Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Инструкция III

Назад к оглавлению

О "принципах" и "аспектах"

Говоря метафизически и философски, строго следуя эзотерическим принципам, человек как законченное целое состоит из четырех основных принципов и трех аспектов, выявляемых ими на этой земле. В полуэзотерических учениях, эта четверица и троица названы семью принципами, дабы облегчить их восприятие массам.

Вечные основные принципы Преходящие аспекты,
выявляемые принципами
1. Атман, или джива, "Единая Жизнь", пронизывающая собой монадическое Трио. (Один в трех и три в Одном). 1. Прана, дыхание жизни, тоже самое, что и нэфеш. Со смертью живого существа прана вновь становится дживой[1]
2. Аурическая оболочка; поскольку субстрат ауры вокруг человека есть всепроникающая предвечная и чистая Акаша, первая дымка на безграничном и безбрежном пространстве дживы, неизменном корне всего. 2. Лингашарира, астральная форма, преходящая эманация аурического яйца. Форма эта предшествует формированию живого тела и после смерти прилепляется к нему, рассеиваясь лишь с исчезновением его последнего атома (исключая скелет).
3. Буддхи; поскольку Буддхи является лучом вселенской Духовной Души (Алайи). 3. Низший манас, животная душа, отражение, или тень, Буддхи-Манаса, имеющий потенциальности обоих, но обычно порабощенный своею связью с элементами камы.
4. Манас (высшее Эго); ибо он исходит от Махата, первого продукта, или эманации, Прадханы, которая потенциально содержит в себе все гуны (свойства). Махат есть космический Разум, называемый "Великим Принципом"[2]. Так как человек есть совокупный продукт двух аспектов: физически – своей астральной формы, а психофизиологически – кама-манаса, его рассматривают даже не как аспект, но лишь как иллюзию.

Аурическое яйцо необходимо тщательно изучить, ввиду его природы и разнообразных функций. Как Хираньягарбха – Золотое Чрево, или Яйцо, – содержит в себе Брахму, коллективный символ семи вселенских Сил, так и аурическое яйцо содержит как божественного, так и физического человека и непосредственно связано с ними. В сущности своей, как сказано, оно вечно; в своих же непрестанных корреляциях оно есть нечто вроде перпетуум-мобиле в течение прогрессирующих перевоплощений Эго на этой земле.

Как сказано в "Тайной Доктрине", Эго, или Кумары, воплотившиеся в человеке в конце третьей коренной расы, не являются человеческими Эго с этой земли, или плана, но стали таковыми, как только одушевили животного человека, наделив его тем самым своим высшим Разумом. Они суть "дыхания", или принципы, названные человеческой душою, или манасом – разумом. Как гласит учение: "Каждый есть Столб Света. Избрав своего носителя, он расширялся, окружая акашической аурой человеческое животное, пока божественный (манасический) принцип воцарялся в сей человеческой форме".

Более того, древняя мудрость учит, что с этого первого воплощения лунные питри (создавшие людей из своих чхайя, или теней) поглощаются сей аурической сущностью, и отныне отдельная астральная форма выявляется для каждой будущей личности в серии перевоплощений каждого Эго.

Таким образом, аурическое яйцо, отражающее все мысли, слова и деяния человека, суть:
а) хранитель каждого кармического отпечатка;
б) кладовая всех добрых и злых сил человека, получающая и выдающая по его желанию – более того, при одной лишь мысли его – каждую потенциальность, которая тотчас же становится действенной мощью: аура эта есть зеркало, в коем сенситивы и ясновидцы ощущают и различают истинного человека и видят его таким, каков он есть, а не каким представляется;
в) как оно снабжает человека астральной формой, вокруг которой, по ее образцу, формируется физическая сущность, – сперва как эмбрион, потом как дитя и человек, причем астрал растет наряду с человеческим существом – так и в течение жизни оно наделяет его, если он адепт, майявирупой, иллюзорным телом (которое не есть его витальное астральное тело); а после смерти – дэвакханической сущностью и камарупой, или же телом желаний (призраком)[3].

В первом случае, что касается дэвакханической сущности, – Эго, дабы оно могло погрузиться в состояние блаженства в качестве я своего предыдущего воплощения, должно облачиться (выражаясь метафорически) в духовные элементы идей, устремлений и мыслей теперь уже развоплощенной личности; иначе что же есть то, что наслаждается блаженством и наградой? Конечно же, не безличное Эго, божественная Индивидуальность. Стало быть, именно хорошие кармические отпечатки об усопшем, оставленные на аурической субстанции, должны снабдить человеческую душу духовными элементами бывшей личности, достаточными для того, чтобы она все еще могла считать себя тем телом, от которого только что была оторвана, и наслаждаться плодами своего бескорыстия в течение более или менее длительного периода "духовной гестации"[4]. Ибо дэвакхан есть "духовная гестация" в идеальном утробном состоянии, заканчивающаяся новым рождением Эго в мире следствий, и это идеальное, субъективное рождение предшествует его следующему земному рождению – последнее обусловлено его плохой кармой – в мире причин[5]. Во втором случае, когда привидение, или призрак сущности, наделяется камарупой, то последняя предоставляется именно из животных отбросов аурической оболочки, хранящей каждодневные кармические отпечатки животной жизни, столь исполненной животных вожделений и эгоистичных устремлений[6]. А лингашарира остается с физическим телом и исчезает вместе с ним. Потому-то приходится создавать астральную сущность (поставлять новую лингашариру), дабы она могла стать носительницей всех прошлых танх и будущей кармы. Как же это осуществляется? Медиумический "призрак", "усопший ангел", в свою очередь, также растворяется и исчезает[7] как сущность, или точное подобие бывшей личности, оставляя в камалокическом мире следствий лишь отпечатки своих злодеяний, грешных мыслей и поступков, которые во фразеологии оккультистов известны как танхические, или человеческие, "элементалы". Именно эти, элементалы, войдя в состав "астральной формы" нового тела, в которое Эго, выйдя из дэвакханического состояния, должно вступить в соответствии с кармическим законом, и образуют ту новую астральную сущность, которая рождается внутри аурической оболочки и о которой часто говорится: "Карма, со своим воинством скандх, ждет у порога дэвакхана".[8] Ибо не успеет закончиться дэвакханическое состояние вознаграждения, как Эго неразрывно соединяется с новой астральной формой (или, вернее, следует за ней). И оба кармически устремляются к той семье или женщине, от которой должно родиться животное дитя, избранное кармой, чтобы стать носителем Эго, только что пробужденного из дэвакханического состояния. Затем новая астральная форма, состоящая отчасти из чистой акашической сущности аурического "яйца" и отчасти из земных элементов наказуемых грехов последней личности, вовлекается в женщину. Как только она в нее проникла, природа начинает формировать вокруг астрала, по его образцу, плотский зародыш из веществ мужского семени, взрастающих в женской почве. Вот так из естества разложившегося семени вырастает плод, или эйдолон, мертвого семени – физический плод, производящий, в свою очередь, внутри себя еще и другие семена для будущих растений.

А теперь мы можем вернуться к таттвам и посмотреть, что они означают в природе и человеке, указывая при этом на огромную опасность увлечения модной дилетантской йогой без всякого представления о том, что же нас занимает.

[1] Таким образом, прана, во всяком случае на земле, есть лишь вид жизни, непрестанное циклическое движение изнутри наружу и извне вовнутрь, вы-дыхание и в-дыхание Единой Жизни, или дживы, синонима Абсолюта и непознаваемого Божества. Прана не есть абстрактная жизнь, или джива, но аспект ее в мире иллюзии. В "Theosophist" (May, 1888, p. 478) о пране сказано, что она "на одну ступень тоньше плотной материи земли".

[2] Помните, что наши Эго, принцип, который перевоплощается, названы в "Тайной Доктрине" Манасапутра, "Сынами Манаса" (или Махата), или Разума, Мудрости.

[3] Говоря о пятом человеческом принципе, ошибочно называть его "камарупой". Он вовсе не есть рупа, или форма, разве что после смерти, но суть камические элементы, животные вожделения и страсти, такие, как гнев, похоть, зависть и. т. д. – порождение эгоизма и материи.

[4] ..."духовной гестации"... – Термин "гестация" в современной теософской литературе используется для обозначения подготовительного периода, в течение которого сущность подвергается ряду изменений, чтобы перейти в следующее кармическое состояние – будь то иной мир, или сфера, или же изменение сознания, либо то и другое. Так, гестация может означать либо сбрасывание развоплощенной сущностью оболочек и жизне-атомов более плотного типа, которые приковывают ее к материальным сферам, причем процесс этот являет собой восхождение из царств материи в царства духовные; либо гестация может означать обратный процесс: изменение форм сознания и обрастание более плотными оболочками, подготавливающий ее к тому, чтобы стать воплощенной сущностью в материальных сферах. Для развоплощенной человеческой сущности существуют два основных периода гестации: а) подготавливающий ее к вступлению в дэвакхан, т. е. предшествующий второй смерти; и б) после выхода из дэвакхана, чтобы приготовиться к своей новой жизни в качестве воплощенного эго на земле. (G. de Purucker. Fountain-Source of Occultism.)

[5] Здесь мир следствий есть дэвакханическое состояние, а мир причин – земная жизнь.

[6] Именно эта камарупа, единственная, и может материализовываться на медиумических сеансах, что порой и случается, когда то, что появляется, не есть астральный двойник, или лингашарира, самого медиума. А потому как может сей комок мерзких нравственных страстей и земных похотей, воскрешенный организмом медиума и через него обретший сознание, быть принят за "усопшего ангела" или же за дух некогда человеческого тела? И о микробном паразите, завладевающем человеком, можно с равным успехом сказать, что он милый усопший ангел.

[7] Это осуществляется в течение более или менее длительного периода времени, сообразно степени духовности или материальности личности (чьими отбросами он теперь является). Если преобладает духовность, тогда лярва, "призрак", растворится очень скоро; но, если она была весьма материалистичной, камарупа может существовать веками и – даже выжить с помощью некоторых из своих рассеянных скандх, которые со временем все претворяются в элементы. См. "Ключ к теософии", с. 118 и далее, где невозможно было вдаваться в подробности, но где скандхи названы зародышами кармических следствий.

[8] "Ключ к теософии", с. 118.

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU