Е.П.Блаватская

Ключ к Теософии

III

Рабочая система Теософического общества

Цели общества

Спрашивающий. Каковы цели "Теософического Общества"?

Теософ. Их три и, как таковые, они существовали с самого начала.

1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи или вероисповедания.

2. Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и разных научных направлений для того, чтобы восстановить важное значение древних азиатских литературных источников, а именно, принадлежащих философским учениям браманистов, буддистов и зороастрийцев.

3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, а также психические и духовные возможности человека, присущие только ему. Это и есть в общих чертах три главнейшие цели Теософического Общества.

Спрашивающий. Можете ли Вы дать какую-либо детальную информацию о них?

Теософ. Мы можем расчленить каждую из этих трех целей на такое количество отдельных положений, какое потребуется.

Спрашивающий. Позвольте тогда начать с первой. К каким способам и средствам можете Вы прибегнуть, чтобы пробудить чувство братства между расами, которые, как известно, весьма различны в отношении религии, обычаев, убеждений и образа мысли?

Теософ. Позвольте мне прибавить к этому то, что Вы, как мне кажется, умалчиваете. Мы знаем, конечно, что, за исключением остатков двух древних наций — парсов и евреев, — каждая не только имеет распри с другими, но даже и внутри себя самой. Этим особенно отличаются, так называемые, христианские нации. Отсюда Ваше удивление и причина, по которой наша первая цель представляется Вам утопией. Не так ли?

Спрашивающий. Да, это так; но что Вы можете возразить против этого?

Теософ. Против факта — ничего, но могу сказать очень многое о необходимости ликвидировать причины, которые делают Всеобщее Братство утопией в настоящее время.

Спрашивающий. Каковы же, на Ваш взгляд, эти причины?

Теософ. Первая и наиболее значительная — это естественный эгоизм человеческой натуры. Эта эгоистичность, вместо того, чтобы быть искорененной, повседневно усиливается и развивается, превращаясь в жесточайшее и непреодолимое чувство за счет религиозного образования, которое имеет тенденцию не только защищать, но и решительно оправдывать его. Человеческие идеи добра и зла были целиком искажены буквальным восприятием еврейской Библии. Все бескорыстие альтруистических учений Иисуса превратилось просто в теоретический предмет ораторских упражнений с трибуны, в то время как предмет практического эгоизма, изложенный в виде учения в Моисеевой Библии, против которого Христос столь тщетно проповедовал, прочно укоренился в сокровеннейшей стороне жизни Западных наций. "Око за око, зуб за зуб" стало первым правилом Вашего закона. И я заявляю, открыто и смело, что извращенность этой доктрины, так же как и множества других, может искоренить только Теософия.

 

 

Единый источник происхождения человека

Спрашивающий. Каким образом?

Теософ. Простой демонстрацией логических, философских, метафизических и даже естественнонаучных основ того, что:

а) Все люди имеют духовно и физически одно и то же происхождение, что является основным учением Теософии;

б) Поскольку человечество, по существу, представляет собой одну и ту же Сущность, и эта Сущность является единой — бесконечной, несотворенной и вечной, называем ли мы ее Богом или Природой — ничто, таким образом, не может повлиять на одну нацию или одного человека, без того, чтобы так же не повлиять на другую нацию или другого человека. Это так же достоверно и очевидно, как то, что камень, брошенный в пруд, раньше или позже, приведет в движение каждую каплю воды в нем.

Спрашивающий. Но это же является не учением Христа, а, скорее, пантеистическим представлением.

Теософ. Вот здесь и кроется Ваша ошибка. Это чистейшее христианство, хотя и не иудейского толка, поэтому Ваши библейские нации предпочитают игнорировать его.

Спрашивающий. Это огульное и несправедливое обвинение. Где Ваши доказательства для подобных заявлений?

Теософ. Они всегда при мне. Христу приписывают слова: "Любите друг друга" и "Любите врагов Ваших", "ибо если Вы будете любить, любящих Вас, какая Вам награда? Не то же ли делают и мытари[1]? И если Вы приветствуете только братьев Ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?" Это слова Христа. Но в Книге Бытия (гл. 9, ст. 25) говорится: "Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих". Но, тем не менее, библейские христиане предпочитают Закон Моисея Христову Закону Любви. Они опираются на Ветхий Завет, который потворствует всем их страстям, с его законом порабощения, захвата и тирании всех рас, которые они называют низшими. И какие только преступления не были совершены под влиянием этих бесчеловечных строк Книги Бытия (если понимать их буквально)! — только история дает нам представление об этом, да и то не в полной мере[2].

Спрашивающий. Я слышал, Вы говорили, что единство нашего физического происхождения доказано наукой и что наше духовное происхождение берет начало в некоей Религии Мудрости. Но пока мы не находим, чтобы дарвинисты проявляли особую склонность к общечеловеческому братству.

Теософ. Именно так. Это демонстрирует несостоятельность материалистической системы и доказывает, что мы, теософы, правы. Идентичность нашего физического происхождения не взывает к нашим высоким и более глубоким чувствам. Материя, лишенная своей души и Духа, или своей Божественной Сущности, ничего не может сказать человеческому сердцу. Но единство Души и Духа, реального бессмертного человека, как учит нас Теософия, будучи однажды реально доказанным и глубоко укоренившимся в наших сердцах, поведет нас далеко по дороге истинной благотворительности и братской любви.

Спрашивающий. Но как Теософия объясняет общее происхождение человечества?

Теософ. Учением о том, что корень всей Природы, объективной и субъективной, и все, что вообще существует во Вселенной, видимое или невидимое, было, есть и будет навсегда одной абсолютной Сущностью, из которой все исходит и к которой все возвращается. Это есть арийская философия, полностью представленная только учением ведантистов и буддистов. Имея в виду это обстоятельство, обязанность всех теософов — способствовать любыми путями, во всех странах, распространению несектантского образования.

Спрашивающий. Что, кроме этого, рекомендует Ваше Общество своим членам? В плане физическом, я имею ввиду.

Теософ. Чтобы пробудить братские чувства среди народов, мыдолжны помогать международному обмену ремеслами, товарами, советами, предоставлением информации и взаимодействием со всеми заслуживающими внимания личностями и ассоциациями, однако, при условии, добавляет Устав, что "никакая прибыль и проценты не должны взиматься Обществом или его членами за их услуги".

Возьмем практический пример. Организация Общества, отраженная Эдвардом Беллами в его великолепной книге "Взгляд назад", изумительно представляет теософическую идею о том, каким должен быть великий первый шаг в направлении полной реализации идеи Всеобщего Братства. Состояние вещей, отраженное им, далеко от совершенства из-за эгоизма, все еще существующего и владеющего сердцами людей. Но, в основном, эгоизм и индивидуализм преодолены чувством солидарности и всеобщего братства; и схема жизни, там описанная, способствует сведению к минимуму причин, ведущих к возникновению и воспитанию эгоизма.

Спрашивающий. Таким образом, Вы, как теософ, будете принимать участие в усилиях по воплощению этих идеалов?

Теософ. Конечно, и мы доказали это на деле. Разве Вы не слышали о Национальных Клубах и Партии, которые возникли в Америке со времени публикации книги Беллами? Их деятельность становится все более и более заметной и со временем будет еще расти. Так вот, эти Клубы и эта Партия начали свою деятельность прежде всего под влиянием теософов. В Национальном Клубе Бостона, теософами являются, прежде всего, Президент и Секретарь, и большинство его правления принадлежит к Теософическому Обществу. В Уставах всех этих Клубов и Партии, которую они образуют, влияние Теософии и Общества очевидно, поскольку все они принимают за основу первый и фундаментальный принцип, — Братство Человечества — как тому учит Теософия. В своей Декларации Принципов они провозглашают: — "Принцип Братства Человечества является одной из вековечных Истин, управляющих мировым развитием по путям, отличающим человеческую природу от животной". Что может быть более теософичным, чем это? Но и этого недостаточно: что еще необходимо внушить человеку, так это мысль, что если корень человечества един, то должна быть, также, Единая Истина, которая находит выражение во всех религиях, при всем их разнообразии — кроме иудейской, в которой вы не найдете её даже в Каббале.

Спрашивающий. Это относится к общему происхождению религий, и здесь Вы возможно правы. Но насколько это применимо к реальному воплощению Братства на физическом плане?

Теософ. Во-первых, то, что справедливо на метафизическом уровне, должно быть правдой на физическом. Во-вторых, не существует более благодатного источника раздоров и ненависти, чем религиозные различия. Если та или иная группировка считает себя единственным обладателем Абсолютной Истины, она должна считать своего соседа полностью во власти Заблуждения или Диавола. Но однажды люди смогут увидеть, что ни одна из них не обладает полной Истиной, но что они взаимно дополняют друг друга; что окончательная Истина может быть найдена только в объединении всех взглядов, после того как все ложное в них будет отсеяно — и тогда будет достигнуто настоящее Братство в религии. То же самое относится и к физическому уровню.

Спрашивающий. Пожалуйста, поясните подробнее.

Теософ. Возьмем такой пример. Растение состоит из корня, стебля и множества побегов. Поскольку человечество, как единое целое, является стеблем, растущим из духовного корня, то стебель являет как бы единение всего растения. Повредите стебель — и, несомненно, пострадает каждый побег и лист. Так же и человечество.

Спрашивающий. Да, но если Вы пораните лист или побег, Вы же повредите не все растение.

Теософ. Так что же, Вы считаете, что нанося вред одному человеку, Вы не вредите всему человечеству? Но откуда Вы это знаете? Известно ли Вам, что даже материалистическая наука учит, что любое повреждение, нанесенное растению, как бы мало оно ни было, будет влиять на весь ход его будущего роста и развития? Следовательно, Вы ошибаетесь, и аналогия полная. Если Вы упустили из виду, что рана на пальце может заставить страдать все тело и вызвать ответную реакцию всей нервной системы, тем более я должна напомнить Вам, что вполне могут быть другие, духовные законы, действующие на растения и животных, а также и на человечество. Однако, если Вы не осознаете их действия на растениях и животных, Вы можете отрицать их существование.

Спрашивающий. Какие законы Вы имеете в виду?

Теософ. Мы называем их Кармическими Законами; однако Вы не сможете понять всего значения этого термина, если не изучали Оккультизма. Однако, мой аргумент был основан не на предположении о существовании этих Законов, а на реальной аналогии с растением. Развейте эту идею, доведите до универсальности, и Вы скоро обнаружите, что в подлинной философии каждое физическое действие имеет свой моральный и всеохватывающий эффект. Заставив человека страдать, нанесением ему телесного повреждения, Вы можете считать, что эта боль и страдание никоим образом не может отразиться на его ближних, и еще менее на представителях других наций. Но мы утверждаем, что в урочное время это свершится. Таким образом, мы заявляем, что если каждый человек не поймет и не воспримет как аксиому то, что причиняя зло одному человеку, мы причиняем зло не только себе, но, в конечном итоге, и всему человечеству в целом, никакие братские чувства, проповедовавшиеся различными великими Реформаторами, и наиболее глубоко Буддой и Иисусом, на Земле невозможны.

Другие наши цели

Спрашивающий. Не могли бы Вы теперь пояснить методы, которыми Вы предполагаете осуществить вторую цель Теософического Общества.

Теософ. Общество предполагает собирать для библиотеки в нашей Штаб-квартире в Адьяре, штат Мадрас (Индия), (и члены его местных отделений — для своих библиотек) все достойные работы о мировых религиях, какие будут доступны. Собирать и записывать сведения из достоверных источников о различных древних философских учениях, традициях, легендах и распространять эту информацию различными доступными способами в виде публикаций переводов представляющих ценность оригинальных работ, извлечений из них и комментариев к ним, или в виде устных наставлений лиц, освоивших соответствующие дисциплины.

Спрашивающий. А как насчет третьей цели — развития в человеке его скрытых духовных и психических возможностей?

Теософ. Это может быть достигнуто распространением печатной продукции, особенно в тех местах, где невозможны никакие лекции и личное общение. Наш долг — поддерживать в человеке в активном состоянии его духовные способности. И при этом противостоять и противодействовать — после соответствующих исследований и получения доказательств их иррациональной природы — предрассудкам в любой форме — религиозной, научной или социальной и, прежде всего, ханжеству, будь то религиозное сектантство или вера в чудеса и нечто сверхъестественное. Главное, что мы должны при этом делать — стараться получать Знания о всех Законах Природы и распространять их. Необходимо поощрять изучение Законов едва понятых современным человечеством Оккультных Наук, основанных, на истинном знании Природы, вместо суеверных представлений, основанных на слепой вере и авторитете, как это имеет место в настоящее время. Фольклор и народные традиции, хотя порою и странные, будучи, тем не менее, тщательно изученными, могут привести к открытию давно утраченных, но важных тайн Природы. Таким образом, Теософическое Общество стремится продолжать эту линию исследования в надежде расширить область научной и философской деятельности.

О святости обета

Спрашивающий. Имеете ли Вы какую-либо этическую систему, которой должны придерживаться в Теософическом Обществе?

Теософ. Система этических правил существует, очень ясная и достаточно доступная для всех, кто готов следовать им. Они представляют собой сущность или "сливки" Мировой Этики, собранные из Учений всех великих Реформаторов Мира. Здесь представлены воззрения Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-Гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Филона и его школы, а также Пифагора, Сократа, Платона и их школ.

Спрашивающий. Выполняют ли члены Вашего Общества все эти заветы? Я слышал о значительных разногласиях и даже ссорах между ними?

Теософ. Это вполне естественно, поскольку изменения (в их настоящей форме) могут быть названы новыми, но мужчины и женщины, которые должны измениться, остаются теми же самыми людьми, грешными по своей натуре. Как уже было сказано, ревностно работающих членов не так уж и много, но имеется множество, которые искренне стараются жить согласно заветам Общества и своим собственным идеалам. Наш долг ободрить и оказать помощь отдельным членам своего Общества в их интеллектуальном, моральном и духовном самосовершенствовании; не порицать и не осуждать тех, кто отошел. Мы, строго говоря, не имеем права отказывать в принятии, особенно в Эзотерическую секцию Общества, поскольку "тот, кто входит в нее, становится заново рожденным".

Но если кто-либо из членов Общества, несмотря на священный обет, честное слово и свое бессмертное "Я", будучи после такого "нового рождения" новым человеком, предпочитает сохранять пороки и недостатки своей старой жизни и даже потворствует им в Обществе, тогда, скорее всего, его попросят отказаться от членства и удалиться; или же, в случае его отказа, он должен быть изгнан. У нас имеются четкие правила для таких случаев.

Спрашивающий. Могут ли быть упомянуты некоторые из них?

Теософ. Да, могут. Прежде всего, ни один член Общества, является ли он экзотериком или эзотериком, не имеет права навязывать свое мнение другим членам Общества. "Противоправным является, для какого-либо из членов руководства центральной организации Общества, выражать публично, словесно или действиями, какую бы то ни было враждебность или предпочтение какой-либо секции[3], религиозной или философской. Все имеют равные права на выражение существа своих взглядов по религиозным верованиям, выдвигаемых на беспристрастный суд всего человечества. И ни один из членов руководства Общества, при всех его полномочиях, не имеет права проповедовать собственные сектантские взгляды и верования членам Общества, за исключением случаев, когда встречаются его единоверцы. После того, как будучи предупрежденным, он продолжает нарушать это правило, его могут наказать временной отставкой или исключением". Это одно из самых больших наказаний в Обществе. Относительно же внутренней секции Общества, называемой теперь Эзотерической, следующие правила были введены еще в 1880 году. "Ни один из членов не может использовать в своих личных целях какие-либо Знания, сообщенные ему любым членом Общества первой секции (теперь обозначаемой как высшая "степень"); нарушение этого правила наказывается исключением из Общества". Теперь, однако, прежде чем такого рода Знания могут быть сообщены кому-либо, кандидат на это должен связать себя торжественной клятвой не использовать их в своекорыстных целях и не раскрывать что-либо ему сообщенное, за исключением тех случаев, когда дается специальное разрешение.

Спрашивающий. Но если человек исключен из Общества или слагает с себя соответствующие полномочия, связывающие его с этой секцией, то в этом случае может ли он раскрыть полученное Знание или нарушить условия торжественного обязательства, которое он принял?

Теософ. Конечно нет. Его исключение или снятие полномочий освобождает его только от обязательства перед своим наставником и от того, чтобы принимать активное участие в работе Общества, но, конечно, не от священной клятвы сохранять тайны.

Спрашивающий. Но разве это разумно и справедливо?

Теософ. Несомненно. Для любого мужчины или женщины, имеющих малейшее чувство чести, клятва сохранять тайну, данная под честное слово, и в большей степени своему высшему "Я" — Богу внутри себя — связывает его до самой смерти. И хотя человек может покинуть секцию или Общество, ни один человек чести, не подумает совершать нападки или причинять вред той организации, с которой он (или она) был связан клятвой.

Спрашивающий. Но не заходит ли это слишком далеко?

Теософ. Возможно да, согласно низкому стандарту морали настоящего времени. Но если это не связывает настолько, как это мы оговариваем в данном случае, какая польза тогда от клятв вообще? Как может кто-либо ожидать получения каких-либо тайных Знаний, если он считает себя вправе освободиться от принятых обязательств, когда ему вздумается? Какая гарантия, уверенность или доверие могла бы существовать среди людей, если бы клятвы, подобные этой, не имели реально связывающей силы. Поверьте мне, что Закон Воздаяния (Кармы) очень быстро настигнет того, кто нарушит свою клятву, и возможно столь же быстро, как и презрение каждого честного человека, даже на физическом плане. Это хорошо выражено в Нью-Йоркском издании "The Path", как раз недавно процитированном по этому вопросу: "Клятва, однажды принятая, связывает каждого в моральном и оккультном мирах навсегда. Если мы нарушили ее однажды и подверглись наказанию, то это не значит, что мы не можем нарушить ее опять; и сколько бы мы ни продолжали жить и действовать так, могущество Закона Кармы будет настигать нас неотвратимо" ("The Path", июль, 1889 г.).


[1] Мытари — к ним относились в те времена как к грабителям и карманным ворам. Среди евреев прозвище и профессия мытаря была самой позорной на свете. Им не было разрешено входить в Храм Божий, и в Евангелии от Матфея (18, 7) говорится одинаково, как о язычниках, так и о мытарях. Тем не менее, они были всего лишь римскими сборщиками налогов, занимая такое же положение, как и британские чиновники в Индии и других покоренных странах.

[2] В позднем средневековье рабство, под влиянием моральных факторов в основном исчезло из Европы; но затем произошло два важнейших события, которые подорвали моральные устои, выработанные европейским обществом, и навлекли на человечество такое количество проклятий, какое редко встречалось на Земле. Одним из таких событий был первый поход к населенным варварским берегам, где человеческие существа были обычным предметом торговли. И другим — было открытие Нового Света, где были обнаружены неистощимые источники богатств, для разработки которых требовалась привозная рабочая сила. На протяжении четырех сотен лет мужчин, женщин и детей отрывали от родных и любимых мест и продавали с берегов Африки чужеземным торговцам; закованными в цепи их перевозили в трюмах, часто живых вместе с мертвыми, на всем продолжении этих ужасной, так называемой, "переправы"; и, согласно Банкрофту, которого можно считать объективным историком, 250 тысяч человек из 3-х с четвертью миллионов были сброшены в море, во время таких фатальных рейсов, в то время как остальные были отправлены в жалкую ужасающую неизвестность на рудники и под плети на тростниковые и рисовые поля. Вина за это величайшее преступление лежит на Христианской Церкви. "Во имя Пресвятой Троицы" испанское правительство, находившееся под влиянием Римско-Католической Церкви, заключило более десяти договоров, дающих полномочия на продажу в рабство пятисот тысяч человеческих существ; в 1562 году сэр Джон Хопкинс отплыл в свою дьявольскую экспедицию для закупки рабов в Африке и продажи их в Вест-Индии на судне, которое носило священное имя Иисуса; тогда же королева Елизавета, протестантка по христианской вере, наградила его за успех в этом первом авантюрном предприятии англичан в такого рода бесчеловечной торговле, разрешив ему носить в качестве герба "полумавра, с его истинным цветом кожи, в путах", или, другими словами, в виде закованного негритянского раба.

"Завоевания Креста" ("Agnostic Journal")

[3] "Отделение" или ложа, составленная исключительно из единоверцев или отделение in partibus ["в странах неверных", т.е. в чужих краях, в чужой среде], как они теперь напыщенно себя величают.

К началу страницы → Ключ к Теософии. Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU