ПОПЫТКА УЧЕНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.А. Логаева

«У нынешней кали-юги есть одно свойство, которым могли бы воспользоваться ученики.

Сейчас результаты следуют за причиной гораздо быстрее, нежели в любое другое, даже более светлое время. И тот, кто искренне любит свою расу, может за три воплощения в эпоху кали-юги достичь больших результатов, нежели за огромный период времени до ее начала. Благодаря этому обстоятельству, ученик может скорее достичь своей цели, если справится со всеми многочисленными сложностями нашего века и выйдет победителем из всех испытаний. Ибо, хотя препятствия и кажутся труднопреодолимыми, сил для их противостояния тоже дается много».

Е.П.Блаватская. «Беседы об оккультизме»

 

Эзотерическая философия, оккультная гигиена разума и тела, отказ от ложных верований и приобретение навыков истинного мышления — этого более чем достаточно для ученика

Е.П.Блаватская. Небольшие заметки.

 

В этом году издательству «Сфера», которое известно своими теософскими публикациями исполняется 20 лет, и для нас это событие может послужить некоторой точкой отсчета — именно 20 лет назад широкий интерес к теософии вызвал необходимость создания издательства, собрал вместе группу сотрудников, работающих над переводом и публикацией необходимой литературы. Как и когда-то, когда теософия только появлялась в мире и не было необходимой литературы, но было искреннее стремление поделиться знаниями с одной стороны, и искреннее стремление к Истине с другой стороны, мы так же, как и теософы последней четверти 19-го века знакомились с теософией постепенно, по мере публикации работ Е.П.Блаватской. Но различие между нами очевидно: в те времена жил носитель духа и смысла теософии — Елена Петровна Блаватская, получившая свои знания непосредственно от Махатм и всегда готовая поправить ошибки восприятия, а в наше время приходится учиться самостоятельно, по опубликованным источникам, в те времена знания появлялись постепенно — от простых понятий к более сложным, и это легко проследить по публикациям, в наше время зачастую знакомство начинается с «Тайной Доктрины» (чаще всего ее Прологом и заканчивается). Теософия появилась в нашей жизни довольно неожиданно — когда были сняты многочисленные препоны в изучении скрытой стороны жизни, но одновременно со многими другими религиозными и философско-мистическими учениями. Воспитанные атеистами и материалистами, но зато с детства не понаслышке знакомые  с идеями Братства всех людей, вне зависимости от рас, достатка и профессии, мы выбрали для себя наиболее близкое нам по духу движение и с энтузиазмом принялись за изучение теософии и исследование вопросов жизни, согласно новым сведениям о ней. В начале казалось, что достаточно поскорее издать необходимую литературу и теософов прибавится, и качество их знаний улучшится. Время показало, что этого явно недостаточно. 

Попытаемся разобраться, в чем тут дело. И в качестве некоторых идей для размышления, я предлагаю заметки, основанные на двадцатилетних наблюдениях очевидцев этих событий, группы исследователей, принадлежащих различным теософским направлениям, и искренне заинтересованных в развитии теософии. .

Для всего мира знакомство с теософией, учением, некогда известном каждой претендующей на цивилизованность стране, началось даже не с публикаций Е.П. Блаватской, а с того, что:

«Один или двое из нас надеялись, что мир достаточно хорошо развит, если и не интуитивно, то хотя бы умственно, чтобы оккультное учение было интеллектуально принято и дало импульс новому витку оккультных исследований… Просматривая все вокруг, мы нашли человека, способного стать лидером — он обладал огромным моральным мужеством, был неэгоистичен и имел множество других хороших качеств. Он был далеко не лучшим из возможных, но… лучшим из всех, кто был. С ним мы связали Е.П.Б. — она обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. Вместе с тем у нее было множество явных личных недостатков, но и в том виде, как она была, не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы. Мы послали ее в Америку, свели их вместе – и испытание началось», – писал в феврале 1882 года Махатма Мория1. [1. Письма Махатм, Письмо 46, М. — Синнетту, февраль, 1882 г.]

Целью теософии является,  прежде всего, «…внушить некоторые великие нравственные истины ее сторонникам и всем любителям истины… примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах» — писала Е.П.Блаватская в книге «Ключ к теософии»2. [2. Е.П.Блаватская. Ключ к теософии.]

 

Цитата из «Писем Махатм»: «Так как человек является творением, родившимся со свободной волей и обладающим рассудком, откуда у него возникают понятия о добре и зле, то он сам по себе не представляет собою нравственного совершенства. Понятие о нравственности вообще прежде всего связано с целью и побуждением и только затем со средствами и приемами действия»3. [3. Письма Махатм, Письмо 18, К.Х. – А.О.Хьюму, 1881 г.]

 

Итак, прежде всего мотив. Какими мотивами руководствовались наши современники, изучающие теософию? Логичнее всего было бы предположить, что именно это изложение Истины ему понятнее и ближе в силу особенностей мышления и качеств его характера. В жизни мы встречаем и жажду познания и праздное любопытство, желание убедиться в правильности некоторых теорий или удовлетворить свой скептицизм, потребность во внутренней самореализации и желание внешнего возвышения над окружающими. Говорят, что раньше люди учились для того, чтобы улучшить свою жизнь, а теперь — для того, чтобы похвастать своими знаниями, но я в это не верю, ведь природа человеческая за последние миллионы лет ничуть не изменилась, и нельзя всех равнять под одну гребенку. Однако вызывает удивление, когда разговоры теософов начинаются и заканчиваются земными проблемами — здоровье физического тела, благополучие материальной жизни, пытаются объяснить свою обывательскую жизнь с точки зрения так называемой «эзотерики», бесконечно оценивают и чаще осуждают жизнь и деятельность других людей. Наверное, неплохо было бы определиться в каком качестве теософия интересна каждому из нас — как наука жизни,  искусство жить,  или как некоторое теоретическое направление для развития нашей памяти и мышления, или потому что чувствую: именно здесь Истина, хотя пока и не все понимаю.

В статье «Некоторые указания для каждодневного пользования» Е.П.Блаватской есть подсказка: «Правильным побуждением к поиску самопознания будет побуждение, связанное с познанием, а не с самостью. Самопознание — достойная вещь в силу наличия в нем знания, а не в силу его связи с нашей личностью. Главным условием для достижения самопознания будет чистая любовь. Стремись к знанию из чистой любви, и твои усилия, в конце концов, увенчаются самопознанием».

Когда мы приступаем к честному исследованию, мы, прежде всего, сталкиваемся с большим количеством новых понятий. Проблема не только в том, что тексты первоначально были даны на английском языке, и мы зависим от переводчика и редактора, от их уровня сознания, ведь перевод с одного языка на другой — это перевод «мысли — в мысль», а не слова в слово, но и в том, что рассматриваемые понятия, чаще всего принадлежат к восточной школе мышления, и прежде чем станет вполне очевиден их смысл, необходимо избавиться от своих предрассудков и усвоить совершенно иное отношение к жизни. Обратите внимание, как особенности нашего мышления мешают нам видеть некоторые термины в их истинном свете. Например, говоря о законе кармы, чаще всего вспоминают о наказании, а в разговорах о перевоплощении тут же вспоминают свои прошлые жизни. Согласитесь, что такое понимание далеко от действительности.

И о значении термина «Братство» мало кто задумывается, кстати, в современных словарях чаще встречается определение братства как религиозной общины, реже как чувство единения (в словаре Даля братство — это «товарищество, дружба, приязнь, тесная связь»), а вот определение из «Писем Махатм»: «Всемирное Братство, то есть «родство» сильных магнетических, но все же различных энергий и полярностей, сконцентрированных вокруг одной доминирующей идеи»4, то чего не может достигнуть один могут достигнуть многие, объединившись. [4. Письма Махатм, Письмо 6, К.Х. – Синнетту.] Собрав исследователей, согласных с таким пониманием Братства, мы создали свою Теософскую группу. Блаватская писала, что каждое явление и понятие можно открыть как минимум семью ключами; мы в своей работе, утвердившись на понимании триединства, рассматриваем каждое понятие хотя бы в трех ключах: дух, душа, тело. Например, говоря об альтруизме как панацее от всех бед,  с точки зрения тела мы говорим о физической помощи и благотворительности, с точки зрения души — о сочувствии и милосердии, с точки зрения духа — об отсутствии эгоизма, то есть иллюзии отделенности.

Нам такой способ исследования облегчил понимание теософских терминов, и, кроме того, меньше стало споров в общении. Мне кажется, что отсутствие взаимопонимания в вопросах терминологии связано не только с тем, что каждый из нас прежде всего торопится рассказать о своем, о том, что кажется важным именно сейчас, но и с отсутствием навыка общения – мы не умеем говорить о возвышенных вещах, мы редко говорим о главном, предпочитая читать и размышлять в тишине. Необходимо учиться разговаривать, иначе, начав говорить, хочется сказать сразу всё, и чтобы все поняли сразу всё, и чтобы согласились сразу со всем. Наверное, вы обратили внимание, что в своих статьях Елена Петровна Блаватская всегда уточняет о каком именно понятии идет речь, например, говоря о вере, она пишет, что речь идет не о «слепой вере», а о вере как оболочке знания, истинном знании, которое уже стало самой природой человека.

 

Начиная свою практическую деятельность, мы прежде всего должны озаботиться тем, чтобы подготовить свое восприятие, свой мыслительный аппарат, для того, чтобы видеть вещи в их истинном свете.

Е.П.Блаватская писала о сложности пути ученика:

«Эпоха влияет на всех, но на ученика, часто вынужденного идти не в ногу с большинством, в особенности. Если бы это было иначе, искренние и прилежные ученики во всем мире без особого труда достигали бы тех высот, к которым они стремятся. Но нужна очень сильная душа, чтобы выдержать давление тяжелой десницы эпохи, и это тем более сложно, что ученик, как правило, далеко не в полной мере осознает, насколько на самом деле сильно это влияние, ставшее частью его повседневной жизни. Оно воздействует на человека примерно так же, как погрешности в конструкции на подвижность корабля. Каждая внутренняя, равно как и внешняя, составляющая земного человека является результатом многих столетий земных жизней его предшественников, оставлявших после себя необъяснимым для непосвященного образом семена мыслительных и физических тенденций... Ему приходится преодолевать препятствия, созданные за столетия до его рождения, включая те, что оказываются перенесенными в астральный мир. …Мы, хотя и считаем себя свободными, живем и действуем под гипнозом прошлого, слепо следуя его внушениям, атакующим нас со всех сторон» 5. [5. Е.П.Блаватская. Беседы об оккультизме.]

Елена Петровна оставила много советов ученикам, предупреждала об опасностях, предлагала способы решения сложных вопросов. Надеюсь, вы помните ее слова о том, что родившимся в следующем психологическом цикле «понадобится помощь психолога»? И о том, что материализм и атеизм неизбежно ведут к пессимизму (в наше время уместнее говорить о депрессии и склонности к суициду)? И о том, что повышенная внушаемость неизбежно скажется на нашем восприятии? Современная психология, в том числе психология личности, когнитивно-поведенческая психология,   концепция психического здоровья также в помощь исследователю.

Из всего разнообразия упомяну лишь некоторые особенности мышления, мешающие познанию, с которыми мы часто сталкиваемся: резонерство, патологическая обстоятельность, разноплановость мышления.  Сложно забыть о перфекционизме (убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь, в патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем) и неизбежно вытекающей из него прокрастинации (склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел). Возможно и вы замечали подобные проблемы среди современников. Замечая проблему мы уделяем ей должное внимание, и не поддерживаем отклонения своим участиям.

Как сложно в практике жизни ничего не забыть, все верно и вовремя проанализировать, дать верную оценку событию, и тут, безусловно, мы друг другу в помощь. Е.П.Блаватская писала о пользе работы в группах:

 «…получение огромной помощи от взаимной поддержки и симпатии. Союз — это сила и гармония, и разумно контролируемые совместные усилия творят чудеса. В этом заключается секрет всех объединений и общин с тех пор, как существует человечество»7.  [7. Е.П.Блаватская. Ключ к теософии. С. 31.]

Мы мечтаем о том, чтобы рабочих групп было много, 12-15 человек, работающие совместно, доброжелательно настроенные, сгармонизированные друг с другом сделают гораздо больше, чем большое неповоротливое, а возможно и формальное, объединение, с точки зрения духовного развития своих членов и реализации практической теософии. Мы в своей группе стараемся придерживаться этих принципов, и кроме того на основе советов Е.П.Блаватской выработали для себя формулу познания:

Признавая свое невежество (ибо начало познания без этого невозможно), помня об альтруизме и Единстве (ибо отсутствие иллюзии отделенности делает для нас доступными все знания), следуя закону аналогии (первому закону оккультизма), уповая на интуицию (видение в истинном свете) и вдохновение (помощь высшего Я) мы приступаем к честному исследованию.

И нам в помощь тома «Тайной Доктрины», «Ключ к теософии» и «Голос Безмолвия», 15 томов статей Е.П.Блаватской, ее письма друзьям и сотрудникам, материалы работы Внутренней группы, биографические исследования.

Е.П.Блаватская писала об учителях оккультной науки:

«В давние времена «посредниками» человечества были такие люди, как Кришна, Гаутама Будда, Иисус, Павел, Аполлоний Тианский, Плотин, Порфирий и им подобные. Все они были адептами, философами — людьми, которые, проведя всю свою жизнь в чистоте, познании и самопожертвовании, через испытания, лишения и самодисциплину достигли божественного озарения и сверхчеловеческих способностей. ...Но в наше время более развитой психики каждый истеричный сенситив мнит себя пророком — и смотрите: медиумов уже тысячи! Без всякого предварительного обучения, самоотречения или хотя бы ограничения своей физической природы они полагают, выступая в качестве глашатаев неопознанных и неопознаваемых разумов, что превзойдут Сократа в мудрости, Павла — в красноречии, а самого Тертуллиана — в пламенном и авторитетном догматизме».

 И любому, исследовавшему материалы, данные при жизни Елены Петровны и под пристальным вниманием Махатм, очевидно их отличие от материалов, появляющихся впоследствии, но важнее все таки цель, с которой вы открываете книги.

«Цель текстов, диаграмм и иллюстраций, — ознакомить учащихся лишь с основными идеями оккультных соответствий, так как сам дух метафизического, или макрокосмического и духовного, оккультизма запрещает использование рисунков или даже символов, разве что как временные вспомогательные средства. Стоит только облечь идею в слова, как она теряет свою реальность; стоит только изобразить метафизическую идею — и вы материализуете дух ее... А посему эзотерики должны тщательно заботиться об одухотворении Инструкций и избегать материализации их; пусть всегда стараются они найти высочайший смысл из возможного, будучи уверены, что, насколько они приближаются к материальному и видимому в своих размышлениях над Инструкциями, настолько удаляются они от правильного их понимания»8 —  говорила Е.П.Блаватская на заседаниях Внутренней группы своим ученикам. [8. Е.П.Блаватская. Инструкции для учеников Внутренней группы.]

Наверное, в свете этого совета, неважно какие именно книги вы читаете, если они помогают вам подняться над материальным и приобщиться к высшему.

Блаватская писала:

«Но кем бы ни был современный человек — фанатиком, скептиком или мистиком, главное, чтобы он ясно представлял себе всю бесплодность борьбы с двумя моральными силами, ныне обретшими полную свободу и находящимися на пике своего противостояния. Человек отдан на милость двух непримиримых противников, и никакая промежуточная сила не в состоянии защитить его. Поэтому он волен выбирать: позволить ли волнам мистической эволюции нести его вперед без всякого сопротивления с его стороны или же пытаться плыть против течения этой моральной и психической эволюции, чтобы в конце концов утонуть в им же самим созданном водовороте. Весь мир с его центрами возвышенной мысли и человеческой культуры, с его средоточиями политической, артистической, литературной и деловой жизни пребывает ныне в беспорядке и нестабильности; все в нем сотрясается и рушится, медленно, но неотвратимо продвигаясь к обновлению. И никто из его обитателей не может и не должен оставаться слепым, так как не приходится рассчитывать на то, что кому-то удастся сохранить нейтралитет между двумя противоборствующими силами: необходимо сделать выбор в пользу одной из них, чтобы не быть раздавленным обеими. Человек, воображающий, будто он выбрал свободу, но при этом остающийся внутри кипящего котла, вода в котором пенится нечистой материей, именуемой светской жизнью, наихудшим образом предает свою божественную Сущность, для которой это предательство обернется слепотою на протяжении множества последующих воплощений. Все вы, кто не может освободиться от сомнений, несмело начав продвигаться по пути теософии и оккультных наук, и кто замер в нерешительности на золотом пороге истины — единственном, который вам остался, потому что обо все остальные вы уже успели споткнуться, должны открыто и без страха взглянуть на ту великую Реальность, которая открывается перед вами. Эти слова адресованы исключительно мистикам, ибо только для них они могут представлять интерес, поскольку тем, кто уже сделал свой выбор, они покажутся пустыми и ненужными. Но вам — оккультистам, каббалистам и теософам — хорошо известно, что Слово — древнее, как мир, хотя и новое для вас — уже звучало в начале этого цикла, и его потенциальная энергия, незримо для остальных, сокрыта в сумме цифр, составляющих число года — 1889; вам известно, что уже прозвучала нота, которую еще ни разу не слышало человечество за всю нашу эру, и что Новая Идея, взращенная силами эволюции, уже явлена миру. Эта Идея отлична от всего, что было создано в девятнадцатом веке, но в то же время идентична мечте, задававшей тон и служившей лейтмотивом каждого, и особенно последнего, столетия, а именно мечте об абсолютной свободе мышления для человечества»10. [10. Е.П.Блаватская. Новый цикл.]

 

Многие до нас сделали этот выбор. По воспоминаниям Бертрама Кейтли, ближайшего помощника Е.П.Б., она предполагала в первый том «Тайной Доктрины» включить жизнеописания великих оккультистов, и жаль, что редакторы предложили ей иной вариант, может быть, больше было бы разговоров о достойной нравственной жизни, чем о расах и возникновении Вселенной.   (Хотя как знать, ведь, судя по опросам, немногие помнят даже о Трех основных положениях «Тайной Доктрины», а ведь они описаны в предисловии.)

Нам известно о многих теософах, живших до нас:

«В давние времена «посредниками» человечества были такие люди, как Кришна, Гаутама Будда, Иисус, Павел, Аполлоний Тианский, Плотин, Порфирий и им подобные. Все они были адептами, философами — людьми, которые, проведя всю свою жизнь в чистоте, познании и самопожертвовании, через испытания, лишения и самодисциплину достигли божественного озарения и сверхчеловеческих способностей. Они могли не только производить феномены, наблюдаемые и в наши дни, но изгоняли «бесов», или демонов, из несчастных одержимых, почитая это своим священным долгом».

Мы знаем и о тех, кто ближе нам по времени и претворил идеи теософии в жизни — это и Скрябин, и Кандинский, и Баум, и Гоген, и Йейтс, и многие-многие другие, кто возможно и не был членом Теософского общества, но все же сумел передать идеи теософии в своем творчестве, сделав их доступными всем людям.

Какими-то теософами запомнимся мы? Сможем ли мы через творчество передать свое видение теософии современникам? Это целиком и полностью зависит от нашего устремления и дерзания, и я искренне верю, что теософы непременно должны говорить о практике жизни, ведь теософия — это наука жизни, искусство жить, и никто из нас не должен быть дилетантом, потому что испытание, начавшееся в 19 веке для нас начинается с того момента, когда мы впервые услышали о теософии и не заканчивается наверное никогда.

К началу страницы

   

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU