ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Б

перейти к оглавлению

«БАГАВАДАМ» (санскр.). Тамильский священный текст по астрономии и другим предметам.

БАГ-БОГ (слав.). «Бог»; славянское имя греческого Вакха, чьё имя стало прототипом имени Bagh и bog или bogh; по-русски — Бог.

БАДДХА (санскр.). Связанный, обусловленный, — коим является всякий смертный, который ещё не достиг освобождения в нирване.

БАЗИЛЕЙ (греч.). Архонт или глава, выполнявший внешний надзор во время Элевзинских Мистерий. В то время как последний был посвящённым мирянином и должностным лицом в Афинах, Базилей внутреннего Храма был из свиты великого иерофанта, и как таковой был одним из главных мистов и принадлежал к внутренним таинствам.

БАЛ (евр.). Обыкновенно переводится как «Владыка», но также и Бэл, халдейский бог, и Ваал, «идол».

БАЛА или Панчабалани (санскр.). «Пять способностей», достигаемых в практике йоги: полное доверие или вера, энергия, память, медитация, мудрость.

БАЛ-ИЛУ (халд.). Одно из многих названий Солнца.

БАЛЬДР (сканд.). «Податель всего Благого». Светлый Бог, который есть «наилучший, и всё человечество громко восхваляет его; он столь прекрасен своим видом и чертами, что, кажется, из него исходят лучи света» (Эдда). Такова была песнь рождения, исполняемая в честь Бальдра, воскресающего как Вали, весеннее Солнце. Бальдр назван «возлюбленным», «святым», «единственно безгрешным». Он является «Богом Благости», который «будет вновь рождён, когда новый и более чистый мир воскреснет из пепла старого, погрязшего в грехе мира» («Asgard and Gods»). Его убил хитрый Локи, ибо Фригг, матерь богов, «умоляя все существа, все безжизненные вещи поклясться, что они не повредят возлюбленному», забыла упомянуть «слабую ветвь омелы», также как мать Ахиллеса забыла про пяту своего сына. Локи делает из неё стрелу и влагает в руки слепого Хёда, который убивает ею бога света с солнечным сердцем. Рождественская омела, по-видимому, является воспоминанием о той омеле, которая убила Северного Бога Благости.

БАМБУКОВЫЕ КНИГИ. Очень древние и безусловно до-исторические труды на китайском языке, содержащие допотопные записи «Летописей Китая». Они найдены в гробнице правителя Сеанга из Уаи, умершего в 295 г. до Р.Х., и претендуют на происхождение за много столетий ранее.

БАНДХА (санскр.). Зависимость; жизнь на этой земле, — от того же корня, что и Баддха.

БАРДЕЗАН. Сирийский гностик, ошибочно принимаемый за христианского богослова; родился в Эдессе («Edessene Chronicle») в 155 г. н.э. (Assemani, «Bibl. Orient.», I, 389). Он был великим астрологом, последователем восточной оккультной системы. Согласно Порфирию (который называет его вавилонянином — наверное, вследствие его халдеизма или астрологии), «Бардезан... поддерживал связь с индусами, которые были посланы под предводительством Дамадамиса к римскому императору» («De Abst.», IV, 17), и свои знания получал от индийских гимнософистов. Фактом является то, что большинство его учений, как бы сильно они ни были изменены его многочисленными гностическими последователями, можно проследить до индийской философии, и ещё дальше — до оккультных учений Тайной Системы. Так, в своих «Гимнах» он говорит о творящем Божестве как об «Отце-Матери», и в другом месте — об «Астральной Судьбе» (карма), о «Разумах Огня» (агни-дэвы) и т.д. Он связывал Душу (личный манас) с Семью Звёздами, устанавливая её происхождение от Высших Существ (божественное Эго); и потому «признавал духовное воскресение, но отрицал воскресение тела», как гласит обвинение отцов церкви. Ефраим изображает его учащим знакам Зодиака, важности часа рождения и «провозглашающим семь». Называя Солнце «Отцом Жизни», и Луну «Матерью Жизни», он изображает последнюю «выделяющей своё одеяние света (принципы) для возрождения Земли». Фотий не может понять, как, признавая Душу свободной от власти генезиса (удела рождения)» и обладающей свободной волей, он всё же подчиняет тело закону рождения (генезиса). Ибо «они (бардезанцы) говорят, что богатство и нищета, болезнь и здоровье, и смерть, и все вещи вне нашей власти суть дела судьбы» («Bibl. Cod.», 223, с.221 и след.). Это несомненно карма, которая отнюдь не препятствует свободной воле. Ипполит делает из него представителя Восточной школы. Говоря о Крещении, Бардезан якобы сказал (там же, с.985 и след.): «Всё-таки не одно лишь купание освобождает нас, но Знание того, кем мы являемся, кем становимся, где были раньше, куда спешим, от чего избавляемся, что есть зарождение (рождение), что есть возрождение (перерождение)». Это прямо указывает на доктрину перевоплощения. Его диалог с Авидой и Барджаминой о судьбе и свободной воле доказывает это: «То, что названо Судьбой, есть порядок истечения, данный Владыкам (Богам) и Элементам; согласно которому Разумы (Духовные Эго) изменяются нисхождением в Душу, а Душа — нисхождением в тело». (См. трактат, найденный в сирийском оригинале и опубликованный с английским переводом в 1855 г. доктором Кэртоном. «Spicileg. Syriac.», в Британском музее). [См. Бардезанская система].

БАРДЕЗАНСКАЯ (СИСТЕМА). «Кодекс Назореев», система, разработанная неким Бардезаном [см.]. Некоторые называют её каббалой внутри каббалы; религия или секта, эзотеризм которой выражен в совершенно своеобразных названиях и аллегориях. Очень древняя гностическая система. Этот кодекс переведён на латынь. Правильно ли называть сабеизм мендеистов (неверно называемых христианами Св. Иоанна), содержащийся в назорейском «Кодексе», «Бардезанской системой», как делают это некоторые — это весьма сомнительно, ибо учения Кодекса и названия Добрых и Злых Сил, находимые там, более древние, чем сам Бардезан. Всё же, названия в обеих системах идентичны.

БАРЕЗМА (зенд). Растение, используемое мобедами (жрецами парсов) в храмах огня, где держат освящённые пучки его.

БАРХИШАДЫ (санскр.). Класс лунных Питри, или «Предков», Отцов, которые — в народных верованиях — в своих прежних воплощениях поддерживали священное пламя домашнего очага и совершали жертвоприношения огню. Эзотерически — Питри, выделившие свои тени, или чхайи, чтобы создать с их помощью первого человека. (См. «Тайная Доктрина», II).

БАСАНТИН Джеймс. Шотландский астролог. Жил в 16 веке и, говорят, предсказал сэру Роберту Мелвиллу, в 1562 году, смерть и все события, связанные с Марией, несчастной королевой шотландцев.

БАТ (евр.). Дочь.

БАТ-КОЛ (евр.). Дочь Голоса; Божественное откровение, или наитие, которое вдохновляло пророков Израиля в виде голоса с Небес и Трона Милосердия. По-латыни — Filia Vocis. Аналогичный идеал можно найти в индусской экзотерической теологии под названием Вак, голос, женская сущность, аспект Адити, матери богов и изначального Света; тайна. (W.W.W.).

БАТЛЕР. Английское имя, принятое адептом, учеником некоторых восточных мудрецов, о котором ходит много фантастических рассказов. Например, рассказывают, что Батлера схватили во время его путешествия в 1629 году и продали в рабство. Он стал рабом арабского философа, крупного алхимика, и наконец спасся бегством, похитив у своего хозяина большое количество красного порошка. Согласно более достоверным записям, лишь последняя часть этого рассказа правдива. Адепты, которых можно обокрасть без их ведома, были бы недостойными этого звания. Батлер или, вернее, человек, принявший это имя, украл у своего «Хозяина» (свободным учеником которого он был) тайну трансмутации и злоупотребил своими знаниями — то есть старался обратить их в личную выгоду, но скоро был наказан за это. После совершения многих чудесных исцелений с помощью своего «камня» (то есть оккультных знаний посвящённого адепта) и произведения необычайных феноменов, свидетелем нескольких из которых был Ван Гельмонт, известный оккультист и розенкрейцер, — не для пользы людей, но ради своей пустой славы, — Батлер был заключён в Замок Вилурд, во Фландрии, и почти всю свою жизнь провёл в заключении. Он утерял свои способности и умер жалким и безвестным. Такова судьба каждого оккультиста, который злоупотребляет своей силой или оскверняет священную науку.

БАТРИА (егип.). Согласно преданию — жена фараона и наставница Моисея.

БАТУ (егип.). Первый человек в египетском фольклоре. Нум, небесный художник, создаёт прекрасную девушку — прообраз греческой Пандоры — и посылает её к Бату, после чего счастье первого человека было разрушено.

БАФОМЕТ (греч.). Андрогинный козёл Мендеса. (См. «Тайная Доктрина», I, 318). Согласно западным, и особенно французским каббалистам, тамплиеров обвинили в поклонении Бафомету, и поэтому Жак де Моле, Великий Мастер Тамплиеров, вместе со всеми своими братьями-масонами был казнён. Но эзотерически и филологически это слово никогда не означало «козёл», ни даже что-либо столь вещественное, как идол. Этот термин означал, согласно Фон Хаммеру, «крещение» или посвящение в Мудрость — от греческих слов Βαφη и μητιζ, и от родства Бафомета с Паном. Фон Хаммер, должно быть, прав. Это был герметико-каббалистический символ, а вся та история с тамплиерами, выдуманная духовенством, была ложью. (См. Пан).

БАХАК ЗИВО (гност.). «Отец Гениев» в «Кодексе Назореев». Назореи были ранней полухристианской сектой.

БАХУС (греч.). Экзотерически и поверхностно — бог вина и винограда, распущенности и веселья; но эзотерически смысл этого олицетворения более глубокий и философский. Он — Озирис Египта, и его жизнь и значение имеют тот же смысл, что и у других солнечных божеств; они все «Грех-несущие», убитые и воскресшие, как например, Дионис или Аттис Фригии (Адонис или сирийский Таммуз), Аусоний, Бальдр (см.) и т.д. Всех их предавали смерти, оплакивали и возвращали к жизни. Праздничные веселья в честь Аттиса происходили в Иларии на «языческую» пасху, 15-го марта. Аусоний, форма Бахуса, умерщвлялся «во время весеннего равноденствия, 21 марта, и воскресал через три дня». Таммуз, двойник Адониса и Аттиса, оплакивался женщинами в «роще», названной его именем, «за Вифлеемом, где плакал младенец Иисус», как говорит Св. Иероним. Бахус умерщвлён, И его мать собирает части его расчленённого тела, так же как Изида собирает члены Озириса, и так далее. Дионис Бахус, растерзанный титанами, Озирис, Кришна — все сходили в Гадес и снова возвращались. Астрономически все они представляют Солнце; психически — являются символами вечно воскресающей «Души» (Эго в своём перевоплощении); духовно — все они суть невинные козлы отпущения, искупающие грехи смертных, их собственных земных оболочек, а на самом деле — опоэтизированный образ Божественного Человека, формы из праха, одушевлённой её Богом.

БЕЕЛ-ЗЕБУБ (евр.). Искажённое Ваал Храмов, и правильнее — Вельзевул. Буквально, Вельзевуб означает «бог мух» — насмешливый эпитет, употреблённый евреями, и неверное и искажённное толкование «бога священных скарабеев», божеств, стороживших мумии, и символов преображения, возрождения и бессмертия. Вельзевул означает, собственно, «бог жилища», и в этом смысле упомянут в «Евангелии от Матфея», X. Так как Аполлон — первоначально не греческий, но финикийский бог — был богом врачевания, Пайаном, или целителем, также как и богом оракулов, он как таковой постепенно превратился во «Владыку Жилища», домашнее божество, и был, таким образом, назван Вельзевул. В некотором смысле он был также психопомпическим богом, заботящимся о душах [усопших], как это делал Анубис. Вельзевуб всегда был богом предсказаний и лишь позднее был спутан и отождествлён с Аполлоном.

БЕЛАЯ ГОЛОВА. По-еврейски Реша Хивра, эпитет, данный Сефире, высшей из сефирот, чей череп «выделяет росу, которая призовёт умерших снова к жизни».

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. Знак посвящения, упомянутый в «Откровении» Св. Иоанна. На нём было выгравировано слово награда, и он был символом того слова, которое давалось неофиту, успешно прошедшему при своём посвящении через все испытания в Мистериях. Это был могущественный белый сердолик средневековых розенкрейцеров, которые переняли его у гностиков. «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (оккультное знание, которое нисходит с неба как божественная мудрость), и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя («тайное имя» внутреннего человека, или Эго, нового посвящённого), которого никто не знает, кроме того, кто получает». («Откровение», II, 17).

БЕЛЫЙ ОГОНЬ (кабб .). «Зогар», говоря о «Великом Лике» и «Малом Лике», символах макрокосма и микрокосма, сообщает о сокровенном Белом Огне, излучающемся из них днём и ночью, и всё же никогда не видимом. Это отвечает жизненной силе (за пределами светоносного эфира) и электричеству на высших и низших планах. Но мистический «Белый Огонь» есть имя, данное Эйн-Софу. В этом состоит разница между арийской и семитской философиями. Оккультисты первой говорят о Чёрном Огне, что есть символ неведомого и невообразимого Брахмы, и заявляют, что о «Чёрном Огне» невозможны никакие рассуждения. Но каббалисты, которые, благодаря тонкому изменению смысла, даже Эйн-Соф наделяют неким видом косвенной воли и атрибутами, называют свой «огонь» белым, таким образом низвергая Абсолют в мир зависимости [обусловленности] и конечности [предельности].

БЁМЕ Якоб. Великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в Альтзайденбурге, примерно в двух милях от Гёрлица (Силезия), и умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Гёрлице. Он был прирождённым ясновидцем необычайной силы. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чём он писал, он «видел как будто в Великой Глуби в Вечном». Он обладал «полным представлением о вселенной как бы в состоянии хаоса», которая вместе с тем «время от времени раскрывала себя в нём, как в молодом растении» [см. также Битос]. Он был совершенным прирождённым мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому — хотя бы и только случайному — взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Бёме, подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял за Бога; «Человек должен сознавать, — пишет он, — что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в душе человека, в той мере, как Он пожелает». Если бы этот великий теософ изучал восточный оккультизм, он высказался бы по-другому. Тогда он знал бы, что «бог», говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным божественным Эго, всеведущим Божеством в нём, и что [откровение] выдавалось этим Божеством не в «той мере, как он пожелает», а в меру способностей смертного и временного жилища, Им наполняемого.

БЕН (евр.). Сын; обычная приставка к именам собственным для указания сына такого-то и такого-то, например, Бен Соломон, Бен Ишмаил и т.д.

БЕН ШАМЕШ (евр.). Дети или «Сыновья Солнца». Этот термин относится к периоду, когда евреи были разделены на поклонников Солнца и Луны — элитов и белитов. (См. Бэл-Шемеш).

БЕНУ (егип.). Слово, относившееся к двум символам, которые оба переводятся, как «Феникс». Один был Шеншен (цапля), а другой — птица трудноописуемого вида, называемая Рех (красная); обе они были посвящены Озирису. Именно последняя была обычным Фениксом великих Мистерий, типичным символом самосотворения и возрождения через смерть — прообразом Солнечного Озириса и божественного Эго в человеке. Кроме того, и Цапля, и Рех были символами циклов: первая — солнечного года в 365 дней, вторая — тропического года, или периода, охватывающего почти 26 000 лет. В обоих случаях эти циклы были видами возвращения света из тьмы, годового и великого циклического возвращения солнечного бога к месту своего рождения, или — его Воскресение. Рех-Бену описан Макробием как живущий 660 лет и затем умирающий, в то время как другие удлиняли его жизнь до 1460 лет. Плиний Натуралист изображает Реха как большую птицу с золотыми и пурпурными крыльями и длинным синим хвостом. Как известно каждому читателю, Феникс, чувствуя приближение своего конца — согласно традиции — строит для себя на вершине жертвенного алтаря погребальный костёр и затем всходит на него, чтобы предать себя там всесожжению. Затем в пепле появляется червь, который растёт и быстро развивается в нового Феникса, возрождающегося из пепла своего предшественника.

БЕРГЕЛМИР (сканд.). Великан, который спасся в лодке от общей гибели своих братьев, сыновей великана Имира, утонувших в крови своего яростного Отца. Он — скандинавский Ной, поскольку тот также становится после потопа отцом великанов. В древнескандинавских балладах внуки божественного Бури — Один, Вили и Be — представлены побеждающими и убивающими ужасного великана Имира и создающими из его тела мир.

БЕРЕШИТ (евр.). Первое слово «Книги Бытия». Установившийся вариант перевода — «В начале» — оспаривается многими учёными. Тертуллиан одобрял «В силе»; Гротий — «Когда сперва»; но авторы труда «Targum of Jerusalem», которым уж следовало бы знать еврейский язык, если вообще кто-либо его знал, переводили это — «В Мудрости». Годфри Хиггинс в своём «Анакалипсисе» настаивает на том, что Берасит есть знак творительного падежа, означающий «в», и рас, расит древнее слово для Хокмы, «мудрости». (W.W.W.).

Берасит или Берашет — мистическое слово у каббалистов Малой Азии.

БЕРОЗ (халд.). Жрец Храма Бэла, писавший для Александра Великого историю космогонии — как ей учили в храмах — на основе астрономических и хронологических записей, сохранившихся в этом храме. Фрагменты, которые мы имеем в так называемых переводах Евсевия, конечно, столь ненадежны, сколь этот биограф императора Константина — из которого он сделал святого (!!) — смог их сделать. Единственное руководство по этой Космогонии теперь можно найти во фрагментах ассирийских табличек, по-видимому, почти целиком переписанных с более древних вавилонских летописей, которые — что бы ни говорили востоковеды — неоспоримо являются первоисточниками «Книги Бытия», Потопа, Вавилонской башни, младенца Моисея, пущенного по воде, и других вещей. Ибо, если фрагменты Космогонии Бероза, столь тщательно откорректированные и, наверняка, искажённые и дополненные Евсевием, не являются весомым доказательством древности этих записей в Вавилонии — имея в виду, что этот жрец Бэла жил спустя 300 лет после того, как евреи были взяты пленниками в Вавилонию, и эти записи могли быть заимствованы ассирийцами от них — то более поздние открытия сделали такую утешительную гипотезу невозможной. Теперь востоковедами полностью установлено, что «Ассирия не только заимствовала свою цивилизацию и письменность из Вавилонии», но что ассирийцы скопировали свою литературу с вавилонских источников. Более того, в своей первой «Hibbert Lecture» профессор Сайс показывает, что культура как самой Вавилонии, так и города Эриду — являет чужеземное заимствование; и, согласно этому ученому, город Эриду стоял «на берегах Персидского залива уже 6 000 лет тому назад», то есть около того времени, когда, по «Книге Бытия», Элохим сотворил из ничего мир, Солнце и звезды.

БЕСТЛА (сканд.). Дочь «Инеистых великанов», сыновей Имира; вышла замуж за Бури; мать Одина и его братьев (Эдда).

БЕТ (евр.). Дом, жилище.

БЕТ ЭЛОХИМ (евр.). Каббалистический трактат, рассматривающий ангелов, души людей и демонов. Название означает «Дом богов».

БЕТИЛЫ (финик.). Магические камни. Древние авторы называли их «одушевлёнными камнями»; пророчествующими камнями, в которые верили и которыми пользовались как язычники, так и христиане. (См. «Тайная Доктрина», II, 428).

БИЗАРДЬЕ. Философ-герметик, родился в Богемии, ему приписывают изготовление настоящего порошка проекции. Большое количество этого красного порошка он оставил другу по имени Рихтхаузен, адепту и алхимику из Вены. Несколько лет спустя после смерти Бизардье, в 1637 году, Рихтхаузен представился императору Фердинанду III, который, как известно, был страстно предан алхимии, и совместно они якобы превратили три фунта ртути в чистейшее золото, с помощью одной-единственной крупинки порошка Бизардье. В 1658 году курфюрст Майнца также получил разрешение испробовать этот порошок, и полученное таким способом золото, по утверждению мастера из Минта, было таким, что лучшего он никогда не видел. Таковы сведения, удостоверенные городскими летописями и хрониками.

БИНА (евр.). Понимание. Третья из 10-ти сефиротов, третья из Божественной Триады; женская сила, соответствующая букве «хе» Тетраграмматона IHVH. Бина именуется Айма, Божественная Матерь, и «великое Море». (W.W.W.).

БИРС НИМРУД (халд.). Востоковеды считают его местонахождением Вавилонской башни. Огромное здание Бирс Нимруд находится недалеко от Вавилона. Сэр X. Роулинсон и несколько ассириологов исследовали раскопки развалин и обнаружили, что башня состояла из семиэтажной кирпичной кладки, — каждый этаж разного цвета, — что доказывает, что этот храм был посвящён семи планетам. Даже с тремя разрушенными верхними этажами или перекрытиями, он все ещё высится на 154 фута над уровнем равнины. (См. Борсипа).

БИТОС (греч.). Гностический термин, означающий «Бездна» или «Великая Глубь», Хаос. Это эквивалент пространства — до того, как в нём что-либо сформировалось из первоначальных атомов, вечно существующих в его пространственных недрах, согласно учениям оккультизма.

БИФРЕСТ (сканд.). Мост, построенный богами, чтобы защитить Асгард. На нём «третий бог Меча, известный как Хеймдал или Ригер», стоит день и ночь, опоясанный своим мечом, ибо он страж, избранный для защиты Асгарда, обители богов. Хеймдал есть скандинавский Херувим с пламенным мечом, «который обращён на все стороны, дабы защитить путь к древу жизни».

БИХАР ГЬЯЛПО (тибет.). Царь, обожествлённый дугпами. Покровитель всех их религиозных построек.

Б’НЕ АЛХИМ или Бени Элохим (евр.). «Сыны бога», буквально, или правильнее — «Сыны богов», так как Элохим есть множественное число от Элоа. Группа ангельских сил, которых по аналогии можно отнести к сефире Ход. (W.W.W.).

БОАЗ (евр.). Прадед Давида. Это слово состоит из Б, означающего «в», и оз — «сила». Символическое название одного из столбов портика храма царя Соломона. (W.W.W.).

БОГ НИЛА (егип.). Представлен в виде деревянной статуи речного бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его воды приносят стране. Существовал «небесный» Нил, в ритуале называемый Нен-наоу, или «предвечными водами», и земной Нил, которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в виде андрогинного существа с бородой и грудью, жирным синим лицом, зелёными конечностями и красноватым телом. При приближении ежегодного наводнения статую эту переносили с одного места на другое в торжественной процессии.

БОДХА-БОДХИ (санскр.). Мудрость-знание.

БОДХИ или Самбодхи (санскр.). Воспринимающий ум, в противоположность Буддхи, которая есть потенциальность ума.

БОДХИ ДРУМА (санскр.). Дерево Бо или Бодхи; древо «познания», Pippala или фикус религиоза в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утверждают, 400 футов высоты, но когда Сюан Цзян увидел его примерно в 640 году н.э. — оно было лишь 50 футов. Его ростки были распространены по всему буддийскому миру и посажены почти перед каждой известной Вихарой, или храмом, в Китае, Сиаме, Цейлоне и Тибете.

БОДХИДХАРМА (санскр.). Религия мудрости; или мудрость, содержащаяся в Дхарме (этике). Также имя великого архата Кшатрия (принадлежавшего к касте воинов), царского сына. Паньятара, его гуру, «дал ему имя Бодхидхарма, чтобы отметить его понимание (бодхи) Закона (дхармы) Будды». («Jain. San. Dict.»). Бодхидхарма, живший в шестом столетии, посетил Китай, куда отвёз драгоценную реликвию, а именно, чашу милостыни Владыки Будды.

БОДХИСАТВА (санскр.). Буквально, «тот, чья сущность (сатва) стала разумом (бодхи)»; тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совершенным Буддой, то есть иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле бодхисатва — это наименование, данное сынам небесных Дхиани-Будд.

БОДХЬЯНГА (санскр.). Буквально, семь ветвей знания или постижения. Одна из 37 категорий Бодхи пакчика дхармы, охватывающая семь степеней разумения (эзотерически — семь состояний сознания): 1) Смрити, «память»; 2) Дхарма правитчая, «правильное понимание» или распознавание Закона; 3) Вирья, «энергия»; 4) Прити, «духовная радость»; 5) Прасрабдхи, «спокойствие» или покой; 6) Самадхи, «экстатическое созерцание», и 7) Упекша, «абсолютная бесстрастность».

БОН (тибет.). Последователи древней религии аборигенов Тибета; до-буддийских храмов и обрядности; то же, что и дугпа, «красные шапки», хотя последнее обозначение [дугпа] обычно относится только к колдунам.

БОНА-ОМА или Бона Дэа. Римская богиня, покровительница посвящённых-женщин и оккультисток. Названа также Фауной — по имени своего отца Фавна. Ей поклонялись как пророчествующему целомудренному божеству, и в её культе участвовали исключительно женщины, мужчинам не разрешалось даже произносить её имя. Свои прорицания она открывала лишь женщинам, и церемонии её Святилища (в пещере в Авентине) проводились весталками первого мая каждого года. Её отвращение к мужчинам было столь велико, что ни одному мужчине не позволялось приближаться к дому консулов, где иногда проводились её празднества, и даже портреты и бюсты мужчин выносились на это время из помещений. Клодий, осквернивший однажды такой священный праздник, войдя в дом императора — где он проводился — в женском одеянии, навлёк на себя несчастье. Цветы и листья украшали её храм, и женщины совершали возлияния из сосуда (меллариума), наполненного молоком. Неверно, что меллариум содержал вино, как утверждали некоторые писатели, которые, будучи мужчинами, пытались таким образом отомстить.

БОНАТИ Гвидо. Францисканский монах, родившийся во Флоренции в XIII веке и умерший в 1306 году. Он стал астрологом и алхимиком, но как розенкрейцер-адепт потерпел неудачу. После этого он вернулся в свой монастырь.

БОНО Петр. Ломбардиец, великий адепт герметической науки, путешествовал в Персию для изучения алхимии. Вернувшись из своих странствий, в 1330 г. поселился в Истрии и стал известен как розенкрейцер. Калабрийскому монаху Ланцинию приписывается публикация в 1702 г. сжатого собрания сочинений Боно о трансмутации металлов. Всё же в этом труде больше от Лациния, чем от Боно. Боно был истинным адептом и посвящённым, а они не оставляют после себя своих тайн в рукописях.

БОРДЖ (перс.). Мировая Гора, вулкан или гора огня; то же, что индийская Меру.

БОРРИ Иосиф Франц. Выдающийся герметический философ, родился в Милане в 17-ом веке. Он был адептом, алхимиком и страстным оккультистом. Он знал слишком много и был поэтому приговорён к смертной казни за ересь в январе 1661 г., после кончины папы Иннокентия X. Он спасся и прожил ещё долгие годы, пока в конце концов не был опознан одним монахом в турецком селении, разоблачён, затребован папским нунцием, увезён обратно в Рим и заточён 10 августа 1675 г. Но факты показывают, что он спасся из тюрьмы путём, который никто не смог объяснить.

БОРСИПА (халд.). Башня для наблюдения за планетами, где поклонялись Бэлу в дни, когда астролатры были величайшими астрономами. Она была посвящена Нэбо, богу мудрости. (См. Бирс Нимруд).

БОТ-АЛ (ирланд.). Ирландский Бот-ал есть потомок и копия греческого Батила и канаанского Бет-эла, «Дома бога». [См. Бет и Бет Элохим].

БРАГАДИНИ Марко Антонио. Венецианский розенкрейцер, многого достигший, оккультист и каббалист, обезглавленный в 1595 г. в Баварии за изготовление золота.

БРАГИ (сканд.). Бог Новой Жизни, перевоплощения природы и человека. Он назван «божественным певцом», незапятнанным и совершенным. Его изображают плывущим в корабле Гномов Смерти во время смерти природы (пралайя), спящим на палубе рядом со своей златострунной арфой и грезящим сном о жизни. Когда судно пересекает порог Наина, Гнома Смерти, Браги просыпается и, касаясь струн своей арфы, поёт песнь, отражающуюся как эхо по всем мирам, песнь, передающую восторг существования и пробуждающую безмолвную, спящую природу от её долгого, смерти подобного, сна.

БРАМА ВАК (санскр.). Мужской и женский Брама. Вак называется иногда также женским логосом; ибо Вак буквально означает Речь. (См. «Ману», кн. I, и «Вишну Пурана»).

БРАМА ВИРАДЖ (санскр.). То же самое: Брама, разделяя своё тело на две половины, мужскую и женскую, создаёт в них Вак и Вирадж. Выражаясь более ясно и эзотерически, Брама, Вселенная, дифференцируясь, создала таким образом материальную природу, Вирадж, и духовную разумную Природу, Вак — которая есть Логос Божества или проявленное выражение вечной божественной Мыслеосновы.

БРАМА ПРАДЖАПАТИ (санскр.). «Брама Прародитель», буквально: «Владыка Тварей». В этом аспекте Брама есть синтез Праджапати или творящих Сил.

БРАМАПУРИ (санскр.). Буквально, Город Брамы.

БРАМАПУТРЫ (санскр.). Сыновья Брамы.

БРАМИНЫ (санскр.). Высшая из четырёх каст в Индии, считаемая или — правильнее — воображающая себя столь же высокой среди людей, как Брахман, Абсолют ведантистов, — высший среди или над богами.

БРАТЬЯ СВЕТА. Вот что крупный специалист по тайным обществам, Брат Кеннет Р.Х. Маккензи, говорит об этом Братстве: «Мистический орден, «Fratres Lucis», основан во Флоренции в 1498 г. Среди членов этого ордена числились Паскуалис, Калиостро, Сведенборг, Сен-Мартен, Элифас Леви и многие другие знаменитые мистики. Его члены ревностно преследовались инквизицией. Это небольшое, но сплочённое общество, члены которого рассеяны по всему миру».

БРАТЬЯ ТЕНИ. Название, данное оккультистами колдунам и в особенности тибетским дугпам, которых много в секте бон красных шапок (дугпа). Это наименование относится ко всем практикующим чёрную магию, или магию левой руки.

БРАХМА (санскр.). Изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском пантеоне. Первый, Брахма или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого всё исходит и в кого всё возвращается, который бестелесен, нематериален, нерождён, вечен, безначален и бесконечен. Он всенаполняющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. С другой стороны, [Брама] мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своём проявлении и затем снова погружается в пралайю, то есть исчезает и уничтожается.

БРАХМА ВИДЬЯ (санскр.). Знание, эзотерическая наука о двух Брахмах и их истинной природе.

БРАХМАДЖНАНИ (санскр.). Обладающий совершенным Знанием; illuminatus [озарённый, — лат.) на эзотерическом языке.

БРАХМАНАСПАТИ (санскр.). Планета Юпитер: божество в «Риг Веде», известное в экзотерических сочинениях как Брихаспати [см.], чья супруга Тара была похищена Сомой (Луною). Это привело к войне между богами и асурами.

БРАХМАНЫ (санскр.). Священные Книги индусов. Труды, созданные браминами и для браминов. Комментарии тех частей Вед, которые предназначались для ритуального использования и руководства «дважды рождёнными» (Двиджа), или браминами.

БРАХМАРАНДХРА (санскр.). Место на макушке головы, связанное посредством Сушумны — хорды в позвоночнике — с сердцем. Таинственный термин, имеющий значение лишь в мистицизме.

БРАХМАРИШИ (санскр.). Браминские риши.

БРАХМАЧАРИ (санскр.). Брамин-аскет, давший обет безбрачия; посуществу, монах или религиозный ученик.

БРИАРЕЙ (греч.). Знаменитый великан в «Теогонии» Гесиода. Сын Коэла и Терры, чудовище с 50 головами и 1000 руками. Он выдающаяся личность в войнах и битвах богов.

БРИАТИЧЕСКИЙ МИР или Бриа (евр.). Этот мир - второй из четырёх миров каббалистов и относится к наивысшим тварным «Архангелам» или к Чистым Духам. (W.W.W.).

БРИЗЕЙ (греч.). Имя, данное богу Вакху от имени его кормилицы Бризо. Ему был также посвящён храм в Бризе, на мысе острова Лесбос.

БРИХАДАРАНЬЯКА (санскр.). Название одной из Упанишад. Одна из священных и тайных книг браминов; Араньяка — это трактат, прибавленный к Ведам и считавшийся предметом специального изучения для тех, кто удалялся в джунгли (лес) с целью религиозной медитации.

БРИХАСПАТИ (санскр.). Имя Божества, а также риши. Также как название планеты Юпитер [см. Брахманаспати]. Он — олицетворённый гуру и жрец богов в Индии; символ экзотерического ритуализма в противоположность эзотерическому мистицизму. Поэтому он противник Царя Сомы — Луны, а также напитка из священного сока при посвящении — родителя Будха, Тайной Мудрости.

БУБАСТЕ (егип.). Город в Египте, который был посвящён кошкам, и где находилась их главная усыпальница. Много сотен тысяч кошек были бальзамированы и погребены в пещерах Бени-Хассан-эль-Амар. Кошка, будучи символом Луны, была посвящена Изиде, её богине. Она видит в темноте, и её глаза имеют фосфоресцирующий блеск, отпугивающий ночных птиц дурных предзнаменований. Кошка была также посвящена Басту и поэтому называлась «разрушительницей врагов Солнца (Озириса)».

БУДДА (санскр.). Буквально, «Просветлённый». Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности, достичь совершенного восприятия Истинного Я и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего, познать на опыте абсолютную нереальность всех феноменов видимого Космоса; достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно; и жить, будучи всё ещё на Земле, лишь в бессмертном и вечном, в наивысшем состоянии святости.

БУДДА СИДДХАРТХА (санскр.). Имя, данное Гаутаме, принцу из Капилавасту, при его рождении. Это — сокращение от Сарварттхасиддха и означает «исполнение всех желаний». Гаутама, что означает «самый победоносный (тама) на земле (гау)», было жреческим племенем рода Шакья, царское родовое имя династии, к которой принадлежал отец Гаутамы, царь Шуддходана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, местом рождения Великого Реформатора, и был разрушен ещё при его жизни. В имени Шакьямуни последняя составная часть, муни, в переводе означает «могущественного в милосердии, уединении и безмолвии», а первая — Шакья — родовое имя. Каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Гаутамы Будды, совершеннейшего из смертных, коих когда-либо видел этот мир, но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, то есть о смысле этой популярной истории. «Лалитавистара» передаёт эту повесть, но воздерживается от намёков на истину. 5000 Джатак, или событий из прошлых рождений (перевоплощений), воспринимаются буквально, а не эзотерически. Гаутама Будда не был бы смертным, если бы не прошёл через сотни и тысячи жизней, предшествовавших его последнему рождению. Однако детальное перечисление и утверждение, что в их прохождении он проложил свой путь через все стадии трансмиграции от низшей — одушевлённого и неодушевлённого атома и насекомого — до высшей — человека, содержит просто известный оккультный афоризм: «камень становится растением, растение — животным, а животное — человеком». Каждый человек, когда-либо существовавший, прошёл через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (джатак) содержит полную историю эволюции на этой земле — до и после человеческую — и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно, что как только Гаутама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. Будда Гаутама, четвёртый из Сапта (Семи) Будд и Сапта Татхагат, родился — согласно китайской хронологии — в 1024 г. до Р.Х., но по сингалезским хроникам — на восьмой день второй (или четвёртой) луны в 621 г. до н.э. Он ушёл из дворца своего отца, чтобы стать аскетом, в ночь 8-го дня второй луны 597 г. до Р.Х., и проведя шесть лет в аскетической медитации в Гайе и познав, что физическое самоистязание не может принести просветления, он решил идти новым путём, пока не достиг состояния Бодхи. Он стал совершенным Буддой в ночь 8-го дня двенадцатой луны в 592 году, и в конце концов вступил в нирвану в 543 году — согласно южному буддизму. Востоковеды, однако, приняли некоторые другие даты. Всё остальное повествование — аллегорично. Он достиг состояния бодхисатвы на земле в личности под именем Прабхапала. Тушита означает место на земном шаре, а не рай в невидимых сферах. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как «чистейшей на земле», происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного Реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намёк на его прирождённую мудрость, слон данного цвета есть символ каждого бодхисатвы. Утверждения, что при рождении Гаутамы новорождённый младенец прошёл семь шагов в четырёх направлениях, что цветок Удумбара расцвёл во всей своей редкой красоте, и что цари нагов немедленно отправились «крестить его» — все являются аллегориями, столь многочисленными во фразеологии посвящённых, и хорошо понятными каждому восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в оккультных числах, и каждый так называемый чудесный случай — столь порицаемый востоковедами как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии — является просто аллегорическим прикрытием истины. Это столь же понятно оккультисту, сведующему в символизме, сколь трудно постижимо для европейского учёного, несведущего в оккультизме. Каждая деталь рассказа от его смерти и до кремации — это череда фактов, написанная на языке, который должен быть изучен, прежде чем станет понятным, в противном случае мёртвая буква его введёт в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии дхармакаи, Будда — как сказано — вошёл в самадхи и глубоко погрузился в нирвану — откуда никто не может вернуться. И всё же, несмотря на это, Будда изображён распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать — Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т.д., и т.д. Так как Будда был чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнём. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из Свастики на его груди и превратила его тело в пепел. Ограниченность места не позволяет привести больше примеров. По поводу того, что он был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей Мира, достаточно сказать, что даже самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадёжно безумен или не лишён хоть малейшего уважения к исторической правде, не может выдвинуть ни малейшего обвинения в адрес жизни и личного характера Гаутамы «Будды». Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, его жизнь от начала до конца свята и божественна. В течение 45 лет его миссия столь же незапятнанна и чиста, как и жизнь бога — или какой последней следовало бы быть. Он являет совершенный пример божественного, богоподобного человека. Он достиг состояния Будды, то есть полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как ни у одного бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что он отказался от нирваны и оставил одеяние дхармакаи, чтобы остаться «Буддой сострадания», не утратив связи со страдающим миром. И религиозная философия, оставленная им миру, в течение более чем 2000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворённости своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнём и мечом никогда не опозорили её. Никакой извергающий гром и молнию бог никогда не вмешивался в её чистые заповеди; и если бы большинство человечества приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайшим Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то, поистине, эра блаженства и мира расцвела бы над Человечеством.

БУДДАПХАЛА (санскр.). Буквально, «плод Будды», осуществление Арахатвапхала, или архатства.

БУДДАЧХАЙЯ (санскр.). Буквально, «тень Будды». Говорят, что она становится видимой во время определённых великих событий и некоторых внушительных церемоний, совершаемых в храмах в память о чудесных деяниях из жизни Будды. Сюан Цзян, китайский путешественник, называет конкретную пещеру, где она время от времени появляется на стене, но добавляет, что только тот, «чей ум совершенно чист», может лицезреть её.

БУДДИЗМ. Ныне разделён на две различные церкви: южную и северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды [см. Будда Сиддхартха]. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как северный буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если южная церковь и ближе, в том, что не отклонилась — за исключением, быть может, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, — от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, — то северная церковь наследует эзотерические учения Сиддхартхи Будды, которые он предназначал своим избранным бхикшу и архатам. Фактически, о буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный буддизм можно оценить лишь соединив философию южной церкви с метафизикой северных школ. Если одна кажется излишне иконоборческой и суровой, а другая — слишком метафизической и трансцендентной, даже будучи заросшей сорняками индусского экзотеризма (поскольку многие из богов его пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву), — это впечатление целиком обязано популярному выражению буддизма в обеих церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, протестантизм и римский католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство — как южных, так и северных буддистов — никогда не отступало от истины сознательно; ещё менее они действовали по предписаниям жрецократии, честолюбия или следуя личной выгоде и власти, как это делали обе христианские церкви.

БУДДОЧИНГА (санскр.). Имя великого индийского архата, который в 4-ом веке отправился в Китай распространять буддизм и обратил массы людей с помощью чудес и самых удивительных магических деяний.

БУДДХИ (санскр.). Вселенская Душа или Разум. Маха-буддхи есть название Махата (см. Алайа); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник атмы, экзотерически — седьмой.

БУДХА (санскр.). «Мудрый и Разумный», сын Сомы, Луны, и Рокини, или Тараки, жены Брихаспати, которую похитил царь Сома, что привело к великой войне между асурами, стоявшими на стороне Луны, и богами, принявшимися защищать Брихаспати (Юпитера), который был их Пурохитой (родовым жрецом). Эта война известна как Таракамайя. Эго есть прообраз войны на Олимпе между богами и титанами, а также борьбы (в «Откровении» Св. Иоанна) Михаила (Индры) с Драконом (олицетворяющим асуров).

БУДХАСП (халд.). По одним утверждениям, халдей; но в эзотерическом учении — буддист (бодхисатва) с Востока, который стал основателем эзотерической школы неосабеизма, и чей священный ритуал крещения целиком перешёл в христианскую церемонию с тем же названием. Ибо почти за три века до нашей эры буддийские монахи наводнили всю Сирию, проложили себе путь в Месопотамскую долину и посетили даже Ирландию. Имена Ферхо и Фахо в «Кодексе Назореев» есть не что иное, как искажённое Фхо, Фо и Пхо — имя, которое китайцы, тибетцы и даже непальцы часто дают Будде.

БУМАПА (тибет.). Мужская школа, обычно специальное учебное заведение для изучающих мистику.

БУНДА-ХИШ. Древний Восточный труд, в котором среди других вопросов в аллегорической форме Трактуется антропология.

БУРИ (сканд.). «Производитель», сын Бестлы в древнескандинавских легендах.

БУРУ БОНГА. «Дух холмов». Этому дриадическому божеству поклоняются коларианские племена Центральной Индии с крупными церемониями и магическими проявлениями [display - показ, проявление, демонстрация]. С ним связаны мистерии, но эти люди очень ревнивы и не допускают посторонних к своим ритуалам.

БУРХАМ-И-КАТИ. Восточный труд по герметизму.

БУТАН. Страна еретических буддистов и ламаистов за Сиккимом, где правит дхарма-раджа, номинальный вассал далай-ламы.

БХАВА (санскр.). Бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а также одно из имен Шивы.

«БХАГАВАД-ГИТА» (санскр.). Буквально, «Господня Песнь». Часть «Махабхараты», великого эпоса Индии. Она содержит диалог, в котором Кришна — «Возничий» — и Арджуна, его чела, беседуют о высшей духовной философии. Этот труд исключительно оккультен, эзотеричен.

БХАГАВАТ (санскр.). Титул Будды и Кришны. Буквально — «Владыка».

БХАГАТЫ (санскр.). Индусы называют их также Сокха и Сивнат; тот, кто изгоняет злых духов.

БХАДРА ВИХАРА (санскр.). Буквально, «Монастырь мудрецов или бодхисатв». Вихара или Матхам в Канья-кубдже.

БХАДРА КАЛЬПА (санскр.). Буквально, «Кальпа Мудрецов». Наш нынешний период есть Бхадра Кальпа и, согласно экзотерическому учению, длится 236 миллионов лет. Он «назван так потому, что в течение его появляется 1000 Будд или мудрецов» («Chinese Sanskrit Dict.»). «Четыре Будды уже появились» — добавляет эта книга; но так как из 236 миллионов более чем 151 миллион лет уже прошли, то это представляется довольно неравномерным распределением Будд. Подобным же образом экзотерические или народные религии путают всё. Эзотерическая философия учит, что каждая коренная раса имеет своего главного Будду или Реформатора, который появляется также и в семи подрасах как бодхисатва (см.). Гаутама Шакьямуни был четвёртым и также пятым Буддой; пятым потому, что мы являемся пятой коренной расой, а четвёртым — как главный Будда в этом четвёртом Круге. Бхадра Кальпа, или «период устойчивости», есть название нашего нынешнего Круга; эзотерически, длительность его относится, конечно, лишь к нашему глобусу (Д); «1000» Будд, таким образом, в действительности ограничены лишь общим числом в 49.

БХАДРАСЕНА (санскр.). Буддийский царь Магадхи.

БХАО (санскр.). Церемония гадания у коларианских племен Центральной Индии.

БХАРАТА ВАРША (санскр.). Страна Бхарата, древнее название Индии.

БХАРГАВЫ (санскр.). Древняя раса в Индии; от имени Бхригу Риши.

БХАСКАРА (санскр.). Одно из названий Сурьи, Солнца, означающее «жизне-датель» и «свето-творец».

БХАШЬЯ (санскр.). Комментарий.

БХИКШУ (санскр.). На пали — Биккху. Наименование, данное первым последователям Шакьямуни Будды. Буквально, «нищенствующий ученик». «Sanskrit-Chinese Dictionary» правильно разъясняет этот термин, подразделяя бхикшу на два класса шраманов (буддийских монахов и священнослужителей), а именно: «эзотерические нищенствующие, управляющие своей природой с помощью (религиозного) закона, и экзотерические нищенствующие, управляющие своей природой путём поста»; и добавляет менее правильно: «Каждый истинный бхикшу должен творить чудеса».

БХРАНТИДАРШАНАТАХ (санскр.). Буквально, «Ошибочное понимание или восприятие»; нечто, постигаемое по обманчивой наружности как майявическая, иллюзорная форма.

БХРИГУ (санскр.). Один из великих ведийских риши. Ману называет его «Сыном» и доверяет ему свои. «Установления» [«Законы Ману» или «Манавадхармашастра»]. Он — один из Семи Праджапати, или прародителей человечества, что равнозначно отождествлению его с одним из творящих богов, помещенных Пуранами в Крита юге, или в первой эпохе, эпохе чистоты. Доктор Уинн Уэсткотт напоминает нам, что покойный и весьма эрудированный доктор Кинили (пишущий это слово Brighoo) сделал из этого Муни (святого) четвёртого из двенадцати «божественных вестников» в Мире, добавляя, что он появился в Тибете за 4 800 лет до н.э. и что его религия распространилась вплоть до Британии, где его последователи воздвигли мегалитический храм Стоунхенджа. Это, конечно, является гипотезой, основанной лишь на личных предположениях доктора Кинили.

БХУВАЛОКА (санскр.). Один из 14 миров. [См. Бхурлока и Бхур-Бхува].

БХУВАНА (санскр.). Имя Рудры или Шивы, одного из индийской Тримурти (Троица).

БХУМИ (санскр.). Земля, называемая также Притхиви.

БХУРАНЬЮ (санскр.). «Быстроходный» или скорый. Употребляется относительно метательного оружия — тождественен также греческому Форонею.

БХУР-БХУВА (санскр.). Мистическое заклинание, как то: Ом, Бхур, Бхува, Свар, означающее «Ом, земля, небо, [вышние] небеса». Это — экзотерическое разъяснение.

БХУРЛОКА (санскр.). Одна из 14 лок, или миров, в индусском пантеизме; наша Земля.

БХУТА-ВИДЬЯ (санскр.). Искусство изгнания, лечения и исцеления демонической одержимости. Буквально, «знание Демонов» или «Духов».

БХУТАДИ (санскр.). Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов.

БХУТА-САРГА (санскр.). Элементарное или начальное Творение, когда материя была на несколько порядков менее материальна, чем теперь.

БХУТЕША (санскр.). Или Бхутешвара; буквально, «Владыка существ или существующих жизней». Имя, относящееся к Вишну, Браме и Кришне.

БХУТЫ (санскр.). Духи, фантомы. Называть их «демонами», как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, в народном воображении, бхута есть «злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях, оживляющий тела мёртвых, обманывающий и пожирающий людей», то в Индии, Тибете и Китае под бхутами понимают также «еретиков», покрывающих свои тела пеплом, или шиваистских аскетов (Шиву в Индии считают царём бхутов).

БЫК ПАЦИС. Божественный Бык Гермополя, посвящённый Амону-Гору; Бык Нетос Гелиополя посвящен Амону-Ра.

БЫТИЙНОСТЬ. Термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести сущность непереводимого слова Cam. Последнее не означает «Бытие» (Being), ибо оно включает в себя чувствующее осознание или какое-либо сознание существования. Но так как термин Cam относится исключительно к абсолютному Принципу, к всемирному, неизвестному и вечно непостижимому Присутствию, которое философский пантеизм постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и самим Космосом, — «Бытие» не является подходящим словом для его выражения. Поистине, последнее не есть даже, как переведено некоторыми востоковедами, «непостижимая Сущность», ибо оно не более Сущность, чем не-Сущность, но обе вместе. Это есть, как сказано, абсолютная Бытийность — а не Бытие — одно без второго, нераздёленное и неделимое Всё — корень всей Природы, видимой и невидимой, объективной и субъективной, доступный ощущению высшей духовной интуиции, но никогда не поддающейся полному постижению.

БЭКОН Роджер. 1) Францисканский монах, известный как адепт алхимии и магических искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в философский камень так, как верят в него все адепты оккультизма, а также в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось, произносила предсказания, когда на самом деле это были слова, произносимые им самим в другой комнате. Он был замечательным физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от «Азиатских (Китайских) мудрецов».

2) Широко известный францисканский монах, живший в тринадцатом веке в Англии. Он был алхимиком, твердо верившим в существование Философского Камня, выдающимся механиком, химиком, физиком и астрологом. В ствоём трактате «Удивительная Сила Искусства и Природы» он намекает на чёрный порох и предсказывает использование пара как движущей силы, кроме того, он описывает гидравлический пресс, водолазный колокол и калейдоскоп. Он также изготовил знаменитую медную голову, орснащённую аккустическим аппаратом, которая изрекала прорицания.

БЭЛ (халд.). Старейший и могущественнейший бог Вавилонии, — одно из древнейших триединств: Ану (см.); Бэл, «Владыка Мира», отец богов, Создатель и «Владыка города Нипур»; и Хэа, творец судьбы, Владыка Глуби, бог Мудрости и эзотерического Знания, «Владыка города Эриду». Женой Бэла, или его женским аспектом (Шакти), была Бэлата, или Бэлтис, «матерь великих богов» и «Госпожа города Нипур». Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см. труд Д. Смита «Chaldean account of Genesis»). Его старшим сыном был Лунный бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту), который являлся главным божеством города Ура, названного в честь него одним из его имён. Ур был местом рождения Авраама (см. Астрология). В ранней религии Вавилонии Луна была, подобно Соме в Индии, мужским, а Солнце — женским божеством. И это привело почти каждый народ к крупным братоубийственным войнам между поклонниками Луны и Солнца, то есть — к борьбе между Лунной и Солнечной Династиями — Чандра и Сурьяванша в древней Арьяварте. То же, в меньшем масштабе, мы находим у семитских племен. Авраам и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова, Элохим или Эль — иная форма Элу — всегда был связан с Луною. Именно еврейская лунная хронология ввела европейские «цивилизованные» народы в грубейшие ошибки и заблуждения. Меродах, сын Хэа, позже стал Бэлом и почитался в Вавилоне. Другой его эпитет, Бэлас, имеет множество символических значений.

БЭЛ-ШЕМЕШ (халд., евр.). «Владыка Солнца», название Луны в тот период, когда евреи становились поочередно поклонниками Солнца и Луны и когда Луна была мужским, а Солнце — женским божеством. Этот период охватил время между аллегорическим изгнанием Адама и Евы из Эдема вплоть до не менее аллегорического Ноева потопа. (См. «Тайная Доктрина», I, 490).

БЭС (егип.). Фаллический бог, бог похоти и наслаждения. Он представлен стоящим на лотосе, готовым пожрать своё потомство (Абидос). Довольно современное божество чужеземного происхождения.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU