Е.П.Блаватская

Смерть и бессмертие

(сборник статей)

Приложение
Илларион Смердис
Письмо из монастыря Сурб Ованес
 

...Наши зороастрийские братья с радостью услышат о страничке своей истории, вырванной из книги народной памяти и вплетенной в легенды. Эта книга — столь исполненная величия их праотцов времен седой древности, когда они не только представляли гордую и независимую нацию, но и были связаны единою религией, единым государством и единою цивилизацией — стремительно уходит в небытие. Судьба ее напоминает участь некоторых ценных манускриптов до-христианских веков, кои порою находят плесневеющими в библиотеках древних монастырей. Сначала широкие поля ее использовались для монашеских диссертаций, а позднее и само содержание стало стираться рукою вандала, дабы расчистить путь полемическим дискуссиям о какой-нибудь арианской ереси... Как ни странно, даже те немногие предания, что дошли до наших дней, не нашли себе пристанища среди бехдинов — этой горстки «последователей истинной веры», которые, цепляясь за свою древнюю религию, разбросаны ныне по всей провинции Керман — а, напротив, сконцентрировались вокруг горной цепи Великой, или Большой Армении и озера Ван, среди полу-христианского армянского населения. Чтобы высвободить их целыми и невредимыми из запутанного клубка мусульманских, христианских и языческих легенд, потребуется рука попроворнее, чем у заколдованной принцессы из сказки «Синяя Борода». К величайшему счастью, некоторые из основных записей удалось спасти, и они хранятся ныне в виде целой библиотеки из цилиндров. В один прекрасный день они смогут сильно пошатнуть дикие теории и интерпретации всех этих Анкетиль-Дюперронов, Шпигелей и Гаугов. Vox populi, vox dei. Народная молва, живо воспринимающая все чудесное, сплела паутину замысловатых фантазий вокруг центрального ядра реального факта: она гласит, будто величественная фигура — настойчиво отождествляемая с Матаном, последним за прошедшие шестнадцать веков величайшим Жрецом-Магом, отправившимся к праотцам — ежедневно, на закате появляется у входа в недоступную пещеру, на вершине одного из пиков Ала-Дага, с книгою хроник под мышкой...

За исключением «гебров» — бехдинов Кермана — миллионы древних огне-поклонников обратились ныне в мусульман и христиан. О человеческой крови, пролитой во время насильственных обращений в христианство и магометанство, повествуют многие народные предания. Слезы Записывающего Ангела, излитые на протяжении двух эпох, отпущенных человечеству со времен Гайо-Марэтана[1], едва ли смоют все его записи в книге отвратительнейших и жесточайших злодеяний, содеянных христианами и мусульманами против последователей Заратуштры. От творений веков в виде храмов Огня и монументов, разрушенных рвением новообращенных «святых» — «людей честной репутации», занесенных в церковные басни, именуемые Историей Церкви — остались лишь многочисленные развалины, каждая из коих могла бы поведать собственную скорбную повесть. Я только что посетил один из таких исторических памятников, воздвигнутый во времена глубокой древности, более отдаленной от нас, нежели то готовы признать европейцы. Я пишу вам на алтаре огнепоклонников, сооруженном 4000 лет назад и каким-то чудом избегшем разрушения, превратив его в очень удобный пюпитр.

Покинув Диядин третьего дня на рассвете, я отправился к подножию Ала-Дага, через льды и снега, и спустя 36 часов подошел к той самой пещере... Ала-Даг, выражаясь географически — современное название целой горной цепи, к югу от Баязида и Диядина; Непат, Шушик-Даг, Чир-Герук и Кумбег-Даг представляют собою отдельные вершины, хотя и объединены одним названием — Ала-Даг, «Гора Бога». Вершины эти не стоит сравнивать с Гималаями, поскольку их высочайший пик расположен всего лишь на высоте 11600 футов над уровнем моря, но они интересны своими легендами. Преждевременно и бесполезно выдавать то, что может раскрыть истину. Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве... Но я могу рассказать вам о народном предании, основанном на реальном факте. Услышав о моем намерении исследовать горные твердыни, некий почтенный армянский патриарх из Диядина, стремясь на закате жизни как можно лучше использовать один-единственный орган, оставленный ему в целости и невредимости курдами — а именно, свой язык — не в меру развязал его по такому случаю. Как только ни старался он отпугнуть меня от моей затеи. Ни один смертный, говорил он, не может добраться до этого места и остаться в живых. При том, что каждая пещера является личною собственностью «Матана», он повсюду, где ступит нога путешественника, извергает священный огонь, испепеляя его за святотатственноею покушение; к тому же, в самой высокой пещере хранится Ноев Ковчег... «А что же тогда вы думаете о Ковчеге на горе Арарат?» — поинтересовался я у него. И тут же оценил всю важность новейшего геологического открытия: что давным-давно Арарат составлял часть Ала-Дага, но попав в руки персов, откололся от него и водрузился на христианской территории, оставив, в поспешном бегстве, «священный» ковчег под надежною охраной Ала-Дага. С тех пор «Матан» отказывается выдавать его[2]. Другое предание — бытующее среди бехдинов и в оазисе Иезд — рассказывает о посвященных Магах, которые, во времена доисторические, благодаря своим знаниям и мудрости, стали «богами». Они жили в армянских горах и были астрологами. Узнав от звездных божеств, что мир вскоре будет затоплен, они заставили гору, на которой обитали, исторгнуть огонь и лаву, покрывшую смолою всю поверхность горы, что надежно защитило великую пещеру от воды. Затем они водворили всех праведников, с их скотом и скарбом, внутрь горы, а всех нечестивцев оставили на погибель. Можно найти и более упрощенную версию, которая была бы ближе к историческим фактам. Но об этом пока — ни слова.

Вы, конечно, знаете, что армяне, остававшиеся в религиозном отношении, вплоть до четвертого и даже седьмого веков христианской эры, парсами, называют себя хайками — потомками Хайка, современника Билу (Бела), царя вавилонского[3].

 Обожествив его после смерти, они поклонялись ему как солнечному и лунному божеству. Хайк процветал за 2200 лет до Р.Х., согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7000 лет, согласно истине. Их легенда гласит, что Хайк со своим кланом был вынужден эмигрировать из Вавилона в Армению из-за религиозных преследований, которым их подверг Билу, пытавшийся отвратить их от чистого парсизма и обратить в сабеизм, включив Луну в культ почитания Солнца. Через двадцать шесть веков (официально принятая дата), когда царь Тиридат — последний из Аршакидов — стал насильственно обращать их в христианство (четвертый век) и новая вера распространила свои версии космогонии «Бытия», Хайк имел честь преобразиться в потомка Иафета, сына Ноя — этого добродетельного старца, обладавшего всеми достоинствами, кроме одного... быть рожденным. Но даже позабытые ими предания свидетельствуют о том, что они оставались верными учениям Зороастра. Они следовали им с тех пор, как Музар Оанн или Аннедот — Посланец Небес или Солнца (первый Одакон Ано-Дафос, человек-рыба) — ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 сари, или 244800 лет до Потопа. С той поры (как утверждают ассирологи на основании хроник-цилиндров) еще несколько Одаконов подымались из моря, последний же выходил во времена[4] халдейского царя Убара-Туту — «зарево заката» — предпоследнего из допотопных царей Бероса[5]. Эти водные учителя, все до единого, являлись из своей среды обитания, что в землях неведомых, подымаясь из вод Персидского Залива[6].

Если мы изучим сказание об Аннедоте, оставленное нам Аполлодором, а затем подкрепим его древними до-христианскими легендами Армении, повествующими, что он открыл им семена земли, научил их поклоняться матери-Земле и отцу-Солнцу и показал, как помочь двоим вырастить плод, то есть обучил искусству сельского хозяйства — то мы едва ли станем удивляться, обнаружив, что халдейский Оанн и Зороастр в их памяти едины. Халдейский Аннедот именовался «Сыном Рыбы», а последнее было именем матери Зороастра. Любопытно, что ваши исследователи Зенд-Авесты, парсы и европейцы, скажут на это? Возможно, они будут немало удивлены, узнав, что именно эллинизированное имя их Зороастра-Аннедота — которого греки называли Оаннесом — сделало обращение древних армян в христианство менее болезненным, чем оно могло бы быть в действительности — и я готов это сейчас доказать.

От Ала-Дага я направился чуть западнее Диядина и остановился у монастыря Сурб-Ованес — «Иоанна Предтечи» (имя Ованес тождественно греческому Иоанну). Сурб-Ованес — древнейший христианский монастырь в Армении. Он сооружен на месте допотопного Храма Огня и располагается на левом берегу Евфрата, у подножия величественного Непата. Задолго до христианской эры здесь стоял город — одни называли его Бхагван, другие Дитза-ван — посвященный Ахура-Мазде или Ормузду. Страна эта изобилует преданиями, и даже монастырские библиотеки сберегли множество подлинных памятников этих дохристианских веков. Среди прочих там есть один толстый манускрипт, содержащий начертанные на пергаменте хроники всех празднеств армян-огнепоклонников. С особой пышностью отмечался Новый Год, начинавшийся у них в августе. Армянская цивилизация, отшлифованная зороастрийской философией, похоже, пользовалась чуть ли не всеми современными удобствами. Эти хроники (четвертый век христианской эры) содержат повествование о смерти и погребении Высшего Жреца Матана (чьим привидением меня ежедневно стращают местные жители) — брата царя Тиграна III. Когда он почил, царственный родственник воздвиг в его память величественный храм огня. При нем было несколько гостиниц, предлагавших бесплатно кров и пищу каждому путнику и утешение пилигримам, независимо от их национальности. Увы! То были последние солнечные дни их веры... В 302 году царь Тиридат, вместе с придворными и армией, был крещен на том же самом месте, в водах Евфрата, Григором Озаренным[7]. Нет сомнений, что преподобный святой счел себя озаренным блестящею идеей; ибо не осени она его тогда — многие миллионы крещеных армян оставались бы огнепоклонниками и по сей день. Хотя царь и часть его придворных приняли христианство, народ ему воспротивился и был насильно обращен в новую веру. Чтобы сломить их сопротивление, в тот же год Григор посоветовал царю сровнять с землею храм огня в Бхагване и воздвигнуть на его месте христианскую церковь, куда и поместили затем реликвии (бедренную кость и кости двух пальцев), якобы принадлежавшие святому Иоанну Крестителю, или «Предтече». В период полуторавековой зависимости от Македонии (с 325 г. до Р.Х.) армяне приняли для своего халдейского человека-рыбы Аннедота имя Ованес. Их легко заставили поверить в то, что «Ованес Креститель», загнавший их в воду, был тождественен Ованесу или Оанну, наставлявшему их предков, восставая из вод, вступая и погружаясь в них — до, во время и после наставлений. Короче говоря, идентичность имени и стихии оказалась полезным союзником в плане, состряпанном дипломатичным святым. К концу одиннадцатого века вся Армения приняла христианство[8].

Мораль, которую можно вывести из этой истории, такова: старики умирают, рождается новое поколение, но тот же фанатичный и сектантсткий дух, что воодушевляет миссионера и священника сегодня, воодушевлял и миссионера и священника древности, ибо священническая каста — самая стойкая. Эта легенда и вера в халдейского Оанна — единственная отличительная черта современного парсизма у древних армян. И тем не менее, я не берусь сказать, что в парсизме до периода Сасанидов не было такой же веры, хотя бы и в форме легенды. В то время, когда с падением Сасанидов угасли последние искры персидской государственности, почти все их книги и писания, которые пощадил Александр, были утеряны. Династия Сасанидов, я знаю, восстановила религию Магов во всем ее первозданном великолепии; а древние халдейские Маги веровали в Оанна — человека-рыбу, вестника, посланного им Белом, Солнечным Божеством, дабы наставлять человечество, как говорит Берос, жрец Храма Бела. Признать в Зороастре реформатора религии Магов значит приблизить эпоху его процветания к самому порогу христианской эры, а в таком случае никогда бы не существовало столь большого расхождения относительно времени его жизни, какое существует ныне и какое мы находим у греческих историков.

В заключение письма — еще несколько слов. В 634-639 годах византийский император Ираклий, возвращаясь из похода в Персию и найдя церковь слишком убогою для хранения такого сокровища, как реликвии «Предтечи», приказал снести это строение и воздвигнуть на его месте гигантский монастырь. Его внешние величественные и грандиозные пропорции изумляют путешественника и по сей день. Это самое большое здание в Армении. Но внутри него — мрак и пустота. Стена, на которой высечена надпись о похвальном деянии византийского императора, изрешечена мусульманскими пулями... Купол покоится на четырех массивных гранитных колоннах, внутри которых выдолблен ряд комнат, расположенных в несколько этажей друг над другом, с винтовыми лестницами, вьющимися вокруг них и идущими к каждой келье, с потайными ходами, прорубленными в стене и ведущими их обитателей в час опасности на вершину купола, а оттуда — прямо в сердце горы, к ее многочисленным естественным пещерам. Вследствие недавних вторжений курдов, исчезла последняя церковная утварь и алтарь — и даже святое бедро и два пальца не смогли уберечь этого места. И только библиотека, состоящая из книг и древних манускриптов, сваленных, как ненужный хлам, в углах келий и не прельстившая ни одного курда, разбросана по всем комнатам. Из трех монахов, находившихся здесь в 1877 году, остался лишь один. В благодарность за кинжал и немного серебряных абазов[9], он дал мне несколько ценных манускриптов...

 

И[лларион]

Ч[лен] Т[еософского] О[бщества]

Апрель [1881].

 

Этот фрагмент из большого письма, подписанного «И...», был первоначально напечатан в «Theosophist» в июле 1881 года (том II, стр. 213-215), но автор его долгие годы оставался неизвестным. Однако, после публикации манускрипта Е.П.Блаватской «Зороастр в “истории” и Заратуштра в тайных анналах» имя автора данного письма неожиданно выяснилось. Оказалось, что оно написано Адептом, известным под именем Илларион Смердис, жившим некоторое время на острове Кипр. Е.П.Блаватская упоминает об этом письме и определенно называет его автора. Из других источников известно, что Илларион Смердис сотрудничал с Е.П.Блаватской в написании ее оккультных рассказов, таких, например, как «Одушевленная скрипка», который, собственно, и подписан его именем (см. сборник Е.П.Блаватская, У.К.Джадж, М.Коллинз «Кармические видения». — М.: Сфера, 1995). Е.П.Блаватская утверждала («Light», 9 августа 1884), что этот Адепт, «по пути к своему окончательному посвящению, навестил нас [с Г.С.Олькоттом] в своем физическом теле, проезжая через Бомбей». То же самое писал и полковник Г.С.Олькотт («Old Diarie Leaves», запись от 19 февраля 1881 г.). Этому же Брату приписывается авторство первой части книги «Свет на Пути», записанной Мейбл Коллинз. Сурб Ованес — название старейшего христианского монастыря в Армении.


 

[1] Гайомарэтан (авест.) — смертная жизнь. Гайомарт (среднеиранск., букв. — живой смертный) — в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный и первый праведник, павший жертвой Ангро-Майнью. — Прим. Е.П.Б.

[2] В «The History of Babylonia» (р. 49-50) Джордж Смит выражает мнение, что библейский Арарат «означает не гору, называемую ныне Арарат, а горную страну, расположенную к югу от нее, недалеко от озера Ван». Великий ассиролог вряд ли мог слышать об этом предании и, должно быть, высказал эту идею в силу некоторых знаний, основанных на более весомых аргументах, нежели народное предание. Но одно подтверждает другое. — Прим. Е.П.Б.

[3] Не путать с солнечным божеством Белом и Ваалом — двумя куда более древними богами. — Прим. Е.П.Б.

[4] Скорее, в тысячелетия, ибо, согласно хронологии, оставленной нам Беросом, царствование этого царя длилось 8 сари — 28800 лет. — Прим. Е.П.Б.

[5] Берос (ок. 350-280 до н.э.) — вавилонский историк, жрец храма бога Мардука; автор истории Вавилонии (на греч. языке).

[6] Один из анналов-цилиндров гласит, что это море являлось частью великой хаотической глуби, из которой был сформирован наш мир; небесная область, где обитали «боги и духи» (посвященные Маги или Сыны Бога), находилась с ними по соседству, но не в их стране. — Прим. Е.П.Б.

[7] Григор Озаренный, или Просветитель — основатель армяно-григорианской церкви (301 г.), названной так по его имени; первый армянский католикос, т.е. патриарх, глава церкви.

[8] «Иоанн Креститель, ассоциируемый обычно с Водами — просто Петро-Павловское имя и символ еврейского Ионы (проглоченного китом) и первого Посланника, ассирийского Оанна... Рыболовы и ловцы человеков Евангелий своим происхождением обязаны именно этому мифу». (Енох, «The Book of God», V. II, p. 80.) И это представляется еще более вероятным в связи с тем, что мусульманские жители Мосула, находящегося неподалеку от развалин Ниневии, веками считали, что холм, называемый ими «Небби Юнус», хранит на своей вершине гробницу или гроб пророка Ионы; а раскопки Лаярда на соседней горе Куюнджик обнажили колоссальное изваяние Рыбы-Бога Оанна — вероятнее всего, давшего рождение более поздней легенде. — Прим. Е.П.Б.

[9] Мелкая серебряная монета, распространенная в старину на Кавказе. — Прим. Е.П.Б.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Смерть и Бессмертие"  

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU