ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

З

перейти к оглавлению

ЗАВУЛОН (евр.). Чертог Бога, Дэвакхан десятой степени. Отсюда, Завулон — десятый сын Иакова.

ЗАДОК (евр.). Согласно Иосифу (см. «Antiquities», X, 8, §6), Задок был первым первосвященником, иерофантом Храма Соломона. Масоны связывают его с некоторыми из своих степеней.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ. См. Карма.

ЗАКХАЙ (евр.). Одно из божественных имён.

ЗАЛМАТ ГАГУАДИ (аккад.). Буквально, «тёмная раса»; первая, павшая в зарождение, в вавилонских легендах. Адамическая раса, одна из двух основных рас, существовавших во время «Падения Человека» (следовательно — наша третья коренная раса). Другая называлась — Сарку, или «светлая раса». («Тайная Доктрина», II, 5.)

ЗАМПУН (тибет.). Священное древо жизни, имеющее много мистических значений.

ЗАРАТУСТРА (зенд). Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному маздеизмом, магизмом, парсизмом, огнепоклонничеством и зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя — родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времён Платона, а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царём Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен («God in History», т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как «одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времён». Именно располагая такими «точными» данными и полностью умершим языком зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви, — языке, который, как доказал Дармштетер, сам вышел из употребления уже в столь давнюю эпоху, как сасанидская, — наши учёные и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в «Дабистане». Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Мидии; оттуда, введённые под названием магизм адептами-астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра — родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в «Вендидаде» и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя и теперь утерянным для истории. Как показано в «Дабистане», существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в «Тайной Доктрине», т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до нашей эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеистов, истина и философия были бы более склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому вандалу титул «Великого».

ЗАРПАНИТУ (аккад.). Богиня, которая являлась предполагаемой матерью Нэбо, бога Мудрости, отцом которого был Меродах. Одна из женских «Змиев Мудрости».

ЗАЩИТНАЯ СТЕНА. Выразительное название, данное воинству вознесённых адептов (нарджолов), или святых — которые защищают и помогают человечеству. Это есть так называемая доктрина «нирманакаи» в северном мистическом буддизме. (См. «Голос Безмолвия», часть III.)

ЗЕВС (греч.). «Отец богов». Зевс-Зен есть Эфир, поэтому некоторые латинские народы называли Юпитера Патер Эфиром.

3EЛATOP. Низшая степень в экзотерической розенкрейцерской системе; находящийся на испытании, или низший чела.

«ЗЕНД-АВЕСТА» (пехл.). Общее название священных книг парсов, огне- и солнцепоклонников, как их называют по невежеству. Эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих всё, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, настолько мало поняты, что зороастризм без различия называют огнепоклонничеством, маздеизмом или магизмом, дуализмом, солнцепоклонничеством и чем угодно ещё. «Авеста», в нынешнем виде, имеет две части: в первой содержатся «Вендидад», «Висперад» и «Ясна»; а вторая часть, называемая «Хорда-Авеста» («Малая Авеста»), составлена из коротких молитв, называемых Гах, Ньяйиш и пр. Зенд означает «комментарий или толкование», а «Авеста» (от древнеперсидского абашта) — «закон». (См. Дармштетер.) Как переводчик «Вендидада» отмечает в примечаниях, «то, что принято называть «языком Зенд», должно называться «языком «Авесты», ибо Зенд вовсе не является языком; а если это слово и употреблять как обозначение языка, то его можно справедливо отнести лишь к пехлеви». Но с другой стороны, сам пехлеви всего лишь язык, на который переведены определённые оригинальные части «Авесты». Какое же название должно быть дано древнему языку «Авесты» и, в особенности, «специальному диалекту, более древнему, чем общий язык «Авесты» (Дармшт.), на котором написаны пять Гат в «Ясне»? Об этом востоковеды молчат и по сей день. [В современной науке принят термин «авестийский»]. Почему Зенд не мог принадлежать той же языковой семье, что и Зен-зар (или вообще быть тем же самым языком), означая также язык, объясняющий абстрактные символы или «язык мистерий», употребляемый посвящёнными?

ЗЕРВАНА АКАРНА или Зрвана Акарна (пехл.). Как переведено из «Вендидада» (фаргард XIX), буквально, «Беспредельное», или «Безграничное Время», или «Продолжительность в Круге». Мистически — Безначальный и Бесконечный Единый Принцип в Природе; Сат веданты; а эзотерически — Вселенское Абстрактное Пространство, синоним Непознаваемого Божества. Это Эйн-Соф зороастрийцев, из которого излучается Ахура Мазда, вечный Свет и Логос, из которого, в свою очередь, эманирует всё, что имеет бытие, существование и форму.

ЗЕРКАЛО. Лучистое Зеркало, Aspaqularia nera, каббалистический термин, означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, — каковую имел Моисей. Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera, или Нелучистое Зеркало, — они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляют понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Познания. (W.W.W.).

ЗИКУ (аккад.). Предвечная материя, от Зи, духо-субстанция, Зикум и Зигарум.

ЗИО (сканд.). Также Тир и Тий. Бог в Эддах, который победил и заковал в цепи Волка Фенриса, когда тот угрожал самим богам в Асгарде, и при этом потерял руку в битве с этим чудовищем. Он — бог войны, и ему широко поклонялись древние германцы.

ЗИРАТ-БАНИТ (халд.). Жена великого божественного героя ассирийских табличек, Меродаха. Она отождествляется с Суккот Бенот из Библии.

ЗИРУФ (евр.). Более точно, Цируф, способ гадания с помощью темуры, или перестановки букв, преподававшийся средневековыми каббалистами. Школа раввинов Абулафии и Гикатиллы делала большой упор на важность этого процесса практической каббалы. (W.W.W.).

«ЗОГАР» или «Согар». Учебник каббалистической теософии, который, вместе с «Сефер Иецирой», пользуется репутацией старейшего доступного трактата по еврейским эзотерическим религиозным доктринам. Предание приписывает его авторство раввину Симеону бен Иохаи, 80 г. н.э., но современная критика склонна считать, что большая часть этого труда не старше 1280 г., когда он был несомненно отредактирован и издан раввином Мозесом де Леоном из Гвадалахары (Испания). Читателю следует обратиться к сведениям под обоими этими именами. Так же и в «Lucifer» (т. I, с. 141) можно найти замечания по этому вопросу; дальнейшие рассуждения можно отыскать в трудах Зунца, Гретца, Джоста, Штейншнейдера, Френкеля и Гинзбурга. С большой пользой можно обратиться к труду Франка (на французском) «Каббала». Истина, по-видимому, находится посередине, то есть, хотя Мозес де Леон и был первым, кто выпустил этот том как единое целое, всё же большая часть некоторых из составляющих его трактатов включает традиционные догмы и иллюстрации, дошедшие со времён Симона бен Иохаи и Второго Храма. Есть и такие части доктрин «Зогара», которые носят отпечаток халдейской мысли и цивилизации, с которой еврейское племя столкнулось во время Вавилонского пленения. Всё же, с другой стороны, дабы опровергнуть теорию, что «Зогар» является древним в своей целостности, отмечено, что в нём упомянуты крестовые походы; что цитируется гимн Ибн Гебирола, 1050 г. н.э.; что о предполагаемом авторе, Симоне бен Иохаи, говорится как о более великом, чем Моисей; что в ней упомянуты гласные точки, вошедшие в употребление, лишь когда раввин Моха (570 г. н.э.) ввёл их, чтобы утвердить произношение слов в помощь своим ученикам, и, наконец, что в нём упомянута комета, которая появилась в 1264 г., что можно доказать на основе контекста.

Не существует ни полного английского перевода «Зогара», ни даже латинского. Из доступных еврейских изданий можно выделить Мантуйское 1558 г., Кремонское 1560 г. и Люблинское 1623 г. Труд Кнорра фон Розенрота, под названием «Kabala Denudata», включает несколько трактатов «Зогара», но не все, как на еврейском, так и на латинском языках. Мак-Грегор Матерс опубликовал английский перевод трёх из этих трактатов: «Книга Сокровенной Тайны», «Большое» и «Малое Святое Собрание», и в его труд входит также и авторское введение по данному предмету.

Основными трактатами, вошедшими в «Зогар», являются: «Сокровенный Мидраш», «Тайны Пятикнижия», «Дворцы и Чертоги Рая и Гайхиннома», «Преданный Пастырь», «Тайна Тайн», «Речь Старца в Мишпатиме», (наказание душ), «Джанука, или Речь Юноши» и «Тозефта и Матанитан», — которые являются дополнительными трактатами об эманации и сефиротах, в добавление к трём главным трактатам, упомянутым выше. В этом хранилище можно найти истоки всех позднейших разработок каббалистического учения. (W.W.W.).

ЗОДИАК (греч.). От слова зодион, уменьшительное от зун, животное. Слово это употребляется в двояком смысле; оно может относиться к установленному и мысленному Зодиаку или к подвижному и естественному Зодиаку. В астрономии, говорит наука, это воображаемый пояс на небе, шириною в 16° или 18°, посередине которого проходит путь Солнца (эклиптика). Он содержит двенадцать созвездий, образующих двенадцать знаков Зодиака, именами которых они названы. Так как природа зодиакального света — той продолговатой, светящейся, треугольной фигуры, лежащей почти на эклиптике, с основанием на горизонте и верхушкой на больших или меньших высотах, и которая видна только в утренние и вечерние сумерки, — науке абсолютно неизвестна, то происхождение, истинное значение и оккультный смысл Зодиака были и по-прежнему остаются тайной для всех, кроме посвящённых. Последние умели хранить свои тайны. Между халдейским звездочётом и современным астрологом и по сей день поистине простирается широкая бездна; и они блуждают, по словам Альбумазара, «между полюсами и небесными кардинальными пунктами, посреди эксцентриситетов, центров, концентров, кругов и эпициклов», с пустой претензией на что-либо большее, чем обычная человеческая ловкость. Всё же, некоторые из них, начиная с Тихо Браге и Кеплера, прославленных астрологов, и кончая современными Задкиилами и Рафаилами, ухитрились создать удивительную науку из тех скудных оккультных материалов, какие попадали в их руки начиная с Птолемея и до наших дней. (См. Астрология.) Что же касается самого астрологического Зодиака, — это воображаемый круг, проходящий вокруг Земли в плоскости экватора, причём его первая точка называется Овеном 0°. Круг этот разделён на двенадцать равных частей, называемых «Знаками Зодиака», каждая часть содержит 30° пространства, и по нему измеряется прямое восхождение небесных тел. Подвижный или естественный Зодиак — это последовательность созвездий, образующих пояс шириною в 47°, расположенный к северу и югу от плоскости эклиптики. Прецессия вызвана «движением» Солнца в пространстве, из-за чего созвездия кажутся движущимися против порядка этих знаков со скоростью 50 ⅓ секунд в год. Простое вычисление покажет, что созвездие Тельца (по-евр. Алеф) было первым знаком Зодиака в начале Кали юги, и, следовательно, равноденствие падало на него. Так, в то время Лев был в летнем солнцестоянии, Скорпион — в осеннем равноденствии, а Водолей — в зимнем солнцестоянии; и эти факты дают астрономический ключ к половине религиозных тайн мира, включая и христианскую систему. Зодиак был известен в Индии и Египте неисчислимые века, и знания мудрецов (магов) этих стран относительно оккультного воздействия звёзд и небесных тел на нашу планету, были намного больше, чем обычная астрономия может когда-либо надеяться достигнуть. Если даже теперь, когда большинство тайн Асурамая и Зороастров утеряны, достаточно убедительно показано, что гороскопы и астрология судеб далеки от того, чтобы основываться на фикции, и если такие люди, как Кеплер и даже сэр Исаак Ньютон, верили, что звёзды и созвездия влияют на судьбу нашего земного шара и его человечество, то не требуется больших усилий, чтобы поверить, что люди, посвящённые во все тайны природы, так же как и в астрономию и астрологию, в точности знали, каким образом так называемые «знаки Зодиака» влияют на народы и человечество, на целые расы так же, как и на индивидуумов.

ЗОЛОТОЙ ВЕК. Древние делили цикл жизни на Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный Века. Золотой был веком первозданной чистоты, простоты и всеобщего счастья.

ЗОРОАСТР. Греческая форма Заратустры (см.).

ЗОХАК или Ажи-Дахака. Персонификация Дьявола, или Сатаны в образе змия в «Зенд-Авесте». Это трёхглавых змий, одна из голов которого — человеческая. «Авеста» описывает его обитающим в области Баури, или Вавилонии. На самом деле, Зохак — это аллегорический символ ассирийской династии, на знамени которой был пурпурный знак дракона. («Разоблачённая Изида», II, 409).

ЗУМЬЯД ЯШТ (зенд). Или Замьяд Яшт, как некоторые пишут его. Один из сохранившихся маздеистских фрагментов. В нём рассмотрены метафизические вопросы и существа, особенно Амешаспенды или Амеша Спенты — Дхиан Коганы книг «Авесты».

ЗУНЬИ. Название некоего племени индейцев Западной Америки [Юго-Запад США], очень древнего остатка ещё более древней расы. («Тайная Доктрина», II, 790).

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU