Е.П.Блаватская
Терра Инкогнита
(сборник статей)

Примечания к «Лакшмибай»
[Эта заметка претендует быть достоверным рассказом о
бхуте. У рассказчика заболела тетушка, ей становилось
все хуже и хуже, пока, наконец, не осталось ни малейшей
надежды на ее выздоровление. За день до своей смерти она
сказала сестре, что жить ей осталось всего один или два дня
и попросила перенести ее в какое-нибудь другое место прежде,
чем она умрет, так как, объяснила она, «все умершие в
комнате становились бхутами»; ей же хотелось избежать такой
жуткой участи. На следующий день она умерла в этой самой
комнате, но никто даже и не вспомнил о ее просьбе. Через
шесть месяцев невестку рассказчика охватила сильнейшая
дрожь, а все тело ее пылало как в огне. Полагая, что в нее
вселился злой дух, свекровь стала задавать ей вопросы, чтобы
выведать, кем был этот дух; призрак представился как
Лакшмибай — умершая тетушка. Рассказ заканчивается
вопросом — осталась ли душа Лакшмибай прикованной к
земле вследствие ее страстного желания переменить комнату, в
которой она лежала и в которой, как она полагала, покидающая
тело душа имела большую вероятность стать бхутом. Е.П.
Блаватская дает следующий комментарий]:
[Бхута] — призрак, прикованный к земле дух,
или «элементарий». Мы помещаем этот интересный рассказ,
чтобы показать западным спиритуалистам — в который уже раз —
что, веря в возможность возвращения «духов», индусы в то же
время боятся и презирают их, называя их «дьяволами», а не
«почившими ангелами», и принимая каждое подобное
возвращение за проклятие, от которого следует беречься и
избавляться как можно скорее.
Утверждения бхуты, сделанные через ее медиума, в
данном случае ничего не доказывают. Леди, которая была так
одержима, знала столько же о покойной, сколько и об
остальных членах семьи. Это мог быть любой дух — насколько
известно рассказчику — персонифицировавший Лакшмибай,
а правильные ответы вовсе не доказательство.
[«Призрак ответил, что страдает от мысли, что ее не
перенесли в другую комнату, и мысль эта сильно терзала и
преследовала ее в момент смерти»].
Из этого можно заключить (а мы сейчас говорим с точки зрения
восточного оккультизма), что именно мысль умирающей женщины,
идея фикс (интенсивность которой делает живых людей
мономаньяками, распространяя это магнетическое вредоносное
влияние какое-то время после того, как мозг, породивший ее,
давно перестал действовать) — мысль, столь долго
беспокоившая ее умирающий ум, то есть, что она может
стать бхутой, если ее не перенесут в другую комнату,
— заразила также и ум ее родственницы. Человек умирает от
заразной болезни, а спустя несколько месяцев после его
смерти, и даже годы, кусочек одежды, предмет, до которого он
дотрагивался во время болезни, могут передать заразу
человеку, физиологически более чувствительному, нежели
окружающие его лица, не оказывая, в то же время, никакого
воздействия на последних. Почему же тогда идея, мысль,
не могут воздействовать подобным образом? Мысль не менее
материальна и не менее объективна, чем невесомые и
таинственные микробы различных инфекционных заболеваний,
причины возникновения которых столь озадачивают науку.
Поскольку ум живого человека может воздействовать на другой
ум настолько, что способен заставить последний думать обо
всем и верить всему, что он ни пожелает — короче говоря,
психологизировать другой ум, — то и мысль уже мертвого
человека может делать то же самое. Мысль, однажды
порожденная и посланная, будет жить за счет своей
собственной энергии. Она становится независимой от мозга и
ума, ее зародивших. Пока ее сконцентрированная энергия
остается нерастраченной, она может оказывать потенциальное
воздействие, приходя в соприкосновение с живым мозгом и
нервной системой чувствительного человека. Вредоносное
воздействие, спровоцированное таким образом, может привести
сенситива к временному безумию самообмана, которое
совершенно застилает чувство его собственной
индивидуальности. Стоит только начаться пагубному
воздействию, как целая группа витающих мыслей умершего
человека устремляется в мозг сенситива, и он может привести
кажущиеся нескончаемыми доказательства присутствия покойного
и убедить предрасположенного исследователя, что
индивидуальность контролирующего духа, «проводника»
или сообщающегося разума полностью установлена.
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol.
III, № 4, January, 1882, p.100.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Терра Инкогнита"
|