Есть опасения, что наш корреспондент имеет неверные
представления о многих понятиях. Не будем касаться его очень
оригинальных взглядов на карму, поскольку это его
собственные идеи, которых он вправе придерживаться, как и
любой другой человек. Ответим лишь кратко на ряд вопросов,
перечисленных в конце его письма.
1) Дух переплетается с плотной материей по той же причине,
по которой жизнь соединяется с внутриутробным
плодом. Он подчиняется закону и, следовательно, не может
избежать этого проникновения.
2) Нам неизвестно ни одной восточной философии, которая
учит, что «материя возникает из духа». Материя так же вечна
и неуничтожима, как и дух, и невозможно с помощью наших
физических чувств, пусть даже высших, духовных, постичь одно
без другого. Дух per se — фикция и
нереальность. Это отрицание любого утверждения и
всего, что существует.
3) Насколько нам известно, никто никогда не заявлял, что
дух может быть уничтожен при определенных
условиях. Дух может быть разъединен со своей проявленной
материей, со своей личностью; в этом случае речь идет об
уничтожении последней. Мы также не верим, что «дух выдыхает
из себя материю»; наоборот, материя проявляет дух.
В противном случае, это, поистине, была бы головоломка.
4) Поскольку мы не верим в антропоморфных «Бога» и
«Сатану», то для нас не существует ни «рая», ни «ада» в
общепринятом смысле этих понятий. Следовательно, обсуждение
данного вопроса будет бесполезной тратой времени.
Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist»,
vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 89-90.
Е.П.Блаватская комментирует письмо одного из
корреспондентов.