находятся Солнце, планеты и звезды; от корня см, означающего разместить, поместить, расположить. (W.W.W.).

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU