ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

Д

перейти к оглавлению

ДААТ (евр.) Знание; «соединение Хокмы и Бины, Мудрости и Понимания»; иногда ошибочно называется сефирой. (W.W.W.).

ДАБАР (евр.). Д(а) Б(а) Р(им), что в халдейской каббале означает «Слово» и «Слова», Дабар и Логосы. (См. «Тайная Доктрина», I, 433, и Логос, или Слово).

ДАБИСТАН (перс.). Иран; древняя Персия.

ДАВА (тибет.). Луна в тибетской астрологии.

ДАВКИНА (халд.). Жена Хэа, «богиня низших сфер, супруга Глуби», матерь Меродаха, Бэла позднейших времён, и матерь многих речных богов; Хэа есть бог низших сфер, «владыка Моря или бездны», а также владыка Мудрости.

ДАГ, ДАГОН (евр.). «Рыба», а также «Мессия». Дагон был халдейский человек-рыба Оанн, таинственное существо, которое ежедневно поднималось из морских глубин, чтобы учить людей всем полезным наукам. Его называли также Аннедотом.

ДАГОБА (санскр.) или Ступа. Буквально, священный холм или башня для святых реликвий буддистов. Это пирамидальные холмы, рассыпанные по всей Индии и буддийским землям, таким как Цейлон, Бирма, Центральная Азия и т.д. Они разных размеров и обычно содержат какие-то небольшие реликвии святых или реликвии, якобы принадлежавшие Гаутаме Будде. Так как считается, что человеческое тело состоит из 84 тысяч дхату (органических клеток с определёнными жизненными функциями), то Ашока, как говорят, построил по этой причине 84 тысячи дхату-гопа, или Дагоб, в честь каждой клетки тела Будды, каждая из которых стала теперь дхармадхату, или священной реликвией. На Цейлоне, в Анурадхапуре, находится Дхату-гопа, которая, как считают, датируется 160-ым г. до Р.Х. Теперь их строят пирамидальными, но все первоначальные Дагобы имели форму башен с куполом и несколькими чхатрами (зонтиками) над ним. Эйтель утверждает, что над всеми китайскими Дагобами имеются от 7 до 14 чхатр — число, символизирующее человеческое тело.

ДАДУХ (греч.). Факелоносец, один из четырёх священнослужителей в Элевзинских мистериях. Их было несколько, прикреплённых к храмам, но публично они появлялись лишь во Всеафинских Играх в Афинах, чтобы руководить так называемыми «состязаниями в беге с факелами». (См. Маккензи, «R.M.Cyclopaedia».).

ДАЙАНИСИ (арам.). Бог, которому поклонялись евреи наряду с другими семитами, как «Властителю людей»; Дионис-Солнце; отсюда — Иегова-Нисси или Иао-Ниси, то же, что и Дио-нис, или Иов Ниссы. (См. «Разоблачённая Изида», II, 441.)

ДАЙВИ-ПРАКРИТИ (санскр.). Предвечный, однородный свет, названный некоторыми индийскими оккультистами «Светом Логоса» (см. Т. Субба Роу «Notes on the Bhagavat Gita», B.A., L.L.B.); при дифференциации этот свет становится Фохатом.

ДАЙТЬИ (санскр.). Великаны, титаны, а экзотерически — демоны, но на самом деле идентичны с определёнными асурами, разумные боги, противники бесполезных богов ритуализма и враги пуджи и жертвоприношений.

ДАЙТЬЯ ГУРУ (санскр.). Учитель великанов дайтьев (см.). Аллегорически — это имя, данное планете Венере-Люциферу или, вернее, обитающему в ней Владыке, Шукре, мужскому божеству. (См. «Тайная Доктрина», II, 42.)

ДАЙЮС или Дьяус (санскр.). Ведийский термин. Непроявленное Божество или то, что проявляется лишь как свет и светлый день — метафорически.

ДАКИНИ (санскр.). Женские демоны, вампиры и кровопийцы (асра-пас). В Пуранах они прислуживают богине Кали и питаются человеческим мясом. Один из видов злых Элементалов (см.).

ДАКТИЛЫ (греч.). От дактилос, «палец». Название, данное фригийским иерофантам Кибелы, которые считались величайшими магами и заклинателями. Их было пять или десять: вследствие пяти пальцев одной руки — благословляющей, и десяти пальцев обеих рук — при вызывании богов. Они также исцеляли наложением рук или месмеризмом.

ДАКША (санскр.). Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но «Риг Веда» утверждает, что «Дакша произошел от Адити, и Адити — от Дакши»; это доказывает, что он является олицетворением всесвязующей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо, очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот приближается к истине более, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть духовная сила и в то же время мужская энергия, порождающая богов в вечности, представленная при помощи Адити. Пураны, разумеется, антропоморфизируют эту идею и изображают Дакшу устанавливающим «половые сношения на этой земле» после испробования всех других средств произведения потомства. Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, в наиболее материальном завершении своей эволюции производящей Силой на физическом плане; и до сих пор эта пураническая аллегория правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ произведения потомства начался в конце третьей коренной расы.

ДАЛАДА (санскр.). Очень ценная реликвия Гаутамы Будды, а именно, предположительно, оставленный им зуб, хранившийся в большом храме в Канде, Цейлон. К сожалению, та реликвия, которую показывают, ненастоящая. Последняя надёжно спрятана вот уже несколько сот лет после позорной фанатичной попытки португальцев (тогдашних правителей Цейлона) украсть его и избавиться от подлинной реликвии. То, что показывают теперь вместо настоящей вещи, — чудовищный зуб какого-то животного.

ДАМА (санскр.). Обуздание чувств.

ДАМБУЛЛА (санскр.). Название большой скалы на Цейлоне. Она поднимается примерно на 400 футов над уровнем моря. Верхняя часть её разрыта, и в этой цельной скале вырублено несколько больших пещерных храмов, или вихар, — все они дохристианского периода. Они считаются наиболее хорошо сохранившимися древностями острова. Северная сторона скалы вертикальна и совершенно недоступна, на южной стороне, примерно в 150 футах от вершины, большой выступающей гранитной глыбе придан вид платформы с рядом просторных пещерных храмов, высеченных в окружающих стенах, — очевидно, с огромной затратой труда и денег. Среди многих можно выделить две вихары: Маха Раджа Вихару, 172 фута длиной и 75 шириной, в которой имеется свыше пятидесяти статуй Будды, большинство из которых больше натуральной величины, и все сделаны из цельного камня. У основания центральной пагоды вырыт колодец, и из источника в скале туда постоянно стекается прекрасная чистая вода, которая сохраняется для священных целей. Во второй, Маха Девийо Вихаре, можно увидеть гигантскую статую мёртвого Гаутамы Будды, 47 футов длиной, возлежащего на ложе и подушке, высеченных, как и всё остальное, из цельного камня. «Этот длинный узкий и темный храм, поза и спокойное выражение Будды, вместе с тишиною помещения, стремятся навеять зрителю мысль, что он находится в покоях смерти. Священнослужитель утверждает, что таким был Будда и такими были те (у его ног стоит сопровождающий), кто присутствовал при последних минутах его жизни» (Харди, «East. Monachism»). Вид с Дамбуллы величествен. На большой каменной площадке, которая ныне, видимо, чаще посещается весьма умными ручными белыми обезьянами, чем монахами, стоит высокое Дерево Бо, один из многочисленных побегов первого Дерева Бо, под которым Владыка Сиддхартха достиг нирваны. «Примерно в 50 футах от вершины находится водоём, который, как утверждают монахи, никогда не остаётся без воды». («The Ceylon Almanac», 1834).

ДАНА (санскр.). Раздача милостыни нищим, буквально, «милосердие», первая из шести парамит в буддизме.

ДАНАВЫ (санскр.). Почти то же, что дайтьи; великаны и демоны, противники ритуалистических богов.

ДАНГМА (санскр.). В эзотеризме — просветлённая Душа. Провидец и посвящённый; тот, кто достиг совершенной мудрости.

ДАО (кит.). Название философии Лао-цзы.

«ДАОДЭЦЗИН» (кит.). Буквально, «Книга о Совершенстве Природы», написанная великим философом Лао-цзы. Это своего рода космогония, включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса. Так, он говорит, что в начале не было ничего, одно только беспредельное и бесконечное Пространство. Всё, что живёт и существует, было рождено в нём от «Принципа, который существует Сам по Себе, развивая Себя из Себя», то есть от Свабхавата. Так как имя его неизвестно и сущность непостижима, философы назвали его Дао (Анима Мунди), — несотворённая, нерождённая и вечная энергия природы, проявляющаяся периодически. Природа, так же как и человек, достигая чистоты, достигает покоя, и тогда всё становится единым с Дао, которое есть источник полноты блаженства и счастья. Как в индусской и буддийской философии, подобные чистота, блаженство и бессмертие могут быть достигнуты лишь через осуществление добродетели и абсолютного спокойствия нашего земного духа; человеческий ум должен управлять и, в конце концов, побороть и даже уничтожить бурную деятельность физической природы человека; и чем раньше он достигнет необходимой степени нравственной чистоты, тем счастливее он будет себя чувствовать. (См. «Annales du Musee Guinet», тт. XI и XII; Dr. Groot, «Etudes sur la Religion des Chinois».). Как выразился известный китаист Потье: «Человеческая Мудрость никогда не применяла язык более святой и глубокий».

ДАОС (халд.). Седьмой царь (пастырь) божественной Династии, правившей вавилонянами на протяжении десяти саросов, или 36 000 лет, поскольку один сарос длится 3 600 лет. В течение этого времени появились четверо Аннедотов, или людей-рыб (Дагоны). [см. Даг].

ДАРАСТА (санскр.). Церемониальная магия, практикуемая племенами центральной Индии, особенно коларианами.

ДАРДАН (греч.). Сын Юпитера и Электры, который получил богов кабиров в качестве приданого и увёз их в Самофракию, где им поклонялись задолго до того, как этот герой заложил основание Трои, и прежде каких-либо упоминаний о Тире и Сидоне, хотя Тир и был построен за 2 760 лет до Р.Х. (Подробнее см. Кабиры.)

ДАРХА (санскр.). Родовые духи колариан.

ДАРШАНЫ (санскр.). Школы индийской философии, которых в общей сложности шесть; шад-даршаны, или шесть аргументаций.

ДАХЕ-ДАХУС (халд.). Двойственная эманация Мумиса, потомство двоякого или андрогинного Мирового Принципа, мужского Апасон и женского Тауте. Подобно всем теократическим народам, имевшим храмовые мистерии, вавилоняне никогда не упоминали «Единый» Принцип во Вселенной и не давали ему наименования. Это побудило Дамаския («Теогонии») отметить, что, подобно остальным «варварам», вавилоняне обошли его молчанием. Тауте была матерью богов, тогда как Апасон был её самопорождающей мужской силой; Мумис, идеальная вселенная, является её единородным сыном, и он, в свою очередь, эманирует Дахе-Дахус и, наконец, Бэла, Демиурга объективной Вселенной.

ДАША-СИЛ (пали). Десять обязательств или заповедей, исполняемых и обязательных для служителей Будды; пять обязательств, или пансил, исполняются мирянами.

ДВАПАРА ЮГА (санскр.). Третья из «Четырёх Эпох» в индусской философии; или вторая, если считать снизу.

ДВЕША (санскр.). Гнев. Одно из трёх основных состояний ума (которых исчисляется 63); они суть: Рага — страсть или пагубное желание, Двеша — гнев, частью которого является ненависть, и Моха — незнание истины. Этих трёх следует постоянно избегать.

ДВИДЖА (санскр.). «Дважды-рождённый». В старые времена этот термин относили лишь к посвящённым браминам, но сейчас его употребляют по отношению к каждому человеку, принадлежащему к первой из четырёх каст, прошедшему определённый обряд.

ДВИДЖА БРАМИН (санскр.). Наделение священным шнуром, которое теперь и составляет «второе рождение». Даже шудра, решивший заплатить за эту честь, становится — после обряда пропускания через серебряную или золотую корону — двиджа.

ДВИПА (санскр.). Остров или континент. Индусы имеют семь таких (сапта-двипа), буддисты — только четыре. Это последствие неправильно понятого намека Владыки Будды, который, употребляя этот термин метафорически, относил слово двипа к расам людей. Четыре коренные расы, предшествовавшие нашей пятой, были сравнены Сиддхартхой с четырьмя континентами или островами, заполнявшими океан рождения и смерти — Самсару.

ДВОЙНИК. То же, что астральное тело или Доппелгенгер.

ДВОЙНОЙ ОБРАЗ. Название, употребляемое еврейскими каббалистами для обозначения Двойного Эго, называемого соответственно: Высшим, Метатроном, и Низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два нераздельных спутника человека во всей его жизни: один является его Ангелом-Хранителем, другой — Злым Демоном.

ДЕВЯТЬ. «Каббала Девяти Покоев» есть разновидность тайного зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, — особенно она принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из двух горизонтальных и двух вертикальных параллельных линий, это образует девять покоев, центральный является простым квадратом, остальные — двух- или трёхсторонними фигурами, — они отводятся для нескольких букв в любом порядке, о котором уславливаются. Существует также и каббалистическое соответствие между десятью сефиротами и этими девятью покоями, но оно не опубликовано. (W.W.W.).

ДЕИ ТЕРМИНИ (лат.). Название столбов с головами людей, представляющими Гермеса, поставленных на перепутьях древними греками и римлянами. Также общее название божеств, сторожащих границы и пределы.

ДЕИСТ. Тот, кто принимает существование бога или богов, но считает, что ничего не знает о них, и отрицает откровение. Вольнодумец древних времён.

ДЕМЕТРА. Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь её праздновались Элевзинские Мистерии.

ДЕМИУРГ (греч.). Строитель; Высшая Сила, построившая вселенную. От этого слова происходит фраза «Великий Архитектор» франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или «второй бог» Платона, — второй логос представлен им как «Отец», единственное Божество, которое он, как посвящённый в Мистерии, осмелился упомянуть.

ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ РАЗУМ. То же, что «Вселенский Разум». Махат, первое «создание» Брамы, или он сам.

ДЕМОН (греч.). В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях идентичен по значению с «богом», «ангелом» или «гением». Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноусом, или разумным божественным Эго. Во всяком случае, Демон (или Даймон) этого великого мудреца конечно же не был демоном христианского ада или христианского ортодоксального богословия. Это название античные авторы, и в особенности — философы Александрийской школы, давали духам всех родов, как добрым, так и злым, человеческим и иного рода. Это название часто служило синонимом богов или ангелов. Но некоторые философы старались, и вполне обоснованно, делать разницу между многочисленными классами [подобных существ].

ДЕМОНОЛОГИЯ (греч.). Трактаты или рассуждения о демонах, или Богах в их тёмных аспектах.

ДЕМОНЫ. Согласно каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире материи и «оболочек» умерших. Они суть клиппоты. Существует семь адов, демонические обитатели которых представляют олицетворённые пороки. Их князем является Самаэль, его женской спутницей — Ишет Зенуним, жена блуда, — рассматривая в едином аспекте, их называют «Зверем», Хивой. (W.W.W.).

ДЕМРУШ (перс.). Великан в мифологии древнего Ирана.

ДЕНАМ (пехлеви). Буквально, «Знание», принцип понимания в человеке, разумная Душа, или манас, согласно «Авесте».

ДЕНИ Ангора. «Парижский врач, астролог и алхимик XIV столетия». («R.M.C.»)

ДЕНЬ БРАМЫ. Период в 2 160 000 000 лет, во время которого Брама, выйдя из своего золотого яйца (Хиранья-гарбха), созидает и формирует материальный мир (будучи просто оплодотворяющей и творящей силой в Природе). После этого периода, с уничтожением миров по очереди огнём и водою, он исчезает вместе с объективной природой, и тогда начинается Ночь Брамы.

ДЕОНА МАТИ. В коларианском диалекте — изгоняющий злых духов.

ДЕРВИШ. Турецкий или персидский аскет-мусульманин. Бродячий, странствующий монах. Однако иногда дервиши живут в общинах. Их часто называют «кружащимися заклинателями». За исключением аскетизма, молитвы и созерцания, турецкий, египетский или арабский последователь представляет очень малое сходство с индийским факиром, тоже мусульманином. Первый может стать святым нищенствующим монахом; последний же никогда не поднимется выше второсортных оккультных проявлений. Дервиш также может быть сильным месмеристом, но он никогда не подвергнет себя добровольно отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир изобретает для себя со всё нарастающей горячностью до тех пор, пока природа не выдерживает, и он умирает в медленных и изводящих муках. Ужаснейшие деяния, такие как сдирание кожи с живого, отрезание пальцев ног и ступней, вырывание глаз и зарывание себя живым по подбородок в землю и пребывание целыми месяцами в таком состоянии, кажутся детской игрой для них. Дервиша не следует путать с индусским санъяси и йогом. (См. Факир.)

«ДЕСАТИР». Очень древнее персидское сочинение под названием «Книга Шет». Она говорит о тринадцати Зороастрах и является высоко мистической.

ДЕСЯТЬ ПИФАГОРЕЙСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Добродетели посвящения, обязательные для того чтобы быть допущенным. (См. Пифагор.) Они тождественны добродетелям, предписанным Ману, и буддийским парамитам Совершенства.

ДЖАБАЛЫ (санскр.). Изучающие мистическую часть Белой «Яджур Веды».

ДЖАВИДАН ХИРАД (перс.). Сочинение об этических предписаниях.

ДЖАГАДДХАТРИ (санскр.). Субстанция; имя «кормилицы мира», обозначение силы, которая перенесла Кришну и его брата Балараму в чрево Дэваки, их матери. Одно из имён Сарасвати и Дурги.

ДЖАГАД-ЙОНИ (санскр.). Утроба мира; пространство.

ДЖАГАН-НАТХА (санскр.). Буквально, «Владыка Мира», титул Вишну. Большое изваяние Джаган-натха на его колеснице, его имя обыкновенно произносится и пишется Джагарнатх. Это идол Вишну-Кришны. Пури, недалеко от города Куттак в Ориссе, является крупным центром поклонения ему, и дважды в год бесчисленное множество паломников участвуют в празднествах Шнана-ятра и Ратха-ятра. Во время первого изваяние омывается, а во время второго — помещается на колесницу между идолами Баларамы, брата, и Субхадры, сестры Кришны, и эту огромную колесницу тянут поклонники, считающие за счастье быть раздавленными ею насмерть.

ДЖАГАТ (санскр.). Вселенная.

ДЖАГРАТА (санскр.). Бодрствующее состояние сознания. Упоминаемое в философии йоги, Джаграта авастха означает состояние бодрствования, одно из четырёх состояний пранавы в аскетических упражнениях, применяемых йогами.

ДЖАДУ (индусск.). Колдовство, чёрная магия, чародейство.

ДЖАДУГАР (индусск.). Колдун, или чародей.

ДЖАЙИ (санскр.). Двенадцать великих богов в Пуранах, которые отказались сотворить человека и потому были прокляты Брамой на повторные рождения «в каждой манвантаре (расе) вплоть до седьмой». Иная форма или аспект перевоплощающихся Эго.

ДЖАЙМИНИ (санскр.). Великий мудрец, ученик Вьясы, проповедник и учитель «Сама Веды», которую, как утверждается, он получил от своего гуру. Он является также знаменитым основателем и писателем философии пурва миманса.

ДЖАЙНЫ (санскр.). Крупное религиозное объединение в Индии, близко напоминающее буддизм, но бывшее на много столетий раньше него. Они заявляют, что Гаутама Будда был учеником одного из их тиртанкаров, или святых. Они не признают авторитета Вед и существования какого-либо личного высшего бога, но верят в вечность материи, периодичность вселенной и бессмертие разумов (манас) людей, также как и животных. Крайне мистическая секта.

ДЖАЛАРУПА (санскр.). Буквально, «тело или форма воды». Одно из названий Макара (знак Козерога). Это один из наиболее оккультных и таинственных знаков Зодиака; он изображен на знамени Камы, бога любви, и связан с нашими бессмертными Эго. (См. «Тайная Доктрина»).

ДЖАМБУ-ДВИПА (санскр.). Одно из главных подразделений земного шара в пуранической системе. Оно включает Индию. Некоторые утверждают, что это был континент, другие — остров или один из семи островов (сапта-двипа). Это «владение Вишну». В своём астрономическом и мистическом смысле это название нашего глобуса, отделённого планом объективности от шести других глобусов нашей планетной цепи.

ДЖАНАКА (санскр.). Один из царей Митхилы из Солнечной расы. Он был великим царствующим мудрецом и жил за двадцать поколений до Джанаки, отца Ситы, который был царём в Видехе.

ДЖАНАЛОКА (санскр.). Мир, в котором, как полагают, обитают Муни (святые) после их телесной смерти (см. Пураны). Также область на земле.

ДЖАНАРДДАНА (санскр.). Буквально, «обожаемый человечеством», титул Кришны.

ДЖАПА (санскр.). Мистическое упражнение некоторых йогов. Оно заключается в повторении различных магических формул и мантр.

ДЖАРА (санскр.). «Старость». Аллегорическое имя охотника, который по ошибке убил Кришну; имя, являющее большую изобретательность браминов и символический характер мировых Священных Писаний вообще. Как правильно говорит д-р Крусефикс, масон высокого ранга, «для охранения оккультного мистицизма своего ордена от всех посторонних за исключением своего класса, жрецы изобрели символы и иероглифы для олицетворения великих истин».

ДЖАТИ (санскр.). Одна из двенадцати нидан (см.); причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося согласно Чатур Йони (см.), когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически — семи) Гати, или путей чувственного существования, которыми эзотерически, считая сверху вниз, являются: 1) высшие Дхиани (Анупадака); 2) дэвы; 3) люди; 4) элементалы или духи природы; 5) животные; 6) низшие элементалы; 7) органические зародыши. В популярной или экзотерической терминологии они суть: дэвы, люди, асуры, существа в адах, преты (голодные демоны) и животные.

ДЖАТЬЮ (санскр.). Сын Гаруды. Гаруда — это большой цикл, или махакальпа, символизированный гигантской птицей, служившей конём Вишну и другим богам, по отношению к пространству и времени. В «Рамаяне» Джатью назван «царём крылатого племени». За то, что он защищал Ситу, похищенную Раваной, царём великанов Ланки, он был убит им. Джатью называют также «царём грифов».

ДЖАХНАВИ (санскр.). Название Ганги, или реки Ганг.

ДЖЕБАЛ ДЬЮДИ (араб.). «Гора потопа» в арабских легендах. То же, что Арарат и вавилонская Гора Низир, к которой причалил Ксизустр со своим ковчегом.

ДЖИВА (санскр.). Жизнь, как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи.

ДЖИВАНМУКТА (санскр.). Адепт или йог, достигший высшей степени святости и отделившийся от материи, Махатма или нирвани, «существующий в блаженстве» и свободе. В сущности — тот, кто при жизни достиг нирваны.

ДЖИВАТМА (санскр.). — Единая. В общем смысле — всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке.

ДЖИГТЕН ГОНПО (тибет.). Имя Авалокитешвары или Ченрези-Падмапани, «Защитника от Зла».

ДЖИНЫ (араб.). Элементалы; духи природы; гении. Джинов (Djins или Jins) очень боятся в Египте, Персии и других краях.

ДЖИШНУ (санскр.). «Вождь Небесного Воинства», титул Индры, который в войне богов с асурами руководил «воинством дэвов». Он «Михаил, предводитель Архангелов» Индии.

ДЖНАНА (санскр.) или Жнана. Буквально, знание; эзотерически — «высшее или божественное знание, приобретённое посредством йоги». Пишется также Gnyana.

ДЖНАНА ШАКТИ (санскр.). Сила разума.

ДЖНАНАМ (санскр.). То же, что и «Жнана» и т.д., также Джхана (см.).

ДЖНАНЕНДРИИ (санскр.). Пять проводников знания.

ДЖХАНА (санскр.) или Джнана. Знание; Оккультная Мудрость.

«ДЖХАНА БХАСКАРА» (санскр.). Сочинение об Асурамае, астрономе и маге Атлантиды, и другие доисторические легенды.

ДЖЬЁТИША (санскр.). Астрономия и астрология; одна из Веданг.

ДЖЬЁТИШАМ ДЖЬЁЧ (санскр.). «Свет светов», Высший Дух, названный так в Упанишадах.

ДЖЬЁТСНА (санскр.). Утренняя Заря; одно из тел, принятых Брамой; утренние сумерки.

ДЗИН или Дзиан (тибет.). Пишется также Дзэн. Искажение санскритского слова Дхиан и Джнана (или фонетически — жньяна) — Мудрость, божественное знание. По-тибетски учение называется дзин.

ДИАКА. Оккультисты и теософы называют их «призраками» и «оболочками», то есть фантомами из камалоки. Слово придумано крупным американским ясновидцем Эндрю Джексоном Дэвисом для обозначения тех, кого он считает ненадежными «духами». По его словам: «Диака (из Самерлэнда) — это тот, кто находит ненормальное удовольствие в притворстве, в обмане, в персонификации противоположных характеров; для которого молитва и вульгарность — равноценны; объятый страстью к лирическим рассказам; ... морально несовершенный, он лишён активных чувств справедливости, филантропии или чуткой привязанности. Он понятия не имеет о том, что люди называют чувством благодарности; крайности ненависти и любви — одно и то же для него; девиз его часто ужасен и страшен для других: Самость есть суть самостоятельной жизни, а экзальтированное уничтожение — конец всякой самостоятельной жизни. Только вчера один из них, именуя себя Сведенборгом, сказал женщине-медиуму следующее: «Всё, что есть, было, будет или может быть — то ЕСМЬ Я, а личная жизнь есть лишь совокупность иллюзий мыслящих трепещущих людишек, суетящихся в своём восхождении к центральному сердцу вечной смерти»! («The Diakka and their Victims»; «разъяснение ложного и отталкивающего в спиритуализме»). Эти «диаки» в таком случае просто контактирующие и материализующиеся так называемые «духи» медиумов и спиритуалистов.

ДИАНОЙА (греч.). То же, что Логос. Вечный источник мысли, «божественная мыслеоснова», которая есть корень всех мыслей. (См. Эннойа.)

ДИВЬЯСРОТРА (санскр.). Буквально, «небесное Ухо», или божественный слух. Вторая «Абхиджна», или способность понимать язык или звук, произнесённый любым живым существом на Земле.

ДИВЬЯЧАКШУС (санскр.). Буквально, «небесное Око», или божественное зрение, восприятие. Это — первая из шести Абхиджн (см.); развитая йогической практикой способность постигать любой объект во Вселенной, на любом расстоянии.

ДИГАМБАРА (санскр.). Нагой нищенствующий монах. Буквально, «одетый Пространством». Имя Шивы в его аспекте Рудры, Йога.

ДИДОНА или Эллиса. Астарта; Дева Моря, которая давит своей ногой Дракона. Покровительница финикийских моряков. Царица Карфагена, которая, по Вергилию, влюбилась в Энея.

ДИИ МИНОРЕС (лат.). Низшая или «отражённая» группа «двенадцати богов», или Дии Мажорес, описанных Цицероном в «De Natura Deorum», I, 13.

ДИК (санскр.). Пространство, Пустота.

ДИКТАМНОН (греч.) или Dictamnus (ясенец белый). Странное растение, имеющее очень оккультные и мистические свойства, известное с древних времён. Оно было посвящено Богиням Луны — Луне, Астарте, Диане. Критское имя Дианы было Диктинна, и, как таковая, эта богиня носила венок, сплетённый из этого магического растения. Диктамнон — вечнозелёный куст, контакт с которым, как утверждается в оккультизме, развивает и в то же время лечит сомнамбулизм. Смешанный с вербеной, он вызывает ясновидение и экстаз. Фармакология приписывает диктамнону сильные успокаивающие и снотворные свойства. Он растёт в изобилии на горе Дикт на Крите и используется во многих магических актах, к которым критяне прибегают и по сей день.

ДИКША (санскр.). Посвящение. Дикшит — посвящённый.

ДИНАСТИИ. В Индии их две: Лунная и Солнечная, или Сомаванша и Сурьяванша. В Халдее и Египте тоже были две различного рода династии, божественные и человеческие. В обеих странах люди управлялись в начале времён Династиями Богов. В Халдее они правили 120 саросов, или всего — 432 000 лет, — что соответствует числу махаюги индусов в 4 320 000 лет. В хронологии, предваряющей «Книгу Бытия» (английский перевод), указано — «Год 4004 до рождения Христа». Но эти цифры даны в солнечных годах. В еврейском оригинале, который придерживается лунного исчисления, это число дано как 4320 лет. Это «совпадение» подробно разъяснено в оккультизме.

ДИНГИР и Мул-лид (аккад.). Боги-Творцы.

ДИНУР (евр.). В каббалистической аллегории — Река Огня, пламя которой сжигает души преступников.

ДИОНИС (греч.). Демиург, который, подобно Озирису, был убит титанами и расчленён на четырнадцать частей. Он был олицетворением Солнца или, как говорит автор «Great Dionysiak Myth»: «Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила прорастания, всё пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы...». Дионис родился в Нисе или Нисси, — так евреи называли Гору Синай (Исход, XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно отождествляет их обоих с «Иеговой Нисси». (См. «Разоблачённая Изида», II, 137, 441.)

ДИОСКУРЫ (греч.). Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с большим весельем.

ДИПАМКАРА (санскр.). Буквально, «Будда постоянного света», предшественник Гаутамы Будды.

ДИПЛОТЕРАТОЛОГИЯ (греч.). Создание смешанных Чудовищ; сокращённо тератология.

ДИС (греч.). В теогонии Дамаския то же, что Протогонос, «первородный свет», названный этим автором «распределителем всех вещей».

ДИСЫ (сканд.). Позднейшее название божественных женщин, именуемых в Эдде валькириями, норнами и т.п.

ДОДЕКАЭДР (греч.). Согласно Платону, Вселенная построена «перворождённым» на основе геометрической фигуры Додекаэдра. (См. «Тимей»).

ДОДОНА (греч.). Древний город в Фессалии, знаменитый своим храмом Юпитера и его оракулами. Согласно древним легендам, этот город был основан голубем.

ДОНАР (сканд.) или Тунар, Тор. На Севере — бог Грома. Он был Юпитером Тонанс Скандинавии. Подобно тому, как дуб был посвящён Юпитеру, он был посвящён и Гору, и его алтари находились под дубами. Тор, или Донар, был потомком Одина, «всемогущего Бога Небесного», и Матери Земли.

ДОНДАМ-ПАЙ-ДЕН-ПА (тибет.). То же, что санскритский термин Парамартхасатья, или «абсолютная истина», высшее духовное самосознание и восприятие, божественное самосознание, высокомистический термин.

ДОППЕЛГЕНГЕР (нем.). Синоним Двойника и астрального тела на оккультном языке.

ДОРДЖЕСЕМПА (тибет.). «Алмазная Душа», одно из имён небесного Будды.

ДОРДЖЕШАНГ (тибет.). Титул Будды в его высшем аспекте; название верховного Будды; также Дордже.

ДОЦЕТЫ (греч.). Буквально, «иллюзионисты». Название, данное ортодоксальными христианами тем гностикам, которые считали, что Христос не умер и не мог умереть на самом деле, и что если это произошло, то является лишь иллюзией, которую они объясняли разными способами.

ДРАВИДЫ. Группа племён, населяющих Южную Индию; аборигены.

ДРАВЬЯ (санскр.). Материя (метафизическая).

ДРАГОЦЕННОСТИ, Три. В южном буддизме — это священные книги, Будда и община монахов. В северном буддизме и его тайных школах — Будда, его священные учения и Нарджолы (Будды Сострадания).

ДРАКОН (греч.) или Драгон. Теперь считается «мифическим» чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п. как геральдический грифон, и Дьявол, поражаемый Св. Георгием, и др. На самом деле — вымершее допотопное чудовище. В вавилонских древностях к нему обращаются как к «чешуйчатому», и на многих геммах его связывают с Тиамат, морем. «Дракон Моря» упоминается неоднократно. В Египте это звезда Дракона (тогда — Северная Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом. Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигур и Фафнир, и наконец — Св. Георгий и Дракон представляют одно и то же. Все они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости — Тот-Гермес. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя «Сынами Змия-Бога» и «Сынами Дракона». «Я Змий, я Друид», — восклицал друид кельто-британских областей, ибо и Змий, и Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения. Как змея сбрасывает свою старую кожу лишь для того, чтобы явиться в новой, так и бессмертное Эго сбрасывает одну личность лишь для того, чтобы принять другую.

ДРАКОНТИИ (греч.). Храмы, посвящённые Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости. Египетский Карнак, Карнак в Бретани, Стоунхендж являются всем известными драконтиями.

ДРАУПНИР (сканд.). Золотой браслет Водана, или Одина, парный предмет с копьем Гунгнир, которое он держит в своей правой руке; оба наделены замечательными магическими свойствами.

ДРЕВО ЖИЗНИ. С самой далёкой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел своё священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище питри (по существу, элементалов) низшего класса, стало деревом Бо, или фикус религиоза, буддистов во всём мире, так как Гаутама Будда достиг высшего знания и нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасиль, служит мировым древом у скандинавов. Баньян — символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной — Духа, Души, Материи. Чёрный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и её шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамора, тамариск, пальма и виноградная лоза. Сикамора была Древом Жизни в Египте и также в Ассирии. Она была посвящена Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, она посвящена Деве Марии. Сок её был драгоценным благодаря качеству её оккультных сил, также как Сома у браминов и Хаома у парсов. «Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие». Об этих священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются по сей день, можно было бы написать большой том, и всё же этот вопрос не был бы исчерпан.

ДРИШТИ (санскр.). Скептицизм, неверие.

ДРУЗЫ. Крупная секта, насчитывающая около 100000 приверженцев, живущих на горе Ливан в Сирии. Ритуалы их очень таинственны, и ни один путешественник, что-либо писавший о них, не знает всей истины наверняка. Они являются суфиями Сирии. Они принимают название Друзы как оскорбление и сами себя именуют «учениками Хамсы», их Мессии, который пришёл к ним в девятом столетии из «Страны Слова Божьего»; эту страну и слово они держат в религиозной тайне. Грядущим Мессией будет тот же самый Хамса, но под именем Хакем — «Целитель Всех». (См. «Разоблачённая Изида», II, 261 и далее).

ДРУИДЫ. Жреческая каста, процветавшая в Британии и Галлии. Это были посвящённые, допускавшие женщин в свой священный орден и посвящавшие их в таинства своей религии. Они никогда не доверяли свои священные стихи и писания бумаге, но, подобно древним браминам, запоминали их; для осуществления этого подвига требовалось, по утверждению Цезаря, двадцать лет. Также как парсы, они не имели образов или статуй своих богов. Кельтская религия считала святотатством изображать какого-либо бога, даже второстепенного характера, в человеческом облике. Неплохо было бы, если бы греческие и римские христиане поучились этому у «языческих» друидов. Три главных заповеди их религии были: «Повиновение божественным законам; забота о благоденствии человечества; претерпение со стойкостью всех бедствий жизни».

ДУБ, священный. У друидов дуб был особо священным деревом, также у древних греков, если верить космогонии Ферекида, повествующего о священном дубе, «в роскошных ветвях которого обитает змий (то есть мудрость), и он не может быть изгнан». У каждого народа были свои священные деревья, в особенности у индусов.

ДУГПА (тибет.). «Красные шапки», секта в Тибете. До прихода Цзонкапа в четырнадцатом столетии, тибетцы — буддизм которых выродился и был ужасно перемешан с догматами древней религии бон — все были дугпа. Однако с 14 в. после суровых законов, предписанных гелугпа (жёлтым шапкам), и всеобщей реформы и очищения буддизма (или ламаизма), дугпы более чем когда-либо предались колдовству, безнравственности и пьянству. С тех пор слово дугпа стало синонимом «колдуна», «адепта чёрной магии» и всего низкого. В Восточном Тибете мало дугпа, если вообще есть, но они скапливаются в Бутане, Сиккиме и вообще в пограничных областях. Так как европейцам не позволяют проникать далее этих границ, востоковеды никогда не изучали буддо-ламаизм собственно в Тибете, но судя о нём по слухам и по тому, что Чома де Кёрёш, Шлагинтвейт и некоторые другие разузнали о нём от дугпа, смешивают обе религии и дают их под одним названием. Таким образом, они преподносят публике чистый дугпаизм вместо буддо-ламаизма. Короче говоря, северный буддизм в его очищенной, метафизической форме почти совершенно неизвестен.

ДУДАИМ (евр.). Мандрагора. Растение Atropa Mandragora упоминается в «Бытии», XXX, 14, и в «Песне Песней»: это название родственно в еврейском языке словам, означающим «груди» и «любовь», — это растение было известно в качестве любовного амулета и употреблялось во многих формах чёрной магии. (W.W.W.).

Дудаим на каббалистическом языке означает Душа и Дух; любые две вещи, объединённые в любви и дружбе (додим). «Счастлив тот, кто сохраняет свой дудаим (высший и низший манас) неразделённым».

ДУККХА (санскр.). Печаль, страдание.

ДУМА (евр.). Ангел Безмолвия (Смерти) в каббале.

ДУРГА (санскр.). Буквально, «недосягаемое». Женская сила бога; имя Кали, супруги Шивы, Махешвары, или «великого бога».

ДУСТЧАРИТРА (санскр.). «Десять злых деяний», а именно, три действия тела — лишение жизни, воровство и прелюбодеяние; четыре злых действия рта — ложь, преувеличение в обвинении, клевета и глупый разговор; и три злых действия ума (низшего манаса) — зависть, злоба или месть и неверие.

ДУХ. Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей об употреблении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософских учениях термин «Дух» применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в человеке или его Эго (манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин «Душа», человеческая или даже животная (низший манас, действующий в животных как инстинкт), применяется только к кама манасу и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш, «дыхание жизни». Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию — Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть «Духами» тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их «оболочками» и различными другими именами. (См. Сукшма Шарира.) Короче говоря, дух не является сущностью в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух — индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла — можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум. Вот почему в санскрите существует такое обилие слов для выражения различных состояний бытия, существ и сущностей; каждое наименование выявляет философское отличие, тот план, к которому принадлежит данная единица, и степень её духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки.

ДУША. Ψυχη или нэфеш «Библии»; жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. В переведённой «Библии» она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. «Не будем убивать его нэфеш», сказано в оригинальном тексте; «не убьем его», — переводят христиане («Бытие», XXXVII, 21) и так далее.

«ДХАММАПАДА» (пали). Буддийский труд, содержащий этические заповеди.

ДХАРАНА (санскр.). То состояние в практике йоги, когда ум должен пребывать непоколебимо, без отклонений, на каком-либо объекте медитации.

ДХАРАНИ (санскр.). В буддизме — как южном, так и северном — а также в индуизме это означает просто мантра или мантры — священные стихи из «Риг Веды». В древние времена все такие мантры или дхарани считались мистическими и практически действенными. Теперь, однако, лишь школа йогачарья доказывает это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с определёнными указаниями, дхарани даёт чудесные результаты. Её оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См. Мантра и Акаша.)

ДХАРМА (санскр.). Священный Закон; канон буддистов.

ДХАРМАКАЯ (санскр.). Буквально, «прославленное духовное тело», названное «Одеянием Блаженства». Третье или высшее из трикай (трёх тел), атрибут, развитый каждым «Буддой», то есть каждым посвящённым, который прошёл или достиг конца того, что называется «четвёртым Путём» (в эзотеризме — шестые «врата», предшествующие вступлению в седьмые). Высшее из трикай есть четвёртое из буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся Духовности. В популярном северном буддизме этими покровами или одеяниями являются: 1) нирманакая, 2) самбхогакая, 3) дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо приводит аскета на порог нирваны. (См., однако, «Голос Безмолвия», примечание 87, об истинном эзотерическом смысле.)

ДХАРМАПРАБХАСА (санскр.). Имя Будды, который появится в седьмой коренной расе. (См. Ратнавабхаса Кальпа, когда больше не будет существовать полов.)

ДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНА (санскр.). Очень длинное сложное слово, содержащее весьма мистическое предостережение. «Помни, что составные части (человеческой природы) происходят соответственно ниданам и не являются изначальным Я», где имеется в виду то, чему учат эзотерические школы, а не клерикальная интерпретация.

ДХАРМАЧАКРА (санскр.). Буквально, вращающееся «колесо Закона». Эмблема буддизма, как системы циклов и перерождений или перевоплощений.

ДХАРМАШОКА (санскр.). Имя, данное первому Ашоке, царю Чандрагупте, после его обращения в буддизм, который всю свою долгую жизнь служил «Дхарме», или закону Будды. Царь Ашока (второй) не был обращён, но уже родился буддистом.

ДХАТУ (пали). Останки тела Будды, собранные после его кремации.

ДХИАН КОГАНЫ (санскр.). Буквально, «Владыки Света». Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом.

ДХИАНА (санскр.). В буддизме — одна из шести Парамит совершенства, состояние погружения, которое возносит практикующего её аскета значительно выше плана чувственного восприятия и за пределы мира материи. Буквально, «созерцание». Шесть стадий Дхианы отличаются лишь степенями отрешения личного Эго от чувственной жизни.

ДХНАНИ ПАША (санскр.). «Верёвка Дхиани», или Духов; Кольцо «Не преступи» (см. «Тайная Доктрина», I, 179, станца V).

ДХИАНИ-БОДХИСАТВЫ (санскр.). В буддизме — пять сыновей Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение в эзотерической философии.

ДХИАНИ-БУДДЫ (санскр.). Имеющие «Сострадательное Сердце»; им особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение.

ДХРУВА (санскр.). Арийский мудрец, теперь Полярная Звезда. Кшатрий (принадлежащий к касте воинов), который посредством религиозного аскетизма стал риши и был по этой причине поднят Вишну на такую высоту в небеса. Называется также Грах-Адхар, или «точка вращения планет».

ДЬЮКНА (кабб.). Тень вечного Света. «Ангелы Присутствия», или архангелы. То же самое, что Феруэр в «Вендидаде» и других сочинениях зороастрийцев.

ДЭВА (санскр.). Бог, «лучезарное» божество. Дэва-Деус, от корня див, «сиять». Дэва есть небесное существо — доброе, злое или нейтральное. Дэвы населяют «три мира», которые суть три плана выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.

ДЭВА САРГА (санскр.). Творение: происхождение принципов, которые считаются Разумом, порождённым качествами или атрибутами природы.

ДЭВАДЖНАНЫ (санскр.). или Дайваджны. Высшие классы небесных существ, те, кто обладает божественным знанием.

ДЭВАКИ (санскр.). Мать Кришны. Она была заперта в темнице своим братом, царём Кансой, из страха, что исполнится предсказание, гласившее, что сын его сестры свергнет его с престола и убьёт. Несмотря на неусыпную охрану, Дэваки была осенена Вишну, Святым Духом, и таким образом дала жизнь этому аватару бога, Кришне. (См. Канса.)

ДЭВАКХАН (санскр.). «Обитель богов». Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас, или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от камарупы и разложения низших принципов на земле.

ДЭВА-ЛАЙА (санскр.). «Святилище дэвы». Название, даваемое всем браминским храмам.

ДЭВАЛОКИ (санскр.). Обители богов или дэв в высших сферах. Семь небесных миров выше Меру.

ДЭВАМАТРИ (санскр.). Буквально, «Матерь богов». Имя Адити, Мистического Пространства.

ДЭВАНАГАРИ (санскр.). Буквально, «язык или письмо дэв», или богов. Письменные знаки санскритского языка. Этот алфавит и искусство письма держались в тайне веками, и только Двиджам (дважды-рождённым) и дикшитам (посвящённым) дозволялось пользоваться этим искусством. Для шудры продекламировать стих из Вед было преступлением, и для каждой из низших двух каст (вайшьев и шудр) знать эти буквы считалось проступком, караемым смертью. Поэтому слово липи, «писание», отсутствует в древнейших манускриптах, — этот факт породил у востоковедов ошибочную и крайне нелепую идею, что письменность была неизвестна не только до времён Панини, но даже самому этому мудрецу! Если бы величайший грамматик, когда-либо родившийся на свет, не знал письменности, это на самом деле было бы величайшим и самым непостижимым феноменом.

ДЭВАПИ (санскр.). Санскритский Мудрец из рода Куру, который вместе с другим Мудрецом (Мору), как полагают, живёт на всём протяжении четырёх эпох, и до прихода Майтрейи Будды, или Калки (последнего Аватара Вишну); который, подобно всем Спасителям мира в их последнем проявлении, подобно Сосиошу зороастрийцев и Всаднику из «Откровения» Св. Иоанна, появится верхом на Белом Коне. Оба они, Дэвапи и Мору, как полагают, живут в гималайском уединённом месте под названием Калапа или Катапа. Такова пураническая аллегория.

ДЭВАРШИ или Дэва-риши (санскр.). Буквально, «риши-боги»; божественные или богоподобные святые; мудрецы, которые достигают совершенной божественной природы на земле.

ДЭВАСАРМАН (санскр.). Очень древний писатель, который умер примерно через столетие после Гаутамы Будды. Он написал два знаменитых труда, в которых отрицал существование как Эго, так и не-Эго — обоих с равным успехом.

DEMON EST DEUS INVERSUS (лат.). Каббалистическая аксиома; буквально, «дьявол есть перевёрнутый бог»; что означает, что не существует ни зла, ни добра, но те силы, которые создают одно, творят и другое, в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют. [См. «Тайная Доктрина», I, с. 297, 510.]

К началу страницы → К оглавлению Теософского словаря

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU