Е.П.Блаватская
Инструкции для учеников Внутренней Группы
(сборник статей)
Приложения
Назад к оглавлению
Приложение III
Эзотерическая секция Теософского Общества
и Инструкции Е.П. Блаватской
Насколько явствует из документов, первой попыткой создать группу учеников в целях более глубокого эзотерического изучения была "Петиция к Учителям об Образовании "Внутренней Группы" в Лондонской Ложе",
приблизительная дата которой – июль или начало августа 1884 года.
В конце того же года, а именно в декабре 1884 г., мы узнаем о Комитете, который был предложен Т. Субба Роу и создан в Адьяре для получения дальнейших эзотерических учений и передачи их "Внутренней Группе" в Лондоне.
Похоже, что Учителя согласились учредить специальную группу из своих чела, чтобы предоставлять материал этому Комитету через Субба Роу и Дамодара. Комитет этот должен был состоять[1] из полковника Генри
С. Олькотта, Т. Субба Роу, м-ра и миссис Купер-Оукли и С. Рамасвами Ийера. Мы более не имеем никаких сведений относительно этой попытки и вполне резонно предположить, что из нее ничего не вышло.
Через несколько лет после этой попытки Уильям Куан Джадж пишет следующее письмо Е. П. Б., датированное 18 мая [1887 г.]:
Дорогая Е. П. Б.
Пожалуйста, ответь на это письмо. Так много людей просятся в ученики, что я должен что-то предпринять. Поэтому я составил прилагаемый при сем документ, который ты можешь
мне отослать, добавив некоторые формальности, – как сочтешь нужным это сделать – или же любой другой документ, который мне следует иметь. Если же ты думаешь иначе, тогда, пожалуйста, подскажи мне, как лучше действовать.
Я знаю много хороших людей, кои себя прекрасно проявят и образуют собою скалу, о которую разобьется враг; план же этот их приободрит. Так что санкционируй что-нибудь.
Преданный тебе
Уильям К. Джадж.
Прилагаемый при сем документ, составленный мистером Джаджем, гласил:
"Уильяму К. Джаджу: Вам поручается собрать вместе всех тех лиц, членов Теософского Общества в Соединенных Штатах, которые выражают желание служить делу
Благословенных Учителей. Это ты должен сделать при наличии в каждом случае письменной договоренности о том, что принятые лица не становятся, таким образом, чела Учителей, но что им просто дается шанс предварительно испытать себя;
ты же, прежде чем составить свой собственный список имен, будешь в каждом случае брать с кандидата письменное заверение, что он прекрасно осознает, на каком основании ты его принимаешь. Никаких обещаний; каждый получит лишь то,
что он или она заслуживает – ни больше ни меньше. И все должны быть верны Делу, Учителям и основателям Теософского Общества...
Дано [и т. д.]
Е. П. Б. ∴ ответила, что я могу начинать и без документа и что вскоре она предпримет что-то еще. Позднее, когда она объясняла в Лондоне план В[осточной] Ш[колы]
Т[еософии], я телеграфировал ей с просьбой "предать огласке Внутреннюю Секцию". Телеграмма эта была принята в присутствии д-ра Кейтли и других. Затем она попросила меня приехать в Лондон и помочь, что я и сделал.
Э[зотерическая] С[екция] была образована в точном соответствии с вышеупомянутыми документами. Я не хочу ставить себя на ту же высоту, на которой стоит Е. П. Б.
∴, но в оккультизме Ложи Мастера низший чела часто используется как
инструмент, дабы указать такой великой личности, как Е. П. Б. ∴ время, сезон года, а иногда и план. Что я и сделал в данном случае и по указанию Мастера. Промульгации[2] Е. П. Б. следовали этим идеям и
отчасти словам в моем документе[3].
Осенью 1888 г. У. К. Джадж отправился в Англию и Ирландию, где посетил, вместе с д-ром Арчибальдом Кейтли, Дублинскую Ложу, которая получила огромный импульс от их визита, состоявшегося 27 ноября.
В связи с посещением Лондона м-р Джадж пишет:
Я не являюсь присягнувшим членом В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] и никогда не давал в этой Школе клятву, так как клятвы мои были задолго даны непосредственно Мастеру; я
был одним из ее основателей, вместе с Е. П. Б…., и она с самого начала сделала меня в ней менеджером и учителем, своим заместителем, особенно для Американского отделения... Я сам составил правила В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] в
Лондоне в 1888 г. по просьбе Е. П. Б. и по указанию Мастера...[4]
Вскоре после этого на последней странице октябрьского номера "Люцифера" за 1888 г. (том III) было опубликовано нижеследующее извещение:
Эзотерическая Секция Теософского Общества
Ввиду того, что огромное число собратьев Общества ощущает настоятельную потребность в создании группы эзотерических учеников, которая должна быть организована в соответствии с изначальными принципами, разработанными
истинными основателями Т[еософского] О[бщества], Президентом-Основателем был издан следующий приказ:
I. В целях поддержания интереса Теософского Общества к эзотеризму посредством более глубокого изучения эзотерической философии, настоящим учреждается группа, которая
будет известна как "Эзотерическая Секция Теософского Общества".
II. Формирование Секции и единоличное руководство ею возлагается на мадам Е. П. Блаватскую как ее Главу; она является единолично ответственной перед членами за
результаты; также эта секция не имеет никакой официальной или корпоративной связи с экзотерическим Обществом, кроме как в лице Президента-Основателя.
III. Лица, желающие вступить в Секцию и выражающие готовность соблюдать ее правила, должны обращаться непосредственно к мадам Е. П. Блаватской, 17 Lansdowne Road, Holland
Park, London, W.
(Подписал) Г. С. Олькотт,
Председательствующий в Совете.
Заверил(а): Е. П. Блаватская.
14 декабря 1888 г. Е. П. Б. специальным приказом назначила У. К. Джаджа своим "единственным представителем для вышеупомянутой Секции в Америке" и "единственным каналом, через который члены названной секции и я
[Е. П. Б.] будут посылать и получать сообщения".[5]
ЗНАТЬ СМЕТЬ
[ПЕЧАТЬ]
ВОЛЯ МОЛЧАНИЕ
Специальный приказ Елены Петровны Блаватской о назначении У.К. Джаджа
Эзотерическая Секция [Теософского Общества]
Я как Глава Эзотерической Секции Теософского Общества настоящим заявляю, что Уильям Куан Джадж из Нью-Йорка, США, на основании своего статуса чела с тринадцатилетним
стажем и в силу того доверия, которым он был облечен, является моим единственным представителем для упомянутой Секции в Америке, и он же является единственным каналом, через который члены названной секции и я будут посылать и
получать сообщения, и в этом ему должно быть оказано полное доверие. ∴ Составлено в Лондоне сего четырнадцатого декабря 1888 г. и в четырнадцатый год со дня основания Теософского Общества ∴
[Печать] Е. П. Блаватская ∴
В 1889 г. полковник Г. С. Олькотт посетил Европу, и во время своего длительного визита он виделся с Е. П. Б. в последний раз. За день до того, как он выехал из Лондона в Коломбо, Шри-Ланка, она вручила ему следующий
документ[6]:
Теософское Общество
Эзотерическая Секция
Лондон, 25 декабря 1889 г.
Настоящим назначаю полковника Г. С. Олькотта своим доверенным агентом и единственным официальным представителем Эзотерической Секции для азиатских стран.
Вся корреспонденция относительно приема в Секцию и выхода из нее должна направляться ему, а также все инструкции, переданные им, равно как и его решения, должны
восприниматься и приниматься как данные мною.
Такая корреспонденция должна неизменно иметь на конверте пометку "Конфиденциально".
(Подписала) Е. П. Блаватская
Статус Э[зотерической] С[екции] и ее сотрудников определен в нижеследующем Уведомлении, изданном в начале следующего года:
В[осточная] Ш[кола] Т[еософии] не имеет никакой официальной связи с Теософским Обществом.
С начала своего основания она была известна как секция Т[еософского] О[бщества], но, когда стало ясно, что полная свобода и общественное положение Общества могут
быть нарушены, Е. П. Б., незадолго до своего ухода, довела до всеобщего сведения, что всякая официальная связь между двумя организациями должна прекратиться, и затем поменяла название на настоящее.
Это предоставляет всем сотрудникам Т[еософского] О[бщества], состоящим в В[осточной] Ш[коле] Т[еософии], полную свободу в отправлении их служебных обязанностей, а
также позволяет членам, если их о том спросят, правдиво отвечать, что Школа не имеет никакой официальной связи с Т[еософским] О[бществом] и не является его частью.
Просьба ко всем членам иметь это в виду.
(Подписано) Анни Безант,
Уильям К. Джадж[7].
Первым документом, составленным Е. П. Б., похоже, был краткий текст, озаглавленный "Предварительный меморандум", который был размножен на гектографе и разослан в 1888 г. вместе с брошюрой Клятвы. 14 декабря 1888 г.
вышло печатное издание (которое также включало в себя и "Правила")[8].
Текст "Предварительного меморандума" и "Правил" опубликован в начале этой книги.
Затем были изданы Инструкции I и II, написанные Е. П. Б. для Эзотерической Секции. Сначала они размножались на примитивном ротаторе. Для этого изготовлялись трафаретки, использовался чернильный цилиндр и
расстилались листы для просушки. Генри Т. Эдж, личный ученик Е. П. Б., которому было тогда всего 22 года, рассказал мне, что он сам проделал всю эту работу и что Е. П. Б. поставила на некоторых из этих листов свои инициалы,
которые в некоторых случаях сопровождались треугольником из трех точек.
Когда Инструкции вышли в издательстве "Aryan Press", основанном м-ром Джаджем и Джеймсом Морганом Прайзом в Нью-Йорке в 1889 году, Инструкция I была датирована январем и февралем 1889 года, а
Инструкция II – мартом и апрелем. Более поздние издания, которые, к сожалению, не датированы, показывают, что эти Инструкции были целиком набраны заново, с различными небольшими изменениями и исправлениями,
внесенными в них.
Инструкция III, которой предшествуют "Предварительные объяснения", вышла в 1889-1890 гг. и была напечатана. Все ключевые слова в "Предварительных объяснениях" были изъяты из копии, предоставленной
печатнику. Е. П. Б. сама пером и чернилом вписала ключевые слова, для которых наборщик оставил пустое место, а затем на каждой копии поставила свои инициалы.
Следующим документом была небольшая брошюра, называвшаяся "Книгой Правил" и состоявшая из двух частей: текста и правил. Текст не имел специального названия, но в действительности являлся "Предварительным
меморандумом", изданным ранее. Стиль общих правил, отчасти, по крайней мере, составленных м-ром Джаджем, был несколько изменен.
Что же касается Инструкции III, то следует отметить, что ее первоначальное издание включало в себя полный текст "Предварительных объяснений к Инструкции III", написанных Е. П. Б. в период тяжелейшего
кризиса или, вернее, ряда кризисов, которые Теософское Общество переживало в 1889-1890 гг. В этом первоначальном тексте Е. П. Б. горячо защищает У. К. Джаджа от злобных нападок. В то время, когда Инструкции должны были
переиздаваться в Лондоне, где-то в 1890-1891 гг., некоторые части этих "Предварительных объяснений" были изъяты учениками, назначенными редакторами, под тем предлогом, что они были слишком личными. И сделано это было,
когда Е. П. Б. была еще слишком больна, чтобы проследить за этой работой, и, как она призналась впоследствии, без ее санкции и вопреки ее желаниям.
Процитируем опять слова д-ра Арчибальда Кейтли:
Когда пришлось пересматривать и переиздавать английские копии Инструкций, эта статья ["Предварительные объяснения"] была частично объединена с
Инструкцией III, и те, кто занимался этой работой, изъяли некоторые части из этого материала. На домашнем собрании, проходившем в доме 19 на авеню Роад в январе 1894 г., м-р Мид заявил, что[9]:
"Инструкции пересматривались с целью их публикации; он считал, что будет лучше издать Инструкции без всяких ссылок на ныне здравствующих людей; он
передал материал на усмотрение Е. П. Б.
В то время Е. П. Б. была очень больна и было чрезвычайно трудно привлечь ее внимание к любому рутинному делу.
Его просили не беспокоить Е. П. Б., но "делать так, как считает нужным".
Он, действуя, как он тогда считал, из лучших интересов В[осточной] Ш[колы] Т[еософии], вычеркнул из Инструкций всякое упоминание о ныне здравствующих людях".
В третьем печатном издании Инструкции III, вышедшем в Нью-Йорке в 1895 году, изъятые части были восстановлены.
В 1890 году в Англии был опубликован второй "Предварительный меморандум"[10], который являл собою отрывки из "Предварительных объяснений к Инструкции III", написанных Е.
П. Б., а также включал в себя предпоследний параграф этой же Инструкции.
В конце 1889 года Е. П. Б. направила следующее послание всем своим эзотерикам:
Э[зотерическая] С[екция] Т[еософского] О[бщества]
Строго конфиденциально
Мною было получено нижеследующее,
с приказанием отослать копию сего
всем членам Секции.
Уильям Куан Джадж,
секретарь Е. П. Б.
Эзотерическая Секция
[Печать Теософского Общества] |
17
Lansdowne Road,
Лондон
29 ноября 1889 г. |
Е.П.Блаватская
Эзотерикам:
Как изъяны лица отражаются в зеркале, так и сияющий образ истинного, продвинутого эзотерика, явленный вам, обнажил перед самыми старательными из вас их собственные
несовершенства. И столь ошеломляющим было это открытие, что некоторые из лучших членов Э[зотерической] С[екции] возжелали с чрезмерной поспешностью порвать с нею связь и сойти с "пути". И не знали они, что, будь среди
них хоть один, воплощавший в себе описанный идеал, моим долгом было бы уступить ему кресло Учителя. Ибо с моей стороны было бы верхом наглости притязать на обладание столь многими добродетелями. Сам факт, что Учителя, на
стадиях бодхисатвического развития, действительно обладают подобными Paramitas, – пропорционально их соответственным темпераментам – дает им право на наше почитание их своими Учителями. И цель каждого из нас – стремиться,
всеми фибрами своей души, следовать и подражать им.
Возьмите же назад свои заявления, вы, ученики прилежные, кои, ослепленные идеалом, явленным в письме Учителя, и уязвленные своим собственным несовершенством, избрали
ложный путь – выхода из Секции. Он – антипод смелости. Постарайтесь понять, что продвижение возможно лишь шаг за шагом и каждый шаг дается героическим усилием. Выход из Секции означает отчаяние или робость. "Ни один Архат, о
Лану, не становится таковым в том воплощении, когда Душа впервые взалкала конечного освобождения" ("Голос Безмолвия", часть II). Прочтите эти слова и запомните их. "И коли падет он, даже тогда не падет он
напрасно; враги, умерщвленные им в последней битве, не вернутся к жизни в его последующем воплощении" ("Голос Безмолвия", часть II). Обузданные страсти, как убитые тигры, никогда уже не смогут обернуться и
растерзать вас. Так надейтесь, а не отчаивайтесь. Пробуждаясь каждое утро, старайтесь прожить день в гармонии с высшим Я. "Дерзай" – есть боевой клич, которому Учителя учат каждого ученика. Большего от вас и не
требуется. Кто делает все возможное, тот делает все, о чем можно просить. Наступает момент, когда даже какой-либо Будда перестает быть смертным грешником и делает свой первый шаг к состоянию Будды.
Так что в ответ на прямые вопросы, которые в нескольких письмах задают мне испуганные эзотерики, я говорю, что, хотя ни единый из вас и не достигнет, вероятно, в этом
воплощении сего совершенного идеала (состояния Будды), все же каждый из вас может вступить на "Aryashtanga-Marga"[11]. Испугались Paramitas, не так ли? Человек может быть терпеливым, добрым и
совестливым, и не становясь в одночасье царем Харичандрой. Как сказано, "шестнадцать Paramitas не для одних лишь священников и йогов", но представляют собой образец, к которому все должны стремиться; и ни священник, ни
йог, ни чела и ни Махатма никогда еще не достигали всего в одночасье. Опять-таки, мысль о том, что грешники и святые могут равно вступить на Путь, ярко выражена в "Голосе Безмолвия", часть II, где сказано, что "ни
одному новобранцу никогда нельзя отказывать в праве вступить на путь, что ведет к полю брани".
Прочтите "Голос [Безмолвия]", я говорю. Он для вас был написан и вам посвящен, по особому указанию Учителей. В нем предугаданы все ваши вопросы и
даны на них ответы.
Братски Ваша Е. П. Б.
Примечание. Paramitas – трансцендентальные добродетели. – У[ильям] К[уан] Д[жадж].
Что касается Клятвы испытуемых, то одна из ее ранних версий была открыто опубликована на страницах "Lucifer" (vol. III, September, 1888, p. 63-67), в статье, озаглавленной "Значение Клятвы", которая, как
говорят, была написана д-ром Арчибальдом Кейтли и которую мы воспроизводим вместе с этой версией в Приложении 5.
После смерти Е. П. Блаватской были изданы Инструкции IV, V, VI и "Первый дополнительный материал к Инструкции IV".
В Уведомлении, предваряющем Инструкцию IV, Анни Безант говорит следующее:
Материал, содержащийся в этой Инструкции, был устно изложен Е. П. Блаватской в ее группе по обучению членов третьей ступени...
По ее указанию весь материал был разбит на рубрики так, как представлено ниже...
Заявление миссис Безант, что Е. П. Блаватская сама руководила подготовкой к печати Инструкции IV, подтверждается и двумя другими документами Эзотерической Секции. В Протоколах заседания Совета Восточной Школы Теософии
(от 27 мая 1891 г.) две ссылки на Инструкцию IV подтверждают заявление миссис Безант. Также и в документе Эзотерической Секции, озаглавленном "Reprint of Instructions I, II and III" (от апреля 1891 г.), ясно
сказано, что Инструкция IV была набрана и отпечатана в "Н. Р. В. Press" в апреле 1891 г. Соответственная часть этого документа гласит[12]:
Отпечатана тысяча копий Инструкций и сейчас печатается Инструкция IV.
Новая Инструкция, однако, не будет выслана всем членам Э[зотерической] С[екции], но лишь тем, кто считается достаточно продвинувшимся, чтобы в ней нуждаться.
От имени Совета Э[зотерической] С[екции]
Д. Р. С. Мид, Секретарь Э. С.
Одобрил(а): Е. П. Блаватская, Глава Э. С.
Апрель 1891 г.
В результате проведенного исследования установлено, что Инструкция IV являет собой перегруппировку материала, данного Е. П. Блаватской на заседаниях Внутренней Группы V-VIII (с 26 ноября 1890 г. по 28 января 1891 г.).
Инструкция V являет собой перегруппировку материала, данного Е. П. Блаватской на заседаниях Внутренней Группы I-XX
(с 20 августа 1890 г. по 22 апреля 1891 г.).
Один вариант Инструкций IV и V опубликован в H. P. Blavatsky, CW, XII, р. 654-673, другой был переписан с копии оригинальной инструкции, подписанной Анни Безант и Уильямом К. Джаджем, и издан в книге "The Inner
Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 127-150, составитель Х. Спиренберг.
"Первый дополнительный материал к Инструкции IV" не составлен из материала Протоколов Внутренней Группы, но состоит из серии объяснений и толкований, написанных Анни Безант и Уильямом К. Джаджем, относительно
различных утверждений, сделанных в Инструкции IV. Один вариант "Первого дополнительного материала" опубликован в H. P. Blavatsky CW, XII, р. 675-687, другой – в книге "The Inner Group Teachings of H. P.
Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 153-164, составитель Х. Спиренберг.
В 1901 г. Восточная Школа Теософии[13] (Почтовый ящик 1584, Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк) выпустила для своих эзотерических членов книгу, озаглавленную "E. S. T. Instructions: IV, V and VI"
[Инструкции Восточной Школы Теософии: IV, V и VI]. В книге были перепечатаны: Инструкция IV, Дополнительный материал к Инструкции IV и Инструкция V. Книга также включала в себя новую (никогда прежде не
издававшуюся) Инструкцию VI, которая была частично составлена (см. книгу 1901 года издания, с. 191-206) из устных наставлений Е. П. Блаватской, данных ею на заседаниях Внутренней Группы VII, VIII, XIII, XIV, XVII и XVIII;
части эти никогда прежде не публиковались ни в Инструкции IV, ни в Инструкции V. Этот материал Внутренней Группы, приведенный в Инструкции VI, опубликован в книге "The Inner Group Teachings of H.
P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", Point Loma Publication, 1995, p. 198-211, составитель Х. Спиренберг.
Инструкция VI также содержит выдержки из некоторых неопубликованных писем Е. П. Блаватской, равно как и "доселе неопубликованные письма Учителя К. Х." (см. книгу 1901 г. издания, с. 206-237). Текст
Инструкции VI можно найти на с. 191-241 в томе 1901 года издания. Насколько можно определить, Инструкция VI была не перепечаткой некоего более раннего тома, но новым (никогда прежде не выходившим) изданием.
Материал составлен по статьям Б. Цыркова и Спиренберга. [H. P. Blavatsky, CW, vol. XII; "The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)", составитель и автор примечаний
Х. Спиренберг.]
[1] ...Комитет этот должен был состоять... – Ср. письма полковника Олькотта к Франческе Арундейл, датированные 31 декабря 1884 г. и 7 января 1885 г. и опубликованные в
"Theosophist" в сентябре 1932 г. А также "Письма Махатм А. П. Синнетту" и "A Short History of the Theosophical Society" Джозефины Рэнсом.
[2] Промульгация – официальная публикация, обнародование какого-нибудь закона.
[3] Циркуляр Высшей Школы Теософии, озаглавленный "По Указанию Мастера", датированный ноябрем 1894 года (Нью-Йорк) и подписанный Уильямом К. Джаджем.
[4] Циркуляр Высшей Школы Теософии, озаглавленный "По Указанию Мастера", датированный ноябрем 1894 года (Нью-Йорк) и подписанный Уильямом К. Джаджем.
[5] Оригинальный документ этого приказа, факсимиле которого воспроизводится здесь, находится в Архиве Теософского Общества, Пасадена, шт. Калифорния.
[6] Опубликовано: "Lucifer", vol. V, January 15, 1890, p. 437; "Theosophist", vol. XI, March, 1890, suppl.; H. P. Blavatsky, CW, vol. XII, p. 89, 484.
[7] "Важное Примечание" в Циркуляре Восточной Школы Теософии, озаглавленном "Suggestions and Aids", Нью-Йорк, новая серия № 4, датированное 29 марта
1892 г., Нью-Йорк.
[8] Он был позднее опубликован в "Theosophist", vol. LI1, August, 1931, p. 591-599, причем второй параграф был изъят.
[9] Как сказано во Вступительном примечании к Инструкции III, 1895 года издания.
[10] Этот второй "Предварительный меморандум" вошел в последующее издание "Книги Правил", опубликованной в конце 1891 г. Анни Безант и Уильямом К. Джаджем – со-главами
Эзотерической Секции.
[11] Благородный Восьмиступенчатый Путь.
[12] На с. 4; подпись и дата на с. 7.
[13] Эта особая Восточная Школа Теософии входила в состав Теософского Общества в Америке (Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк), которую возглавлял Эрнст Т. Харгроув. Теософское
Общество – Восточную Школу Теософии Харгроува – (1898-1935) не следует путать с Теософским Обществом – Восточной Школой Теософии Катрин Тингли (Пойнт Лома, Калифорния). Об истории Теософского Общества – Восточной Школы Теософии
Харгроува – можно прочитать в статье Джона Купера "The Esoteric School Within the Hargrove Theosophical Society", опубликованной в "Theosophical History" (Vol. IV, April-July, p. 178-186).