ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

М

перейти к оглавлению

МА (санскр.). Буквально, «пять». Одно из имён Лакшми.

МА, Мут (египет.). Богиня низшего мира, другая форма Изиды, ибо она есть природа, вечная матерь. Она была владычицей и Правительницей северного ветра, предвестника разливов Нила, потому названного «открывающим ноздри живому». её изображают приносящей анкх, или крест, эмблему физической жизни, своим поклонникам, и называют «Госпожой Неба».

МАГ [1] (Magi - лат.). Название древних наследственных жрецов и учёных адептов в Персии и Мидии; слово, происшедшее от маха, большой, которое позднее стало мог или маг, жрец — на языке пехлеви. Порфирий описывает их («Abst.» IV, 16) следующим образом: «Учёные люди, которые у персов заняты служением Божеству, зовутся магами», а Свидас сообщает, что «среди персов любомудров (philalethai) называют магами». «Зенд-Авеста» (II, 171, 261) разделяет их на три степени: 1) Хербеды, или «Ученики»; 2) Мобеды, или «Учителя»; 3) Дестур Мобеды, или «Совершенные Учителя». Халдеи имели подобные школы, так же как и египтяне, так что Дестур Мобеды были идентичны с иерофантами мистерий, практиковавшихся в Греции и Египте.

МАГ [2] (Magician). Этот термин, бывший некогда обозначением славы и признания, теперь полностью лишен своего истинного значения. Будучи некогда синонимом всего уважаемого и чтимого, обладания знанием и мудростью, ныне он унижен до эпитета, относимого к тому, кто является притворщиком и фокусником, короче — к шарлатану, или же тому, кто «продал свою душу дьяволу», кто злоупотребляет своим знанием и применяет его в низких и опасных целях, — согласно взглядам духовенства и массы суеверных глупцов, верящих, что маг — это колдун и «чародей». Это слово произошло от магх, мах, на санскрите маха — великий; человек, сведущий в эзотерическом знании. («Разоблачённая Изида»).

МАГ [3] (Magus) (лат.). В Новом Завете — мудрец, мудрый человек у халдеев; в английском языке часто употребляется вместо Magician, чудотворец; в Розенкрейцерском обществе это титул самых высоких членов IX-ой степени; Верховный Маг является Главой ордена во «Внешнем»; Маги «Внутреннего» неизвестны никому, за исключением членов VIII-ой степени. (W.W.W.).

МАГ или Магиан. [4] От маг или маха. Это слово представляет собой корень английского слова magician. Маха-Атма (великая Душа или Дух) в Индии имел своих жрецов в доведийские времена. Маги были жрецами бога огня; мы встречаем их среди ассирийцев и вавилонян, а также среди персидских огнепоклонников. Три волхва, названные также царями, про которых говорится, что они принесли дары — золото, ладан и мирру — младенцу Иисусу, были огнепоклонниками, подобно остальным, и астрологами, ибо они узрели его звезду. Верховный жрец парсов в Сурате зовётся мобедом. Другие производят это слово от мегх, а мех-аб означает нечто великое и благородное. Ученики Зороастра, согласно Клэукеру, именовались мегхестами.

МАГА (санскр.). Жрецы Солнца, упомянутые в «Вишну Пуране». Позднее они — маги Халдеи и Ирана, предки современных парсов.

МАГАДХА (санскр.). Древняя страна в Индии, управлявшаяся царями-буддистами.

МАГИЯ. Великая «Наука». Согласно Девериа и другим востоковедам, «магия считалась священной наукой, неотделимой от религии», у самых древних цивилизованных и образованных народов. Египтяне, например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и такими были и все ещё являются индусы. «Магия заключается в и достигается благодаря поклонению богам», — говорил Платон. Могла ли тогда нация, которая, как доказывают неопровержимые свидетельства надписей и папирусов, твёрдо верила в магию на протяжении тысячелетий, пребывать столь долгое время в заблуждении? И могло ли быть, чтобы поколение за поколением учёной и благочестивой иерархии, многие представители которой вели жизнь святости, самопожертвования и аскетизма, продолжали обманывать себя и народ (или хотя, бы только последний), ради удовольствия сохранить веру в «чудеса»? Нам говорят, что фанатики сделают все, чтобы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы отвечаем: в таком случае, брамины и египетские рекгетамены (см.), или иерофанты, не стали бы популяризировать веру в способность человека посредством магической практики заставлять служить богов, — которые в действительности суть не что иное, как оккультные силы или потенции Природы, воплощённые в самих этих учёных жрецах, — в которых они почитали лишь свойства неизвестного и безымянного Принципа. Как искусно формулирует это Прокл Платоник: «Древние жрецы, признавая, что в природных вещах имеется некое сродство и симпатия одной вещи к другой, а также и между проявленными вещами и оккультными силами, и обнаружив, что все вещи содержатся во всём, создали священную науку на основе этой взаимной симпатии и сходства... и использовали в оккультных целях как небесные, так и земные сущности, с помощью которых, посредством определённого сходства, они низводили божественные силы в эту низшую обитель». Магия является наукой общения с божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы, известных лишь немногим, Ибо их так трудно постичь, не погрешив против неё. Античные и средневековые мистики подразделяли магию на три класса — теургию, гоэтию и естественную магию. «Теургия с древних времён была особой сферой теософов и метафизиков», — говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть чёрная магия, а «естественная (или белая) магия вознеслась на своих целительных крыльях на величественную ступень точной и прогрессивной науки». Комментарии, добавленные нашим покойным учёным Братом, замечательны. «Реалистические устремления наших времён содействовали навлечению на магию дурной славы и осмеяния. ...Вера (в самого себя) является существенным элементом магии; и существовала задолго до других идей, предполагающих её наличие. Она заставляет, как утверждают, умного человека выглядеть глупцом; мысли человека должны быть взвинчены почти до сумасшествия, то есть восприимчивость его мозга должна быть расширена далеко за пределы низкого, жалкого состояния современной цивилизации, прежде чем он сможет стать истинным магом; (ибо) занятия этой наукой требуют определённой степени изоляции и отречения от своего Я». Поистине великой изоляции, достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по себе. В то же время магия не есть нечто сверхъестественное. Как поясняет Ямвлих, «они [маги] заявляли, что посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и к тем, которые утвердились над судьбой, то есть к богу и демиургу: не используя материю, не присваивая чего-либо иного, кроме наблюдения за ощутимым временем». Некоторые уже начинают осознавать существование тонких энергий и воздействий в природе, о которых они до тех пор ничего не знали. Но, как справедливо замечает д-р Картер Блейк, «девятнадцатое столетие не явилось свидетелем возникновения новых и завершения старых методов мышления»; к чему м-р Бонвик добавляет, что «если древние мало что знали о нашем методе исследования тайн природы, то мы знаем об их методе изучения ещё меньше».

МАГИЯ БЕЛАЯ. Так называемая «Благотворная Магия», есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти и направленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои паранормальные силы для удовлетворения своего я превращает эти способности в колдовство и черную магию.

МАГИЯ ЧЁРНАЯ. (См. выше).

МАГНА МАТЭР (лат.). «Великая Матерь». Название, дававшееся в древние времена главным богиням всех народов, таким как Диана Эфесская, Изида, Мут и многим другим.

МАГНЕТИЗМ. Сила в природе и человеке. В первом случае он представляет собой посредник, вызывающий различные феномены притяжения, полярности и т.д. В последнем он становится «животным» и земным (в противоположность космическому) магнетизмом.

МАГНЕТИЗМ Животный. В то время как официальная наука называет его «мнимым» посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних и ныне живущих азиатских народов, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его хорошо установленным фактом. Животный магнетизм есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все остальные существа — люди, животные и даже любой неодушевленный предмет — выделяют его сознательно или бессознательно, как ауру, или как изменчивое сияние. При воздействии через контакт с больным или посредством воли человека-оператора, его называют Месмеризмом (см.).

МАГНЕТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО. Называется также «Лечебным» масонством. Оно описано как Братство Целителей (от ιατρική (iatrikê) йатрикэ, греческого слова, означающего «искусство исцеления»), и [это искусство] широко используется «Братьями Света», как утверждает Кеннет Маккензи в «Royal Masonic Cyclopedia». В некоторых тайных масонских сочинениях, по-видимому, существует предание — так, во всяком случае, говорит Рагон, крупный масонский авторитет, — по поводу степени Масонства, называемой Оракул Коса, «введенной в восемнадцатом веке, на том основании, что Кос был местом рождения Гиппократа». Йатрикэ было отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными в древних асклепиях — храмах, где бог Асклепий (Эскулап), как утверждалось, исцелял больных и калек.

МАГНУМ ОПУС (лат.). В алхимии — конечное завершение, «Великий Труд», или Grand Œuvre; изготовление «Философского Камня» и «Элексира Жизни», который — хотя ни в коем случае не миф, как стали бы настаивать некоторые скептики, — всё же следует понимать символически, и который полон мистического значения.

МАГНЭС. Понятие, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами. Это дух света или Акаша. Слово, часто употреблявшееся средневековыми алхимиками.

МАДХАВА (санскр.). 1) Имя Вишну или Кришны; 2) месяц апрель; 3) титул Лакшми, если пишется как Мадхави.

МАДХАСАДАНА или Мадху-Судана (санскр.). «Сразивший Мадху», титул Кришны в связи с умерщвлением им упомянутого демона.

МАДХЬЯ (санскр.). Десять тысяч миллиардов.

МАДХЬЯМА (санскр.). Употребляется по отношению к чему-либо безначальному и бесконечному. Так, считается, что Вак (Звук, женский Логос, или женская копия Брамы), пребывает в нескольких состояниях, одно из которых есть состояние Мадхъямы, — что равносильно утверждению, что Вак вечна в том смысле, что «Слово (Вак) было у Бога, и Слово было Бог», ибо они суть одно.

МАДХЬЯМИКИ (санскр.). Секта, упомянутая в «Вишну Пуране». Согласно востоковедам, «буддийская» секта, однако это анахронизм. Вначале это была, вероятно, секта индийских атеистов. Более поздняя школа с таким названием, обучавшая системе софистического нигилизма, который сводит каждое утверждение к тезису и антитезису, а затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает некоторые из принципов Нагарджуны, который был одним из основателей эзотерических систем махаяны, но не их экзотерических пародий. Аллегория, рассматривающая «Парамартху» Нагарджуны как дар нагов (змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы адептов, и что подлинные доктрины охраняются, следовательно, в тайне.

МАЗДЕИСТ. Зороастриец; буквально, «поклоняющийся богу».

МАЗДЕИСТЫ. От (Ахура) Мазда. (См. «Ясна», XI.) Это была древнеперсидская знать, поклонявшаяся Ормазду и отвергавшая идолов; они заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному изображению Божества. По-видимому, во времена Геродота они были вытеснены приверженцами религии магов. Парсы и геберы (геберим, могущественные люди из Книги Бытия, VI и X, 8), похоже, являются последователями религии магов.

МАЗОРА (евр.). Это название в первую очередь относится к своду примечаний — разъясняющих, грамматических и критических, встречающихся на полях древнееврейских рукописей или свитков Ветхого Завета. Мазореты назывались также мелхитами. [См. Мазоретские точки].

МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или Гласные (евр.). Или, как эта система называется теперь, Мазора [см.], от Массорех или Массорет — «предание», и Масар — «передавать». Раввины, занимавшиеся Мазорой, названные вследствие этого мазоретами, были также изобретателями мазоретских точек, которые, как полагают, придали безгласным словам Священных Писаний их правильное произношение добавлением к согласным точек, представляющих гласные. Это было изобретением учёных и хитроумных раввинов из Тиберийской школы (в девятом веке нашей эры), которые этим придали совершенно новую конструкцию главным словам и именам в Книгах Моисея, и таким образом ещё более усугубили путаницу. Истина такова, что эта система лишь прибавила дополнительные маскировки к уже существовавшим в «Пятикнижии» и других трудах.

МАЙТРЕЙЯ БУДДА (санскр.). То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар «Белого Коня»), Сосиош и другие Мессии. Единственная разница заключается в датировке их появлений. Тогда как пришествие Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали юги, «для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты», Майтрейю ожидают раньше. Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от эзотерической доктрины, утверждает, что Шакьямуни (Гаутама Будда) посетил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что следующий Будда появится в течение седьмой (под) расы этого Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды, известным архатом, хотя и не прямым его учеником, и что он был основателем эзотерической философской школы. Как показал Эйтель («Sanskrit-Chinese Dict.»), «статуи в его честь воздвигались уже за 350 лет до Р.Х.».

МАЙЯ (санскр.). Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие этого восприятия. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей — иллюзией.

МАЙЯ МОХА (санскр.). Иллюзорная форма, принятая Вишну, чтобы ввести в заблуждение аскетических дайтьев, которые становились чересчур святыми посредством аскетизма и поэтому слишком опасными своей мощью, как говорит «Вишну Пурана».

МАЙЯВИРУПА (санскр.). «Иллюзорная форма»; «двойник» в эзотерической философии; доппелгенгер или перисприт, по-немецки и французски.

МАЙЯВИЧЕСКИЙ УПАДХИ (санскр.). Покрывало иллюзии, феноменальная внешность.

МАКАРА (санскр.). «Крокодил». В Европе то же, что Козерог, десятый знак зодиака. Эзотерически — мистический класс дэв. У индусов колесница Варуны, бога воды.

МАКАРА КЕТУ (санскр.). Одно из имен Камы, индусского бога любви и желания.

МАКАРАМ или Панчакарам (санскр.). В оккультном символизме пятиугольник, пятиконечная звезда, пять членов или конечностей человека. В высшей степени мистический символ.

МАКАРЫ (санскр.). Пять М-ов у тантристов. (См. Тантра.)

МАКОМ (халд.). «Сокровенное место», во фразеологии «Зогара», или скрытый участок, относящийся или к священному алтарю в храме, к «Утробе Мира», или к человеческому лону. Каббалистический термин.

МАКРОКОСМ (греч.). Буквально — «Великая Вселенная» или Космос.

МАКРОПРОСОПУС (греч.). Каббалистический термин, образованный из составного греческого слова, означающий Огромное или Большое Лицо (см. Лики); название Кэтера, Венца, высшей сефиры. Это наименование Вселенной, называемой Арик-Анпин, — та полнота, то целое, для которого Микропросопус, или Зауир Анпин, «меньшее лицо», является частью и противоположностью. В своём высшем или абстрактном метафизическом смысле Микропросопус есть Адам Кадмон, проводник Эйн-Софа и венец Древа сефиротов, хотя, поскольку Сефира и Адам Кадмон фактически представляют собой одно и тоже в двух аспектах, то это приводит к тому же результату. Интерпретаций много, и они различны.

МАЛАХИМ (евр.). Вестники или ангелы.

МАЛКУТ (евр.). Царство, десятая сефира, соответствующая конечному X (хе) Тетраграмматона, или IHVH [Йод Хе Вау Хе]. Она есть Низшая Матерь, Невеста Микропросопуса (см.); называется также «Царицей». В определенном смысле она есть Шекина. (W.W.W.).

МАМИТУ (халд.). Богиня Судьбы. Вид Немезиды.

МАНАВА (санскр.). Земля древней Индии; кальпа или Цикл. Название оружия, которым пользовался Рама; означает — «от Ману».

«MAHABA ДХАРМА ШАСТРА». Древний свод законов Ману.

МАНАС (санскр.). Буквально, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его буддхи манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — кама манасу.

МАНАС КАМА (санскр.). Буквально, «ум желаний». У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.), или шести органов познания — посему высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот (низший) манас, или «человеко-животную душу», как его называют оккультисты. Тогда как Высший Манас, или Эго, прямо связан с Виджнаной (10-я из 12-ти нидан) — что есть совершенное постижение всех форм знания, относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении причин и следствий, — низший, или кама манас, есть лишь одна из Индрий, или органов (источников) чувства. О двойственном манасе здесь может быть сказано очень мало, так как учение, рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических сочинениях. Упоминание о нём может быть, таким образом, лишь весьма поверхностным.

МАНАС САНЬЯМА (санскр.). Совершенное сосредоточение ума и контроль над ним во время упражнений йоги.

МАНАС ТАЙДЖАСИ (санскр.). Буквально, «лучистый» манас; состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь.

МАНАСА или Манасвин (санскр.). «Исток божественного разума», и поясняется, что этот исток означает манаса, или божественных сынов Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания, дальше разъясняет термин «манаса» с помощью маноматрашариры. В другом варианте эти Манаса суть Арупа, или бестелестные, сыны Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны Кумарам, Вайраджам, Манасапутрам (сынам разума) и, в конечном итоге, отождествляются с человеческими «Эго».

МАНАСА ДХИАНИ (санскр.). Высшие Питри в Пуранах; Агнишватты, или Солнечные Предки Человека, те, кто превратил Человека в разумное существо, воплотившись в бесчувственные формы полуэфирной плоти людей третьей расы. (См. «Тайная Доктрина», II).

МАНАСАРОВАР (санскр.). Фонетически произносится как Мансоравара. Священное озеро в Тибете в Гималаях, называемое также Анаватапта. Манасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и, согласно народному фольклору, это наг, «змий». Истолкованное эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так как утверждается, что Веды были написаны на его берегах.

МАНАСЫ (санскр.). Те, кто одарили человечество манасом, или разумом, бессмертные Эго в людях. (См. Манас).

МАНВАНТАРА (санскр.). Период проявления, в противоположность пралайе (растворению или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману — 308 448 000 лет. (См. «Тайная Доктрина», II, 88.) Буквально, Мануантара — между [двумя] Ману.

МАНДАКИНИ (санскр.). Небесная Ганга или Ганг.

МАНДАЛА (санскр.). Круг; также десять разделов Вед.

МАНДАРА (санскр.). Гора, использованная богами как мутовка для пахтания молочного океана в Пуранах.

МАНДЖУШРИ (тибет.). Бог Мудрости. В эзотерической философии определённый Дхиан Коган.

МАНДРАГОРА (греч.). Растение, корневище которого имеет форму человека. В оккультизме оно употребляется чёрными магами в различных незаконных целях; некоторые из оккультистов «левой руки» создают с его помощью гомункулов. Обыкновенно его называют mandrake и полагают, что оно кричит, когда его вырывают из земли.

МАНИХЕИ (лат.). Секта третьего столетия, которая верила в два вечных принципа добра и зла, — первый одарил человечество душами, а последний — телами. Эта секта была основана неким полухристианским мистиком Мани, который выдавал себя за ожидаемого «Утешителя», Мессию и Христа. Много столетий спустя, когда эта секта уже не существовала, возникло Братство, называвшее себя «манихеями», — масонского типа с несколькими степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были неверно поняты.

МАНО (гност.). Владыка Света. Rex Lucis в «Кодексе Назореев». Он — Вторая «Жизнь» второй, или проявленной, троицы, «небесная жизнь и свет, более древняя, чем зодчий небес и земли» («Codex Nazaræus», Vol. I, p. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде которого никто другой не существовал, именуется Короной (венец); Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом извечно; и Владыка Иордан — дух, живая вода милосердия (там же, II, 45-51). Он тот единственный, через которого мы можем быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito [в абстракции, — лат.]. Вторая троица состоит из трёх жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо, из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света — Мано. Вторая жизнь — Иш Амон (Плерома), чаша предопределения, содержащая видимую мысль Jordanus Maximus’а — типа (или его доступное пониманию отражение), прообраза живой воды, который есть «духовный Иордан», (там же, II, с. 211.) Третья жизнь, созданная обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это таинственный и ветхий «Старейший из Старейших», Старец «Senem sui obtegentem et grandævum mundi». Эта последняя, третья Жизнь является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты называют Ильда Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный, отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в «тёмную воду». София Ахамот также рождает своего Сына Ильда Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка Мано, «Владыка величественности, Владыка всех гениев», в этом каббалистическом «Кодексе» является более высоким, чем этот Отец, ибо если один — чисто духовный, то другой — материальный. Например, тогда как «единородный» Абатура есть гений Фетахил, Творец физического мира, — Владыка Мано, «Владыка Величия», являющийся сыном Того, кто есть «Отец всех, кто проповедует Евангелие», также производит «единородного», Владыку Лехдайо, «справедливого Владыку». Он — Христос, помазанник, который изливает «милосердие» Незримого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для дальнейших сведений см. «Разоблаченную Изиду», т. II, 190).

МАНОДХАТУ (санскр.). Буквально, «Мир разума», означая не только все наши ментальные способности, но также одно из подразделений умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату, или мысленный план, соответствующий степени его интеллекта и ментальных способностей, за пределы которого он может выйти, лишь изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из высших сфер мысли.

МАНОМАЙЯ КОША (санскр.). Ведантический термин, означающий Оболочку (Коша) Маномайи, эквивалент четвёртого и пятого «принципов» в человеке. В эзотерической философии эта «Коша» отвечает двойственному манасу.

МАНТИКА или Мантическое Безумие. В этом состоянии приобретался дар пророчества. Эти два понятия почти синонимы. Одно почиталось так же, как и другое. Пифагор и Платон высоко ценили её, а Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Монтанисты, получившие своё название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновлённым, соперничали с μαντεις (мантеис), или прорицателями. «Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были в их числе», — говорит автор книги «Prophecy, Ancient and Modern». «По-видимому, монтанисты напоминали вакханок тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии», — добавляет он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения расходятся. Существовал знаменитый Мантис Провидец во дни Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя Фив и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря, что «во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием», неистовством. («Разоблачённая Изида»).

МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ (санскр.). Сочинения о заклинаниях, но особенно — о магии.

«МАНТРА ШАСТРА» (санскр.). Брахманистские писания по оккультной науке заклинаний.

МАНТРИКА ШАКТИ (санскр.). Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в Мантрах.

МАНТРЫ (санскр.). Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от Брахман, их [Вед] толкований.

МАНУ (санскр.). [1] Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, «мыслить»; на самом деле — человеческий род, но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, «самосущего», поэтому — Логос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.

МАНУ (санскр.). [2] Четырнадцать Ману являются покровителями или стражами расовых циклов в манвантаре, или Дне Брамы. Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в Пуранах.

МАНУ СВАЯМБХУВА (санскр.). Небесный человек, Адам Кадмон, синтез четырнадцати Ману.

МАНУШИ или Мануши Будды (санскр.). Человеческие Будды, бодхисатвы, или воплощённые Дхиан Коганы.

МАНЫ или Манус (лат.). Благожелательные «боги», то есть «призраки» низшего мира (камалоки); обожествлённые тени умерших — для профана древности, и «материализующиеся» духи — для современного спиритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.

МАРА (санскр.). Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался отвратить Будду с его Пути. Он назван «Разрушителем» и «Смертью» (Души). Одно из названий Камы, бога любви.

МАРАБУТ. Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную на земле, подобно другим зданиям, но среди улиц и публичных мест населённого города. В маленькой и единственной комнате внутри гробницы (несколько таких публичных саркофагов из кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях Каира) поклонение прохожих поддерживает светильник, постоянно горящий у изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма прославлены вследствие чудес, которые якобы там происходят.

МАРГА (санскр.). «Путь», Аштханга марга, святой или священный путь, единственный, который ведёт к нирване. Восьмеричный путь возник из семеричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что есть «обладание ортодоксальными воззрениями», с чем истинный йогачарья не имел бы ничего общего.

МАРИЧИ (санскр.). Один из «разумом-рождённых» сынов Брамы в Пуранах. Брамины делают из него олицетворённый свет, родителя Сурьи, Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты школы йогачарья видят в Маричи — дэва, бодхисатву, тогда как китайские буддисты (особенно даосы) превратили это понятие в Царицу Неба, богиню света, владычицу Солнца и Луны. У благочестивых, но неграмотных буддистов очень могущественна её магическая формула «Ом Маричи сваха». Говоря о Маричи, Эйтель упоминает «Джорджи, который разъясняет это название как «китайскую транскрипцию имени святой Девы Марии» (!!). Так как Маричи является главным среди Марутов и одним из семи первичных Риши, то эта предполагаемая этимология кажется немного натянутой.

МАРИША (санскр.). Дочь мудреца Канды и Прамлочи, апсары-демона с небес Индры. Она была матерью Дакши. Аллегория, относящаяся к Тайне Второй и Третьей человеческих рас.

МАРКИОНИТЫ. Древняя гностическая секта, основанная Маркионом, который был искренним христианином до тех пор, пока догмы чисто человеческого происхождения не начали искажать чисто трансцендентные и метафизические концепции первоначальных верований ранних христиан. Именно таковыми и были верования Маркиона. Он отрицал исторические факты (находимые ныне в Евангелиях) Христова Рождения, воплощения и страстей, а также и воскресения тела Иисуса, заявляя, что такие утверждения были просто огрублением метафизических аллегорий и символов и вырождением истинной духовной идеи. Наряду со всеми другими гностиками, Маркион обвинял «отцов церкви», как жалуется сам Ириней, в «приспособлении своих (христианских) доктрин к способностям их слушателей, путём выдумывания бессмыслиц для слепых в соответствии с их слепотой, для глупых в соответствии с их глупостью, для заблуждающихся в соответствии с их заблуждениями».

МАРТАНДА (санскр.). Ведийское название Солнца.

МАРТИНИСТЫ. Общество во Франции, основанное крупным мистиком по имени маркиз де Сен Мартен, учеником Мартинеса Паскуалиса. Оно было первоначально учреждено в Лионе в виде оккультного масонского Общества; члены его верили в возможность общения с Планетарными Духами, второстепенными богами и гениями надземных Сфер. Луи Клод де Сен Мартен, родившийся в 1743 г., начал жизнь как блестящий армейский офицер, но оставил это, чтобы посвятить себя учёбе и belles lettres, и закончил свою карьеру, став страстным теософом и учеником Якоба Бёме. Он старался вернуть Масонству его первоначальный характер оккультизма и теургии, но потерпел неудачу. Вначале его «Очищающий Ритуал» состоял из десяти степеней, но благодаря изучению первоначальных масонских порядков, их число было уменьшено до семи. Масоны жалуются, что он ввёл некоторые идеи и принял ритуалы, «не совпадающие с археологической историей Масонства»; но так поступали до него Калиостро и Сен Жермен, так же как и все те, кто хорошо знал происхождение франкмасонства.

МАРУТ ДЖИВЫ (санскр.). Монады адептов, которые достигли конечного освобождения, но предпочитают воплощаться на земле ради Человечества. Однако, их не следует смешивать с нирманакаями, которые намного выше.

МАРУТЫ (санскр.). У востоковедов — боги Грозы, но в Веде нечто весьма мистическое. В эзотерических учениях, так как они воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда — аллегория о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющем их Марутами, чтобы показать преображение бесчувственных людей через их превращение в Проводников Питри, или Марутов Огня, и таким образом — в разумных существ.

МАСБЕН (халд.). Масонский термин, обозначающий «Солнце в разложении». Имеет прямое отношение — возможно, забытое масонами — к их «Слову при Нижнем Дыхании».

МАСТАБА (егип.). Верхняя часть египетской могилы, которая, как говорят египтологи, всегда состояла из трёх частей, а именно: (1) Мастаба, или мемориальная часовня на земле, (2) Яма от двадцати до девяноста футов глубиной, которая вела через проход в (3) Погребальное Помещение, где стоял Саркофаг, содержавший мумию, погружённую в многовековой сон. Когда последнюю погребали, яма засыпалась и вход в неё маскировался. Так говорят востоковеды, подразделяющие место последнего отдохновения мумии согласно почти таким же Принципам, как теологи — человека: на тело, душу и дух или разум. На самом же деле эти могилы древних были символичны, подобно остальным их священным сооружениям, и этот символизм прямо указывает на семеричное деление человека. Но со смертью этот порядок становится обратным; и в то время как Мастаба с её сценами повседневной жизни, нарисованными на стенах, с её столом пожертвований Лярве, призраку, или линга шарире, была мемориалом, возведённым двум Принципам и Жизни, которая оставила то, что было низшим трио на земле; Яма, Проход, Погребальные Помещения и мумия в Саркофаге были объективными символами, воздвигнутыми двум тленным «принципам», личному разуму и каме, и трём нетленным, высшей Триаде, слитой теперь в одно. Это «Одно» было Духом Блаженного, отдыхающего в Счастливой Сфере Анру.

МАТАРИ СВАН (санскр.). Воздушное существо, в «Риг Веде» изображённое приносящим агни, или огонь, для Бхригусов, названных «Потребителями» и описанных востоковедами как «класс мифических существ, принадлежащих к средней, или воздушной, группе богов». В оккультизме Бхригусы суть просто «саламандры» у розенкрейцеров и каббалистов.

МАТЕРИАЛИЗАЦИИ. В спиритуализме это слово означает объективное появление так называемых «духов» умерших, которые временами снова облекаются в материю, то есть создают для себя из материалов, находимых в атмосфере и эманациях присутствующих, временное тело, имеющее человеческое подобие умершего, каким он выглядел при жизни. Теософы признают феномен «материализации»; но они отклоняют теорию, что это совершается «Духами», то есть бессмертными принципами умерших личностей. Теософы утверждают, что, когда эти явления подлинны, — а это бывает не так уж часто, — они производятся лярвами, эйдолонами или «духами» умерших из камалоки. (См. Камадхату, Камалока и Камарупа.) Поскольку камалока находится на земном плане и отличается от степени его материальности лишь уровнем своего плана сознания, из- за чего она сокрыта от нашего обыкновенного взгляда, случайное появление таких оболочек столь же естественно, как и появление электрических шаров и других атмосферных феноменов. Электричество, как флюид или атомическая материя (ибо теософы вместе с Максвеллом считают, что оно действительно атомично), хотя и невидимо, постоянно присутствует в воздухе и проявляется в различных формах, но лишь тогда, когда имеются определённые условия для «материализации» этого флюида, когда он переходит со своего собственного на наш план и становится объективным. Так же и с эйдолонами умерших. Они присутствуют здесь, вокруг нас, но, будучи на другом плане, видят нас не более, чем мы их. Но когда сильные желания живых людей и условия, созданные анормальным устройством [организма] медиумов, соединяются вместе, эти эйдолоны привлекаются — даже выбиваются из своего плана вниз на наш и делаются объективными. Это некромантия; она не приносит ничего хорошего умершему и причиняет огромный вред живым, к тому же это вмешательство в закон природы. Случайная материализация «астральных тел» или двойников живых людей — совсем другое дело. Эти «астралы» часто ошибочно принимаются за призраки умерших, так как, подобно хамелеонам, наши собственные «элементарии», вместе с элементариями развоплощённых людей и космическими элементалами, часто принимают вид тех образов, которые наиболее ярки в наших мыслях. Короче, на так называемых сеансах «материализации» именно сами присутствующие и медиум творят характерное сходство этих призраков. Независимые «призраки» принадлежат к иному виду психических феноменов. Материализации называются также «проявлениями форм» и «портретными статуями». Называть их материализовавшимися духами недопустимо, ибо они являются не духами, но, поистине, оживлёнными портретными статуями.

МАТРА (санскр.). [1] Кратчайший период времени, относящийся к длительности звуков, равный миганию глаза.

МАТРА (санскр.). [2] Долгота санскритского слога.

МАТРИПАДМА (санскр.). Матерь-лотос или чрево Природы.

МАТРОНЕТА (евр., каббал.). Идентична с Малкут, десятой сефирой. Буквально, Матрона есть «низшая матерь».

МАТРЫ (санскр.). «Матери», божественные матери. Число их семь. Они являются женскими аспектами и силами богов.

МАТСЬЯ (санскр.). «Рыба». Матсья аватар был одним из самых ранних воплощений Вишну.

«МАТСЬЯ ПУРАНА» (санскр.). Священное Писание, или Пурана, повествующая об этом воплощении. [См. выше].

МАТХАДХИПАТЫ (санскр.). Руководители различных религиозных Братств в Индии, Верховные Жрецы в монастырях.

МАТХАМ или Маттам (санскр.). Храмы в Индии с кельями и монастырями для монашествующих аскетов и учёных.

МАХА БУДДХИ (санскр.). Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити, или семь «природ», или планов перечисляются, начиная с Махабуддхи вниз.

МАХА ВИДЬЯ (санскр.). Великая эзотерическая наука. Лишь высшие посвящённые владеют этой наукой, которая заключает в себе почти всемирное знание.

МАХА ГУРУ (санскр). Буквально, «великий учитель». Посвящающий.

МАХА ДЭВА (санскр.). Буквально, «великий бог»; титул Шивы.

МАХА ЙОГИН (санскр.). «Великий аскет». Титул Шивы.

МАХА КАЛА (санскр.). «Великое Время». Имя Шивы как «Разрушителя», и Вишну как «Охранителя».

МАХА КАЛЬПА (санскр.). «Великий Век».

МАХА КОГАН (санскр.). Руководитель духовной Иерархии или школы оккультизма; глава трансгималайских мистиков.

МАХА МАЙЯ (санскр.). Великая иллюзия проявленного. Эта вселенная и всё в ней, в своём взаимодействии, называется великой Иллюзией, или Махамайей. Это также обычный титул, даваемый Непорочной Матери Гаутамы Будды — Майядэви, или «Великой Тайне», как она зовётся мистиками.

МАХА МАНВАНТАРА (санскр.). Буквально, большой промежуток между [двумя] «Ману». Период вселенской активности. Манвантара означает вообще просто период деятельности, в противоположность пралайе, или отдыху, — безотносительно к длительности этого цикла.

«МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА» (пали). Одно из самых авторитетных буддийских священных писаний.

МАХА ПРАЛАЙЯ (санскр.). Противоположность махаманвантары, буквально — «великое Растворение», «Ночь», следующая за «Днем Брамы». Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления; ортодоксальные христиане отнеслись бы к ней как к «Разрушению Мира».

МАХА ПУРУША (санскр.). Высший или Великий Дух. Титул Вишну.

МАХА РАДЖИКИ (санскр.). Гана, или класс, богов, общим числом в 236. Определённые Силы в эзотерических учениях.

МАХА ШУНЬЯТА (санскр.). Пространство или вечный закон; великая пустота или хаос.

МАХА ЮГА (санскр.). Совокупность четырёх юг, или периодов, в 4 320 000 солнечных лет; «День Брамы» в брахманистской системе; буквально, «великий век».

«МАХАБХАРАТА» (санскр.). Буквально, «великая война»; прославленная эпическая поэма Индии (возможно, длиннейшая поэма в мире), которая включает как «Рамаяну», так и «Бхагавад-Гиту», «Песнь Небесную». Нет двух востоковедов, согласных относительно времени её происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.

МАХАБХАУТИЧЕСКИЙ (санскр). Относящийся к макрокосмическим принципам.

МАХАБХАШЬЯ (санскр.). Обширный комментарий к грамматике Панини, написанный Патанджали.

МАХАБХУТЫ (санскр.). Грубые элементарные принципы материи.

МАХАВАНСО (пали). Буддийское историческое сочинение, написанное бхикшу Моханамой, дядей царя Дхатушмы. Авторитетный источник по истории буддизма и его распространении на острове Цейлон.

МАХАГИСТИЯ. Магия, как её некогда преподавали в Персии и Халдее, и где оккультная практика была возвышена до религио-магизма. Платон, говоря о махагистии, или магизме, замечает, что это чистейшая форма культа божественных вещей.

МАХАДЖВАЛА (санскр.). Определённого вида ад.

МАХАРАГА (санскр.). Маха урага, «великий змий» — Шеша или любые другие.

МАХАРАДЖИ, Четыре (санскр.). Четыре великих кармических божества у северных буддистов, помещённые в четырёх странах света для наблюдения за человечеством.

МАХАРЛОКА (санскр.). Сфера, в которой во время пралайи, согласно пураническим сказаниям, обитают Муни, или «Святые». Это обычная обитель Бхриги, Праджапати (Прародителя) и Риши, одного из семи, о которых говорится как о со-существующих с Брамой.

МАХАСУРА (санскр.). Великий Асура; экзотерически — Сатана, эзотерически — великий бог.

МАХАТ (санскр.). Буквально, «Великий». Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии — первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии или чувства «я есмь я» (в низшем манасе).

МАХАТМА (санскр.). Буквально, «великая душа». Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны «человека из плоти» и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами [см.].

МАХАТМЬЯ (санскр.). «Величие души», надпись на гробнице или каком-либо святом месте.

МАХАТОВАРАТ (санскр.). Употребляется по отношению к Парабрахме; наибольшая из величайших сфер.

МАХАТТАТТВА (санскр.). Первое из семи творений, названных в Пуранах соответственно: Махаттаттва, Чута, Индрия, Мукхья, Тирьяксрота, Урдхвасрота и Арваксрота.

МАХАЯНА (пали). Школа; буквально, «большая колесница». Мистическая система, основанная Нагарджуной. Её книги были написаны во втором веке до Р.Х.

МАШ-МАК. По преданию — слово атлантов четвёртой расы для обозначения таинственного Космического огня или, скорее, Силы, которая, как утверждалось, могла в один миг стереть в порошок целые города и разрушить мир.

М’БУЛ (евр.). «Воды потопа». Эзотерически — периодические излияния астральных нечистот на землю; периоды психических преступлений и беззаконий, или постоянных моральных катаклизмов.

МЕГАКОСМ (греч.). Мир астрального света [см.] или, как объяснено одним запутавшимся масоном, «большой мир, не идентичный макрокосму, Вселенной, а что-то между ним и микрокосмом, малым миром», или человеком.

МЕДИНИ (санскр.). Земля; получившая такое название от костного мозга (медас) двух демонов. Эти чудовища выскочили из уха спящего Вишну и готовились убить Браму, возлежащего на лотосе, растущем из пупка Вишну, когда бог Сохранения проснулся и умертвил их. Тела их, брошенные в море, образовали такое количество жира и костного мозга, что Нараяна использовал это для создания земли.

МЕЛЕК (евр.). Буквально, «Царь». Титул сефиры Тиферет, V, или вау, в Тетраграмматоне — сын, или Микропросопус (Меньший Лик).

МЕЛХИ (санскр.). Класс богов огня, или Саламандр.

МЕМРАБ (евр.). В Каббале «голос воли», то есть коллективные силы природы в действии, названные еврейскими каббалистами «Словом», или Логосом.

МЕНДЕС (греч.). Название демона-козла, которому, по утверждению римской церкви, совершали поклонение тамплиеры и другие масоны. Но этот козёл был мифом, созданным злобной фантазией odium theologicum [теологической ненависти, — лат.]. Подобного существа никогда не было, так же как не было и поклонения ему у тамплиеров или их предшественников, гностиков. Богом Мендеса, или греческого Мендесия (наименование Нижнего Египта в дохристианские времена) был овеноголовый бог Амон, живой и святой дух Ра, жизнедающего Солнца; и это ввело в заблуждение некоторых греческих авторов, утверждавших, что египтяне называли самого «козла» (или овеноголового бога) Мендесом. Амон веками был главным божеством Египта, верховным богом; Амон-Ра — «сокрытым богом», или Аменом (сокровенным), Саморождённым, являющимся «своим собственным отцом и своим собственным сыном». Эзотерически он был Паном, богом природы или олицетворенной природой, и, вероятно, раздвоенное копыто козлоногого Пана содействовало заблуждению, что этот бог является козлом. Поскольку святилище Амона находилось в Па-би-неб-тате, «обители Тата или Духа, Владыки Тата» (Биндеди в ассирийских надписях), греки вначале исказили это название как Бендес, а потом — Мендес, от «Мендесий». Эта «ошибка» слишком хорошо служила церковным целям, чтобы быть отброшенной, даже когда была обнаружена.

МЕНДЕЯНЕ (греч.). Их называют также сабеянами или христианами Св. Иоанна. Последнее есть абсурд, так как, согласно всем свидетельствам и даже их собственному, они не имеют вообще ничего общего с христианством, к которому они питают отвращение. Современная секта мендеян широко распространена по всей Малой Азии и в других районах и справедливо считается некоторыми востоковедами непосредственно уцелевшими остатками гностиков. Ибо, как разъяснено в «Dictionnaire des Apocryphes» аббата Минье (ст. «Le Code Nazarean» vulgairement appale «Livre d’Adam»), мендеяне (по-французски пишется mandaites, что произносится как mandai) «собственно означает науку, знание или гнозис. Таким образом, это эквивалент гностиков». Как показывает цитированное выше сочинение, несмотря на то, что многие путешественники говорили о секте, последователи которой именуются по-разному — сабеянами, христианами Св. Иоанна и мендеянами и распространены вокруг Шат-Этараба у слияния Тигра и Евфрата (главным образом в Бассоре, Ховейзе, Корне и т.д.), именно Норберг первым указал на племя, принадлежащее к той же секте, обосновавшееся в Сирии. И оно является интереснейшим из всех. Это племя, численностью около 14 или 15 тысяч, живёт на расстоянии одного дня пути к востоку от Ливанской Горы, в основном — в Элмерке (Лата-Киех). Они называют себя без различия назореями и галилеянами, так как первоначально они пришли в Сирию из Галилеи. Они утверждают, что их религия является религией Св. Иоанна Крестителя и что она ничуть не изменилась с тех пор. В дни празднеств они носят одежду из верблюжьих кож, спят на верблюжьих шкурах и едят акриды и мёд, как поступал их «Отец, Св. Иоанн Креститель». Однако, они называют Иисуса Христа обманщиком, фальшивым Мессией и Нэбсо (или планетой Меркурий в её злом аспекте), и преподносят его как творение Духа «семи ко злу расположенных звёзд» (или планет). См. «Кодекс Назореев», который является их Священным Писанием.

МЕНСАМБУЛИЗМ (лат.). Слово, созданное некоторыми французскими каббалистами для обозначения феномена «столовращения» от латинского mensa, стол.

МЕРАХА ФАТ (евр.). Употребляется в отношении «дыхания» божественного Духа, когда он носится над водами пространства перед творением (см. Сифра ди Цениута).

МЕРКАВА или Меркаба (евр.). Колесница. Каббалисты говорят, что Верховный, после того как учредил десять сефиротов, использовал их как колесницу или трон славы, на котором нисходит к душам людей.

МЕРОДАХ (халд.). Бог Вавилона, Бэл более поздних времён. Он является сыном Давкины, богини низших сфер или земли, и Хэа, бога Морей и Гадеса у востоковедов; но эзотерически и у аккадийцев — Великим Богом Мудрости, «тем, кто воскрешает из Мёртвых». Хэа, Эа, Дагон или Оанн и Меродах суть одно.

МЕРУ (санскр.). Название горы, якобы находящейся в центре (или «пупе») земли, где расположена Сварга, Олимп индусов. Она вмещает «города» величайших богов и обители различных дэв. В географическом значении, это неизвестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была «Страной Блаженства» самых ранних ведийских времён. Её называют также Хемадри, «золотая гора», Ратнасану, «вершина драгоценного камня», Карникачала, «гора лотоса», и Амарадри, и Дэва-парвата, «гора богов». Оккультные учения помещают её в самый центр Северного Полюса, определяя в качестве местонахождения первого континента на нашей Земле, после отвердения этого глобуса.

МЕСМЕР Фридрих Антон. Знаменитый целитель, который вновь открыл и практически применил тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени — месмеризмом. Он родился в Швабене в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвящённым членом Братств Fratres Lucis и Лукшура (или Луксора), египетского ответвления последнего. Именно совет «Луксора» избрал его — согласно указам «Великого Братства» — для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для содействия, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван. Из этих трёх людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии. Месмер основал в 1783 г. «Орден Всемирной Гармонии», в котором, как полагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нём разъясняли учение Гиппократа, методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки.

МЕТАТРОН (евр.). Каббалистический «Князь Ликов», Разум первой сефиры, и предполагаемый руководитель Моисея. Числовое значение его 314 — такое же, как у титула божества «Шаддай», Всемогущий. Он также Ангел мира Бриа и тот, кто вёл израильтян через Пустыню, и поэтому то же, что «Господь Бог» Иегова. Это слово напоминает греческое слово метатрон, или «близ Трона». (W.W.W.).

МЕТЕМПСИХОЗ. Переход души из одной стадии существования в другую. Символизирован и вульгарно воспринят, как перерождения в телах животных. Этот термин вообще неправильно понят всеми классами европейского и американского общества, включая многих учёных. Метемпсихоз следует относить лишь к животным. Каббалистическая аксиома «Камень становится растением, растение — животным, животное — человеком, человек — духом, а дух — богом» разъясняется в труде Ману «Манава-Дхарма-Шастра» и других брахманистских книгах.

МЕТИС (греч.). Мудрость. Греческая теология соединила Метис — Божественную Мудрость — с Эросом — Божественной Любовью. Это слово, также, якобы является элементом божества или идола тамплиеров — Бафомета, которое некоторые авторитеты производят от Baphe, крещение, и Metis, мудрость; тогда как другие утверждают, что этот идол представлял двух учителей, которых тамплиеры одинаково отвергали, а именно Папу Римского и Магомета. (W.W.W.).

МЕХЕН (египет.). В народных мифах — великий змий, представляющий низшую атмосферу. В оккультизме — мир астрального света, символически названный Космическим Драконом и Змием. (См. труды Элифаса Леви, который называл этот свет le Serpent du Mal и другими именами, приписывая ему все злые воздействия на землю.)

МЕШИА и Мешианэ (зенд). Адам и Ева зороастрийцев, в ранней системе персов; первая человеческая пара.

МИАЛБА (тибет.). В эзотерической философии северного буддизма — название нашей Земли, именуемой Адом для тех, кто вновь воплощается на ней для наказания. Экзотерически Миалба переводится как «Ад».

МИГМАР (тибет.). Планета Марс.

МИДГАРДСОРМ (Змей Мидгарда). (сканд.). Огромный змей в Эддах, грызущий корни Иггдрасиля — Древа Жизни и Вселенной в легенде древних скандинавов. Мидгард — это Мировой Змей Зла.

МИДРАШИМ (евр.). «Древние» — то же, что «Пурана»; древние писания иудеев, так же как Пураны называются «Древними» (Священными Писаниями) в Индии.

МИЗРАИМ (египет.). Название Египта в очень древние времена. Сейчас это обозначение связано с франкмасонством. См. ритуал Мизраима и ритуал Мемфиса в масонских энциклопедиях.

МИМАНСА (санскр.). Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две мимансы, старая и новая. Первую, «пурва-мимансу», создал Джамини, а более позднюю, или «уттара-мимансу», — один из Вьяс, — и теперь её называют школой веданты. Шанкарачарья был самым выдающимся апостолом последней. Школа веданты является древнейшей из всех шести даршан (буквально, «проявлений»), но даже в отношении пурва-мимансы не допускается большей древности, чем 500 лет до Р.Х. Востоковеды в своём пристрастии к абсурдной идее, что все эти школы возникли «благодаря греческому влиянию», для того, чтобы те соответствовали их теории, хотели бы приписать им ещё более позднее происхождение. Шад-даршана (или шесть проявлений) имеют все одну общую отправную точку и подтверждают, что ex nihilo nihil fit [из ничего ничто не происходит, — лат.].

МИМИР (сканд.). Мудрец-великан в Эддах. Один из Ётунов, или титанов. Он охранял колодец (колодец Мимира), в котором были воды начальной мудрости, испив которых, Один обрёл знание всех событий прошлого, настоящего и будущего.

МИНАС (санскр.). То же что Минам, зодиакальный знак Pisces, или Рыб.

МИНОС (греч.). Великий судья в Гадесе. Древний царь Крита.

МИР (World). В качестве определительного к словам — «гора», «древо» и так далее являет всеобщее верование. Так, «Мировой Горой» индусов была Меру. Как сказано в «Разоблаченной Изиде», «все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть истолкованы, как воплощение научно доказанных истин натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорическое описание первичной космогонии; мировые деревья — последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы — символические памятки различных атрибутов этой двоякой эволюции в её бесконечном соотнесении космических сил. В таинственных глубинах этой горы — матрицы вселенной — боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке-материи человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia [первоматерия, — лат.], в то время как её грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, её более божественная сущность наполнила вселенную, незримо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорождённого младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из предвечного хаоса. Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология». Другим и ещё более принятым определительным ко всем этим вещам [в английском языке] служит слово «Mundane» [«Земной»]. (См. Мировое Яйцо, Мировое Древо и Иггдрасиль).

МИРОВОЕ Яйцо или Древо, или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть «Мировая Гора»; Древо Бодхи, или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдрасиль является «Мировым Древом» древних скандинавов.

МИРЫ, Низшие и Высшие. Оккультисты и каббалисты сходятся в разделении вселенной на высшие и низшие миры, миры Мысли и миры Материи. «Как вверху, так и внизу», — утверждает герметическая философия. Этот низший мир сформирован по своему прообразу — высшему миру; и «всё, что в низшем, есть лишь образ (отражение) того, что в высшем». («Зогар», II, fol. 20а.)

МИРЫ, Четыре. Каббалисты различают Четыре Мира Существования, а именно: Ацилут, или прототипный; Бриа, или творящий, первое отражение высшего; Иецира ,или формирующий; и Ассия, Мир Оболочек, или Клиппот, и материальная вселенная. Сущность Божества, концентрируясь в сефиротах, сперва проявляется в Мире Ацилут, и их отражения воспроизводятся последовательно в каждом из четырёх планов, постепенно уменьшаясь в светоносности и чистоте, пока не достигнута материальная вселенная. Некоторые авторы называют эти четыре плана: Разумным, Нравственным, Чувственным и Материальным Мирами. [W.W.W.]

МИСТАГОГИЯ (греч.). Учения или толкования священных мистерий.

МИСТЕРИИ. Греческие телетейи (teletai), или завершения, празднества посвящения или Таинства. Это были ритуалы, обычно державшиеся в тайне от профанов и непосвящённых, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была не чем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвящёнными эскулапского культа змия, как вакханки были посвящёнными Диониса; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в древних храмах посвящёнными иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте «группой хранителей тайн», как м-р Бонвик называет иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о мистериях, разыгрываемых на Филэ (остров на Ниле), он говорит, что «в этих тёмных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, тогда как торжественный гимн посвящения отдавался эхом в обширном пространстве этих скальных тайников». Слово «мистерии» произошло от греческого muô, «закрывать рот», и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, мистерии как школы этики были высоко религиозными, нравственными и благотворными. Греческие мистерии — таинства Цереры и Вакха — были лишь подражаниями египетским; и автор книги «Egyptian Belief and Modern Thought» сообщает, что наше «слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El, или школа Эла, Солнечного божества». С Мистериями связаны знаменитые кабиры. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их жизни. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.

МИСТЕРИУМ МАГНУМ (лат.). «Великая Тайна», термин, употребляемый в алхимии в связи с изготовлением «Философского Камня» и «Элексира Жизни».

МИСТЫ (греч.). В древности, название новопосвящённых; теперь так зовут римских кардиналов, которые, позаимствовав все свои обряды и догмы от арийских, египетских и эллинских «язычников», присвоили также и μυσις неофитов. Они должны держать глаза и рот закрытыми при их посвящении в сан, и потому зовутся мистами.

МИТРА. Головной убор религиозного сановника — как у римско-католического епископа: шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым ртом — os tincæ, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским божеством — слово даг означает рыбу. Любопытно, что os uteri так называли в женской человеческой форме, и рыба связана с богиней Афродитой, которая вышла из моря. Любопытно также то, что древнехалдейские легенды говорят о религиозном учителе, вышедшем к ним из моря, которого звали Оанном и аннедотом, — полурыбе, получеловеке. (W.W.W.).

МИТРА или Мифра (перс.). Древнеиранское божество, бог Солнца, о чём свидетельствует его львиная голова. Это имя бытует и в Индии и означает одну из форм Солнца. Персидский Митра, изгнавший с небес Аримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судии людей, и он грехонесущий бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он прямо связан с высшим оккультизмом, учения которого излагались в ходе Мистерий Митры, которые вследствие этого носили его имя.

«МИШНА» (евр.). Древнейшая часть еврейского «Талмуда», или устного закона, состоящая из дополнительных предписаний для руководства евреев, с обильными комментариями. Содержание распределено в шести разделах, рассматривающих Семена, Празднества, Женщин, Вред, Священные Вещи и Очищение. Раввин Иуда Аунаси составил Мишну в единый кодекс примерно в 140 г. н.э. (W.W.W.).

МЛЕЧЧХИ (санскр.). Изгнанники. Название, даваемое всем иностранцам и не-арийцам.

МНЕВИС (египет.). Бык Мневис, Сын Пта и символ бога Солнца Ра, как Апис считался Озирисом в священной форме быка. Обитель его была в Гелиополе, Граде Солнца. Он был чёрным и нёс на своих рогах священный урей и диск.

МОБЕДЫ (зенд). Жрецы парсов или зороастрийцев.

МОЙРА (греч.). То же, что латинское фатум — судьба, рок, сила, руководящая действиями, страданиями, жизнью и борениями людей. Но это не карма, а лишь одна из её сил-посредников.

МОКША (санскр.). «Освобождение». То же, что нирвана; посмертное состояние покоя и блаженства «Души-Странника».

МОЛОТ ТОРА. Оружие, которое имело форму Свастики; европейские мистики и масоны называли его «Герметическим Крестом», также «Крестом Джайна», croix cramponnée. Самый архаический, также как и самый священный и всемирно почитаемый символ. (См. Свастика.)

МОНАДА (греч.). Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную триаду, атма-буддхи-манас, или дуаду, атма-буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели — Нирване.

МОНАС (греч.). То же, что и термин Монада; «Одинокий», единица. В пифагорейской системе дуада эманирует из высшего и единого Монаса, являющегося, таким образом, «Перво-Причиной».

МОНАХИНИ. Были и в древнем Египте, и в Перу, и в старом языческом Риме. Они были «девственными невестами» соответствующих (Солнечных) богов. Геродот заявляет: «Невесты Амона исключаются из всех сношений с людьми», они «невесты Неба», и, в сущности, они становились настолько же мертвы для мира, каковы они теперь. В Перу они были «Чистыми Девами Солнца», и к паллакисткам Амона-Ра в некоторых надписях обращаются как к «божественным супругам». «Сестра Оун-нефера, главного пророка Озириса, во время владычества Рамзеса II», описана как «Таиа, Настоятельница Монахинь» (Мариетт Бей).

МОНОГЕНЕС (греч.). Буквально, «единородный», название Прозерпины и других богов и богинь.

МОРИА (санскр.). Одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежали Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов.

МОРИА, гора. Согласно традиции, местонахождение первого храма царя Соломона в Иерусалиме. На эту гору отправился Авраам, чтобы принести в жертву Исаака.

МОТ (финик.). То же, что ilus, ил, предвечный хаос; слово, употребляемое в тирренской космогонии.

МОУТ или Мут (египет.). Богиня-матерь; изначальная богиня, ибо говорится, что «все боги родились от Мут». Астрономически — Луна.

МУ (сензар). Мистическое слово (или, вернее, часть его) в северном буддизме. Оно означает «уничтожение искушения» при исполнении упражнений йоги.

МУДРА (санскр.). Называется мистической печатью. Система оккультных знаков, образуемых пальцами. Эти знаки имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в школе йогачарья северных буддистов, позднее были приняты индусскими тантриками, которые часто злоупотребляют ими в целях чёрной магии.

МУДРОСТЬ. «Самая сущность мудрости содержится в He-Бытии», — говорят каббалисты; но они также относят этот термин к Слову, или Логосу, Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию. «Единая Мудрость — в Звуке», — говорят оккультисты, — где опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть субстрат Акаши. В «Зогаре», «Книге Великолепия», говорится: «Это Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего, что имеется от Всевышнего». («Зогар», III, fol. 288; «Каббала» Мейера.) И объясняется это так: «Над Кэтер есть Айин или Энс, то есть Эйн, Ни-что». «Так говорится потому, что мы не знаем и не можем узнать того, что в этом Принципе, ибо... это выше самой Мудрости» (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные каббалисты согласны с оккультистами в том, что сущность или то, что пребывает в принципе Мудрости, ещё выше самой высшей Мудрости.

МУКТА и МУКТИ (санскр.). Освобождение от чувственной жизни; осчастливленный или освобождённый; кандидат на мокшу, свободу от плоти и материи, или жизни на этой земле.

МУЛАПРАКРИТИ (санскр.). Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип — недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально — «корень Природы» (Пракрити) или Материи.

МУЛИЛ (халд.). Одно из имён халдейского Бэла.

МУЛУК-ТАУС (араб.). От Малух, «Властитель», более поздняя форма Молоха, Мелека, Малаяка и Малахим, «вестники», ангелы. Это есть Божество, которому в форме павлина поклоняются иезиды, секта в Персии, ласково названные христианской теологией «поклонниками дьявола». Владыка «Павлин» не является ни Сатаной, ни дьяволом, ибо это просто символ стоокой Мудрости; птицы Сарасвати, богини Мудрости; Картикеи, Кумары; Девственницы Мистерий Юноны и всех богов и богинь, связанных с Сокровенным Учением.

МУМИЯ. Название человеческих тел, бальзамированных и сохранённых по древнему египетскому методу. Процесс мумификации представляет собой древнейший обряд страны фараонов и считался одной из самых священных церемоний. Кроме того, это был процесс, свидетельствующий о значительных познаниях в химии и хирургии. Мумии, возраст которых 5000 лет и более, предстают перед нами столь же хорошо сохранившимися, как и в то время, когда они впервые вышли из рук парашистов (Parashistes, греч.).

МУМУКШАТВА (санскр.). Желание освобождения (от перевоплощения и порабощения материей).

«МУНДАКЬЯ УПАНИШАДА» (санскр.). Буквально, «эзотерическое учение Мундаки», сочинение огромной древности.

МУНИ (санскр.). Святые или мудрецы.

МУРАРИ (санскр.). Эпитет Кришны или Вишну; буквально, враг асура Муры.

МУРТИ (санскр.). Форма или знак, или лик, например, «Тримурти» — «три Лика» или Образа.

МУРТИМАТ (санскр.). Нечто присущее или воплощённое в чем-то другом и неотделимое от него; подобно влажности воды, которая является сосуществующей и единовременной с ней. Употребляется в отношении некоторых атрибутов Брамы и других богов.

МУСПЕЛ (сканд.). Великан в Эдде, бог Огня и отец Пламён. Эти злые сыны доброго Муспела после того, как угрожали злом в Жархейме (Муспелхейме), в конце концов собрались в грозную армию и устроили «Последний Бой» на поле Вигред. Муспел представлен как «Мировой Огонь». Концепция Тёмного Суртура (чёрного дыма), из которого вспыхивают языки пламени, связывает Муспела с индусским Агни.

МЬЁЛНИР (сканд.). Молот грозы Тора (см. Свастика), сделанный для него гномами; им этот Бог покорял как людей, так и богов. Тот же вид магического оружия, что и Агнеястра индусов, оружие огня.

MYSTICA VANNUS IACCHI. Обычно переводится как мистическая Сеялка; но на одной древней терракоте в Британском музее эта сеялка представляет собой Корзину, вроде тех, которые в мистериях древних выставлялись напоказ с мистическим содержимым; как утверждает Инман — символическими яичками. (W.W.W.).

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU