Е.П.Блаватская
Терра Инкогнита
(сборник статей)
Важная библейская ошибка
Как утверждают, Чарльз Т. Бик,
ученый автор хорошо известной работы «Origines Biblicae»,
якобы обнаружил важную библейскую ошибку и поведал о ней в
своем новом памфлете «The Idol in Horeb». Он
доказывает в нем, что Ааронов «золотой телец», которому
поклонялись израильтяне, на самом деле был не тельцом, а
шаром. Это была бы любопытная, но все же незначительная
ошибка в книге, которая, как ныне доказано, изобилует
ошибками и противоречиями гораздо больше всех прочих книг в
мире; но в данном случае, боюсь, ошибку сделал сам автор. Мы
еще не видели памфлета и, стало быть, судим лишь по отзывам
о нем. Ошибочное употребление слова «телец» вместо «шар»,
говорит автор, вызвано неправильным переводом еврейского
слова «agel» или «egel». Израильтяне, потеряв надежду на
возвращение Моисея с горы Синай, поклонялись не «литому
тельцу»,
а шару или диску из литого золота, в те дни являвшему собой
универсальный символ власти. Позднее слово «egel» перевели
как «телец», поскольку оба слова — и «телец», и «шар» —
синонимы и на иврите произносятся одинаково.
Мы не подвергаем сомнению правильность филологической
аргументации автора касательно самого слова, но, скорее,
сомневаемся, прав ли он, называя ошибкой его символическое
значение. Ибо, если «телец» и «шар» — синонимы, тогда и
символизм шара и быка тоже идентичен.
Крылатый шар египтян, скарабей, или «звездный диск»; круг
или шар финикийской Астарты; Лунный серп Минервы; диск или
шар меж двух коровьих рогов на челе Изиды; крылатый
диск с уреями, несущими крест жизни; солнечный шар или диск,
покоящийся на раскидистых рогах богини Хатор; рога
египетского Амона и обожествленный бык — все имеют
одинаковое значение. Шар и рога быка говорят об одном и том
же: это символ вечной божественной власти. Разве Амон —
«сокрытый», величайший и высочайший из египетских богов,
«муж своей матери, собственный отец и сын», Один в Трех (то
есть идентичный христианской Троице) — согласно
интерпретации лучших египтологов, включая набожного
христианина Георга Эберса и Брюгша-Бея, не изображался с
головой барана, как Амон-Хнум? Стало быть, прежде чем
возвеличивать мертвую букву писаний, библейские ученые
должны со всею беспристрастностью заняться более серьезными
вопросами. Им следовало бы, например, объяснить — к
обоюдному удовольствию христиан и язычников — почему на
древних еврейских монетах и иных предметах Моисей тоже
изображается с рогами; и почему подобные «рога» можно
обнаружить на монотеистическом алтаре левитов...
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II,
№ 8, May, 1881, p. 170.
К началу страницы → К оглавлению сборника "Терра Инкогнита"
|