ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Ч

перейти к оглавлению

ЧАДАЯТАНА (санскр.). Буквально, шесть жилищ или врат в человеке для восприятия ощущений; так, на физическом плане это: глаза, нос, уши, язык, тело (или осязание) и ум, как продукт физического мозга, и на ментальном плане (эзотерически): духовные зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и восприятие, все вместе синтезированные буддхи-атмическим элементом. Чадаятана является одной из 12 нидан, образующих цепь непрерывного возникновения причины и следствия.

ЧАЙТАНЬЯ (санскр.). Основатель мистической секты в Индии. Довольно современный мудрец, считающийся аватаром Кришны.

ЧАЙТЬЯ (санскр.). Любая местность, ставшая священной в связи с каким-либо событием в жизни Будды; термин, означающий то же по отношению к богам, а также любое место или объект поклонения.

ЧАКНА-ПАДМА-КАРПО (тибет.). «Тот, кто держит лотос», употребляется по отношению к бодхисатве Ченрези. Это не чисто тибетское слово, а наполовину санскритское.

ЧАКРА (санскр.). Заклинание. Колесо. Диск Вишну, служивший в качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т.п. У Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти пяти фигур шрипады, или мистического отпечатка ступни Будды, содержащего эти 65 символических фигур. Чакра используется в месмерических феноменах и других аномальных опытах.

ЧАКЧУР (санскр.). Первая виджнана (см.). Буквально, «око», подразумевая способность зрения или, вернее, оккультное восприятие духовных и субъективных реальностей (см. Чакшуб).

ЧАКШУБ (санскр.). «Око». Лока-чакшуб, или «око мира», титул Солнца.

ЧАНДАЛЫ (санскр.). Изгнанные, или люди без касты, название, которое теперь даётся всем низшим классам индусов; но в древности оно относилось к определённому классу людей, которые, потеряв право на какую-либо из четырёх каст — браминов, кшатриев, вайшьев и шудр — изгонялись из городов и искали убежища в лесах. После они стали «каменщиками», пока, окончательно изгнанные, не покинули страну, примерно за 4000 лет до н.э. Некоторые видят в них предков ранних евреев, племена которых начались с А-брама, или «He-Брамы». Вплоть до наших дней этот класс наиболее презирается браминами в Индии.

ЧАНДРА (санскр.). Луна; также божество. Термины Чандра и Сома являются синонимами.

ЧАНДРАВАНША (санскр.). «Лунная раса» в противоположность Сурьяванше, «солнечной расе». Некоторые востоковеды считают непоследовательным то, что Кришна, Чандраванша (из рода Яду), должен быть провозглашён Аватаром Вишну, который есть проявление солнечной энергии в «Риг Веде», труде непревзойденного авторитета среди браминов. Однако, это являет глубокое оккультное значение Аватара, разъяснить которое может лишь эзотерическая философия. Словарь — неподходящее место для подобных толкований; но полезно будет напомнить тем, кто знает и учит тех, которые не знают, что в оккультизме человек назван солнечно-лунным существом: солнечным в его высшей триаде, и лунным — в его четверичности. Кроме того, именно Солнце наделяет своим светом Луну — так же, как человеческая триада излучает свой божественный свет на смертную оболочку грешного человека. Жизнь небесная оживляет жизнь земную. Кришна метафизически представляет Эго, соединённое с атма-буддхи, и мистически выполняет те же функции, что и Христос гностиков: оба являются «внутренним богом храма» — человека. Люцифер, «яркая утренняя звезда», — широко известный символ в «Откровениях», и, как планета, соответствует Эго. И этот Люцифер (или планета Венера) есть Шукра-Ушанас индусов, а Ушанас есть дайтья-гуру, т.е. духовный руководитель и учитель данавов и дайтьев. Последние являются великанами-демонами в Пуранах, а в эзотерических толкованиях — прототипным символом телесного человека, физического человечества. Говорится, что дайтьи могут возвыситься с помощью знания, «аскетизма и преданности» до «класса богов и до класса Абсолюта». Все это очень примечательно в легенде о Кришне. Ещё больше заставляет задуматься то, что, как и Кришна, Аватар великого Бога в Индии, происходит из рода Яду, так и другое воплощение, «сам воплощённый Бог», или «Богочеловек Христос» — также из рода Иаду (ladoo), как называют евреев по всей Азии. Более того, как его мать, изображённая Царицей Небесной, стоящей на лунном серпе, тождественна в гностической философии и также в эзотерической системе с самой Луной, подобно всем прочим лунным богиням, как Изида, Диана, Астарта и другие — Матери Логосов, так и Христос в римско-католической церкви неоднократно назван Солнцем-Христом, Christ-Soleil и так далее. Если последнее метафора, то таково же и первое.

ЧАНДРАГУПТА (санскр.). Сын Нанды, первый буддийский царь династии Мориа, дед царя Ашоки, «любимец богов» (Пиядаси). Sandracottus вечно всё путающих греческих писателей, посещавших Индию во время Александра. (См. Ашока.)

ЧАНДРА-КАНТА (санскр.). «Лунный камень», самоцвет, который якобы возникает и растёт под солнечными лучами, что придаёт ему оккультные и магические свойства. Оказывает сильное охлаждающее воздействие при горячке, если приложить его к обоим вискам.

ЧАНДРАМАНАМ (санскр.). Метод исчисления времени с помощью Луны.

ЧАНДРАЯНА (санскр.). Хронология по лунным годам.

ЧАНТОНГ (тибет.). «Имеющий 1000 Глаз», имя Падмапани или Ченрези (Авалокитешвары).

ЧАРАКА (санскр.). Автор трактатов по медицине, живший в ведические времена. Он считается воплощением (Аватаром) Змия Шеши, то есть воплощением божественной Мудрости, так как Шеша-Нага, царь расы «Змиев», есть синоним Ананты, семи-главого Змия, на котором покоится Вишну во время пралайи. Ананта «бесконечный» и является символом вечности, и, как таковой, он един с Пространством, в то время как Шеша имеет лишь периодические проявления. Поэтому, тогда как Вишну отождествляется с Анантой, Чарака является просто Аватаром Шеши. (См: Ананта и Шеша).

ЧАРВАКА (санскр.). Было два знаменитых существа под этим именем. Первый был ракшасом (демоном), который переоделся брамином и вошёл в Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили Чарваку огнём своих глаз — то есть магнетически с помощью того, что в оккультизме называется «чёрным взглядом» или злым глазом. Второй был ужасный материалист и отрицатель всего, за исключением материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил бы всех «вольнодумцев» и «агностиков» наших дней. Он жил до периода «Рамаяны», но его учение и школа прожили до сего дня, и он даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.

ЧАРНОК Томас. Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург, живший и работавший недалеко от Солсбери, изучавший эту науку в близлежащем монастыре у некоего священника. Говорят, что он был посвящён в последнюю тайну трансмутации знаменитым мистиком Уильямом Бердом, который «был приором монастыря Бат и оплачивал расходы по восстановлению монастырской церкви золотом, которое он делал с помощью красного и белого эликсиров» («Royal Mas. Cycl.»). Чарнок написал свой «Конспект Философии» в 1557 году, и «Загадку Алхимии» — в 1574-ом.

ЧАТУР ВАРНА (санскр.). Четыре касты (буквально, краски).

ЧАТУР МАХАРАДЖА (санскр.). «Четыре царя», дэвы, которые сторожат четыре стороны вселенной и связаны с кармой.

ЧАТУР МУКХА (санскр.). «Четырёхликий», имя Брамы.

ЧАТУРДАСА БХУВАНАМ (санскр.). Четырнадцать лок, или планов существования. Эзотерически — дважды семь состояний.

ЧАТУРЙОНИ (санскр.). То же, что кармайя, или «четыре формы рождения» — четыре способа вступления на путь рождения, как обусловлено кармою: (а) рождение из чрева — как у людей и млекопитающих; (б) рождение из яйца — как у птиц и пресмыкающихся; (в) от влаги и зародышей воздуха — как у насекомых; и (г) мгновенным самопреображением — как бодхисатвы и боги (Анупадака).

ЧЕЛА (санскр.). Ученик, воспитанник гуру или мудреца, последователь определённого адепта какой-либо школы философии (буквально, дитя).

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману — в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпа, руководителем Семи Дхиани, — в северном буддизме; Адамом Кадмоном — в каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец — в Абсолюте, по ту сторону всех этих символом и мифов человеческого (изобретённых человеком) происхождения. Человечество — это великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством сознательно, оно не более, чем высший класс животных.

ЧЕНРЕЗИ (тибет.). Тибетский Авалокитешвара. Бодхисатва Падмапани, божественный Будда.

ЧЁРНАЯ МАГИЯ (оккульт.). Колдовство; некромантия, или воскрешение мёртвых, а также другие злоупотребления аномальными силами в эгоистических целях. Это злоупотребление может быть и ненамеренным, но все же это «чёрная магия» всякий раз, когда что-либо произведено феноменальным образом лишь ради собственного удовлетворения.

ЧЕРНОБОГ (слав.). «Чёрный бог»; старшее божество древнеславянских народов. [См. Чёрный огонь и Белый огонь].

ЧЁРНЫЕ ГНОМЫ. Название эльфов тьмы, ползающих по тёмным пещерам земли и изготовляющих оружие и утварь для своих божественных отцов, эсиров, или асов. Именуются также «чёрными эльфами».

ЧЁРНЫЙ ОГОНЬ. Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; «чёрный» в силу непостижимости для нашего ограниченного рассудка.

ЧЕРУ (сканд.) или Херу. Магический меч, оружие «бога-меча» Херу. В Эдде сага описывает его как уничтожающего своего обладателя, если тот недостоин им владеть. Он приносит победу и славу лишь в руке добродетельного героя.

ЧЕРЧЕН. Оазис в Центральной Азии, расположенный где-то в 4000 футах над рекой Черчен Дарья; самый очаг и центр древней цивилизации, со всех сторон, над и под землёй, окружённый бесчисленными руинами городов и мест погребений всех видов. Как сообщил покойный полковник Пржевальский, этот оазис населён примерно 3000 жителями, «которые представляют собой остатки примерно ста народностей и рас, ныне исчезнувших, сами имена которых неизвестны современным этнологам».

ЧЕТЫРЕ ЖИВОТНЫХ. Символические животные в видении Иезекииля (Меркаба). «У первых христиан празднование Мистерий Веры сопровождалось горением семи лампад с благовонием, тришагионом, и чтением книги евангелий, на которой — как на обложках, так и на страницах — были изображены крылатый человек, лев, бык и орёл». («Каббала» Исаака Мейера, L.L.B.) По сей день этих животных изображают рядом с четырьмя евангелистами и предпосылают соответствующим евангелиям в изданиях греческой церкви. Каждое из них представляет один из четырёх низших классов миров и планов, в уподобление которым отлита каждая личность. Так, орёл (связанный со Св.Иоанном) олицетворяет космический Дух или Эфир, всепроникающее око ясновидца; бык Св.Луки — воды жизни, всезарождающий элемент и космическую силу; лев Св.Марка — огненную энергию, неустрашимую смелость и космический огонь; тогда как человеческая голова или ангел, стоящий рядом со Св.Матфеем, представляет синтез всех трёх, объединенных в высшем Разуме человека и в космической Духовности. Все эти символы суть египетские, халдейские и индийские. Боги с головами Орла, Быка и Льва многочисленны, и все они представляли одну и ту же идею как в египетской, халдейской, индийской, так и в еврейской религиях; но (в своих представлениях), начиная с астрального тела, они не шли дальше космического Духа, или высшего манаса, так как атма-буддхи, или Абсолютный Дух, и его проводник Духовная Душа, не поддаются символизированию в конкретных образах.

ЧЖУАН [ЦЗЫ]. Крупный китайский философ.

ЧИДАГНИКУНДУМ (санскр.). Буквально, «очаг огня в сердце»; место средоточия силы, уничтожающей все личные желания.

ЧИДАКАСАМ (санскр.). Поле или основа сознания.

«ЧИКИТСА ВИДЬЯ ШАСТРА» (санскр ). Трактат по оккультной медицине, содержащий значительное количество «магических» рецептов. Это одна из «Панча Видья Шастр», или Священных Писаний.

ЧИНА (санскр.). Название Китая в буддийских трудах; эта страна называется так начиная с династии Цинь, которая была основана в 349 г. до н.э.

ЧИТ (санскр.). Абстрактное Сознание.

ЧИТКАЛА (санскр.). В эзотерической философии идентичны с кумарами; те, кто первым воплотился в людей Третьей коренной расы. (См. «Тайная Доктрина», I, 357).

ЧИТРА ГУПТА (санскр.). Дэва (или бог), который является писцом Ямы (бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой Души из книги записей, называемой Агра Сандхани, когда эта душа предстает перед троном Суда. (См. Агра Сандхани.)

ЧИТРА ШИКАНДИНА (санскр.). Созвездие Большой Медведицы; обитель семи Риши (Сапта-Рикша). Буквально, «ярко-увенчанный».

ЧИТТА РИДДХИ ПАДА (санскр.). «Ступень памяти». Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адептства; то есть отречение от физической памяти и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в жизни — благами, личными радостями или ассоциациями. Физической памятью необходимо пожертвовать, и призывать её силою воли лишь тогда, когда она абсолютно необходима. Риддхи Пада, буквально, четыре «Ступеньки к Риддхи», четыре способа управления и, наконец, уничтожения желания, памяти и в конечном счёте самой медитации — постольку, поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга, — и тогда медитация становится чисто духовной.

ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА (санскр ) Одна из четырёх целей Смрити Упастханы, т.е. постоянное удержание в памяти преходящего характера человеческой жизни и непрекращающегося вращения колеса существования.

ЧИЧХАКТИ (санскр.). Чих-Шакти; мощь, производящая мысль.

ЧУВСТВА. Десять органов человека. В экзотерическом пантеоне и аллегориях Востока — это эманации десяти меньших богов, земных праджапати, или «прародителей». Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют «элементарными чувствами». В оккультизме они тесно связаны с различными силами природы и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками.

ЧХАЙЯ (санскр.). «Тень» или «Призрак». Название существа, созданного Санджной, женой Сурьи, из самой себя (астральное тело). Будучи не в силах выносить жар своего супруга, Санджна оставила вместо себя в качестве жены Чхайю, удалившись, чтобы предаться аскетизму. В эзотерической философии Чхайя — астральный образ человека.

ЧХАЙЯЛОКА (санскр.). Мир теней; подобно Гадесу — мир eidola и umbræ. Мы его называем камалокой.

ЧХАНАГАРИКА (тибет.). Буквально, школа шести городов. Знаменитая философская школа, где готовят чела перед их вступлением на Путь.

ЧХАНДА РИДДХИ ПАДА (санскр.). «Ступень желания», термин, употребляемый в раджа-йоге. Это конечное отречение от всех желаний, как условие sine qua non [без чего нет, — лат.] феноменальных сил, и вступление на прямой путь нирваны.

ЧХАНДОГА (санскр ). Одна из Самхит (собраний) «Сама Веды». Также жрец, поющий «Сама Веду».

ЧХАНМУКА (санскр.). Великий бодхисатва у северных буддистов, известный своей пламенной любовью к Человечеству; в эзотерических школах считается нирманакая.

ЧЬЮТА (санскр.). Означает «павший» в зарождение, как сказал бы каббалист; противоположность ачьюте, тому, что не подвержено изменению или дифференциации; применяется по отношению к божеству.

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU