Е.П.Блаватская
Смерть и бессмертие
(сборник статей)
Замечания к статье «Поездка по ближнему Тибету»
Капитан А.Бенон представил интересный отчет о своем
путешествии в долину Гунготри и посещении Тхулинга, в
Тибете, где находится ламаистский
монастырь, принадлежащий монахам из секты «красные шапки».
Он пишет: «Тхулингские ламы — великие чародеи и могут
убивать людей на расстоянии с помощью силы воли».
Е.П.Блаватская дает комментарий.
То, что они обладают большой месмерической
силой, это факт. Месяц, проведенный в их благостной
компании, не даст ни духовного просветления, ни улучшения
морали.
Комментарий Е.П.Блаватской на замечание автора о «чудесах,
совершенных ламами».
Только не высокими ламами, или «желтыми шапками», которые
никогда не станут демонстрировать что-либо перед случайной
толпой. В каждом большом или малом ламаистском монастыре
будут проводиться «религиозные мистерии», и «Панчен Римпоче» ,
или Высокий Лама в Ташилумпо
со всем своим ген-дуном (духовенством) будет наделять
только что посвященных гелунгов духовными силами, или
нго-дгюб, ибо этот год знаменует собой конец важного цикла.
Но это никогда не делается публично, а только за
неприступными стенами тайных святилищ ламаистских
монастырей, в лхаканге,
или внутреннем храме.
«Жители Тибета очень угнетены, поскольку старшего сына в
каждой семье отдают в священнослужители».
Нашего друга и корреспондента ввели в заблуждение. Это
религиозный обычай; и он тяготит тибетцев не больше, чем
индусов выполнение их кастовых и религиозных обязанностей.
Даже если бы у них было право выбора, они не отказались бы
от этого обычая.
«Автор утверждает, что официальные власти имеют привычку
грабить народ во время поездок по стране».
Верно, но только в отношении китайских правителей, но не
тибетских.
«Страна управляется из рук вон плохо, а ламы, несмотря на их
чудодейственные силы, кажутся беспомощной горсткой людей».
Откуда нашему корреспонденту это известно? Уж не из
разговоров ли с несколькими неграмотными туземными
торговцами?
«В начале нынешнего столетия они не смогли предотвратить
разграбление непальской армией ламаистского монастыря в
Ташилхунпо».
Снова ошибка, порожденная незнанием европейцами истинного
положения дел в Тибете. Прежде всего, гелугпа, или «желтые
шапки», пойдут скорее на любые жертвы, чем убьют человека —
даже своего злейшего врага; такая жестокость характерна для
дугпа, черных магов. Далее, непальская армия разграбила
великолепный ламаистский монастырь в Ташилхунпо не «в начале
нынешнего столетия», а в 1792 г. В тот год Таши-ламе было
едва ли 10 лет от роду, и его регент, Чан-тю-Кушо, брат
покойного Таши-ламы, был мирянином, а не
ламой-«чудотворцем»; кроме того, при наличии «реинкарнации»,
или перевоплощенного бодхисаттвы (каковым является преемник
Таши-ламы), ни один нижестоящий лама, какими бы большими
духовными силами он ни обладал, не может, согласно их
законам, брать на себя ответственность предпринимать любые
действия в сложной политической обстановке без личного
указания Таши-ламы — а малолетний Лама таковых не давал.
Подробности хорошо известны, а причины просты.
«Год или два назад трое китайских лам прибыли в Ниланг и
после оказанного им гостеприимства начали резать и есть
скот, а закончили изнасилованием нескольких джадских
женщин».
Опять же, эти ламы принадлежали, вероятно, к секте дугпа,
поскольку были китайцами, а не тибетцами. Мы полагаем, что
было бы трудно встретить монаха из секты «желтые шапки»,
повинного в подобных преступлениях, поэтому в
действительности нет предмета для разговора.
Статья впервые опубликована в
журнале «The Theosophist», vol. III, № 12, August, 1882, pp.
264.
Ламаизм
— тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в
конце XIV века в Тибете и в XVI-XVIII вв.
распространившаяся на севере Центральной Азии среди
монгольских народов; высшее духовное лицо —
Далай-лама.
Mесмеризм — то же, что животный магнетизм.
К началу страницы → К
оглавлению сборника "Смерть и Бессмертие"
|