Е.П.Блаватская
Терра Инкогнита
(сборник статей)
Ответы на вопросы о Йога-Видье
Один индусский джентльмен из Мадрасского округа выдвигает
ряд вопросов об оккультной науке. Подобные сведения
интересуют многих и, отвечая в данной статье на его вопросы,
мы надеемся удовлетворить и любопытство всех остальных.
В. — Беретесь ли Вы или полковник Олькотт обучать этой
замечательной Видье кого-либо из стремящихся к
подобным знаниям?
О. — Нет; мы отсылаем корреспондента к нашему январскому
номеру, где уже затрагивали данный вопрос.
В. — Что Вы предпочитаете: предоставлять доказательства
существования оккультных сил в человеке всем, кто настроен
скептически, или же желающим укрепить свою веру, как Вы это
сделали в отношении м-ра и миссис ... и редактора «The
Amrita Bazaar Patrika»?
О. — Мы «предпочитаем», чтобы каждый нуждающийся в сих
доказательствах получил их, но поскольку мир переполнен
людьми — в одной только Индии живет двести сорок миллионов —
этот подход не реален. И все же искренне искавшие таких
доказательств всегда находили их, с сотворения мира и до
наших дней. Мы сами нашли их — в Индии. К тому же, мы не
щадили ни времени, ни сил, ни средств, путешествуя по всему
свету.
В. — Можете ли Вы предоставить подобные доказательства
человеку вроде меня, живущему от Вас на столь большом
расстоянии, или мне лучше приехать в Бомбей?
О. — Ответ дан выше. Мы бы не отважились на это, даже если
бы и могли, ибо тысячи любопытствующих набросились бы на
нас, и жизнь наша сделалась бы тяжким бременем.
В. — Может ли женатый человек овладеть Видьей?
О. — Нет, до тех пор пока он грихастха. Вы знаете
неизменное правило: для получения этих знаний мальчика с
юных лет отдают на обучение к Гуру, у которого он
остается, пока ему не исполнится 25-30 лет, потом лет 15-20
лет он ведет семейную жизнь и, в конце концов, удаляется в
лес, дабы возобновить свое духовное обучение.
Употребление алкоголя, говядины, некоторых других сортов
мяса и кое-каких овощей, а также супружеские отношения —
препятствуют духовному развитию.
В. — Открывается ли Бог йогу через озарение?
О. — Каждый человек имеет собственное представление о
«Боге». Насколько мы знаем, йог открывает Бога в своем
внутреннем «Я», в своей Атме. Когда он достигает
такого состояния, он действительно озаряется — своим
собственным слиянием со Вселенским, Божественным Принципом —
Парабраманом. С личностным Богом — Богом, который думает,
плетет интриги, награждает, карает и кается — мы не знакомы.
Мы также не думаем, что какой-либо йог мог лицезреть
такового — если только не выдумка то, что Моисей, убивший
человека в Египте, и прелюбодействующий убийца (Давид) были
христианскими йогами (как утверждал один миссионер по
окончании лекции полковника Олькотта в Лахоре)!
В. — Если любой Адепт способен делать все, что пожелает, как
сказал Олькотт в своей лекции в Симле,
может ли он сделать меня, жаждущего Видьи, таким же
совершенным Адептом, как и он сам?
О. — Полковник Олькотт не Адепт и никогда не хвастал,
что был им. Неужели наш друг думает, что Адепт мог
когда-либо стать Адептом, не сделав себя им, не преодолев
все преграды исключительно силой воли и души?
Такое адептство — просто фарс. «Адептом нельзя сделать,
Адептом можно только стать» — таков был девиз древних
розенкрейцеров.
В. — Как же тогда получается, что при наличии столь ясных
доказательств большинство цивилизованных народов все еще
остаются скептиками?
О. — Народы, о коих вы говорите, — христиане. И хотя Иисус
провозгласил, что каждый уверовавший в него сможет творить
любые чудеса (см. Евангелие от Марка, XVI, 17,18) —
как индийский йог — христианство вот уже восемнадцать
столетий тщетно ожидает увидеть их. И теперь, разуверившись
в существовании этих сиддхи, они должны приехать в
Индию за доказательствами, если действительно нуждаются в
оных.
В. — Почему полковник Олькотт считает 1848 год годом начала
оккультных феноменов?
О. — Наш друг мог бы быть более внимательным и не затруднять
нас ответами на совершенно бессмысленные вопросы. То, что
сказал полковник Олькотт, было следующим: современный
спиритуализм берет начало с 1848 года.
В. — Есть ли в Индии такие медиумы, как Вильям Эдди, в
присутствии коего можно видеть материализованные формы?
О. — Точно не знаем, но думаем, что есть. Мы слышали об
одном случае, будто в Калькутте умершая девочка среди бела
дня посещала дом своих родителей и несколько раз беседовала
с матерью. Медиумизм может легко развиться где угодно, но
думаем, что он слишком опасен, и посему воздерживаемся от
каких-либо указаний по его развитию. Те, кто думают иначе,
могут найти интересующую их информацию в каждом номере
лондонского «Spiritualist» и «Medium and Daybreak»,
в мельбурнском «Harbinger of Light», американском
«The Banner of Light» или в любом другом респектабельном
органе спиритуалистов.
В. — Как эти медиумы приобретают свои способности — путем
тренировки или же вследствие отклонений в их организме?
О. — Медиумами в основном рождаются, у них особенная
психо-физиологическая конституция. Но некоторые из известных
в наше время медиумов стали ими, посещая спиритические
сеансы. У многих людей медиумические способности находятся в
латентном состоянии и могут быть развиты в результате усилий
или же в благоприятных условиях. То же самое относится и к
адептству. Все мы имеем латентные зародыши адептства, но их
проще вызвать к жизни у одних, нежели у других.
В. — Полковник Олькотт не считает, что для производства
феноменов необходимо посредничество духа, но мне все же
доводилось читать, что некий ученый посылал духов на другие
планеты и те рассказывали, что они там видят.
О. — Возможно, речь идет о профессоре Вильяме Дентоне,
американском геологе, авторе интересной работы «Душа вещей».
Он производил свои исследования посредством психометрии,
психометриком же была его жена, весьма интеллигентная леди,
хотя и чрезвычайно скептически относящаяся к духам. Нашему
корреспонденту следует прочитать эту книгу.
В. — Что же происходит с «отлетевшим» духом?
О. — Существует только один «Дух» — Парабрама, или же Вечный
Принцип, каким бы именем его ни называли другие. «Души»
умерших, покинув земное тело, проходят многие стадии
существования, точно так же, как они проходили и многие
другие, прежде чем родиться здесь мужчинами и женщинами. Вся
истина этой тайны известна лишь высочайшим Адептам; но даже
неофит низшей степени может сказать, что все мы
контролируем наши будущие воплощения, улучшая или ухудшая
каждое последующее в зависимости от настоящих деяний и
заслуг.
В. — Необходим ли йогу аскетизм?
О. — Йога действительно требует определенных условий,
описание коих можно найти на стр. 47 нашего декабрьского
номера. Одно из этих условий — уединение в таком месте, где
йог свободен от всех нечистот, будь то физические или
моральные. Короче говоря, он должен удалиться от
безнравственной атмосферы мира. И если кто-то подобным путем
приобретает определенные способности, то он уже не может
долго оставаться в миру, не утратив большей, и притом высшей
и благороднейшей, части своих способностей. Поэтому, если
такой человек много лет подряд трудится среди людей — и не
ради денег или славы — то следует знать, что он жертвует
собою на благо человечества. В один прекрасный день эти люди
как бы внезапно умирают, их мнимые останки исчезают; тем не
менее, они могут и не быть мертвы. «Внешность обманчива» —
гласит пословица.
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II,
№ 5, February, 1881, pp. 103-104.
Полковник Олькотт никогда ничего подобного не
говорил.
К началу страницы → К оглавлению сборника "Терра Инкогнита"
|