Е.П.Блаватская

Смерть и бессмертие

(сборник статей)

Беседа с «Нулем» 

[Ответ теософа]

Некий «Нуль», бросившись на защиту Христа и апостола Павла ото всех «теософов», — которые ни по отдельности, ни коллективно никогда и не помышляли нападать ни на одного из них, — выдвинул против этой организации несколько обвинений в «Poona Observer» от 26 января. Означает ли сей псевдоним пустую цифру, как указано в словаре[1], или точку замерзания воды на термометрах Цельсия и Реомюра[2] — оставляем этот вопрос на суд читателя, я же склонна предположить первое, как наиболее сообразующееся с этим христианским Дон Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами. Один теософ берет на себя смелость внести поправки в некоторые чересчур нелепые утверждения корреспондента «Poona Observer», который обвиняет теософов в следующих преступлениях:

— В желании уничтожить «все существующие религии... особенно христианскую», не будучи при этом «очень щепетильными в выборе средств»;

— В дикости и нелепости «их попыток отождествить Иисуса Христа и апостола Павла с древними адептами оккультизма»;

— В отрицании «некоторыми теософами существования таких личностей, как Святой Павел и Христос».

Остальная часть письма и особенно аргументы в пользу подобных выпадов представляют из себя хитросплетение недопустимых и антиисторических предположений, базирующихся на личной и слепой вере в собственную особую религию, — бездоказательную для всех, кроме христиан, — и не нуждаются в серьезном рассмотрении для тех, кто отрицает a priori так называемые «чудеса» — нечто, совершенно выходящее за рамки законов природы. Пусть «Нуль» запомнит, что между любым феноменом, каким бы сверхъестественным он ни казался, но все же согласующимся с этими законами, и чудом, из числа приведенных им в качестве доказательства ошибочности предположений теософов, простирается непроходимая пропасть, охраняемая экспериментальной физической наукой с одной стороны, и простым здравым смыслом с другой. Объясним нашу позицию в нескольких словах. Ни один теософ-оккультист никогда не будет отрицать возможность «превращения пяти хлебов в шесть хлебов» и даже в «пять тысяч». В первом случае это явление может быть результатом того, что каббалисты-практики называют экзосмосом[3], во втором — набрасыванием на толпу месмерической майи, неких колдовских чар. Но ни один теософ, за исключением новичка или неискушенного ученика (из числа тех, кто принимает вещи слепо на веру и вопреки доводам разума, чем доказывает свою непригодность к оккультизму), никогда не примет как факт ни воскрешение действительно мертвого тела, ни воплощение Бога в голубя или голубку — почему тогда христиане насмехаются над сиамским белым слоном[4] — ни «непорочное зачатие», ни, опять же, чудо «вознесения», то есть реальное поднятие на небо и исчезновение там плотного тела человека. После такого краткого пояснения я продолжу опровержение трех упомянутых обвинений — единственных из числа выдвинутых, которые заслуживают хоть какого-то внимания, поскольку могут ввести неискушенного читателя в заблуждение относительно нашего Общества в целом.

1) Какое право имеет «Нуль» так огульно обвинять «теософов» в «нещепетильном выборе средств»? Первый же встреченный им теософ мог бы ответить на такой упрек простым напоминанием, что у его «Отца в доме много обителей», другими словами, что основное Теософское Общество имеет 53 дочерних отделения в одной только Индии. Поскольку это Общество состоит из тысяч членов, представляющих почти все известные нации и конфессии, чьи религиозные чувства никогда не ущемляются и среди которых немало настоящих христиан (и священнослужителей), до которых «Нулю» еще надо дорасти, то это обвинение «Нуля» против всей теософской организации в целом является абсурдным. Но даже если допустить, что есть некоторые теософы, которые из желания добиться триумфа своего общего дела и упрочения позиций теософии, то есть Всемирного Братства, в единодушной вере в то, что, по их убеждению, является единственной истиной, попытались бы уничтожить все существующие [догматические] религии и даже отрицать само существование Христа и Павла (а это совсем не так, что я собираюсь доказать), то почему такая политика, даже в этом случае, должна считаться более разборчивой, чем аналогичная ей широкомасштабная тактика, применяемая мощной организацией фанатичных христиан вообще и миссионеров в особенности.

Готов ли «Нуль» утверждать, что в Индии есть хоть один падре, который не решился бы «уничтожить все существующие религии», кроме своей собственной, или почувствовал бы нежелание отрицать существование индусских богов и поносить в качестве «мифа» устно и письменно всех других божественных аватар[5], кроме Христа; или постеснялся бы публично либо конфиденциально объявить Зороастра и Кришну, Будду и Магомета вкупе с длинным списком «языческих» чудотворцев — спасителей и риши, пророков и йогов — «мировыми мошенниками» и фокусниками? Когда преобладающая религия порождает инквизицию, а на спаде ее таких писателей, как преподобный м-р Хасти из Калькутты, который, пользуясь врожденной скромностью нации, отсутствием у нее единства и солидарности мышления и действий, оскорбляет ее религиозные святыни, оплевывает ее веру и обливает грязью достоинство ее женщин, — тогда действительно не приличествует приверженцам такой религии заявлять, что последователи других вероисповеданий «не разборчивы в выборе средств».

2) Мы оставляем за непредвзятыми судьями право решать, почитается ли Иисус в большей степени теософами, которые видят в нем или в воплощенном им идеале совершенного адепта (высочайшего в ту эпоху), существо, в нравственном отношении стоящее намного выше непосвященного человечества, чем христианами, которые сделали из него несовершенного солнце-бога[6], спасителя и аватары ничуть не лучше, а кое в чем и уступающего некоторым из его предшественников-аватар. Ни один теософ, из числа когда-либо интересовавшихся христианством, — поскольку нашим «языческим» членам Общества, разумеется, безразлично, существовали ли на самом деле Христос и Павел или нет — никогда не отрицал существования этого апостола, являющегося исторической личностью.

Некоторые из нас, включая несколько образованных христианских мистиков из британского Теософского Общества, отрицают только евангелического Иисуса — который не является исторической личностью, но, тем не менее, признается «Нулем» и католическими священниками, — но верят в идеалистического Христа. Другие склонны видеть истинного Иисуса в адепте, упомянутом в древнейших талмудических и некоторых христианских книгах под именем Иешуа бен-Пантера[7]. Они говорят, что поскольку самое авторитетное доказательство существования евангелического Христа, когда-либо предоставлявшееся отчаянными и судорожными усилиями церкви для критического анализа, является самым неубедительным и трудно проверяемым, то решение проблемы можно найти в свидетельствах евреев и даже Иринея. Они утверждают, что этот Иешу (или Иешуа) был сыном женщины по имени Стада (по прозвищу Мириам) и Пантеры, римского солдата; что он жил с 120 до 70 года до н. э.[8] и был учеником раввина Иешуа бен-Перахиах, своего двоюродного деда, с которым он во время преследования евреев Александром Иоаннесом (царем евреев в 106 году до н.э.) убежал в Александрию, где был посвящен в египетские мистерии, или магию[9] и по возвращению в Палестину, будучи обвиненным в ереси и колдовстве, был допрошен, приговорен к смерти и повешен на древе позора (римском кресте) в окрестностях города Люд, или Лидда[10]. Эта историческая личность (такая же достоверная, как и любая другая) была великим Адептом. Что касается Павла, насколько мне известно, никто никогда не считал его адептом, и менее всего наши оккультисты, поскольку его биография слишком хорошо известна. Простой изготовитель палаток (а не «свирепый солдат», как его преподносит «Нуль»), он был сначала гонителем назареев, затем принял новую веру и стал ее страстным проповедником. Именно Павел был истинным основателем христианства, реформатором небольшой организации, ядро которой состояло из ессеев[11], набатеев, терапевтов[12] и представителей других мистических братств (теософских обществ древней Палестины), — получившей название «христианская» более чем три столетия спустя, а именно — при императоре Константине. Видения Павла от начала до конца указывают скорее на то, что он был медиумом, а не адептом, поскольку чтобы стать адептом, необходимы долгие годы обучения и подготовки, завершающиеся обрядом посвящения, проведенным высоким Иерофантом.

Ввиду того, что третье обвинение логически опровергается вышеприведенными доказательствами, показывающими несостоятельность первых двух, можно считать дело закрытым и прекратить его. А если, паче чаяния, «Нуль» будет настаивать на защите своего евангелического Христа от тех, кто считает его мифом, основанным на историческом Иешу из Лидда, тогда мне придется попросить его объяснить нам следующее:

1) Как могло случиться, что Филон Александрийский[13], самый точный и самый образованный из историков-современников евангелического Иисуса; человек, родившийся на 10 лет раньше и умерший на 15 лет позже его; человек, который несколько раз в течение своей долгой жизни приезжал в Иерусалим из Александрии, где он жил, и который, вероятно, посещал Иерусалим по прошествии всего лишь нескольких лет после мнимого распятия; короче говоря, автор, который, описывая различные религиозные секты, общества и объединения Палестины, прилагал все усилия, чтобы ничего не пропустить, даже из числа едва достойных упоминания — как, спрашиваю я, могло случиться, что Филон Александрийский никогда ничего не слышал об Иисусе, распятии или любом другом событии, причисленном к так называемым фактам христианской теологии.

2) Почему 16 знаменитых строчек Иосифа Флавия[14] о Христе, строчек, появившихся подобно латке на новой одежде и лишенных всякой связи с предшествующим и последующим содержанием текста, почему эти строки отвергаются большинством самих же христианских теологов? Они приписывают эту явную подделку Евсевию Памфилу[15], епископу Кесарийскому[16], этому «властителю лицемерных отцов церкви» и «бесчестных писателей», как его называли Барон Бунсен, Нибур[17], д-р Ларднер и некоторые другие. Но если все эти авторы ошибаются и упомянутые строки не являются вставкой, как они полагают, почему тогда сам Пейли, автор, страстно желавший признания своего «Взгляда на доказательства христианства», вынужден был, к своему сожалению, признать, что «свидетельство» (Иосифа) очень трудно считать удовлетворительным. Тем более, что Иосиф — после того как фальсификатор, в конечном итоге, заставил его признать в Иисусе «мессию евреев» и выказать ему такое почтение, что он едва ли осмеливался называть его человеком, — умер в возрасте 80 лет упрямым ортодоксальным евреем, презрительно замалчивая, если не полностью игнорируя, появление и распятие мессии и все, связанное с ним!

3) Как «Нуль» объяснит факт полного умолчания и явного игнорирования Иисуса и его распятия в «Мишне»?[18] «Мишна», составленная Хиллелом[19] в 40 г. до н.э., изданная и дополненная (примерно до начала 3-го столетия нашей эры) в Тиверии, где были совершены все деяния библейских апостолов и чудеса Христа; «Мишна», которая содержит полный перечень всех еретиков и восстаний против авторитета еврейского Синедриона[20] c 40 г. до н. э. и примерно до 237 г. н. э.; короче говоря, летопись деяний Синагоги и история фарисеев[21], тех самых, которых обвиняют в смерти Иисуса, — как случилось, что ни один из известных раввинов[22], авторов «Мишны», похоже, никогда не слышал об Иисусе или не замолвил не единого слова в защиту своей секты, обвиненной в богоубийстве, и фактически хранил абсолютное молчание относительно этого великого события? Странные пропуски «всемирно признанных фактов»!

4)              Хочу добавить всего лишь несколько слов по поводу редакторского примечания в «Poona Observer». Те теософы, которые изучали христианскую экклезиологическую[23] историю (?) и литературу, за исключением немногих христиан, отрицают самым решительным образом не только божественность, но даже «вероятность божественности [библейского] Христа». Совершенно верно: «основное кредо теософов — нет ничего невозможного»; но только до тех пределов, пока это не вступает в противоречие со здравым смыслом и не претендует на нечто сверхестественное, в теологическом смысле этого слова. В противном случае, если мы поверим в способности Иешуа влиять на движение солнца, в увеселительную прогулку Ионы-пророка в желудке кита или возвращение к жизни полуразложившегося тела Лазаря, то я не вижу причины, почему бы нам, в таком случае, не провозгласить свою непоколебимую веру в Ханумана[24], обезьяну-бога, и его стратегический талант; в Архата, заставившего гору Меру[25] вращаться на кончике своего пальца; или в реальное внутриутробное развитие и последующее рождение Гаутамы Будды в образе белого слона. Мы, по крайней мере теософы, которые не «подвергают сомнению наш девиз», берем на себя смелость провести разграничительную линию в том месте, где психофизические феномены превращаются в чудовищные несуразности — чудеса, которые мы в избытке находим в Библии. А теперь, вторя «Нулю», мы тоже можем сказать: «Пусть все “разумные люди” зададут себе вопрос: кто — христиане или теософы — более “рассудительные” и надежные “проводники”?»

 Теософская единица

 

 

Эта статья является репликой на статью «Разговор с теософами» и была напечатана с ней в одном номере.



[1] Английское слово «zero» переводится как «нуль».

[2] Реомюр  Рене Антуан (1683-1757) — французский физик и изобретатель. Созданный им термометр имеет всего 80 градусов, самый высший — соответствует температуре кипения воды.

[3] Экзосмос — процесс просачивания жидкостей и растворенных веществ из клетки во внешнюю среду.

[4] Согласно легенде, матери Будды перед рождением сына приснился белый слон, сходящий с небес.

[5] Аватара (санскр.) — Божественное воплощение. Нисхождение бога или другого возвышенного Существа на землю в теле обыкновенного смертного. Существует два вида аватар: родившиеся от женщины и лишенные родителей, анупадака.

[6] Солнце-бог — солярный культ (почитание солнца), относится к числу древнейших религий. Человек рано связал пробуждающееся к жизни семя злаков с благодатным солнечным теплом. Соответственно и сакрализация Солнца была связана, в первую очередь, с развитием земледелия. Ярче всего солярный культ отразился в праздниках в честь возрождения природы. Это древнеримские сатурналии, западноевропейские карнавалы, русская масленица и красная горка, праздники Ивана Купалы, декабрьские колядования, праздник народов Ближнего и Среднего Востока навруз. Все они сконцентрировались вокруг четырех календарных рубежей: осеннего и весеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний. На эти праздники жгли колеса и костры, символизируя этим приобщение к Солнцу и его теплу, жарили яичницу (яйцо — знак Солнца и природы), пекли блины, лепешки и др. Митраистский праздник «Непобедимого солнца», отмечавшийся 25 декабря, христианская церковь превратила в VI веке в праздник рождества Христова. Много вариантов почитания Солнца дают мифология и религиозный культ индейцев Америки. В фольклоре, народном прикладном искусстве и сейчас нередко встречаются солярные символы: солнечное колесо, кольцо, венок, чаша, золото, жар-птица, свадебный каравай и т.д.

[7] Eпифаний в своей книге против ересей (IV в.) приводит следующую родословную Иисуса:

 

(См. Mr.Jerald Massey. «Yesus and the Recorda of his Time» в апрельском номере «The Spirityalist», 1878). 

[8] См. Irenaeus Adv. Haer, кн.II., гл.XXII, 5. Ириней решительно утверждает, что Иоанн (автор 4-го Евангелия) «сам сообщил», а «все старейшины подтвердили информацию», что «Иисус проповедовал с 40- до 50-летнего возраста».

[9] См. Гемару вавилонского Талмуда*, трактаты Санхедрин (гл.XI, 107 в.) и Сотах (гл.IX, 47а).

* Талмуд — иудейский канон составляет Танах, ветхозаветная часть Библии, и Талмуд. Талмуд состоит из Мишны (дополнительных предписаний для евреев) и Гемары (комментария к Мишне). Так как толкования Мишны происходили в Палестине и Вавилоне, то различают два Талмуда — палестинский (Талмуд Иерушалми) и вавилонский (Талмуд Бавли). В научной литературе иерусалимский Талмуд цитируется по трактатам, главам и параграфам (например, Берахот, IV, 5), а вавилонский — по трактатам, листам и страницам (например, Берахот, 10а, где 10 означает номер листа, «а» — первую страницу). Установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице постоянно точный определенный текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы.

[10] См. вавилонскую «Гемару» к «Мишне», трактат «Шаббат», 67-104.

[11] Эссены, или ессеи (от евр. «аса» — «целитель») — иудейская секта, сведения о которой сохранились у писателей I в. н.э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. По словам Плиния, ессеи жили вблизи Мертвого моря на протяжении тысячелетий. Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие — назареями. У них было много буддийских идей и обычаев. Ессеи образовывали общины, в которых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физический труд, а в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что ессеи жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег, общины ессеев носили замкнутый характер, попасть в них было трудно. Ессеи принимали активное участие в антиримском восстании в Иудее 66-73 гг., за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергли пленных ессеев жестоким пыткам.

[12] Терапевты — согласно Е.П.Блаватской, школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Они были «целителями» в том же смысле, как некоторые «христиане» и «ментальные» ученые. Члены Теософского Общества являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и исследователями эзотерических наук. Филон (Иудей) Александрийский называет их «слугами бога» и «созерцательными эллинизированными иудеями». Место их расселения — окрестности Мареотидского озера. Они не признавали рабства, отказывались от собственности, проповедовали пацифизм. Основная добродетель, с точки зрения терапевтов — воздержание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.

[13] Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) иудейско-эллинистский теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии. Философско-теологическое учение Филона представляет собой соединение идей греческих стоиков, платоников и пифагорейцев с мифологическими образами Ветхого Завета. Иудейский бог (Яхве) толкуется им как высшее, трансцендентальное бытие. Бог творит и управляет им через своего посредника — логоса. Человек понимается как образ и подобие логоса, но в то же время — как существо греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуществляется путем аскезы, самопознания, стоической апатии и мистического экстаза. Представления Филона оказали значительное влияние на формирование христианского вероучения.

[14] Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100) — иудейско-римский историк, автор «Иудейской войны», «Иудейских древностей» и других сочинений, имевших целью возбудить у римских властей сочувствие к еврейскому народу, потерпевшему поражение в иудейской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период войны с Римом Иосиф был военачальником. Видя неизбежность поражения иудеев, сдался в плен, стал придворным историографом Флавиев (династии римских императоров). Книги Иосифа являются ценным источником по истории предшествовавшей и современной христианству эпохи.

[15] Евсевий Памфил (263-340) — христианский теолог и историк, епископ Кесарийский с 311 г.

[16] Кесария (Цезарея) — столица Палестины при римлянах, древний морской порт на северо-западе Израиля, к югу от Хайфы. Основан в 20-х гг. до н. э. на месте эллинистического города «Башня Стратона».

[17] Нибур Бартольд Георг (1776-1831) — немецкий историк античности, сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. Основатель критического метода в изучении истории. Взгляды Нибура оказали большое влияние на развитие европейской и, в частности, русской историографии. Основной труд — «Римская империя» — остался незавершенным.

[18] Мишна. — Уже в IV в. до н.э. появились книжники, которые занимались толкованием «Моисеева закона»; они и положили начало той работе, плоды которой впоследствии стали известны под названием «Талмуд». Мишна (повторение закона) существовала сначала устно, потом была записана. Она состоит из 63 трактатов, сгруппированных в шесть отделов: «Зераим» («Посевы») включает в себя 11 трактатов, рассматривающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение, главным образом, к земледелию; «Моэд» («Праздники») (12 трактатов); «Нашим» («Жены»), законы о браке и семье (7 трактатов); «Незикин» («Повреждения»), гражданское и уголовное право (10 трактатов); «Кодашим» («Святыни»), о жертвоприношениях (11 трактатов); «Тогорот» («Очищение») (12 трактатов).

[19] Хиллел (70 до н.э. — 10 н.э.) — известный и высокопоставленный вавилонский раввин (I-го в. до н.э.), был основателем секты фарисеев, ученым и праведником.

[20] Синедрион — совет старейшин в древней Иудее до падения Иерусалима, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. Наряду со жречеством в Синедрионе заседали представители светской аристократии. Находился под контролем римской прокуратуры. Заседания проводились в Иерусалимском храме.

[21] Фарисеи («отделившиеся») — древнеиудейская религиозно-политическая секта, существовавшая наряду с саддукеями (сектой ученых-философов, занимавших высокие посты в Иерусалиме, как, например, первосвященников и судей) с I-го в до н. э. до конца II в. н. э. и объединявшая представителей средних слоев и низшего духовенства. Фарисеи настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались почти с самого начала показным благочестием. Слово «фарисей» стало нарицательным и употребляется в качестве синонимов слов «ханжа» и «лицемер».

[22] Раввин — служитель культа в иудаизме, судья по вопросам религиозной и семейной жизни в еврейской общине. Коллегия раввинов, раввинат, толкует предписания Талмуда. Первоначально раввины были учителями священных мистерий, каббалы, позднее каждый левит жреческой касты становился учителем и раввином.

[23] Экклезиология (греч.) — в католицизме и православии теологическое учение о церкви как божественном установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Не путать с Екклезиастом (Екклисиастом), книгой из Ветхого Завета, авторство которой приписывается царю Соломону.

[24] Хануман — бог обезьян в «Рамаяне», генералиссимус армии Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман был верным союзником Рамы и своею несравненной смелостью и умом помог аватаре Вишну окончательно сокрушить царя демонов Ланки, Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы — это оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой эпической поэме индусов.

[25] Меру — название горы, якобы находящейся в центре земли, где расположена Сварга, «Олимп» индусов. Она вмещает «города» величайших богов и обители различных дэв. В географическом значении это неизвестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была «Страной блаженства» самых ранних ведических времен. Оккультные учения помещают ее в самом центре Северного полюса, определяя в качестве местонахождения первого континента на нашей Земле после отвердения этого глобуса.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Смерть и Бессмертие"  

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU