Е.П.Блаватская
Хроники Познания Истины
(сборник статей)
Назад к оглавлению
Крест и огонь*
Очевидно, самыми распространенными и известными символами древних астрономических систем, которые с потоком времени дошли до
нашего века и оставили след в христианстве и других
религиях, являются Крест и Огонь; последний — символ Солнца.
Древние арии использовали их как символы Агни. Каждый раз,
когда древний индусский огнепоклонник хотел помолиться Агни,
— говорит Э.Бюрнуф[1],
— он складывал два куска дерева в виде креста и с помощью
трения добывал огонь для жертвоприношения. Как символ, крест
называют свастикой, а как орудие, изготавливаемое из
священного дерева и имеющееся у каждого брахмана — арани.
У
скандинавов существовал такой же знак, называвшийся молотом
Тора, из-за его таинственной магнито-электрической связи с
Тором, богом грома — подобно Юпитеру, вооруженному молниями,
он держит в руке эту эмблему власти не только над смертными,
но и над злыми духами стихий, которыми повелевает. В
масонстве этот знак предстает в форме деревянного молотка
Великого Мастера; в Аллахабаде его можно увидеть на стенах
форта в виде креста джайнов — талисмана правителей джайнов;
а молоток современного судьи — не что иное как crux
dissimulata, как его называет археолог де Росси; ибо
молоток — это знак власти и силы, так же как молот — символ
могущества Тора, который разбивает им скалу и убивает
мидгардского змея, согласно легендам Севера. Шлиман
обнаружил этот символ на терракотовых дисках при
раскопках нижних пластов земли в том месте, где, по его
предположению, находилась древняя Троя; по мнению д-ра Ланди,
это свидетельствует о том, что «арийская цивилизация
значительно предшествовала греческой — скажем, на два-три
тысячелетия (до Р.Х.)». Бюрнуф называет изображение креста
самым древним из известных человечеству и утверждает, что в
древней религии греков этот символ воплощен в образе
Прометея, «несущего огонь» и распятого на горе Кавказа, у
которого небесная птица, Syena ведических гимнов,
ежедневно пожирает внутренности. Болдетти[2] приводит копию картины с кладбища Св.Себастьяна,
изображающей новообращенного христианина и могильщика по
имени Диоген, у которого на обеих ногах и правой руке —
знаки свастики. Этот символ бытовал в Мексике и Перу,
а в древних гробницах Египта его находят в форме священного
тау.
То, что
символика Agnus Dei, Агнца Божьего, идентична
символике индусского бога Агни — как минимум странное
совпадение, которое отмечали даже некоторые христианские
священники. В то время как Agnus Dei искупает и берет
на себя грехи мира в одной религии, в другой бог Агни
точно так же искупает грехи богов, человека, души, духов
почивших предков и повторные грехи — о чем
свидетельствуют шесть молитв, сопровождающихся шестью
жертвоприношениями[3].
И если Крест
и Огонь столь тесно связаны в эзотерической символике
практически всех народов, то это потому, что на объединении
сил этих двух знаков покоится вся схема вселенских законов.
В астрономии, физике, химии, во всех разделах естественной
философии эти знаки всегда предстают как невидимая причина и
видимое следствие; и только метафизика и алхимия — или,
лучше сказать, метахимия (мы предпочитаем ввести
новое слово, чтобы шокировать скептиков) — могут
окончательно раскрыть их таинственный смысл. Для тех, кто
хочет поразмыслить над этими намеками, будет достаточно
одного-двух примеров.
Центральной
точкой — или, как говорят каббалисты, великим центральным
солнцем Космоса — является Божество. Это точка пересечения
двух взаимоуравновешивающих сил, центростремительной и
центробежной, под действием которых планеты движутся по
эллиптическим орбитам и, проходя Зодиак, очерчивают крест.
Эти две противоположные силы, хотя и гипотетические и
воображаемые, поддерживают гармонию и стабильное,
непрерывное движение Вселенной; а четыре изгиба свастики
символизируют вращение Земли вокруг своей оси. Платон
называет Вселенную «благословенным богом», что
символизирует круг, пересеченный буквой «X».
Но об астрономии достаточно. Степень Королевской Арки в
масонстве сохраняет крест как тройное египетское тау. Это
космический круг, по которому быстро вращается
астрономический крест, идеальный квадрат в пифагорейской
математической системе чисел, как объясняет его оккультное
значение Корнелий Агриппа. Огонь — это тепло, центральная
точка; перпендикулярный луч представляет мужской элемент,
или дух, а горизонтальный — женский элемент, или материю.
Дух оживляет и оплодотворяет материю, и все исходит от
Центральной Точки — Фокуса Жизни, Света и Тепла,
представленного земным огнем. А теперь довольно физики и
химии, ибо аналогий можно приводить сколько угодно, а законы
Вселенной непреложны и идентичны и во внешнем, и во
внутреннем приложении. Не желая проявить к кому-либо
неуважение или удалиться от истины, думается, можно сказать:
есть веские причины полагать, что в своем первоначальном
смысле христианский крест как причина, и вечные муки в
адском огне как прямое следствие отрицания первого, имеют
больше отношения к этим двум древним символам, нежели наши
западные теологи готовы признать. Если Огонь является
Божеством для некоторых язычников, то и в Библии Бог
уподобляется Жизни и Свету Мира; если Святой Дух и Огонь
очищают от грехов христиан, то, с другой стороны, Люцифер —
это тоже Свет и «Сын Звезды Утренней»[4].
Куда бы мы
ни обратились, почти у всех народов мы непременно найдем эти
общие реликвии [крест и огонь] древнего культа. От ариев,
халдеев, зороастрийцев, перуанцев, мексиканцев, скандинавов,
кельтов, древних греков и римлян они полностью перешли к
современным парсам. Финикийские Кабиры и греческие Диоскуры
частично возрождены в каждом храме, соборе, деревенской
церкви, а христиане-болгары, как это будет показано ниже,
даже полностью сохранили культ Солнца.
Более тысячи
лет прошло с тех пор, как этот народ, о котором до последней
русско-турецкой войны мало кто знал, был обращен в
христианство. И тем не менее, они остаются такими же
язычниками, как и раньше; вот, например, как они справляют
Рождество и Новый год. По сей день они называют этот
праздник Сурваки, так как он совпадает с праздником в
честь древнего славянского бога Сурвы. В славянской
мифологии это божество, Сурва, очевидно, идентичное
арийскому Сурья, Солнцу — бог тепла, плодородия и
изобилия. Корни этого праздника уходят далеко вглубь веков,
поскольку задолго до христианства болгары поклонялись Сурве
и посвящали праздник Нового года этому богу, моля его
благословить их поля и послать им самим счастье и
процветание. Этот обычай сохранился во всей своей языческой
силе, и хотя в каждой местности есть свои отличия, тем не
менее, обряды и ритуалы, в основном, одинаковы.
Накануне
Нового года болгары не работают и обязаны поститься. Молодые
девушки-невесты готовят большой пирог, платий, в
который они кладут корни различной формы с молодыми
ростками, давая каждому название по его форме. Так, один
корень называют домом, второй — садом, другие — мельницей,
виноградом, лошадью, курицей, кошкой и так далее, в
соответствии с тем, какой собственностью и какими земными
сокровищами владеет семья. В этом символе рога изобилия
представлены даже такие ценности, как украшения и мешочки с
деньгами. Кроме всего этого, внутрь пирога кладут большую
старинную серебряную монету, называемую бабкой,
которую обвязывают красной нитью так, чтобы получился крест.
Эта монета считается знаком удачи и счастья.
После захода
солнца и некоторых обрядов, включающих молитвы уходящему
светилу, вся семья собирается вокруг большого круглого
стола, который называется паралия; на него выставляют
описанный выше пирог, сушеные овощи, кукурузу, тонкую
восковую свечу и, наконец, большую кадильницу с благовониями
лучшего качества — для бога. Глава семьи, обычно старший из
ее членов, дед или отец, с особым благоговением берет в одну
руку кадило, а в другую свечу и обходит дом, окуривая все
четыре угла, начиная и заканчивая на восточной стороне; при
этом он произносит различные обращения к богу, заканчивая
христианским «Отче наш, иже еси на небесех...», адресованным
Сурве. Затем свечу прячут и хранят целый год, до следующего
праздника. Считается, что она обладает чудесными
целительными свойствами, и зажигают ее только если в семье
кто-то болен, полагая, что она исцелит больного.
После этого
обряда старший берет нож и разрезает пирог на куски, по
количеству членов семьи. Получив свой кусок, каждый спешит
его осмотреть. Самым счастливым в предстоящем году будет
тот, у кого в пироге окажется старинная монета с крестом из
красной нитки; его считают избранником Сурвы, и все завидуют
счастливчику. Следующими по важности идут символы дома,
виноградника и прочие; в соответствии с находкой человек
узнает свой гороскоп на предстоящий год. Самым несчастным
будет получивший кошку; он бледнеет и дрожит: горе ему, ибо
он окружен врагами и должен приготовиться к тяжким
испытаниям.
В это время
в печь кладут большое полено, символизирующее пылающий
алтарь, и зажигают огонь. Это полено горит в честь Сурвы и
предстает оракулом всего семейства. Если оно будет гореть
всю ночь до утра и огонь не потухнет — это хороший знак; в
противном же случае ожидается смерть кого-либо из членов
семьи, и праздник заканчивается сильным плачем.
В эту ночь
не спят ни юноши, ни девушки. В полночь начинаются
предсказания, чудеса и разнообразные обряды, в которых
горящее бревно выступает в роли оракула. Если молодая почка,
брошенная в огонь, громко разорвется, то это означает
быструю и счастливую свадьбу — и vice versa. Поздно
ночью молодые пары выходят из своих домов и идут в гости к
знакомым, переходя из дома в дом, обмениваясь поздравлениями
и воздавая благодарности божеству. Эти пары называют
сурвакари; все парни несут большие ветки, украшенные
красными лентами, старинными монетами и изображением
Сурвы; по пути они поют хором песню, столь же
своеобразную, сколь и необычную. Она заслуживает того, чтобы
ее привести здесь, хотя, конечно, перевод на другой язык
преуменьшит ее достоинства. Вот строки, с которыми
обращаются к хозяевам в каждом доме:
Сурва, Сурва, Господин этой поры,
Пошли счастливый Новый год;
Здоровье и удачу этому дому,
Успех и благословение до следующего года.
Да будут у вас хорошие урожаи
и полные колосья.
Да будут у вас золото и шелк,
виноград и фрукты.
Да будут у вас бочонки, полные вина,
и сытые желудки.
Будьте благословенны Богом —
вы и ваш дом...
Его благословение на всех вас.
Аминь! Аминь! Аминь!
Поющие сурвакари, получившие в каждом доме вознаграждение за добрые пожелания, на рассвете расходятся по домам... Вот так, рука об руку, в христианской Болгарии идут символы экзотерического культа Креста и Огня древней
Арьяварты...
* Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. 1, № 2, November, 1879, p. 34—35; на русском языке — Блаватская Е.П. В
поисках оккультизма. — М., Сфера, 1996. С. 224—230. Пер. Т.О.Сухоруковой.
[1] «La Science des Religions», chap. XIII, p. 187-188.
[2] M.A.Boldetti, Osservazioni sopra i cimiterj de’ Santi Martiri, ed antichi Cristiani di Roma, Roma, 1720, part 1, 15, p. 60.
[3] H.T.Colebrooke, Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus, London, 1837, vol. I, p. 190.
[4] Люцифер — тоже Свет и «Сын Звезды Утренней». — Ср. Откровение, XXII, 16. Люцифер (лат., lucis, lux свет и ferre носить) буквально означает
«носитель света», или «светоносец»; одно из названий Венеры, известной также как Утренняя Звезда и Вечерняя Звезда. В христианской мифологии проводится параллель между Венерой-Люцифером как ярчайшей звездой вечернего небосклона,
которая как бы безуспешно тщится заменить Солнце, и Сатаной, пытающимся заместить Бога.