[Первые тридцать четыре стиха... наиболее древние...
О происхождении этого древнего сочинения... мы можем
лишь догадываться... Это сочинение как бы отщепляет
фрагмент от истории Адама и Евы... расщепление
прослеживается в нескольких строках].
Это объяснимо на основе эзотерического учения.
Первая глава Книги Бытия (или элохистическая версия)
вовсе не рассматривает тему сотворения человека. Это
то, что индусские Пураны именуют Первичным
творением, тогда как во второй главе описывается
Вторичное творение, или сотворение нашей планеты
с населяющими ее людьми. Адам Кадмон это не
человек, но протологос, совокупное древо
сефиротов — «Небесный Человек», носитель (или
Вахана), используемый Эйн Софом для проявления в
феноменальном мире (см. «Зогар»). И как «мужской и
женский» Адам является «архетипическим человеком»,
так и животные, упоминаемые в первой главе,
это только священные животные или
зодиакальные знаки; тогда как «Свет» связан прежде
всего с так называемыми ангелами.
[В более древней космогонии, изложенной в первых
тридцати четырех стихах, описание сотворения
человека напоминает и соседствует с описанием
сотворения животных. «Элохим сотворили человека,
мужчину и женщину»].
«Великий кит»
(I, 21) — это Макара индуистского зодиака,
почему-то переводимый как «Козерог», хотя это даже
не «крокодил», как ныне переводится слово «макара»,
но неописуемое водяное чудовище — «Левиафан» в
еврейском символизме, и носитель Вишну. Кто бы ни
был прав в недавнем полемическом споре между м-ром
Гладстоном и м-ром Хаксли относительно Книги Бытия,
во вменяемых ими друг другу в вину заблуждениях
виновата явно не Книга. Ее элохистическую часть
обвиняют в грубой зоологической ошибке, поскольку
эволюция птиц в ней упоминается раньше, чем эволюция
рептилий (См. S.Laing, Modern Science and Modern
Thought), и высмеивают м-ра Гладстона за то, что он
ее поддерживает. Однако достаточно перечитать ее
Еврейский текст (гл. I, стих 20), чтобы убедиться в
том, что рептилии в нем упомянуты прежде птиц.
И сказал Бог: «Да произведет вода [плавающих и
ползающих, а не] пресмыкающихся, душу живую; и
птицы да полетят над землею» и т.д. Это уточнение
должно положить конец спорам и оправдать Книгу
Бытия, ибо на самом деле процесс творения изложен в
ней в строгом зоологическом порядке: сперва
появляется трава, затем более крупные растения,
затем рыбы (или моллюски), рептилии, птицы и т.д. и
т.п. Книга Бытия есть чисто символическое и
каббалистическое сочинение. И ее нельзя ни правильно
понять, ни по достоинству оценить, основываясь на
одних лишь неточных переводах и неверных
истолкованиях христианских реформаторов.
[Во втором рассказе... повествуется... о сотворении
Адама из праха и Евы из Адамова ребра. И кроме того,
еще раньше в тексте второго рассказа мы находим
опровержение изложенного в первой главе сообщения о
сотворении человека. Это опровержение заключается в
словах: «И не было человека для возделывания
земли»].
Потому что Адам был только символом первого земного
человека или человечества.
[Точно так же мы находим описание нового, повторного
сотворения животного царства, происходящего, к тому
же, после седьмого дня].
Книга Бытия — восточное сочинение, и потому читать
ее желательно на языке оригинала. Если понять ее
правильно, то можно убедиться в том, что она ни в
чем не противоречит вселенской космогонии и эволюции
жизни, как они изложены в Тайной Доктрине
архаических эпох. Наука еще не сказала своего
последнего слова, и до этого пока что очень далеко.
Но эзотерическая философия учит тому, что человек
был первым живым существом, появившимся на земле, а
весь животный мир последовал за ним.
Разумеется, подобное утверждение будет немедленно
объявлено антинаучным абсурдом. Но прочтите
очерк «Последняя выдумка науки» в «Lucifer».
[Форма существует на идеальном уровне, как чисто
абстрактная концепция; в эту область (так же как и в
подобную ей область Чисел) смогла проникнуть чистая
математика].
Благодаря способности видеть и использовать эти
«абстрактные» формы, Адепт может на наших глазах
создать любой задуманный объект (чудо для христиан и
шарлатанство для материалистов). В идеальной сфере
пребывают бесчисленные мириады форм, а материя
существует в астральном свете (или даже атмосфере),
прошедшем через все доступные нашему воображению
формы. Все, что требуется от Адепта, это выбрать
требуемую «абстрактную форму», притянуть ее к себе с
помощью силы, неведомой и непонятной человеку в наш
суматошный век, и заполнить соответствующей
материей, которая сделает ее видимой. Насколько
просто это сказать, настолько же сложно в это
поверить. Однако это правда, хорошо известная многим
теософам. Чем чаще повторять этот опыт с одной и той
же формой, тем легче он будет удаваться.
То же самое можно сказать и о природе: ее
творческая способность совершенствуется, благодаря
приобретенной привычке.
[... каждая геометрическая форма, так же как и
каждое число, органически связана с какой-либо
конкретной сущностью иного уровня (с каким-нибудь
цветом или звуком, например). А коль скоро это так,
то у нас есть все основания предполагать, что это
правило распространяется на все уровни, связывая
между собою все населяющие их существа особой
духовной связью, золотою нитью, протянувшейся через
все многообразие бытия и поддерживающей тем самым
великое Божественное Единство].
Как раз в этом и сокрыт ключ, до которого мечтает
добраться любой предприимчивый (или даже просто
любой) ученик. Благодаря этой универсальной
взаимосвязи цвета, звука, формы и вещества
тренированная воля Посвященного может направлять и
использовать обитателей элементального мира. Многим
теософам доводилось переживать кратковременный
осознанный контакт с элементалами, но всякий раз это
происходило помимо их воли. Когда же они сами
пытались заставить элементала видеть, слышать или
действовать так, как им того хотелось бы,
единственным и неизменным ответом им было полное
безразличие со стороны природных духов.
Их неудачи объясняются тем, что элементалам
непонятны человеческие мысли; единственное, на что
они реагируют, это вибрация в той области бытия, к
которой они сами принадлежат, будь то цвет, форма,
звук или еще что-нибудь.
[Священные учения Востока свидетельствуют о том, что
человек представляет собою результат взаимодействия
двух сходящихся дуг эволюции. Одна из этих дуг
восходит от растительного царства через животное и
знаменует собою эволюцию физического тела, тогда
как другая дуга движется вниз от сверх-физической
духовной расы, именуемой некоторыми «прародителями»
или «питри»... Эта дуга знаменует нисходящую
эволюцию духовной природы человека и развитие души].
В учениях Тайной Доктрины есть также один пункт, о
котором почему-то очень часто забывают.
Вышеописанная эволюция — падение из духовного мира
в физический или восхождение от минерала к человеку
— имеет место только в 1-м из двух последовательных
Кругов. Когда же волна эволюции достигает начала
четвертого «Круга», в центре которого расположена
поворотная точка, где нисходящее движение сменяется
восходящим (т.е. от физического к духовному), о
человеке говорят, что он первым появился на земле,
поскольку покрывающая землю растительность
принадлежит к 3-му Кругу и в то время является еще
эфирной, прозрачной. Первый человек (человечество)
также был эфирным, ибо он — только тень (Чхайя),
«принявшая образ» своих прародителей; или, иными
словами, «астральное тело» или образ своего
питри (отца). Вот почему в Индии говорят, что
боги не имеют тени. После того, как пребывание
человека в этой первоначальной расе заканчивается,
эволюция наделяет его «плотским одеянием», сотканным
из элементов земных царств — минерального,
растительного и животного.
[Истинные элементы — гораздо более чисты и духовны,
нежели их производные на физическом уровне].
Это одна из причин, почему объективный феноменальный
мир называют «иллюзорным». Этот мир действительно
представляет собой вечно изменчивую иллюзию,
поскольку материя, из которой состоят его объекты,
постоянно возвращается в свое первоначальное
состояние, где становится невидимой для смертного
человека. Земля, вода, воздух и огонь, которые мы
видим и почитаем реальными, на самом деле только
результат воздействий, оказываемых на наши чувства
первоначальной материей. Эта материя образует
различные комбинации, каждая из которых создает
вибрацию, относящуюся к тому или иному типу, в
зависимости от эффекта, производимого ею на
человеческие органы чувств. Но как только комбинация
разрушается, феномен перестает действовать и объект
становится невидимым для нас.
Статья впервые опубликована в журнале «Path», New
York, vol. III, Nos. 1, 2, April, May, 1888, p. 2—8,
42—48; на русском языке — Блаватская Е.П.
Что есть Истина? — М., Сфера, 1999. С. 173—178. Пер.
Ю.А.Хатунцева. Знаменитый санскритолог и востоковед
Чарльз Джонстон написал статью, в которой попытался
выявить завуалированный смысл первой главы книги
«Бытие». Е.П.Блаватская снабдила эту статью рядом
примечаний, поясняющих отдельные высказывания
автора.