Е.П.Блаватская

Терра Инкогнита

(сборник статей)

Ответы на вопросы о Йога-Видье 

Один индусский джентльмен из Мадрасского округа выдвигает ряд вопросов об оккультной науке. Подобные сведения интересуют многих и, отвечая в данной статье на его вопросы, мы надеемся удовлетворить и любопытство всех остальных.

В. — Беретесь ли Вы или полковник Олькотт обучать этой замечательной Видье кого-либо из стремящихся к подобным знаниям?

О. — Нет; мы отсылаем корреспондента к нашему январскому номеру, где уже затрагивали данный вопрос.

В. — Что Вы предпочитаете: предоставлять доказательства существования оккультных сил в человеке всем, кто настроен скептически, или же желающим укрепить свою веру, как Вы это сделали в отношении м-ра и миссис ... и редактора «The Amrita Bazaar Patrika»?

О. — Мы «предпочитаем», чтобы каждый нуждающийся в сих доказательствах получил их, но поскольку мир переполнен людьми — в одной только Индии живет двести сорок миллионов — этот подход не реален. И все же искренне искавшие таких доказательств всегда находили их, с сотворения мира и до наших дней. Мы сами нашли их — в Индии. К тому же, мы не щадили ни времени, ни сил, ни средств, путешествуя по всему свету.

В. — Можете ли Вы предоставить подобные доказательства человеку вроде меня, живущему от Вас на столь большом расстоянии, или мне лучше приехать в Бомбей?

О. — Ответ дан выше. Мы бы не отважились на это, даже если бы и могли, ибо тысячи любопытствующих набросились бы на нас, и жизнь наша сделалась бы тяжким бременем.

В. — Может ли женатый человек овладеть Видьей?

О. — Нет, до тех пор пока он грихастха. Вы знае­те неизменное правило: для получения этих знаний мальчика с юных лет отдают на обучение к Гуру, у которого он остается, пока ему не исполнится 25-30 лет, потом лет 15-20 лет он ведет семейную жизнь и, в конце концов, удаляется в лес, дабы возобновить свое духовное обучение.

Употре­бление алкоголя, говядины, некоторых других сортов мяса и кое-каких овощей, а также супружеские отношения — препятствуют духовному развитию.

В. — Открывается ли Бог йогу через озарение?

О. — Каждый человек имеет собственное представление о «Боге». Насколько мы знаем, йог открывает Бога в своем внутреннем «Я», в своей Атме. Когда он достигает такого состояния, он действительно озаряется — своим собственным слиянием со Вселенским, Божественным Принципом — Парабраманом. С личностным Богом — Богом, который думает, плетет интриги, награждает, карает и кается — мы не знакомы. Мы также не думаем, что какой-либо йог мог лицезреть такового — если только не выдумка то, что Моисей, убивший человека в Египте, и прелюбодействующий убийца (Давид) были христианскими йогами (как утверждал один миссионер по окончании лекции полковника Олькотта в Лахоре)!

В. — Если любой Адепт способен делать все, что пожелает, как сказал Олькотт в своей лекции в Симле[1], может ли он сделать меня, жаждущего Видьи, таким же совершенным Адептом, как и он сам?

О. — Полковник Олькотт не Адепт и никогда не хвастал, что был им. Неужели наш друг думает, что Адепт мог когда-либо стать Адептом, не сделав себя им, не преодолев все преграды исключительно силой воли и души? Такое адептство — просто фарс. «Адептом нельзя сделать, Адептом можно только стать» — таков был девиз древних розен­крейцеров.

В. — Как же тогда получается, что при наличии столь ясных доказательств большинство цивилизованных народов все еще остаются скептиками?

О. — Народы, о коих вы говорите, — христиане. И хотя Иисус провозгласил, что каждый уверовавший в него сможет творить любые чудеса (см. Евангелие от Марка, XVI, 17,18) — как индийский йог — христианство вот уже восемнадцать столетий тщетно ожидает увидеть их. И теперь, разуверившись в существовании этих сиддхи, они должны приехать в Индию за доказательствами, если действительно нуждаются в оных.

В. — Почему полковник Олькотт считает 1848 год годом начала оккультных феноменов?

О. — Наш друг мог бы быть более внимательным и не затруднять нас ответами на совершенно бессмысленные вопросы. То, что сказал полковник Олькотт, было следующим: современный спиритуализм берет начало с 1848 года.

В. — Есть ли в Индии такие медиумы, как Вильям Эдди, в присутствии коего можно видеть материализованные формы?

О. — Точно не знаем, но думаем, что есть. Мы слышали об одном случае, будто в Калькутте умершая девочка среди бела дня посещала дом своих родителей и несколько раз беседовала с матерью. Медиумизм может легко развиться где угодно, но думаем, что он слишком опасен, и посему воздерживаемся от каких-либо указаний по его развитию. Те, кто думают иначе, могут найти интересующую их информацию в каждом номере лондонского «Spiritualist» и «Medium and Daybreak», в мельбурнском «Harbinger of Light», американском «The Banner of Light» или в любом другом респектабельном органе спиритуалистов.

В. — Как эти медиумы приобретают свои способности — путем тренировки или же вследствие отклонений в их организме?

О. — Медиумами в основном рождаются, у них особенная психо-физиологическая конституция. Но некоторые из известных в наше время медиумов стали ими, посещая спиритические сеансы. У многих людей медиумические способности находятся в латентном состоянии и могут быть развиты в результате усилий или же в благоприятных условиях. То же самое относится и к адептству. Все мы имеем латентные зародыши адептства, но их проще вызвать к жизни у одних, нежели у других.

В. — Полковник Олькотт не считает, что для производства феноменов необходимо посредничество духа, но мне все же доводилось читать, что некий ученый посылал духов на другие планеты и те рассказывали, что они там видят.

О. — Возможно, речь идет о профессоре Вильяме Дентоне, американском геологе, авторе интересной работы «Душа вещей». Он производил свои исследования посредством психометрии, психометриком же была его жена, весьма интеллигентная леди, хотя и чрезвычайно скептически относящаяся к духам. Нашему корреспонденту следует прочитать эту книгу.

В. — Что же происходит с «отлетевшим» духом?

О. — Существует только один «Дух» — Парабрама, или же Вечный Принцип, каким бы именем его ни называли другие. «Души» умерших, покинув земное тело, проходят многие стадии существования, точно так же, как они проходили и многие другие, прежде чем родиться здесь мужчинами и женщинами. Вся истина этой тайны известна лишь высочайшим Адептам; но даже неофит низшей степени может сказать, что все мы конт­ролируем наши будущие воплощения, улучшая или ухудшая каждое последующее в зависимости от настоящих деяний и заслуг.

В. — Необходим ли йогу аскетизм?

О. — Йога действительно требует определенных условий, описание коих можно найти на стр. 47 нашего декабрьского номера. Одно из этих условий — уединение в таком месте, где йог свободен от всех нечистот, будь то физические или моральные. Короче говоря, он должен удалиться от безнравственной атмосферы мира. И если кто-то подобным путем приобретает определенные способности, то он уже не может долго оставаться в миру, не утратив большей, и притом высшей и благороднейшей, части своих способностей. Поэтому, если такой человек много лет подряд трудится среди людей — и не ради денег или славы — то следует знать, что он жертвует собою на благо человечества. В один прекрасный день эти люди как бы внезапно умирают, их мнимые останки исчезают; тем не менее, они могут и не быть мертвы. «Внешность обманчива» — гласит пословица.

 

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 5, February, 1881, pp. 103-104.



[1] Полковник Олькотт никогда ничего подобного не говорил.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Терра Инкогнита"

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU