Е.П.Блаватская

Смерть и бессмертие

(сборник статей)

Парабрахм в определении ведантистов 

«Я осмеливаюсь привлечь внимание тех, кто интересуется вопросом Личного, Безличного Бога или Его отсутствием к следующему отрывку из диалога на урду, который произошел между мной и саньясином (брамином-аскетом) на лахорской железнодорожной станции вечером 3-го числа текущего месяца. Он является челой саньясина-ведантиста из Бенареса, известного под именем Шанкар-Гири свами. Он сказал, что изучил Гуру-Гиту и Упанишады. Он, конечно, отказался назвать свое имя, ибо ни один саньясин никогда этого не сделает.

Вопрос: Бог добрый?

Ответ: Параматма — это сат[1] (сущность) всего, а все остальное является митьей (иллюзией), порожденной невежеством. Не существует ничего, кроме Парабрахма. К кому или чему он может быть добр?

В.: Вы молитесь?

О.: Кому я должен молиться? Я не молюсь, ибо я сам Парабрахм. Я только созерцаю. Созерцание — это состояние ума.

 

 

*  *  * 

В.: Значит, Вы настика (атеист)?

О.: Нет.

В.: Вы мусульманин или христианин?

О.: Ни то и ни другое.

В.: Тогда к какой религии Вы принадлежите?

О.: Я буддист, а если точнее — ведантист школы Шанкарачарья.

Я трижды спросил у него, является ли он буддистом и, к моему полному изумлению, он трижды дал утвердительный ответ. Я сам убежденный ортодоксальный брамин и верю в персонального Бога, игнорируя идею о 330 млн. богов.

 

Рамжи Малл

пандит, служащий рохилкхандского отделения Патриотической Ассоциации (совершающий деловую поездку с президентом).

Сиалкот, 4 апреля 1883 г.».

 

«Вышеизложенный диалог состоялся в присутствии чела с севера, который подтверждает его достоверность.

(Рай) Бишенлалл,

член Т[еософского] О[бщества]».

 

Утверждение о том, что не существует никакого различия между эзотерическим буддизмом и учениями Шанкарачарьи, правильно понятыми продвинутыми ведантистами-адвайтистами, является настолько истинным, что о последних говорят на юге Индии — особенно вишишта-адвайтисты — как о праччханна бауддхах, или «переодетых буддистах».

 

 

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p. 204-205. 


 

[1] Cат (санскр.) — единая вечносущая Реальность.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Смерть и Бессмертие"  

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU