ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

О

перейти к оглавлению

ОАНН (греч.). Музар Оанн, аннедот, известный в халдейских «легендах», переданных через Бероза и других древних авторов, как Даг или Дагон, «человек-рыба». Оанн пришёл к ранним вавилонянам в качестве реформатора и наставника. Появившись из Эритрейского моря, он принёс им цивилизацию, письмо и науки, закон, астрономию и религию, обучая их земледелию, геометрии и искусствам вообще. Также и после него приходили аннедоты, общим числом пять (наша раса является пятой) «все похожие на Оанна внешне и обучавшие тому же»; но Оанн Музар пришёл первым, и это произошло при Амменоне, третьем из десяти до-потопных Царей, династия которых окончилась с Ксизустром, халдейским Ноем (см. Ксизустр). Оанн был «животным, наделённым разумом, с телом рыбы, но у которого под рыбьей головой была человеческая, а также ступни внизу, похожие на человеческие, добавленные к рыбьему хвосту, и голос и язык которого также был членораздельным и человеческим» (Полихистор и Аполлодор). Это даёт ключ к аллегории. Она являет Оанна как человека и «жреца», посвящённого. Лайард давно показал (см. «Nineveh»), что «рыбья голова» была просто головным убором, митрой, сделанным в форме рыбьей головы, который носили жрецы и боги и который в очень незначительно изменённой форме представляет то, что мы даже теперь видим на голове у высоких лам и римских епископов. Такую митру носил Озирис. Рыбий хвост есть просто шлейф длинной жёсткой мантии, изображённой на некоторых ассирийских табличках, — форму эту можно увидеть воспроизведённой в вышитом золотом одеянии священнослужителей, носимом во время службы современными греческими священниками. Эта аллегория об Оанне, аннедоте, напоминает нам о «Драконе» и «Царях-Змиях»; о нагах, которые в буддийских легендах наставляют людей мудрости на озёрах и реках, и в конце концов становятся новообращёнными благого Закона и архатами. Смысл этого очевиден. «Рыба» является старым и весьма многозначительным символом на языке Мистерий, как, впрочем, и «вода». Эа или Хэа был богом моря и Мудрости, и одной из его эмблем был морской змей, жрецы его были «змиями» или посвящёнными. Таким образом, понятно, почему оккультизм относит Оанна и других аннедотов к группе тех древних «адептов», которые назывались «морскими» или «водными драконами» — нагами. Вода символизировала их человеческое происхождение (так как она есть символ земли и материи, а также очищения), в отличие от «огненных нагов», или нематериальных Духовных Существ, либо небесных бодхисатв, либо Планетарных Дхиани, которые также считаются наставниками человечества. Скрытый смысл становится ясным оккультисту, как только он узнаёт, что это существо (Оанн) обычно проводило день среди людей, наставляя их; а когда заходило Солнце, снова возвращалось в море, проводя ночь в глубинах, «ибо оно было амфибией», то есть принадлежало двум планам: духовному и физическому. Ибо греческое слово амфибиос означает просто «жизнь на двух планах», от амфи — «с обеих сторон» и биос — «жизнь». Слово это в древности часто относилось к тем людям, которые, хотя всё ещё носили человеческий облик, сделались почти божественными с помощью знания, и жили настолько же в духовных сверхчувственных сферах, насколько и на земле. Оанн туманно отражён в Ионе и даже в Иоанне Предтече, поскольку оба они связаны с Рыбой и Водой.

ОБ (евр.). Астральный свет — или, вернее, его пагубные злобные потоки — персонифицировался евреями в виде Духа Об. Они считали, что всякий, кто имел дело с духами и некромантией, был одержим Духом Об.

ОБЕАХИ. Колдуны и колдуньи Африки и островов Вест-Индии. Секта чёрных магов, заклинателей змей, чародеев и т.д.

ОБИТАТЕЛИ [Стражи] (Порога). Термин, придуманный Бульвер-Литтоном в «Занони» [Э. Бульвер-Литтон. «Призрак». — М., 1994]; но в оккультизме слово «Обитатель» есть оккультное определение, употреблявшееся изучающими много веков тому назад и относящееся к определённым вредоносным астральным Двойникам умерших личностей.

ОБОЛОЧКИ. Каббалистическое название призраков мёртвых, «духов» спиритов, фигурирующих в физических феноменах; названы так потому, что они суть лишь призрачные формы, опорожненные от своих высших принципов.

ОБРАЗ. Оккультизм не допускает никаких образов, кроме изображения живого образа божественного человека (символа Человечества) на земле. Каббала учит, что этот божественный Образ, копия величественного и святого высшего Образа (Элохимов), теперь превратился в другое подобие, вследствие развития грешной человеческой природы. Лишь высший божественный Образ (Эго) остался таким же; низший (личность) изменился, и человек, теперь испытывающий страх перед дикими зверьми, стал походить лицом на многих из них. («Зогар», I, fol. 71а.) В раннюю эпоху Египта не существовало образов; но позже, как сообщает Ленорман, «в святилищах Египта свойства природы, а следовательно, и Божества (Элохимов или Эго [мн. число]) были разделены на семь абстрактных качеств, каждое из которых характеризовалось символом, которые суть — материя, сцепление, постоянное изменение, свёртывание, накопление, распределение и разделение». Это были атрибуты, символизировавшиеся различными образами.

ОГДОАД (греч.). Тетрада, или «четвёрка», отражением себя произвела огдоад, «восемь», согласно маркозианским гностикам. Восемь великих богов назывались «священным Огдоадом».

ОГИГИА (греч.). Древний затонувший остров, известный как остров Калипсо и отождествлённый некоторыми с Атлантидой. В некотором смысле это правильно. Но тогда, какая это часть Атлантиды — ведь последняя была скорее континентом, чем «громадным» островом?!

ОГИР или Хлер (сканд.). Владыка великанов в Эдде и союзник богов. Наивысший из богов Воды, и то же, что греческий Океан.

ОГМИЙ. Бог мудрости и красноречия друидов, следовательно, в некотором смысле, Гермес.

ОГОНЬ (Живой). Риторическая фигура для обозначения божества, «Единой» жизни. Теургический термин, позже употреблявшийся розенкрейцерами. Символ живого огня есть Солнце, опредёленные лучи которого разжигают огонь жизни в нездоровом теле, передают знания будущего инертному [приведённому в пассивное состояние] уму и стимулируют к активному действию некоторую психическую, обычно дремлющую, способность в человеке. Его значение в высшей степени оккультно.

ОГОНЬ ГЕРМЕСА. То же, что «огонь Эльма» [огни святого Эльма]. (См. «Разоблачённая Изида», I, 105.)

ОГХАМ (кельт.). Язык мистерий, принадлежавший ранним кельтским племенам и употреблявшийся друидами. Одна из форм этого языка заключалась в ассоциировании листьев определённых деревьев с буквами; это называлось Бет-луис-нион Огхам, где для образования слов и предложений листья нанизывались на нить в надлежащем порядке. Годфри Хиггинс предполагает, что для довершения мистификации между ними вкладывались определённые другие листья, которые ничего не означали. (W.W.W.).

ОД (греч.). От одос, «проход» или прохождение той силы, которая развивается различными меньшими силами или посредниками, такими как магниты, химические или жизненные действия, тепло, свет и т.д. Она также называется «одической» и «одилической силой», и рассматривалась Рейхенбахом и его последователями как независимая, объективно существующая сила — какой она несомненно и является, — содержащаяся в человеке, равно как и в природе.

ОДАКОН. Пятый аннедот или Дагон (см. Оанн), пришедший во времена владычества Евдореша из Пентебиблона, также «из Эритрейского моря, подобно предыдущим, имея ту же сложную форму между рыбой и человеком» (Cory, «Apollodorus», p. 30).

ОДЕМ или Адм (евр.). Камень (сердолик) на нагруднике еврейского Высшего Жреца. Он красного цвета и обладает большой целебной силой.

ОДИН (сканд.). Бог сражений, древнегерманский Саваоф; то же, что Водан. В Эдде он великий герой и один из создателей человека. В древнем Риме он считался тем же, что и Гермес, или Меркурий (Будха), и поэтому современное востоковедение (сэр У. Джоунс) спутало его с Буддой. В пантеоне скандинавов он — «отец богов» и божественная мудрость, и как таковой он, конечно же, Гермес, или творящая мудрость. При сотворении первого человека из деревьев — Аск (ясень) и Эмбля (чёрная ива) — Один или Водан наделил его жизнью и душой, Хёнир — разумом, а Лодур — формой и цветом.

ОДНОРОДНОСТЬ (Гомогенность). От греческих слов хомос — «подобный», и генис — «род». То, что повсюду имеет одну и ту же природу, недифференцированное, несоставное, каковым якобы является золото.

ОДУР (сканд.). Человеческий супруг богини Фрейи, отпрыск божественного рода в северной мифологии.

ОЗИРИС (егип.). Величайший бог Египта, Сын Геба (Сатурна), небесного огня, и Нейт, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает, что он есть самосущий и самосотворённый бог, первое проявляющееся божество (наш Третий Логос), идентичный с Ахура Маздой и другими «Перво-Причинами». Ибо, как Ахура Мазда един с Амешаспентами, или является их синтезом, так и Озирис, всеобщее единство, при дифференциации и персонификации, становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сёстрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он родился на горе Синай, Ниссе (см. «Исход», XVII, 15), и был погребён в Абидосе, после того, как Тифон убил его, когда ему было только двадцать восемь лет, согласно аллегории. По Еврипиду, он — тот же Зевс и Дионис, или Дио-Нис, «бог Нисы», ибо, по его словам, Озирис вырос в Нисе, по-арабски «Счастливый». Спрашивается: насколько последнее предание повлияло или имеет что-либо общее с утверждением в Библии, что «Моисей воздвиг алтарь и произнёс имя Иегова Нисси» [в церковной русскоязычной версии: «И устроил Моисей жертвенник (Господу), и нарёк ему имя: Иегова Нисси (Господь знамя моё)»], или, каббалистически, — «Дио-Иао-Нисси». (См. «Разоблачённая Изида», II, 137.) Четырьмя главными аспектами Озириса были — Озирис-Птах (Свет), духовный аспект; Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус, «Лунный» или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон, Демонический или физический, материальный, и потому полный страстей, буйный аспект. В этих четырёх аспектах он символизирует двойственное Эго — божественное и человеческое, космически-духовное и земное.

Среди множества верховных богов этот египетский образ является самым многозначительным и величественным, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное божество, он имел двенадцать меньших богов ниже себя — двенадцать знаков Зодиака. Хотя его имя и «Неизречённо», сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имён, и семь его двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7x7; первые символизированы четырнадцатью членами его тела, или дважды семь. Таким образом, бог погружается в человека, а человек обожествляется в бога. Его называли Озирис-Элох. М-р Данбер Т. Хис упоминает финикийскую надпись, которая при прочтении дала следующую надгробную надпись в честь мумии: «Да будет благословенна Та-Бай, дочь Та-Хапи, жреца Озирис-Элоха. Она никому ничего не сделала во гневе. Она не произносила лжи ни о ком. Оправданная перед Озирисом, да будешь ты благословенна перед Озирисом! Мир тебе». Затем он добавляет следующее: «Автора этой надписи, я считаю, следовало бы назвать язычником, так как целью его религиозных устремлений служит оправдание перед Озирисом. И всё же мы находим, что он называет Озириса — Элох. Элох есть имя, употребляемое десятью коленами израилевыми по отношению к Элохимам двух колен. Иегова-Элох [в церковной русскоязычной версии «Господь Бог»] («Бытие», III, 21) в версии, используемой Ефраимом, соответствует Иегове Элохиму в той версии, которой пользуется Иуда и мы сами. Но если так, то неизбежен вопрос, требующий смиренного ответа — какой же смысл должны были раскрыть эти две фразы — соответственно Озирис-Элох и Иегова-Элох. Со своей стороны, мне видится лишь один ответ, а именно, что Озирис был национальным богом Египта, Иегова — Израиля, и что Элох есть эквивалент Deus, Gott или Dieu». Что касается его человеческого развития, он, по словам автора «Egyptian Belief», является «Одним из Спасителей или Освободителей Человечества. Как таковой он рожден в этом мире. Он пришёл как благодетель, чтобы освободить человека от забот. В своих усилиях творить добро он сталкивается со злом... и на время терпит поражение. Его убивают... Озирис погребён. Могила его тысячелетиями служит местом паломничества. Но в гробу он не бездействовал. По окончании трёх дней, или сорока, он вновь воскрес и взошёл на Небо. Это история его Человечности». («Egypt. Belief»). Мариетт Бей, говоря о Шестой Династии, указывает, что «имя Озириса... становится всё более популярным. Мы сталкиваемся с названием Оправданного»; и добавляет — «это доказывает, что это имя (Оправданного, или Макхеру) давалось не только мёртвым». Но это доказывает также и то, что легенду о Христе, почти во всех её деталях, можно найти за тысячелетия до христианской эры, и что Отцам церкви оставалось не более, чем просто применить её к новой личности.

ОЙЦОЭ (перс.). Невидимая богиня, голос которой звучал сквозь скалы, и с которой, согласно Плинию, должны были советоваться маги при избрании своих царей.

ОККУЛЬТИСТ. Изучающий различные отрасли оккультной науки. Этот термин употребляется французскими каббалистами (см. работы Элифаса Леви). Оккультизм включает в себя всю сферу психологических, физиологических, космических, физических и духовных феноменов. От слова occultus, скрытый или тайный. Потому это относится к изучению каббалы, астрологии, алхимии и всех тайных наук.

ОККУЛЬТНЫЕ НАУКИ. Науки тайн природы — физических, психических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На Западе таковой можно назвать каббалу; на Востоке — мистицизм, магию и философию йоги. Причём о последней индийские чела часто говорят как о седьмой «даршане» (школе философии), тогда как миру профанов известны лишь шесть даршан в Индии. Эти науки сейчас, так же как и в течение веков, сокрыты от толп, по той основательной причине, что они никогда не были бы оценены эгоистичными образованными классами, также как не были бы поняты необразованными; причём первые могли бы злоупотребить ими для собственной выгоды, и таким образом превратить божественную науку в чёрную магию. Против эзотерической философии и каббалы часто выдвигается обвинение, что их литература полна «варварским и бессмысленным жаргоном», непонятным среднему уму. Но разве точные науки — медицина, физиология, химия и остальные — не поступают так же? Разве признанные учёные не прикрывают свои факты и открытия новосозданной и столь же варварской греко-латинской терминологией? Как справедливо заметил наш покойный брат Кеннет Маккензи: «Жонглировать подобным образом словами, когда факты столь просты, — искусство учёных нашего времени, в разительный контраст с учёными XVII века, которые лопаты называли лопатами, а не сельскохозяйственными орудиями». Более того, тогда как их факты были бы крайне простыми и понятными при изложении на обычном языке, факты оккультной науки обладают настолько глубокой природой, что в большинстве случаев в европейских языках не существует слов для их выражения; в добавление к чему наш «жаргон» является двойной необходимостью: а) для того, чтобы ясно описывать факты сведующему в оккультной терминологии; и б) чтобы скрыть их от профана.

ОКО ГОРА. Священный символ в Древнем Египте. Он назывался Ута; правый глаз представлял Солнце, левый — Луну. Макробий говорит: «Ута — не есть ли это эмблема Солнца, царя мира, который со своего возвышенного трона видит под собой всю Вселенную?»

ОКУТХОР (сканд.). То же, что Тор, «бог грома».

ОКХАЛ (араб.). «Верховный» жрец друзов, посвящающий в их мистерии.

ОКХЕМА (греч.). Платонический термин, означающий «проводник» или тело.

ОЛИМП (греч.). Гора в Греции, обитель богов, согласно Гомеру и Гесиоду.

ОМ или Аум (санскр.). Мистический слог, самое священное из всех слов в Индии. Это есть «взывание, благословление, утверждение и обещание», и оно столь священно, что поистине могло быть словом при нижнем дыхании оккультного, первоначального масонства. Поблизости не должно быть никого, когда этот слог произносится с какой-либо целью. Это слово обычно ставится вначале священных Писаний, и им начинаются молитвы. Это сложное слово из трёх букв, А, У, М, которые, по народному верованию, символизируют три Веды, а также и трёх богов — А (Агни), У (Варуну) и М (Марутов), или Огонь, Воду и Воздух. В эзотерической философии это три священных огня или «тройной огонь» во Вселенной и Человеке, помимо многого другого. Оккультно, этот «тройной огонь» представляет собой также высший Тетрактис, так как он символизирован Агни по имени Абхиманим и его превращением в своих трёх сыновей: Паваку, Паваману и Шучи, «которые выпивают воду», то есть уничтожают материальные желания. Этот слог называется Удгитта и является священным и у браминов, и у буддистов.

ОМЕЛА. Это странное растение, растущее лишь в качестве паразита на других деревьях, таких как яблоня и дуб, было мистическим растением в некоторых древних религиях, особенно в религии кельтских друидов: их жрецы срезали Омелу с большими церемониями в определённые времена года и только специально освящённым золотым ножом. Хислоп выдвигает в качестве религиозного объяснения то, что Омеле, являющейся Ветвью, растущей из Материнского древа, поклонялись как Божественной Ветви из Земною Древа, союзу божества и человечества. Это слово по-немецки означает «все-исцеляющий». Сравните с Золотой Ветвью в «Энеиде» Вергилия (VI, 12b) и «Естественной Историей» Плиния (XVII, 44). «Sacerdos candida veste cultus arborem scandit, falce aurea demetit». (W.W.W.).

ОМИТО-ФО (кит.). Имя Будды Амитабхи в Китае.

ОМКАРА (санскр.). То же, что Аум или Ом. Также название одного из двенадцати лингамов, который был представлен тайным и исключительно священным святилищем в Уджджайне — не существующим больше со времён буддизма.

ОМОРОКА (халд.). Согласно Берозу или, вернее, Аполлодору, «море» и женщина, олицетворяющая его. Однако, как божественная вода, Оморока есть отражение Мудрости свыше.

ОНЕХ (евр.). Феникс, названный так по Еноху или Феноху. Ибо Енох (также Хенох) буквально означает посвящающий и наставник, отсюда — иерофант, который раскрывает последнюю тайну. Птица Феникс всегда связывается с деревом, мистическим Абабел’ом Корана, Древом посвящения или знания.

ОННОФР или Ун-нофре (егип.). Царь страны Мёртвых, Подземного мира, в этом качестве то же, что Озирис, «который пребывает в Аменти при Ун-нефер, царе вечности, великом боге, проявленном в небесной бездне». (Гимн XIX-й династии.) (См. также Озирис.)

ОРАИ (греч.). Имя ангела-правителя Венеры, согласно египетским гностикам.

ОРЁЛ. Этот символ является одним из самых древних. У греков и персов он был посвящён Солнцу, у египтян, под названием Ах, — Гору, а копты поклонялись орлу под именем Ахом. Греки считали его священной эмблемой Зевса, а друиды — высшего бога. Этот символ дошёл до наших дней, когда, следуя примеру язычника Мария, который во втором веке до Р.Х. использовал двуглавого орла в качестве знака Рима, христианские коронованные властители Европы сделали этого двуглавого повелителя неба священным для себя и своих потомков. Юпитер довольствовался одноглавым орлом, так же как и Солнце. Двуглавого орла приняли императорские дома России, Польши, Австрии, Германии и бывшая империя Наполеона.

ОРИОН (греч.). То же, что Атлас, держащий на плечах своих вселенную.

ОРКУС (греч.). Бездонная яма в «Кодексе назореев».

ОРЛОГ (сканд.). Судьба, рок, посредниками которого были три норны, древнескандинавские парки (Parcæ).

ОРМАЗД или Ахура Мазда (зенд). Бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов, он символизирован Солнцем. Эзотерически, он есть синтез своих шести Амешаспентов, или Элохимов, и творящий Логос. В маздеистской экзотерической системе Ахура Мазда является верховным богом и идентичен с верховным богом ведийского века — Варуной, если читать Веды буквально.

ОРФЕЙ (греч.). Буквально, «смуглый». Мифология делает его сыном Эагра и музы Каллиопы. Эзотерическая традиция отождествляет его с Арджуной, сыном Индры и учеником Кришны. Он странствовал по миру, уча народы мудрости и наукам и учреждая мистерии. Сама история о том, как он потерял свою Эвридику и нашёл её в подземном мире, или Гадесе, есть ещё один пункт сходства с историей Арджуны, который направляется в Паталу (Гадес, или ад, но на самом деле страна противоположного полушария, или Америка), встречает там и женится на Улупи, дочери царя нагов. Это столь же многозначительно, как и тот факт, что его считали смуглым по цвету лица даже греки, у которых самих никогда не была слишком светлая кожа.

ОРФИЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ или Орфики (греч). Они последовали за мистериями Вакха, но весьма отличались от них. Система Орфея является системой чистейшей нравственности и сурового аскетизма. Преподанная им теология опять-таки чисто индусская. У него божественная Сущность неотделима от всего, что ни есть в беспредельной вселенной, все формы сокрыты в Ней испокон веков. В установленные периоды эти формы проявляемы из божественной Сущности или проявляются сами. Таким образом, благодаря этому закону эманации (или эволюции) все вещи участвуют в этой Сущности и являются частями и членами, преисполненными божественной природой, которая вездесуща. Все вещи, исходя из неё, должны обязательно вернуться в неё; поэтому необходимы бесчисленные переселения, или перевоплощения, и очищения, прежде чем может состояться это последнее поглощение. Это чистая философия веданты. Опять-таки, орфическое братство не употребляло животной пищи и носило белые льняные одежды, а также имело множество церемоний, схожих с браминскими.

ОССА (греч.). Холм, место погребения великанов (аллегорически).

ОФАНИМ (евр.). Более правильно пишется Ауфаним. «Колёса», увиденные Иезекиилем и Иоанном в «Откровении» — сферы-миры («Тайная Доктрина», I, 140). Символ херувимов или кароубов (ассирийских сфинксов). Так как в Зодиаке эти существа представлены Тельцом, Львом, Скорпионом и Водолеем, или Быком, Львом, Орлом и Человеком, то оккультное значение этих существ, связанных с четырьмя евангелистами, становится очевидным. В каббале они суть группа существ, относящихся к сефире Хокме, Мудрости.

ОФИОЗЕНЫ (греч.). У кипрских заклинателей название ядовитых змей и других пресмыкающихся и животных.

ОФИОМОРФОС (греч.). То же самое, что Офис-Христос [см.], но в его материальном аспекте. У гностиков Змий представлял собой «Мудрость в Вечности».

ОФИС (греч.). То же, что Хнуф или Неф, Логос; добрый змий, или Агафодемон.

ОФИС-ХРИСТОС (греч.) Змий Христос гностиков. [См. Офиоморфос].

ОФИТЫ (греч.). Братство гностиков в Египте, и одна из самых ранних сект гностицизма или гнозиса (мудрости, знания), известное как «Братство Змия». Оно процветало вначале второго столетия, и хотя придерживалось некоторых принципов Валентина, имело свои собственные оккультные обряды и символизм. Живого змея, представляющего принцип Христос’а (то есть божественную перевоплощающуюся Монаду, а не Иисуса-человека), показывали в их мистериях и почитали как символ мудрости, Софии, олицетворения всеблагого и всемудрого. Гностики не были христианской сектой в общепринятом значении этого слова, так как Христос дохристианской мысли и гнозиса был не «богочеловеком» Христом, но божественным Эго, слившимся с Буддхи. Их Христос был «Вечным Посвящённым», Странником, отражённым в сотнях офитских символов за несколько тысячелетий до так называемой «христианской» эры. Его можно увидеть на «надгробном памятнике Бельцони» из Египта в виде крылатого змия о трёх головах (атма-буддхи манас) и с четырьмя человеческими ногами, являющими его андрогинный характер; на стенах спуска в погребальные покои Рамзеса он встречается в виде змия с крыльями ястреба, — ястреб и сокол являются солнечными символами. «Небо исчерчено бесчисленными змеями», — пишет Гершель о египетской звёздной карте. «Меисси (Мессия?), что означает Священное Слово, был добрым змием», — пишет Бонвик в «Egyptian Belief». «Этот змий доброты, с головой, увенчанной короной, помещался на вершине креста и был священным знаменем Египта». Евреи заимствовали его в своём «медном змие Моисея». Потому, объясняя значение своего Офиса [см.], офиты обращались именно к этому «Целителю» или «Спасителю», а не к Иисусу и не к его словам: «Как Моисей воздвиг в пустыне змия, так и Сыну Человеческому надлежит быть воздвигнутому». Тертуллиан, то ли умышленно, то ли нет, смешал одно с другим. Четырёхкрылый змий есть бог Хнуф. Добрый змий носил крест жизни на шее или свисающим изо рта. Крылатые змии стали Серафимами (Сераф, Сараф) евреев. В гл. 87 «Ритуала» (Книги Мёртвых) человеческая душа, превратившись в Бата, всеведущего змия, говорит: «Я — змий Ба-та, многих лет, Душа Души, высиживаемая и рождаемая ежедневно; Я — Душа, которая нисходит на землю», то есть Эго.

ОЦ-ХИИМ (евр.). Древо Жизни или, вернее, Жизней, название, данное десяти сефиротам, когда они расставлены в диаграмме тремя колонками. (W.W.W.).

ОЧИ (божественные). «Очи», которые Владыка Будда раскрыл в себе на двадцатом часу своего бодрствования, сидя под деревом Бо, при достижении им состояния Будды. Они суть очи восславленного Духа, для которого материя больше не является физическим препятствием и который способен видеть всё в пространстве беспредельной Вселенной. На следующее после этой ночи утро, в конце третьей стражи, «Милосердный» достиг Высшего Знания.

ОШАДИ ПРАСТХА (санскр.). Буквально, «место лекарственных растений». Таинственный город в Гималаях, упоминаемый уже начиная с ведийского периода. Предание гласит, что там жили мудрецы, великие адепты врачевательного искусства, которые пользовались лишь травами и растениями, так же как и древние халдеи. Этот город упоминается в «Кумара Самбхава» Калидасы.

OEAIHU или Oeaihwu. Способ произношения зависит от ударения. Это эзотерический термин для обозначения шести в одном или мистических семи. Оккультное название «состоящего из семи гласных», вечносущего проявления Вселенского Принципа.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU