Е.П.Блаватская
Хроники Познания Истины
(сборник статей)
Назад к оглавлению
Комментарии к статье «Двенадцать знаков зодиака»*
[Эта ценная научная статья Субба Роу[1] сопровождена несколькими примечаниями Е.П.Блаватской к различным терминам
и утверждениям автора.]
Относительно знака Девы]:
Дева-Скорпион — когда никто, кроме посвященных, не знал о существовании двенадцати знаков Зодиака. Для профанов за Девой-Скорпионом следовал Стрелец. В срединной точке, или же точке соединения, там, где ныне помещаются
Весы, и у знака, ныне именуемого [так] и следующего за Девой, были вставлены два мистических знака, остававшиеся непонятными для профана.
[О зодиакальном знаке, который Субба Роу именует Крокодилом]:
Древние западные астрономы никогда не называли это созвездие Крокодилом; они изображали его рогатым козлом и так и называли — Козерог.
[О принципе, называемом Субба Роу Дживатмой и представленном, по его словам, знаком Сингха, то есть Льва]:
В своем низшем и самом материальном состоянии это жизненный принцип, оживотворяющий материальные тела животного и растительного царств, и т.д.
[Об утверждении Субба Роу, что знак Сингха, или Льва, также представляет «истинного Христа, чистого духа-помазанника, хотя миссионеров эта
интерпретация может и покоробить»]:
Тем не менее, это утверждение верно. Дживатма в микрокосме (человеке) — та же духовная сущность, что оживляет и Макрокосм (Вселенную); характерное различие между двумя Дживатмами состоит в том, что
обе суть два состояния одной и той же Силы. Стало быть, «сей сын Параматмы» является извечной корреляцией Отца-Причины, ибо Пуруша проявляется как Брахма из «золотого яйца» и становится Вселенной — Вирадж. Мы все «рождены
Адити, из воды» (Ригведа, Гимны Марутам, кн. X, гимн 63, 2), и «Сущее рождено из не-сущего» (Ригведа, мандала I, гимн 164, 6).
[Об астральном свете]:
Само имя Канья (Дева) показывает, насколько древние эзотерические системы были созвучны в своих фундаментальных доктринах. Каббалисты и философы-герметики именуют астральный свет «святою или небесною Девой». Астральный
свет в своей совокупности является седьмым. Отсюда — семь принципов, рассеянных в едином целом, или шесть и один — два треугольника и венец.
[Об утверждении Субба Роу, что «Дживатма разнится от Параматмы или “Баддха”[2] отличается от “Мукты” тем, что
находится во власти этих 36 таттв[3], тогда как Мукта — свободен»]:
Подобно тому, как Бесконечное разнится от Конечного, а Необусловленное от Обусловленного.
[О 36 таттвах]:
36 — это трижды 12, или 9 Тетрактисов, или 12 Триад — самые священные из каббалистических и пифагорейских чисел.
[О знаке Макара, или Козла (Козерога)]:
Прочитайте в августовском номере (за 1881 год) статью «Пятиконечная звезда», где мы говорим о том, что пять вершин пятиконечной звезды — пентаграммы — символизируют две руки, две ноги и голову человека.
[О «девяти Праджапати — помощниках Демиурга»]:
Девять каббалистических сефирот, эманирующих из Сефиры десятой, и глава сефирот — идентичны. Три троицы или триады, с их эманирующим принципом, образуют пифагорейскую мистическую Декаду — сумму всего,
символизирующую весь Космос.
* Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. III, № 2, November, 1881, p. 41—44; на русском языке —
Блаватская Е.П. Терра инкогнита. — М., Сфера, 1996. С. 208—210. Пер. Т.О.Сухоруковой.
[1] Субба Роу Т. (1856—1890) — индийский брахман, один из активных членов и теоретиков Теософского Общества.
[2] Баддха (санскр.) — связанный, обусловленный.
[3] Таттвы (санскр.) — фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам.