Е.П.Блаватская
Хроники Познания Истины
(сборник статей)
Назад к оглавлению
Происхождение слова "лунатик"*
О пагубном влиянии лунного света очень хорошо известно, и недавно этот вопрос весьма оживленно обсуждался некоторыми немецкими учеными. Врачи и физиологи наконец начинают осознавать, что поэты ввели
их в заблуждение. Будем надеяться, что скоро они придут к выводу, что восточные оккультисты обладают более достоверной информацией об истинных свойствах нашего вероломного спутника, чем западные астрономы со своими
огромными телескопами. Действительно, «прекрасная Диана», «Царица Ночи», та, что в «заоблачном величии» «...сняла покров со своего неповторимого сиянья и тьму рассеяла серебряным плащом»[1],
является коварнейшим (ввиду своей неочевидности) врагом своего сюзерена и его детей: растений, животных и человека. Не касаясь оккультных и, в основном, неизвестных свойств и проявлений луны, ограничимся перечислением известных науке и даже профанам.
Вредоносное влияние луны на умственные и физические функции человека осуществляется несколькими путями. Ни один опытный капитан не позволит своей команде спать на палубе в полнолуние. Недавно целым рядом тщательно
проведенных экспериментов было неопровержимо доказано, что ни один человек, даже с исключительно крепкими нервами, не может длительное время сидеть, лежать или спать в комнате, залитой лунным светом, без ущерба для
здоровья. Каждая наблюдательная домохозяйка или бакалейщик знают, что любые продукты при лунном освещении портятся намного быстрее, чем в темноте. Теория о том, что причина этого явления кроется не в особой тлетворности луны, а в хорошо известном факте,
что все преломленные и отраженные лучи действуют разрушительно — оказалась несостоятельной. Эта гипотеза не может дать исчерпывающего объяснения в нашем случае. Так, во время затмения луны 21 января 1693 г. умерло втрое больше больных людей, чем в предыдущие и
последующие дни. Лорд Бэкон терял сознание в начале каждого лунного затмения и приходил в себя, когда оно заканчивалось. Карл VI в 1399 г. становился лунатиком при каждом новолунии и в начале полнолуния. Было
обнаружено, что возникновение ряда нервных заболеваний, особенно эпилепсии и невралгии, совпадает с определенными фазами луны — и единственным средством от них, как мы знаем, является солнце. После многодневных
обсуждений немецкие мудрецы не могли придумать ничего лучшего, чем признать: «Несмотря на то, что некая мистическая и роковая связь между ночным светилом и большей частью болезней человека, животных и растений
уже давно считается общепризнанным фактом, все же в настоящее время мы не в состоянии определить причину такой зависимости».
Конечно, нет. Кто из этих великих врачей и физиологов с детства не знаком с широко распространенным в Древней Греции поверием о том, что маги, и особенно колдуны и чародеи Фессалии, имели неограниченную власть над
луной, передвигая ее по небу по своему желанию лишь силой заклинаний и создавая таким образом ее затмение? Но это все, что они знают, пока не добавляют к этому убеждение, что в основе данного мифа
лежит только глупое суеверие. Вероятно, они правы, и невежество в их случае может быть блаженством. Но, по крайней мере, оккультисты не должны забывать, что Изида египтян и греческая Диана, или Луна,
были идентичны: обе носили на голове полумесяц или коровьи рога, последние являются символом молодой луны. Не одна тайна природы надежно сокрыта «под покрывалом» Изиды и Дианы, которые были антропоморфными символами
или богинями природы, чьими жрецами и почитателями являлись величайшие и могущественные Адепты этих государств. Один только факт, что храм Дианы в Арисии обслуживался жрецом, который убивал своего
предшественника, скажет изучающему оккультизм о многом, ибо это служит свидетельством того, что в храмах Дианы — величайшей из всех наиболее почитаемых богинь Рима и Греции, — начиная с храма в Эфесе, одного из семи
чудес света, и кончая упомянутым храмом в Арисии, происходили такие же мистические посвящения, как и в священных храмах египетской Изиды: то есть иерофант, сняв покров с богини, или показав неофиту обнаженную истину, должен был умереть.
* Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 7, April, 1883, p. 171—172; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М.,
Сфера, 1997. С. 229—231. Пер. Т.О.Сухоруковой.
[1] Из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай», кн. IV, I.