ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

В

перейти к оглавлению

ВАЛЛ (халд., евр.). Ваал или Адон (Адонай) был фаллическим богом. «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его (см. Кадош)?» (Псалмы, XXIII, 3). «Круговая пляска» царя Давида вокруг ковчега была пляской, предписанной амазонками в Мистериях, пляской дочерей Силомских («Кн. Судей», XXI, 21 и след.), а также прыжками пророков Ваала («3 Кн. Царств», XVIII, 26). Его звали Ваал-Цефоном или богом крипты («Исход») и Сетом или столбом (фаллос), ибо он был тем же, что и Амон (или Ваал-Хаммон) Египта, прозванный «сокрытым богом». Тифон, прозванный Сетом, бывший великим богом Египта в период ранних династий, есть аспект Ваала или Амона, также как и Шивы, Иеговы и других богов. Ваал, в одном смысле, есть все-уничтожающее Солнце, огненный Молох.

ВАДЖРА (санскр.). Буквально, «алмазная палица» или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом буддизме это магический скипетр монахов-посвящённых, заклинателей духов и адептов — символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определённых церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани (см.).

ВАДЖРАДХАРА (санскр.). Верховный Будда у северных буддистов.

ВАДЖРАПАНИ (санскр.). или Манджушри, Дхиани-Бодхисатва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рождённый непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому профаны поклоняются как богу, а посвящённые — как субъективной Силе, истинная природа которой известна и объясняется лишь высшими посвящёнными школы йогачарья.

ВАДЖРАСАТТВА (санскр.). Имя шестого Дхиани-Будды (которых в народном северном буддизме лишь пять) в школе йогачарья, — последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же бодхисатв — «сынов разума» первых. Поэтому востоковеды относятся к Ваджрасаттве как к «вымышленному бодхисатве».

ВАДЖРАЧАРЬЯ (санскр.). Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, «Верховный Учитель Ваджры».

ВАЙБХАЧИКИ (санскр.). Последователи «Вибхача Шастры», древней школы материализма; философии, утверждавшей, что никакое ментальное представление не может быть образовано иначе, как только с помощью непосредственного контакта между умом (через такие чувства, как зрение, осязание, вкус и т.д.) и внешними объектами. Вайбхачики существуют в Индии и по сей день.

ВАЙВАСВАТА (санскр.). Имя седьмого Ману, праотца расы после потопа, или нашего пятого человеческого рода. Предполагаемый сын Сурьи (Солнца), он, после того как спасся в ковчеге (построенном по указу Вишну) от потопа, стал отцом Икшваку, основателя солнечной расы царей. (См. Сурьяванша).

ВАЙДЖАЙАНТИ (санскр.). Магическое ожерелье Вишну, имитируемое определёнными посвящёнными среди храмовых браминов. Оно сделано из пяти драгоценных камней, каждый из которых символизирует одну из пяти стихий нашего Круга, а именно: жемчуг, рубин, изумруд, сапфир и алмаз — воду, огонь, землю, воздух и эфир, называемых «совокупностью пяти стихийных зачатков», хотя слово «сил», возможно, было бы более правильным.

ВАЙДХАТРА (санскр.). То же, что Кумары.

ВАЙДЬЮТА (санскр.). Электрический огонь, то же, что Павака, один из трёх огней, которые при делении образуют сорок девять мистических огней.

ВАЙКУНТХА (санскр.). Одно из имён двенадцати великих богов, отсюда вайкунтхалока, обитель Вишну.

ВАЙКХАРИ ВАК (санскр.). То, что произносится; одна из четырёх форм речи.

ВАЙРАДЖИ (санскр.) По народному поверью — полубожественные существа, тени святых, неистребимые огнём, непроницаемые для воды; они обитают в таполоке с надеждой, что будут перенесены в сатьялоку — более очищенное состояние, соответствующее нирване. Термин этот объясняется как воздушные тела или астральные тени «аскетов, нищенствующих монахов, отшельников и кающихся грешников, завершивших свой курс сурового аскетизма». Теперь в эзотерической философии их называют, нирманакаями, а таполоку помещают на шестом плане (снизу), но в прямом сообщении с ментальным планом. К Вайраджам обращаются как к первым богам, потому что манасапутры и Кумары являются самыми древними в теогонии, и говорится, что даже боги поклонялись им («Матсья Пурана»), которых Брама «глазом Йога узрел в вечных сферах, и которые являются богами богов» («Вайю Пурана»).

ВАЙРОЧАНА (санскр.). «Все-разъясняющий». Мистический символ или, вернее, родовая персонификация класса духовных существ, описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной чистоты. Они обитают в четвёртой арупа дхату (бесформенный мир), или буддакшетре, и являются первой или высшей иерархией пяти ортодоксальных Дхиани-Будд. Так же звали и одного шрамана (архата) (см. Эйтель, «Sansk. Chin. Dict.»), уроженца Кашмира, «который ввёл буддизм в Кустане и трудился в Тибете» (в седьмом веке нашей эры). Он был лучшим переводчиком полуэзотерического Канона северного буддизма и современником великого Самантабхадры (см.).

ВАЙСАКХА (санскр.). Прославленная женщина-аскет, родившаяся в Шравасти, по имени Судатта, «добродетельная жертвовательница». Она была матерью-наставницей одной вихары, или монастыря упасик, и известна как основательница вихары в честь Шакьямуни Будды. Её считают покровительницей всех буддисток-аскетов.

ВАЙХАРА (санскр.). Название пещерного храма вблизи Раджагрихи, куда Владыка Будда обычно удалялся для медитации.

ВАЙШЕШИКА (санскр.). Одна из шести даршан, или школ философии, основанная Канадой. Её называют Атомистической школой, так как она учит существованию вселенной [состоящей из] атомов преходящего характера, бесконечному числу душ и определённому числу материальных принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых происходят периодические космические изменения, без какой-либо направляющей Силы, за исключением своего рода механического закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.

ВАЙШНАВА (санскр.). Последователь любой секты, признающей и поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. Поклонников Шивы называют шайвами.

ВАЙЮ (санскр.). Воздух: бог и властитель воздуха; одно из пяти состояний материи, а именно, газообразное. Одна из пяти стихий, называемая, как ветер, Вата. В «Вишну Пуране» Вайю — царь гандхарвов. В «Рамаяне» он отец Ханумана. Троица мистических богов в Космосе, тесно связанных друг с другом, суть: «Агни (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух или одна из форм Индры), место которого в воздухе; и Сурья (Солнце), место которого в воздухе» («Нирукта»). В эзотерическом толковании эти три космических принципа соответствуют трём человеческим принципам — каме, кама манасу и манасу, солнцу разума.

ВАК (санскр.). Назвать Вак просто «речью» будет неполным определением. Вак есть мистическое олицетворение речи и женский Логос, будучи едина с Брамой, создавшим её из половины своего тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж (называемым «женским» Вирадж [см.]), который был создан в ней Брамой. В одном смысле Вак есть «речь», с помощью которой человеку было преподано знание; в другом — «мистическая, сокровенная речь», которая нисходит на первых риши и входит в них, как «языки пламени», по преданию, «вошли в апостолов». Ибо её называют «женским творцом», «матерью Вед» и т.д., и т.д. Эзотерически она — субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего Божества (субъективной Вселенной, её «отсутствия», или мыслеосновы), становится проявленным «миром речи», то есть конкретным выражением мыслеосновы, отсюда — «Слово» или Логос. Вак есть «мужской и женский» Адам первой главы «Бытия», и потому мудрецы называют её «Вак-Вирадж». (См. «Атхарва Веда»). Она также «небесная Сарасвати, представшая с небес», «голос, извлечённый из немого Брамы» («Махабхарата»); богиня мудрости и красноречия. Её называют Шатарупа, богиня ста форм.

ВАКУУМ (лат.). Эзотерически — символ абсолютного Божества или Беспредельного Пространства.

ВАЛГАЛЛА (сканд.). Разновидность рая (дэвакхана) для павших воинов, называемая древними скандинавами «залом благословенных героев»; она имеет пятьсот дверей.

ВАЛИ (сканд.). Сын Одина, который мстит за смерть Бальдра, «возлюбленного».

ВАЛЛАБАЧАРЬЯ (санскр.). Имя мистика, который был чела (учеником) Вишну Свами и основателем секты вайшнавов. Его последователей называют Госвами Махарадж; им принадлежат большие земельные владения и многочисленные мандиры (храмы) в Бомбее. Они выродились в постыдно безнравственную секту.

ВАЛЬКИРИИ (сканд.). Их называют «выбирающими умерших». В народной поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуем, и, взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в Валгаллу.

ВАМАНА (санскр.). Пятый аватар Вишну, отсюда имя того гнома, форму которого принял этот бог.

ВАНЫ (сканд.). Очень древняя раса богов, которой поклонялись древние скандинавы у истоков времён, а потом тевтонские племена.

ВАРА [1] (мазд.). Термин, употреблённый в «Вендидаде», где Ахура Мазда приказывает Йиме строить Вару. Это также означает оболочку или проводник, ковчег (аргха), и в то же время Человека (стих 30). Вара есть проводник одушевляющих нас Эго; то есть человеческое тело, в котором душа обозначается выражением «окно, самосветящееся внутри».

ВАРА [2] (сканд.). Одна из служанок северной Фрейи; «мудрая Вара», которая следит за желаниями каждого человеческого сердца и мстит за каждое вероломство.

ВАРАХА (санскр.). Вепрь — аватар Вишну; третий по счёту.

ВАРНА (санскр.). Каста; буквально, «цвет». Четыре основных касты, названные Ману — брамины, кшатрии, вайшьи и шудры — называются чатурварна.

ВАРУНА (санскр.). Бог воды или морской бог, но совершенно непохожий на Нептуна, ибо у этого старшего из ведийских божеств Вода означает «Воды Пространства», или все-облекающее небо, Акаша — в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически) несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит Мьюир: «Варуне приписываются благороднейшие космические функции. Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ...Он заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание. ...Благодаря действию его законов, луна движется в сиянии и звёзды... таинственно исчезают при дневном свете. Он знает полёт птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящегося ветра и созерцает всё, что было или будет сделано. …Он — свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет риши Васишту в мистериях; но его тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам». «...Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие всё, приписываемое любому другому ведийскому божеству».

ВАРША (санскр.). Область, равнина; любая открытая местность, расположенная между большими горными цепями.

ВАСИЛИДА (СИСТЕМА). Названа по имени Василида, основателя одной из наиболее философских гностических сект. Климент Александрийский говорит о Василиде Гностике как о «философе, посвятившем себя созерцанию божественного». Несмотря на его заявление о получении всех своих доктрин от апостола Матфея и от Петра через Глаука, Ириней ругал его, Тертуллиан свирепствовал, и Отцы церкви не находили подходящих слов для поношения «еретика». И всё же, согласно сообщению самого Св. Иеронима, который с негодованием описывает то, что он нашёл в единственной подлинной еврейской копии Евангелия от Матфея (см. «Разоблачённая Изида», т. II, 151), которую он достал от назореев, это заявление Василида становится более чем правдоподобным, и, если бы оно было принято, разрешило бы большую и запутанную проблему. Его 24 тома «Разъяснения Евангелий» были — как рассказывает Евсевий — сожжены. Нет надобности напоминать, что эти евангелия не были нашими теперешними Евангелиями. Так порой уничтожалась правда.

ВАСИШТА (санскр.). Один из первоначальных семи великих риши и прославленный ведийский мудрец.

ВАСУ (санскр.). Восемь злых божеств, сопровождающих Индру. Персонифицированные космические феномены, как показывают их имена.

ВАСУДЭВА (санскр.). Отец Кришны. Он принадлежал к ветви Ядава из Сомаванши, или лунной расы.

ВАХАНА (санскр.). Проводник, носитель чего-то нематериального и бесформенного. Поэтому все боги и богини изображаются пользующимися ваханами, чтобы проявить себя, причём эти носители всегда символичны. Так, например, Вишну во время пралай имеет Ананту, «бесконечное» (Пространство), символизированное змием Шеша, а во время манвантар — Гаруду, гигантского полуорла, получеловека, символ большого цикла; Брахма появляется как Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, «лебеде во времени, или конечной вечности»; Шива появляется как бык Нанди; Озирис — как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне; Картикея — на павлине; Камадэва — на Макаре, иногда на попугае; Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все они, есть «Огнь поядающий», проявляется как баран и ягненок, Аджа, «нерождённый»; Варуна — как рыба; и т.д., и т.д., тогда как проводник Человека есть его тело.

BE (сканд.). Один из трёх богов — Один, Вили и Be — которые убивают великана Имира (хаотичную силу) и из его тела, предвечной субстанции, создают мир.

ВЕДА-ВЬЯСА (санскр.). Составитель Вед (см.).

ВЕДАНА (санскр.). Вторая из пяти скандх (восприятия, чувства). Шестая нидана.

ВЕДАНТА (санскр.). Мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл Упанишад (см.). В шаддаршанах (шесть школ или систем доказательств) она называется уттара миманса и приписывается Вьясе, составителю Вед, который, таким образом, считается основателем веданты. Ортодоксальные индусы называют веданту — этот термин буквально означает «завершение всего (ведийского) знания» — Брахмаджнана, или чистым и духовным знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами, то веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается, жил за 1400 лет до Р.Х. Если же, как Эльфинстон говорит в своей «History of India», Брахманы суть «Талмуд» индусов, а Веды — Моисеевы книги, то веданту можно правильно назвать каббалой Индии. Но сколь неизмеримо более величественной! Шанкарачарью, который был популяризатором системы веданты и основателем философии адвайта, иногда называют основателем современных школ веданты.

ВЕДДХАС (синг.). Название дикого племени, обитающего в лесах Цейлона. Их очень трудно отыскать.

ВЕДЫ (санскр.). «Откровение», священные писания индусов, от корня вид, «знать», или «божественное знание». Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. Веды (об эпохе и древности которых любые два востоковеда не могут придти к единому мнению), как заявляют сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (фонетически — Мансаровара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды считают, что время их появления в теперешней форме, не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Всё же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса. Поэтому возраст Вед не меньше этого. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого труда в литературе, написанного на ней, этой старшей сестре всех известных языков, как её называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые учёнейшие из браминов-пандитов могут читать Веды в оригинале. Утверждается, что Кольбрук пришёл к дате 1400 г. до Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком, основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, а) ни Веды в целом, ни даже любая из них в отдельности не являются целостным трудом, но каждая Веда, и почти каждый гимн и раздел в ней написаны различными авторами; и б) они написаны (либо как шрути, «откровение», либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы, — то что же открытие м-ра Кольбрука доказывает? Лишь то, что Веды были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в противовес отрывку Кольбрука появилась научная статья, написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что Веды должны были преподаваться по меньшей мере 25000 лет тому назад. (См. «Theosophist», т. II, с. 238 и далее, авг., 1881). И это заявление, если и не подтверждается, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к «History of India» Эльфинстона: «Существует разница в возрасте различных гимнов, которые теперь объединены в их теперешней форме как Санхита «Риг Веды»; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективная критика, без основательных данных, столь часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем доверять какому-либо из её выводов в столь недавно открывшейся области исследований, как санскритская литература. (На данный момент не опубликована даже четвёртая часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский язык (1866)). Всё ещё неразрешенные противоречия относительно гомеровых поэм могут довольно основательно предупредить нас не быть слишком самонадеянными в наших суждениях относительно ещё более ранних гимнов «Риг Веды». ...Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, ибо принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода». Все ведийские писания делятся на два больших раздела: экзотерический и эзотерический; первый называется Карма-Канда, «раздел деяний или трудов», второй — Джнана-Канда, «раздел (божественного) знания», причём Упанишады (см.) относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути, или откровением. Каждый гимн «Риг Веды» начинается с имени того Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые принадлежат людям, родившимся в различных манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их составления.

ВЕДЬМА. От [славянского слова ведать], англо-саксонского wicce, германского wissen, «знать», и wikken, «пророчить». Ведьм вначале называли «мудрыми женщинами», до того дня, когда церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую «ведьму» или колдунью смерти.

ВЕЛИКИЙ ВЕК. Было несколько «великих веков», упоминавшихся древними. В Индии он охватывал всю маха- манвантару, «Век Брамы», каждый «День» которого представлял жизне-цикл цепи, то есть охватывал период семи Кругов. (См. «Эзотерический Буддизм» А.П.Синнета). Таким образом, тогда как «День» и «Ночь» составляют — как манвантара и пралайя — 8 640 000 000 лет, «век» длится 311 040 000 000 000 лет, после чего пралайя, или растворение вселенной, становится всемирной. У египтян и греков «великий век» относился лишь к тропическому, или звёздному, году, длительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке — веке богов — они ничего не говорят, так как это представляло тему, обсуждаемую и разглашаемую лишь в Мистериях во время церемоний посвящения. «Великий век» халдеев равнялся по числовому значению индусскому.

«ВЕНДИДАД» (пехл.). Первая книга (наск) в собрании фрагментов Зенд, обычно известном как «Зенд-Авеста». «Вендидад» есть искажение сложного слова «Видаэво-датем», означающего «противодемонический закон», и полон учений, как избежать греха и осквернения с помощью очищения, нравственного и физического — причём каждое из этих учений основано на оккультных законах. Это преимущественно оккультный трактат, полный символизма и часто такого значения, которое совершенно противоположно выраженному в его мёртво-буквальном тексте. Как гласит предание, «Вендидад» — единственный из двадцати одного наска (книги), который избежал аутодафе от рук пьяного Искандера, который потомками назван Александром Великим — хотя этот эпитет оправдывается лишь по отношению к зверству, порокам и жестокости этого завоевателя. Именно благодаря вандализму этого грека, литература и знание утеряли множество бесценных учений в насках, сожжённых им. Даже «Вендидад» дошел до нас лишь во фрагментах. Первые главы очень мистичны и поэтому в толкованиях европейских востоковедов называются «мифическими». В них представлены два «творца» «духо-материи», или мира дифференциации — Ахура-Мазда и Ангра-Манью (Ариман), а также Йима (первый человек, или олицетворённое человечество). Этот труд разделён на фаргарды, или главы, и некоторая часть из них посвящена образованию нашего глобуса, или земной эволюции. (См. «Зенд-Авеста»).

ВЕРДАНДИ (сканд.). См. Норны, три сестры-богини, которые представляют собой Прошлое, Настоящее и Будущее. Верданди представляет вечносущее время.

BETAЛA (санскр.). Элементал, призрак, который посещает места захоронения и оживляет трупы.

BETAЛA СИДДХИ (санскр.). Практика колдовства; способ приобретения власти над живыми путём чёрной магии, заклинаний и церемоний, производимых над телом умершего человека, во время которых труп оскверняется. (См. Ветала).

ВИБХАВАСУ (санскр.). Мистический огонь, связанный с началом пралайи, или растворения вселенной.

ВИБХУТАЙЯХ (санскр.). То же, что сиддхи, или магические силы.

ВИВАН [Вимана] (санскр.). Некий вид «летательного аппарата», подобный воздушному шару, упомянутый, но не описанный в древнесанскритских работах; по-видимому, он был известен, и им пользовались атланты и древние арии.

ВИВАСВАТ (санскр.). «Яркий», Солнце.

ВИДЖНАНАМ (санскр.). Ведантийское название принципа, находящегося в Виджнанамайа Коше (оболочке разума) и соответствующего качествам высшего манаса.

ВИДЬЯ (санскр.). Знание, оккультная наука.

ВИДЬЯ-ДХАРА (санскр.). Видья-дхари, мужские и женские божества. Буквально, «обладатели знания». Их также называют Набхас-чара, «передвигающимися в воздухе», летающими, и Приям-вада, «сладко говорящими». Они суть сильфы розенкрейцеров; низшие божества, населяющие астральную сферу между землёй и эфиром; в народном фольклоре они считаются добрыми, но на самом деле они хитрые и злобные, разумные элементалы, или «Силы воздуха». На Востоке и на Западе они изображаются как имеющие сношения с людьми («брачующиеся» — выражаясь языком розенкрейцеров; см. Граф де Габалис). В Индии их называют также кама-рупины, ибо они принимают форму по желанию. Именно из этих созданий пополняются ряды «супруг-духов» и «супругов-духов» некоторых современных спиритуалистических медиумов и истериков. Они с гордостью хвастаются подобными пагубными сношениями (например, американская «Лили», супруга-дух известного главы ныне рассеянной общины спиритуалистов, крупного поэта и хорошо известного писателя), и называют их ангелами-водителями, утверждая, что это духи знаменитых развоплощённых смертных. Эти «духи-мужья» и «жёны» возникли не вместе с современными спиритами и спиритуалистами, но были известны на Востоке уже тысячелетиями, в оккультной философии — под вышеприведённым названием, а среди профанов — как Пишачи.

ВИКАРТТАНА (санскр.). Буквально, «лишённый своих лохмотьев»; имя Солнца и символ посвящённого неофита (см. «Тайная Доктрина», I, 397, прим. 21).

ВИЛИ (сканд.). См. Be.

ВИМОКША (санскр.). То же, что нирвана.

ВИНА (санскр.). Разновидность большой гитары, которая используется в Индии и Тибете. Изобретение её приписывается по-разному — Шиве, Нараде и другим.

ВИНАТА (санскр.). Дочь Дакши и жена Кашьяпы (одного из «семи ораторов» мира). Она принесла яйцо, из которого родился Гаруда-провидец.

ВИПРАЧИТТИ (санскр.). Владыка данавов — великанов, которые вели войну с богами; титанов Индии.

ВИРАБХАДРА (санскр.). Тысячеглавое и тысячерукое чудовище, «рождённое из дыхания» Шивы Рудры, символ, имеющий отношение к «потом-рождённым», второй расе человечества («Тайная Доктрина», II, 231).

ВИРАДЖ (санскр.). Индусский Логос в Пуранах; мужской Ману, сотворённый в женской половине тела Брамы (Вак [см.]) этим богом. Ману говорит: «Разделив тело своё пополам, владыка (Брама) стал в одной части мужчиной, а в другой — женщиной; и в ней он сотворил Вирадж». Согласно «Риг Веде», Вирадж происходит от Пуруши, а Пуруша — от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ, а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) — прообраз всех женских форм.

ВИТТОБА (санскр.). Одна из форм Вишну. Мур в своей «Hindu Pantheon» приводит изображение Виттобы, распятого в Пространстве; а преп. д-р Ланди утверждает («Monumental Christianity»), что эта гравюра предшествует христианству и представляет распятого Кришну, Спасителя, и следовательно — конкретное пророчество о Христе (см. «Разоблачённая Изида», II, 467-468).

ВИХАРА (санскр.). Любое место, где живут буддийские священники или аскеты; буддийский храм, обычно скальный храм или пещера. Монастырь, как мужской, так и женский. В наши дни вихары можно встретить при монастырях и академиях для буддийского обучения в городах и селениях, но в древности их можно было отыскать лишь в труднодоступных диких джунглях, на горных вершинах и в самых уединённых местах.

ВИХАРАСВАМИН (санскр.). Старший (мужчина или женщина) монастыря, вихары. Также называется кармадана, так как каждый учитель или гуру, имеющий власть, возлагает на себя ответственность за определённые деяния, хорошие или плохие, совершаемые его учениками, или группой, доверенной ему.

ВИШВАКАРМАН (санскр.). «Всесоздающий». Ведийское божество, олицетворение творящей Силы, описан как Единый «всевидящий бог... породитель, распорядитель, который... находится вне пределов понимания (непосвящённых) смертных». В двух гимнах «Риг Веды», посвящённых специально ему, говорится, что он «принёс себя в жертву самому себе». Имена его матери, «прекрасной и добродетельной Йога-Сиддхи» (Пураны), и его дочери Санджны (духовное сознание), показывают его мистический характер. (См. «Тайная Доктрина», I, 335). Как ремесленник богов и их оружейник, он назван Кару, «рабочий», Такшака, «плотник» или «дровосек», и т.д., и т.д.

ВИШВАТРИАРЧАС (санскр.). Четвёртый солнечный (мистический) луч из семи. (См. «Тайная Доктрина», I).

ВИШНУ (санскр.). Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, «всепроникать». В «Риг Веде» Вишну не является высоким богом, но просто проявлением солнечной энергии, и описан как «пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной и укутывающий всё пылью (своих лучей)». Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь и десять сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама Кадмона, как семь «принципов» и высшая триада в человеке и т.д., и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, «имеющим тысячу имён — Сахасранамой».

ВНУТРЕННИЕ ОБИТАТЕЛИ. Название или заменитель правильного санскритского эзотерического наименования, данного нашим «внутренним врагам», которых в эзотерической философии насчитывается семь. Ранняя христианская церковь называла их «семью основными Грехами»; назорейские гностики именовали их «семью ко злу расположенными Звёздами», и т.д. Индусские экзотерические учения говорят лишь о «шести врагах» и под термином Аришадварга перечисляют их следующим образом: (1) Личное желание, вожделение или любая страсть (кама); (2) Ненависть или злоба (кродха); (3) Жадность или алчность (лобха); (4) Невежество (моха); (5) Гордыня или высокомерие (мада); (6) Ревность, зависть (матчарья); забывая о седьмом, который есть «непростительный грех» и самый худший из всех в оккультизме. (См. «Theosophist», май, 1890 г., с. 431.)

ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК. Оккультный термин, употребляемый для обозначения истинной и бессмертной Сущности внутри нас, а не внешней и смертной формы из праха, которую мы называем нашим телом. Этот термин относится, строго говоря, лишь к Высшему Эго, тогда как «астральный человек» есть название двойника и камарупы (см.), или переживающего смерть эйдолона.

ВОДА. Первый принцип вещей, согласно Фалесу и другим древним философам. Конечно, это не вода на материальном плане, но образно обозначает потенциальный флюид, содержащийся в беспредельном пространстве. В Египте это символизировалось Нефом, «сокрытым» богом, который изображался в виде змия — символа вечности, — обвившегося вокруг урны с водой; его голова — над водами, которые он оживляет своим дыханием. «И Дух Божий носился над водою» (Бытие, I, 2). Медвяная роса, пища богов и творящих пчёл на Иггдрасиле, выпадает за ночь на древо жизни из «божественных вод, места рождения богов». Алхимики заявляют, что когда до-адамическая земля разложена алкахестом до своей первичной субстанции, то она похожа на чистую воду. Алкахест есть «единый и невидимый, вода, первый принцип, во втором превращении».

ВОЛОСЫ. Оккультная философия считает волосы (как человека, так и животного) естественным восприемником и хранилищем жизненной эссенции, которая часто выделяется вместе с другими эманациями из тела. Они тесно связаны со многими функциями мозга — например, с памятью. У древних евреев обрезание волос и бороды было знаком осквернения: «И сказал Господь Моисею: «...Они не должны брить головы своей», и т.д. (Левит, XXI, 1, 5). «Плешивость», как естественная, так и искусственная, была знаком бедствия, наказания или горя, — так, Исайя (Ис., III, 23) перечисляет «плешь вместо завитых волос» среди бедствий, которые готовы напасть на избранный народ. И снова: «У всех их острижены головы, у всех обриты бороды» (Ис., XV, 2). Назаритам предписывалось отращивать волосы и бороду и никогда не допускать, чтобы к ним прикасалась бритва. У египтян и буддистов брились лишь посвящённые жрецы или аскеты, для которых жизнь — бремя. Предполагалось, что египетский жрец был хозяином своего тела и поэтому брил свою голову ради чистоты; однако иерофанты носили длинные волосы. Буддисты ещё и сейчас бреют голову — в знак пренебрежения к жизни и здоровью. Но Будда, после того как став вначале нищенствующим, сбрил волосы, отрастил их снова, и его всегда изображают с йоговским пучком волос на макушке. Жрецы индусов и брамины, и почти все касты сбривают волосы, но оставляют длинный пучок, растущий из центра макушки. Аскеты Индии носят длинные волосы, как и воинственные сикхи и почти всё население Монголии. В Византии и на Родосе бритье бороды было запрещено законом, а в Спарте обрезание бороды было знаком рабства и зависимости. У скандинавов стричь волосы считалось позором, «знаком бесчестия». Все жители острова Цейлон (буддисты-сингалезы) носят длинные волосы. Так же поступает русское, греческое и армянское духовенство и монахи. Иисуса и Апостолов всегда изображают с длинными волосами, но мода в христианском мире оказалась сильнее, чем само христианство; старые церковные законы («Constit. Apost.», кн. I, гл. 3) предписывали духовенству «носить волосы и бороды длинными». (См. Ридл, «Ecclesiastical Antiquities»). Тамплиерам указывалось носить длинные бороды. Самсон отращивал волосы, и библейская аллегория показывает, что здоровье и сила и сама жизнь связаны с длиной волос. Если кошку постричь, то в девяти случаях из десяти она умрёт. Собака, шерсть которой не повреждена, живёт дольше и более смышлёна, чем та, шерсть которой острижена. Многие старики при потере волос много теряют в памяти и становятся слабее. Тогда как долгая жизнь йогов вошла в поговорку, как легендарно долгая, буддийские священнослужители (на Цейлоне и в других местах), как правило, не живут долго. Мусульмане бреют головы, но отпускают бороды; но так как голова их всегда покрыта, то опасности меньше.

ВОЛУСПА (сканд.). Поэма под названием «Песнь Пророчицы», или «Песнь Уалы».

ВОЛШЕБНИК. Мудрец. Заклинатель или колдун.

ВОЛЯ. В метафизике и оккультной философии Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности. Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его одушевляющая сущность. «Воля есть первая из всех сил, — говорит Ван Гельмонт, — ...Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем активнее, чем больше они освободились от материи». И Парацельс учит, что «решительная воля есть начало всех магических действий. Именно потому, что люди не в совершенстве представляют себе и не верят в результат, (оккультные) искусства являются столь неубедительными, тогда как они могли бы быть вполне убедительны». Как и всё остальное, Воля семерична в своих степенях проявления. Эманируя из единой, вечной, абстрактной и находящейся в полном покое Воли (атма в Лайя), она становится буддхи в своём состоянии Алайя, спускается ниже как Махат (манас) и нисходит по лестнице степеней, пока божественный Эрос, в своём низшем, животном проявлении, не становится эротическим желанием. Воля, как вечный принцип, не есть ни дух, ни субстанция, но вечная мыслеоснова. Как прекрасно выразился Шопенгауэр в своей «Parerga»: «В действительности нет ни материи, ни духа. Стремление к гравитации в камне столь же необъяснимо, как и мысль в мозгу человека. ...Если материя может — неизвестно почему — падать на землю, то она может также — неизвестно почему — мыслить. ...Как только, даже в механике, мы переходим пределы чисто математического, как только мы подходим к непостижимому молекулярному притяжению, тяготению и так далее, мы становимся лицом к лицу с явлениями, которые для наших чувств являются столь же таинственными, как и Воля».

ВООБРАЖЕНИЕ. В оккультизме его не следует смешивать с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествовавших воплощениях, которая, как бы ни была искажена низшим манасом, всё же всегда основывается на истине.

ВОПЛОЩЕНИЯ (Божественные) или Аватары. Концепция Непорочности столь же по преимуществу египетская, как и индусская. Как указывает автор «Egyptian Belief»: «Это не является вульгарным, непристойным и сладострастным рассказом, как в греческой мифологии, но утончённым, этическим и духовным». И ещё раз идею перевоплощения обнаружил запечатлённой на стене Фиванского храма Сэмьюэль Шарп, который её анализирует следующим образом: «Вначале бог Тот... как вестник богов, подобно Меркурию греков (или Гавриилу первого Евангелия), сообщает деве-царице Маутме, что она должна дать жизнь сыну, который будет царём Амунотафом III. Потом бог Неф, Дух... и богиня Хатор (Природа)... оба держат царицу за руки и кладут ей в рот иероглиф жизни, крест, который должен стать жизнью ожидаемого ребёнка», и т.д., и т.д. Поистине, доктрина божественного воплощения, или аватара, составляла величайшую тайну каждой древней религиозной системы! [См. Аватары].

ВОТАН (мекс.). Обожествлённый герой мексиканцев, и, вероятно, то же, что Кецалькоатль; «сын змиев», допущенный «к норе змия», что символизирует адепта, допущенного к посвящению в сокровенном покое храма. Миссионер Брассер де Бурбур стремится доказать, что этот герой — потомок Хама, проклятого сына Ноя. (См. «Разоблачённая Изида», I, 455).

ВРАТА (санскр.). Закон или сила богов.

ВРАТАНИ (санскр.). «Действующие законы» Варуны, законы природного действия. (См. гимны «Риг Веды», X, 90-I).

ВРИДДХА ГАРГА (санскр.) От Вриддха, «старый», и Гарга, древний мудрец, один из древнейших писателей по астрономии.

ВРИДДХА МАНАВА (санскр.). Законы Ману.

ВРИТРА (санскр). Демон засухи в Ведах, великий противник Индры, с которым он постоянно воюет. Аллегория космического феномена.

ВРИТРА-ХАН (санскр.). Эпитет или титул Индры, означающий «победитель Вритры».

ВУДУИЗМ или Вуду. Система африканского колдовства; секта чёрных магов, которой весьма преданы негры Нового Орлеана. Процветает также на Кубе и в Южной Америке.

ВУРДАЛАК (слав.). Вампир; труп, оживлённый своими низшими принципами и сохраняющий нечто вроде полу-жизни в себе, выходя по ночам из могилы, зачаровывая своих живых жертв и высасывая их кровь. Румыны, молдаване, сербы и все славянские народности, живущие на Балканах, а также чехи (богемцы), моравы и другие, твёрдо верят в существование подобных призраков и соответственно боятся их.

ВЫСШЕЕ Я. Всевысший Божественный Дух, осеняющий человека. Венец высшей духовной Триады в человеке — атман.

ВЬЯСА (санскр.). Буквально, тот, кто излагает или развивает, — толкователь или, вернее, открывающий; ибо то, что он объясняет, толкует и развивает, является тайной для профана. Этот термин в древности относился к высшим гуру в Индии. В Арьяварте было много Вьяс; один из них был собирателем и компилятором Вед; другой, автор «Махабхараты»двадцать восьмым Вьясой, или раскрывателем, в порядке преемственности, — и последний известный Вьяса был основоположником уттара мимансы, шестой школы или системы индийской философии. Он также был основателем системы веданты. Востоковеды (Эльфинстон, Коуэлл и т.д.) относят его к 1400 г. до Р.Х., но эта дата, конечно же, слишком современная. В Пуранах упомянуты двадцать восемь Вьяс, которые в различные века сходили на землю для распространения ведийских истин — но их было намного больше.

ВЬЯХРИТИ (санскр.). Буквально, «огненные»; слова, зажжённые огнём и рождённые им. Три мистических, творящих слова, которые, согласно Ману, Праджапати «выдоили» из Вед: бхур — из «Риг Веды»; бхувах — из «Яджур Веды»; и Свар — из «Сама Веды» («Ману», II, 76). Говорится, что все три обладают творящей силой. «Шатапатха Брахмана» поясняет, что они суть «три светящиеся сущности», которые Праджапати («владыки творения», прародители) извлекли из Вед с помощью тепла. «Он (Брама) молвил слово бхур, и оно стало землёй; бхувах, и оно стало небосводом; и свар, которое стало небом». Махар есть четвёртая «светящаяся сущность» и была взята из «Атхарва Веды». Но так как это слово чисто мантрическое и магическое, то оно, так сказать, остаётся в стороне.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU