ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Х

перейти к оглавлению

ХА (санскр.). Магический слог, употребляемый в священных формулах; он представляет силу Акаша Шакти. Действенность его зависит от ударения на выдохе и произведенного звука.

ХАБРАТ ЗЕРЕ АУР БОКЕР (евр.). Орден розенкрейцерского типа, члены которого изучают каббалу и герметические науки; он принимает как мужчин, так и женщин и имеет много степеней обучения. Члены встречаются тайно, и само существование этого ордена обычно неизвестно. (W.W.W.).

ХАВА (евр.). То же, что Ева. «Матерь всего живого»; «Жизнь».

ХАЁ БИШАТ (евр.). Зверь в «Зогаре»; Дьявол и Искуситель. Эзотерически — наши низшие животные страсти.

ХАЙ-ЙОТ ХА КАДОШ (евр.). Святые живые существа в видении Иезекиилем меркабы, или повозки, колесницы. Они суть четверо символических животных, херувимы Иезекииля, а в Зодиаке — Телец, Лев, Скорпион (или Орёл) и Водолей, человек.

ХАЙ-Я (евр.). Один из метафизических «Принципов» человека. Восточные оккультисты делят человека на семь таких принципов; западные каббалисты, как известно, только на три, а именно: нэфеш, руа’х и нэшама. Но на самом деле такое деление столь же неопределённо и пердставляет столь же явное сокращение, как и наши «тело, душа, дух». Ибо в «Каббале» Мейера («Zogar», II, 141, b., Cremona ed., II, fol. 63b, col.251) указано, что нэшама, или дух, имеет три подразделения: «высшим является ие’хи-да (атма); средним — хай-я (буддхи), а последним и третьим — нэшама, собственно (манас)». Затем следует махшаба, мысль (низший манас, или сознательная личность), в котором и проявляются высшие, составляя, тем самым, четыре; затем следуют целем, фантом образа (камарупа, при жизни — камический элемент); дъюк-на, тень образа (линга шарира, двойник); и зурат, прототип, который есть жизнь — всего семь, даже без д’мут, подобия или сходства, который называется низшим проявлением и есть на самом деле гуфф, или тело. Теософы Эзотерической] С[екции], которые знают о перестановке, проделанной с атмой, и о месте, занимаемым аурическим прототипом, легко поймут, что является настоящими семью, и убедятся, что между делением принципов восточных оккультистов и истинных восточных каббалистов разницы нет. Не забудем, что ни те, ни другие не могут ещё выдать настоящую и конечную классификацию в своих публичных писаниях.

ХАКЕМ. Буквально, «Мудрый», грядущий Мессия друзов, или «учеников Хамсы».

ХАКИМ (араб.). Врач во всех восточных странах от Малой Азии до Индии.

ХАЛДЕИ или Касдим. [1] Сперва племя, затем каста учёных каббалистов. Они были учёными, магами Вавилонии, астрологами и предсказателями. Знаменитый Хиллел, предшественник Иисуса в философии и этике, был халдеем. Франк в своей «Каббале» указывает на близкое сходство Тайной Доктрины, находимой в «Авесте», и религиозной метафизики халдеев.

[2] Древнейшие жители Халдеи, которые сперва поклонялись богу Луны, Дэус Лунус, — культ этот появился у них вместе с большим потоком древнего переселения индусов; позднее — каста профессиональных астрологов и посвящённых.

«ХАЛДЕЙСКАЯ КНИГА ЧИСЕЛ». Труд, содержащий всё, что есть в «Зогаре» Симона бен Иохаи, и намного больше. Он должен быть древнее его на много столетий и в некотором смысле является его оригиналом, так как содержит все основные принципы, преподанные в еврейских каббалистических сочинениях, но не имеет ни единой из их маскировок. Он действительно очень редкий, и, возможно, существуют лишь две или три сохранившиеся копии его, да и те в частных руках.

ХАМИЗМ. Название, данное египтологами древнему языку Египта. Также Хами.

ХАМСА (араб.). Основатель мистической секты друзов Горы Ливан. (См. Друзы).

ХАМСА или Ханса (санскр.). «Лебедь или гусь», согласно востоковедам: мистическая птица в оккультизме, аналогичная пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое, когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т.е. Калаханса, становится именем Парабрахма и означает «Птица вне пространства и времени». Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана, «Колесница Хансы» (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в «Зогаре», где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано, спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона (Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.

ХАНГСА (санскр.). Мистический слог, употребляемый для обозначения эволюции, и буквально означающий «я есмь он», или Ахамса.

ХАНСА (санскр.). Согласно «Бхагавата Пуране», название «единой касты», когда ещё не было множества каст, но, поистине, «одна Веда, одно Божество и одна каста».

ХАНУМАН (санскр.). Бог обезьян в «Рамаяне»; генералиссимус армии Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман был верным союзником Рамы и своею несравненною смелостью и умом помог Аватару Вишну окончательно сокрушить царя демонов Ланки, Равану, который увёз прекрасную Ситу, жену Рамы, — это оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой эпической поэме индусов.

ХАОС (греч.). Бездна, «Великая Глубь». В Египте она олицетворялась богиней Нейт, предшествовавшей всем богам. Как говорит Девериа, «единственный Бог, без формы и пола, давший себе жизнь сам, и без оплодотворения, обожествлён в форме Девы-Матери». Она грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бею, к первой династии, что придало бы ей возраст — даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов — приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своём превосходном труде о египетских верованиях — «Нейт, Нут, Непт, Нук (её по-разному читаемые имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до нашей эры или ещё более раннего». И он добавляет: «Нейт или Нут ни больше ни меньше как Великая Матерь, и всё же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого всё произошло». Нейт есть «Отец-Матерь» станц «Тайной Доктрины», Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших «дев»; ибо, как говорит Шарп, «праздник сретения — в честь богини Нейт — до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или очищения Девы Марии», а Боржар говорит о «концепции непорочности Девы, которая может впредь — так же как и египетская Минерва, таинственная Нейт — гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу». Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторение событий, прочтёт, кем была Нейт 7 000 лет тому назад в концепции египетских посвящённых, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Божьей Матерью, и концепцию её непорочности, навязанную Миру — как бы приказом Бога — папой и собором в 1858 году. Нейт — это Свабхават, и также ведическая Адити, и пураническая Акаша, ибо «она есть не только небесный свод, или эфир, но представлена появляющейся в дереве, от которого она даёт плод Древа Жизни (как бы ещё одна Ева), или проливает на своих почитателей немного божественной воды жизни». Отсюда она получила излюбленное название «Госпожа Сикамора» — эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится ещё более явным, когда мы находим Нейт на древних изображениях представленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, «агнца». На древней стеле она провозглашена как «Нейт, лучезарная, породившая богов», — включая Солнце, ибо Адити матерь Мартанды, Солнца — одного из адитьев. Она Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим её на носу египетских лодок, подобно Дидоне — на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию — от Мар, «Море», названную «Девой Моря» и «Госпожой Покровительницей» всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего её как принцип в вавилонском Баху (Хаос, или беспорядок), то есть «просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех богов». Видимо, учёный профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство в клинописи: «Я построил храм великой богине, моей матери». Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: «Она (Нейт) — Зервана «Авесты», время без пределов». Она — Нерфа этрусков, полуженщина, полу-рыба» (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: «Благодаря святой, благой Нерфе плавание благополучно. Она — Битос гностиков, Единый неоплатоников, Всё немецких метафизиков, Анаита Ассирии».

ХАРА (санскр.). Титул бога Шивы.

ХАРВИРИ (егип.). Гор старший; древнее название солнечного бога; восходящее Солнце, представленное в виде бога, полулежащего на раскрывшемся лотосе, символе Вселенной.

ХАРИ (санскр.). Титул Вишну, но употребляется также по отношению к другим богам.

ХАРИВАНША (санскр.). Часть «Махабхараты», поэма о генеалогии Вишну, или Хари.

ХАРИКЕША (санскр.). Название одного из семи лучей Солнца.

ХАРМАХ (греч.). Египетский Сфинкс, называемый Хар-эм-ху, или «Гор (Солнце) на горизонте», форма Ра, бога Солнца; эзотерически — воскресший бог. Надпись на табличке гласит: «О благословенный Ра-Хармах! Ты, несомый им с триумфом. Свети, Амон-Ра-Хармах, саморождённый». Храм Сфинкса Мариетт Бей нашёл рядом со Сфинксом, недалеко от великой Пирамиды Гизы. Все египтологи согласно называют Сфинкса и его храм «древнейшими религиозными памятниками мира» — по крайней мере, Египта. «Главное помещение, — пишет покойный м-р Фергюссон, — в форме креста, поддерживается столбами, простыми призмами из гранита-сиенита без основы или капители..., никаких скульптур или надписей не найдено на стенах этого храма, ни одного орнамента или символа, ни единого изображения в святилище». Это доказывает огромную древность как Сфинкса, так и храма. «Большой бородатый Сфинкс пирамид Гизы — это символ Хармаха, так же, как и каждый египетский Фараон, называемый в надписях — «Живая форма солнечного Сфинкса на Земле», — пишет Бругш Бей. А Ренан напоминает, что «одно время египтяне, как сказано, имели храмы без каких-либо высеченных образов» (Бонвик). Не только египтяне, но и каждый народ на земле начинал с храмов, лишённых идолов и даже символов. Лишь когда память о великих абстрактных истинах и первоначальной Мудрости, преподанной человечеству династиями божественных царей, стёрлась, люди должны были прибегнуть к напоминаниям и символизму. В рассказе о Горе в некоторых табличках Эдфу, Руже нашёл надпись, свидетельствующую, что этот бог некогда принял «вид человекоголового льва, чтобы добиться превосходства над своим врагом Тифоном. Несомненно, Гору так поклонялись в Леонтополисе. Он и есть настоящий Сфинкс. Это объясняет и то, почему иногда можно видеть фигуру льва по обе стороны от Изиды... Он был её дитя». (Бонвик). И тем не менее, легенда о Хармахе или Хар-эм-ху по-прежнему остаётся неведомой миру, также она не будет разглашена и этому поколению. (См. Сфинкс).

ХАРОН (греч.). Египетский Ку-эн-уа, ястребоголовый рулевой барки, переплавляющий души через чёрные воды, отделяющие жизнь от смерти. Харон, сын Эреба [мрака] и Никты [ночи], является вариантом Ку-эн-уа. Умершие должны были платить обол, небольшую сумму денег, этому неумолимому паромщику Стикса и Ахерона, потому древние всегда клали умершему под язык монету. Этот обычай сохранился вплоть до наших дней, ибо большинство из низших классов в России кладёт медные монеты в гроб под голову умершему для посмертных расходов.

ХАРПОКРАТ (греч.). Дитя Гор или Ehoou, изображённый с пальцем на губах, солнечным диском над головой и золотыми волосами. Он «бог Безмолвия» и Тайны. (См. Гор). Также греки и римляне в Европе поклонялись Харпократу как сыну Изиды.

ХАРШАНА (санскр.). Божество, осуществляющее контроль над жертвоприношениями мёртвым, или Шраддха.

ХАРЬЯСВЫ (санскр.). Пять и десять тысяч сыновей Дакши, которые вместо того, чтобы заселить мир, как хотел их отец, все стали йогами, по совету таинственного мудреца Нарады, и остались безбрачными. «Они разошлись по странам и не вернулись». Это означает, согласно тайной науке, что все они воплотились в смертных. Это имя дается прирождённым мистикам и давшим обет безбрачия, которых считают воплощениями «харьясв».

ХАСИДЫ или Хасдим. В Септуагинте — Ассиды, а по-английски — Assideans. Они упомянуты также в книге Маккавея I, VII, 13, как умерщвлённые вместе со многими другими. Они были последователями Маттатии, отца Маккавеев, и все были посвящёнными мистиками, или еврейскими адептами. Это слово означает «искусные, обученные всей мудрости человеческой и божественной». Маккензи («R.M.C.») считает их стражами Храма для охранения его чистоты; но так как Соломон и его Храм — оба аллегоричны и не существовали в реальности, то Храм означает в данном случае «тело Израиля» и его нравственность. «Скелиджер связывает общество Ассидов с братством ессеев, считая его предшественником последнего».

ХАТОР (егип.). Низший или адский аспект Изиды, соответствующий Гекате греческой мифологии.

ХАТХА-ЙОГА (санскр.). Низшая форма практики йоги; она использует физические средства для целей духовного саморазвития. Противоположна раджа-йоге.

ХАХНИР (сканд.) или Хёнир. Один из трёх могущественных богов (Один, Хахнир и Лодур), которые, странствуя по земле, нашли на берегу моря две человеческие формы, неподвижные, безмолвные и бесчувственные. Один дал им души, Хахнир — движение и чувства, а Лодур — цветущий вид. Так были созданы люди.

ХВАНУАТА (мазд.). Название земли, на которой мы живём. Одна из семи каршвар (земель), о которых говорится в «Орма Ахр». (См. проф. Дармштетер, введение к «Вендидаду».)

ХВЕРГЕЛЬМИР (сканд.). Кипящий котёл, в котором гибнут души злодеев.

ХЕБДОМАД (греч.). Семёрка.

ХЕБРОН или Кирджат-Арба. Город четырёх кабиров, т.к. Кирджат-Арба означает «Град Четырёх». Именно в этом городе, согласно легенде, изарим, или некий посвящённый, нашёл знаменитую Изумрудную скрижаль на мёртвом теле Гермеса.

ХЕЗЕД (евр.). «Милосердие», называемый также Гедула, — четвёртый из десяти сефиротов; мужская или активная сила. (W.W.W.).

ХЕКЕТ (егип.). Богиня-лягушка; один из символов бессмертия и принципа «воды». У ранних христиан церковные лампады имели форму лягушки — в знак того, что крещение в воде вело к бессмертию.

ХЕЛЬ (сканд.). Богиня-царица страны мёртвых; страшное и загадочное Существо, царящее над глубинами Хельхейма и Нифльхейма. В более ранней мифологии Хель была богиней земли, доброй и благожелательной матерью, кормилицей уставших и голодных. Но у более поздних скальдов она стала женским Плутоном, тёмной владычицей царства теней — той, которая внесла смерть в этот мир, а затем — скорбь.

ХЕЛЬХЕЙМ (сканд.). Царство мёртвых в древнескандинавской мифологии. В Эдде Хельхейм окружён Северным Миром Тумана, называемым Нифльхеймом.

ХЕМ (егип.). То же, что Гор. «Бог Хем отомстит за своего отца Озириса», — гласит текст папируса.

ХЕМАДРИ (санск.). Золотая гора; Меру.

ХЕМИ (егип.). Древнее наименование Египта.

ХЁНИР (сканд.). Творящий бог, наделивший первого человека разумом и пониманием после того, как этот человек был сотворен им, совместно с Одином и Лодуром, из ясеня.

ХЕПРА (егип.). Египетский бог, наблюдающий за перерождением и переселением душ. Он изображён со скарабеем вместо головы.

ХЕПТАКИС (греч.). «Семилучевой» халдейских астролатров; то же, что Иао.

«ХЕРАНАСИКХА» (синг.). От херана — «послушник» и сикха — «закон», или предписание: учебник наставлений. Сочинение для молодых монахов, написанное на элу, или древнесингальском языке.

ХЕРУВИМЫ (евр.). Согласно каббалистам — группа ангелов, особо связанная с сефирой Иесод. В христианском учении — орден ангелов, которые являются «стражами». «Бытие» отводит Херувимам охрану потерянного Эдема, и В[етхий] 3[авет] часто обращается к ним как хранителям божественной славы. Два крылатых образа в золоте помещались над Ковчегом Завета; такого же рода огромные фигуры находились в Святая Святых Храма Соломона. Иезекииль описывает их поэтическим языком. Каждый Херувим, по-видимому, был составной фигурой с четырьмя лицами — человека, орла, льва и быка, и, конечно, был крылатым. О слове «Cherub» Паркхурст говорит, что оно произошло от К — частицы, означающий сходство, и RB или RUB, величие, мастер, великолепие, и, таким образом, является образом божества. Многие другие народы уявили подобные фигуры как символы божества, например, египтяне в своих фигурах Сералиса — как описывает Макробий в своей «Saturnalia»; греки имели свою трёхглавую Гекату, а романские народы — трёхликие образы Дианы — как сообщает Овидий, ессе procul ternis Hecate variata figuris. Вергилий также описывает её в четвёртой книге «Энеиды». Порфирий и Евсевий то же пишут о Прозерпине. Вандалы имели многоглавое божество, называемое Триглавом. У древнегерманских племен был идол Родигаст с человеческим телом и головами быка, орла и человека. У персов есть несколько фигур Митры с человеческим туловищем, львиной головой и четырьмя крыльями. Прибавьте сюда Химеру, египетского Сфинкса, Молоха, Астарту сирийцев и некоторые фигуры Изиды с рогами быка и птичьими перьями на голове. (W.W.W.).

ХИА (евр.). Жизнь; Vita, Revivificatio. В каббале — вторая высшая сущность человеческой души, соответствующая Хокме (Мудрость).

ХИВИМ или Чивим (евр.). Отсюда название хивитов, которые, согласно некоторым римско-католическим комментаторам, произошли от Хета, сына Ханаана, сына Хама, «проклятого». Брассер де Бурбур, миссионер-переводчик Священного Писания гватемальцев, «Пополь Вух», склоняется к теории, что Хивим Кецалькоатля, мексиканского Змеиного Божества, и «потомки Змиев», как они называют себя, идентичны с потомками Хама (!!!), «предком которого является Каин». Во всяком случае, таково заключение, выведенное демонологом де Мюссо из писаний Бурбура. Бурбур намекает на то, что вожди рода Вотана, Кецалькоатля, являются потомками Хама и Ханаана. «Я есмь Хивим», — говорят они. «Так как я Хивим, я принадлежу к великой расе Драконов. Я сам змий, ибо я — Хивим» («Cortes», 51). Но Каин аллегорически представлен предком хивитов, змиев, так как считается, что Каин был первым посвящённым в тайну зарождения. «Раса Драконов» или змиев означает Мудрых Адептов. Названия Хиви или Хивит, и Леви — означают «змий»; и хивиты, или племя змиев Палестины, были, подобно всем левитам и офитам Израиля, посвящёнными священниками храмов, т.е. оккультистами, каковыми являются также и жрецы Кецалькоатля. Гибеониты, которых Иошуа назначил на служение в святилище, были хивитами. (См. «Разоблачённая Изида», II, 405).

ХИДРАН (греч.). Буквально, «креститель». Наименование древнего иерофанта Мистерий, который проводил кандидата через «испытание водою», в которую тот погружался трижды. Это было его крещение Святым Духом, витающим над водами Пространства. Павел говорит о Св. Иоанне как о Хидране, крестителе. Христианская церковь переняла этот обряд из ритуалов элевзинских и других Мистерий.

ХИИМ (евр.). Существительное множественного числа — «жизни»; встречается в сложных словах; Элохим Хиим — боги жизней, Паркхурст переводит как «живой Бог»; и Руа’х Хиим — Дух жизней или жизни. (W.W.W.).

ХИЛЛЕЛ. Крупный вавилонский раввин столетия, предшествовавшего христианской эре. Он был основателем секты фарисеев, учёным и человеком, ведшим праведную жизнь.

ХИМАВАТ (санскр.). Олицетворение Гималаев; отец реки Ганг, или Ганги.

ХИМАЧАЛА ХИМАДРИ (санскр.). Гималайские Горы.

ХИНАЯНА (санскр.). «Малая колесница»; Священные Писания и школа южных буддистов, противопоставленная махаяне, «великой колеснице», в Тибете. Обе школы мистические. (См. Махаяна.). В экзотерическом суеверии также низшая форма перевоплощения.

ХИРАМ АБИФ. Библейский персонаж; искусный строитель и «сын вдовы», которого царь Соломон взял с собой из Тира для руководства постройкой Храма, и который позднее стал масонским персонажем, героем, вокруг которого разыгрывается вся драма или, вернее, игра масонского третьего посвящения. Каббала придает большое значение Хираму Абифу.

ХИРАНЬЯ (санскр.). Лучистое, золотое; употребляется в отношении «Яйца Брамы».

ХИРАНЬЯ ГАРБХА (санскр.). Лучистое или золотое яйцо или чрево. Эзотерически — лучезарный «огненный туман», или эфирное вещество, из которого была образована Вселенная.

ХИРАНЬЯКАШИПУ (санскр.). Царь даитьев, которого уничтожает Вишну, будучи в образе своего аватара «человека-льва».

ХИРАНЬЯКША (санскр.). «Златоглазый». Царь и властитель пятой сферы Паталы, подземного мира; бог-змей в индусском пантеоне. Имеет также различные другие значения.

ХИРАНЬЯПУРА (санскр.). Золотой Город.

ХИСИ (фин.). «Принцип Зла» в «Калевале», эпосе Финляндии.

ХИТАНУТ УР (евр.). Хитоны, священническое одеяние; «покровы из кожи», данные Ява Алеймом [см. Яхва Алхим] Адаму и Еве после их падения.

«ХИТОПАДЕША» (санскр.). «Добрый Совет». Сочинение, состоящее из собрания этических предписаний, аллегорий и других рассказов из древнего Священного Писания, «Панчатантры».

ХЛЕБ И ВИНО. Водное крещение и евхаристия имеют свой прямой источник в языческом Египте. Там употреблялись «воды очищения» (митраическая купель для крещения была заимствована персами от египтян), а также хлеб и вино. «Вино в культе Диониса, также как и в христианской религии, представляет ту кровь, которая в разных значениях есть жизнь мира» (Браун в «Dionysiak Myth.»). Юстин Мученик говорит: «В подражании сему дьявол сделал то же в Мистериях Митры, ибо вы знаете или можете знать, что они также используют хлеб и чашу воды в жертвоприношениях, совершаемых теми, кто посвящён, и произносят над ней определённые слова». (См. Святая Вода).

ХЛЕР (сканд.). Бог моря. Один из трёх могущественных сыновей Инеистого великана, Имира. Этими сыновьями были: Кари, бог воздуха и ветров; Хлер — моря; и Логи — огня. Они космическая троица древних скандинавов.

ХНУМ (егип.). [1] Великая Глубь, или Первичное Пространство.

ХНУМ (греч.). [2] То же, что Хнуф и Неф. Символ творящей силы; Хнум или Неф есть, согласно Плутарху, «несотворённое и вечное божество». Он представлен синим (эфир), и со своей головой овна и коброй между рогами может быть принят за Амона или Хнуфа (см.). Дело в том, что все эти боги являются солнечными и под разными аспектами представляют стадии зарождения и оплодотворения. Их голова овна указывает на это значение, ибо овен всегда символизировал порождающую энергию в абстрактном виде, тогда как бык был символом силы и производительной функции. Все были единым богом, свойства которого подвергались индивидуализации и персонификации. Согласно сэру Г. Уилкинсону, Неф или Хнум был «идеей Духа Божьего», а Бонвик поясняет, что как Ав, «материя» или «плоть», он был криоцефалическим (овеноголовым), носящим на голове солнечный диск, стоящим на змие Мехене, с гадюкой в левой и крестом в правой руке, сосредоточившись на функции творения в подземелье (эзотерически — на земле). Каббалисты отождествляют его с Биной, третьей сефирой из Древа сефиротов, или «Биной, представленной Божественным именем Иеговы». Если как Хнум-Неф он является индусским Нараяной, Духом Божьим, носящимся над водами пространства, то как Эйхтон или Эфир он держит во рту Яйцо, символ эволюции, и как Ав он есть Шива, Разрушитель и Воссоздатель, ибо, как толкует Девериа: «Его путешествие в низшие сферы, по-видимому, символизирует эволюцию субстанций, которые рождаются для того, чтобы умереть и возродиться». Эзотерически, однако, и как разъяснено посвящёнными внутреннего храма, Хнум-Неф был главным образом богом перевоплощения. Одна из надписей гласит: «Я есть Хнум, Сын Вселенной, 700» — это тайна, имеющая прямое отношение к воплощающемуся Эго.

ХНУФ (греч.). Нуф по-египетски. Другой аспект Амона и олицетворение его порождающей силы in actu [в действии, — лат.], в то время как Неф — её же in potentia [в потенции, — лат.]. Он также овеноголовый. Если в своём аспекте Нефа он есть Святой Дух с творческой мыслеосновой, вынашиваемой в себе, то как Хнуф он является ангелом, «входящим» в девственную почву и плоть. Молитва на папирусе, переведённая французским египтологом Шаба, гласит: «О Сепуи, Причина существования, создавший своё собственное тело! О единственный Владыка, исходящий из Нума! О божественная субстанция, сотворённая из себя самой! О Бог, создавший субстанцию, пребывающую в тебе! О Бог, сотворивший своего отца и оплодотворивший собственную мать». Это показывает, происхождение христианских доктрин Троицы и концепции непорочности. На одном памятнике он виден сидящим у гончарного круга и лепящим из глины человека. Ему посвящён лист фигового дерева, — этого одного уже достаточно, чтобы доказать, что он является фаллическим богом, — эта идея выявлена в надписи: «тот, кто сотворил всё, что есть, творец существ, первосущий; повелевший быть всему, что есть». Некоторые усматривают в нём воплощение Амона-Ра, но он и есть сам этот последний в его фаллическом аспекте, ибо, подобно Амону, он «супруг своей матери», то есть мужская или оплодотворяющая сторона природы. Его имена варьируются как Хну, Нум, Хем и Хнум или Хнумис. Так как он представляет Демиурга (или Логос) материального, низшего аспекта Мировой Души, он — Агафодемон, иногда символизированный змием; а его жена Атор или Моут (Мут, матерь), или Сатэ, «дочь Солнца», несущая стрелу на солнечном луче (луч замысла), является «повелительницей низших слоев атмосферы», под созвездиями, в то время как Нейт простирает свою власть — над звёздным небом. (См. Хаос.)

ХОА (евр.). То, из чего исходит Аб, «Отец»; потому — непроявленный Логос.

ХОД (евр.). Великолепие, восьмой из десяти сефиротов, женская пассивная сила. (W.W.W.).

ХОДА (перс.). Название божества.

ХОЗЯЙКА СИКАМОРА. Тип египетской богини Нейт, которую часто изображают проявляющейся на дереве и протягивающей с него плод Древа Жизни, а также и Воду Жизни, своим почитателям.

ХОКМА (евр.). Мудрость; второй из десяти сефиротов, и второй из высшей Триады. Мужская сила, соответствующая Йоду (I) Тетраграмматона IHVH [Йод Хе Вау Хе], или Абу, Отцу. (W.W.W.).

ХОЛМ БАБИЛ (халд., евр.). Местонахождения храма Бэла в Вавилоне.

ХОН или Хонсу (егип.). Сын Мут и Амона, олицетворение утра. Некоторые считают его Харпократом фиванцев. Подобно Гору, он раздавливает своими ногами крокодила, символ ночи и тьмы, или Себа (Себека), который есть Тифон. Но в надписях к нему обращаются как к «Целителю болезней и изгоняющему всякое зло». Он также «бог охоты», и сэр Гарднер Уилкинсон хотел бы усмотреть в нём египетского Геркулеса; очевидно, потому, что у римлян был бог по имени Конс, который руководил скачками и поэтому назывался «укрывателем тайн». Но последний является позднейшим вариантом египетского Хона, который, более вероятно, является аспектом Гора, так как у него голова ястреба, и он носит кнут и посох Озириса, тат и крукс ансата.

ХОНОВЕР (зенд). Персидский Логос, проявленное Слово.

ХОРХИА (халд.). Согласно Берозу, то же, что Веста, богиня Домашнего Очага.

ХОТР (санскр.). Жрец, который декламирует гимны из «Риг Веды» и совершает жертвоприношения огню.

ХОТРЫ (санскр.). Символическое название семи чувств, названных в «Анугите» «Семью Жрецами». «Чувства питают огонь разума (т.е. желание) приношениями внешних удовольствий». Оккультный термин, употребляемый метафизически.

ХОХМА (евр.). См. Хокма.

ХРЕСТОС (греч.). Ранняя гностическая форма слова Христос. Она употреблялась в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и другими. Первый упоминает («Choeph.», 901) Manteumata pythochresta, или «пророчества, сообщённые богом пифий» через пифию. Хрестерион это не только «место оракула», но и пожертвование оракулу или для него. Хрестес — тот, кто разъясняет прорицания, «пророк и предсказатель», а Хрестериос — тот, кто служит оракулу или богу. Самый ранний христианский писатель Юстин Мученик в своей первой «Апологии» называет своих товарищей по религии хрестианами. «Лишь по невежеству люди называют себя христианами вместо хрестиан», — говорит Лактантий (кн. IV, гл. VII). Термины Христос и христиане, первоначально писавшиеся Хрестос и хрестиане, были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре Хрестос означал ученика на испытании, кандидата на иерофантство. Когда он достигал этого, проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был «помазан» (т.е. «натёрт маслом», как посвящённые и даже идолы богов, что было последним штрихом ритуального обряда), его имя изменялось на Христос, «очищенный» — на эзотерическом или языке мистерий. В мистическом символизме Христес, или Христос, означало, что «Путь» уже пройден и цель достигнута; когда плоды ревностного труда, соединяющего личность из бренного праха с неразрушимой Индивидуальностью, преобразили её этим в бессмертное Эго. «В конце Пути стоит Хрестес», Очиститель, и как только это соединение состоялось, Хрестос, «человек скорби», становится самим Христом. Павел, посвящённый, знал это, и имел в виду именно это, когда, в плохом переводе, в его уста влагаются слова: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал., IV, 19), правильный перевод его слов будет... «до тех пор, пока вы не проявите Христа в себе самих». Но профаны, знавшие лишь то, что Хрестес каким-то образом был связан со священнослужителем и пророком, и ничего не ведавшие о сокровенном значении Христа, настояли — как например Лактантий и Юстин Мученик — на том, чтобы называться хрестианами вместо христиан. Потому каждая добрая личность может найти Христа в своём «внутреннем человеке», как это выражает Павел («Ефесянам», III, 16,17), будь то еврей, мусульманин, индус или христианин. Кеннет Маккензи, похоже, считал, что слово Хрестос было синонимом Сотера, «имени, относимого к божествам, великим царям и героям», означающего «Спаситель», — и он был прав. Ибо, как он добавляет: «Оно было излишне отнесено к Иисусу Христу, имя которого, Иисус или Иошуа, уже имеет такое же значение. Имя Иисус, фактически, скорее почётный титул, чем имя, — настоящее имя Сотера христианства Еммануил, или «с нами Бог» (Мф., I, 23)... Великие божественные личности у всех народов, представленные как искупляющие или жертвующие собой, наделены тем же титулом». («R.M.C.»). Асклепий (или Эскулап) греков имел титул Сотер.

ХРИМТХУРСЫ (сканд.). Инеистые Великаны; циклопические строители в Эдде.

ХРИСТИАНСКИЙ УЧЁНЫЙ. Недавно созданный термин для обозначения владеющих искусством целения волею. Это неправильное определение, так как буддист или еврей, индус или материалист может применять эту новую форму западной йоги с равным успехом, если только он в состоянии устремлять и контролировать свою волю с достаточной твердостью. «Ментальные Учёные» — это другая, конкурирующая школа. Они действуют всеобщим отрицанием всех болезней и зол, какие только можно себе представить, силлогически заявляя, что так как Вселенский Дух не может быть подчинён недомоганиям плоти, и каждый атом есть Дух и в Духе, и поскольку, наконец, они — как целители и исцеляемые — все поглощаются этим Духом и Божеством, то нет и не может быть такой вещи, как болезнь. Но это никак не предохраняет ни христианских, ни ментальных учёных от заболеваний и пестования хронических болезней в своих собственных телах подобно обычным смертным.

ХТОНИЯ (греч.). Хаотическая земля в эллинской космогонии.

ХУАН ДИ (кит.). «Великий Дух». Сказано, что Сыновья Его овладели новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого, упав — подобно восставшим ангелам — в «Долину Страдания», которая аллегорически и есть наша Земля. Другими словами, они идентичны с «падшими ангелами» экзотерических религий, а эзотерически — с перевоплощающимися Эго.

ХУАНЬ (кит.). Дух. То же, что атман.

ХУБИЛГАН или Хубилхан (монг.) или Шаберон. В Тибете — имя, даваемое предполагаемым воплощениям Будды. Избранные святые. То же, что Хутухту.

ХУМ (егип.) или Нуф. Душа мира; вариант Хнума.

ХУН ДЕША (санскр.). Местность вокруг озера Манасаровар в Тибете.

ХУТУХТУ (тибет.). Воплощение Будды или какого-либо бодхисатвы, как полагают в Тибете, где обычно имеются пять явных и два тайных Хутухту среди высоких лам.

ХЭА (халд.). Бог Глуби и подземного мира; некоторые усматривают в нём Эа или Оанна, рыбу-человека, или Дагона.

ХЭАБАНИ (халд.). Знаменитый астролог при дворе Издубара, часто упоминаемый во фрагментах ассирийских табличек в связи со сном Издубара, великого вавилонского царя, или Нимрода, «могущественного охотника перед Господом». После смерти его душа не смогла почить под землёй, и дух Хэабани был воскрешён богом Меродахом, тело его — возвращено к жизни, после чего, подобно Илии, он был взят живым в сферы Блаженных.

ХЭТУ (санскр.). Естественная или физическая причина.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU