Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Назад к оглавлению

Строго конфиденциально

Не является собственностью какого-либо члена и подлежит возврату агенту главы В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] по первому же требованию.

 

ИНСТРУКЦИЯ II

Ввиду сложности рассматриваемых предметов настоящая Инструкция начинается с пояснения некоторых пунктов, оставшихся неясными из предыдущей Инструкции, а также и с некоторых утверждений, в которых якобы сквозит противоречие.

Астрологи, а их немало среди эзотериков, вероятно, придут в недоумение от некоторых утверждений, явно противоречащих их учениям; тогда как ничего не ведающие о сем предмете, возможно, с самого начала столкнутся с оппозицией тех, кто изучал экзотерические системы каббалы и астрологии. Ибо, и пусть это будет ясно осознано, ничто из того, что опубликовано для широкого оповещения и доступно каждому ученику в публичных библиотеках или музеях, не является истинно эзотерическим, но либо нарочито смешано с "завесами", либо не может быть понято и с пользой усвоено без полного словаря оккультных терминов.

А потому нижеследующие доктрины и объяснения могут быть полезны ученику, помогая ему четко и ясно изложить учение, данное в предыдущей Инструкции.

Из Диаграммы I видно, что 3, 7 и 10 центров являются, соответственно, следующими:

а) 3 относятся к духовному миру Абсолюта и, стало быть, к трем высшим принципам в человеке.

б) 7 принадлежат к духовному, психическому и физическому мирам и телу человека. Физика, метафизика и гиперфизика суть триада, символизирующая человека на этом плане.

в) 10, или их общая сумма, есть Вселенная в совокупности, во всех своих аспектах, а также ее микрокосм – человек, со своими десятью отверстиями.

Оставляя пока в стороне высшую Декаду (Космос) и низшую декаду (человека), отметим, что первые три цифры из отдельных семериц имеют прямое касательство к духу, душе и аурической оболочке человеческого существа, равно как и к высшему Сверхчувственному Миру. Низшая четверица, или же четыре аспекта, относятся как к человеку, так и ко Вселенскому Космосу, причем все это синтезируется Абсолютом.

Если эти три дискретные степени бытия представить себе – согласно символике всех восточных религий – содержащимися в овуме, или яйце, то имя этого яйца будет Свабхават, или же Все-Бытие на проявленном плане. Вселенная эта, поистине, не имеет ни центра, ни окружности; но индивидуальный и конечный ум человека определяет ее подобным образом, что является естественным следствием ограниченности человеческой мысли.

В Диаграмме II, как здесь уже отмечалось, не стоит обращать внимания на цифры, приведенные в левой колонке, поскольку они относятся только к иерархии цветов и звуков на метафизическом плане и не являются характерным числом человеческих принципов или планет. Человеческие принципы не поддаются нумерации, ибо каждый человек отличается от другого, точно так же, как нет двух совершенно одинаковых былинок на всей земле. Нумерация здесь является вопросом духовного развития и естественного преобладания одного принципа над другим. У одного человека на первом месте может стоять Буддхи, у другого, если он бесстыдный сладострастник, – низший манас. У одного на первом и высшем плане будет физическое тело или, возможно, прана (жизненный принцип), как в случае очень здорового и энергичного человека, у другого же она может быть шестой или даже седьмой, если считать сверху вниз. Кроме того, цвета и металлы, соответствующие планетам и человеческим принципам, как можно заметить, не являются теми, которые экзотерически известны современным астрологам и западным оккультистам.

Давайте же посмотрим, откуда современный астролог почерпнул свои понятия о соответствии планет, металлов и цветов. И здесь нам вспоминается современный востоковед, который, судя по очевидности, приписывает древним аккадцам (также как халдеям, индусам и египтянам) грубое представление, будто Вселенная и подобным же образом Земля походила на перевернутую колоколообразную чашу! И он доказывает это, указуя на символические изображения в некоторых аккадских начертаниях и на ассирийские резные орнаменты. Здесь, однако, не место объяснять, насколько заблуждается ассириолог, ибо все подобные изображения лишь символы Харгак-курра – горы Мира, или Меру, и относятся только к Северному полюсу, земле богов[1].

Свое же экзотерическое учение о планетах и их соответствиях ассирийцы построили следующим образом:

Числа

Планеты

Металлы

Цвета

Солнечные дни недели

1

Сатурн

свинец

черный

суббота (откуда и шаббат,
в честь Иеговы)

2

Юпитер

олово

белый, но столь же часто
пурпурный или оранжевый

четверг

3

Марс

железо

красный

вторник

4

Солнце

золото

желтовато-золотистый

воскресенье

5

Венера

медь

зеленый или желтый

пятница

6

Меркурий

ртуть

голубой

среда

7

Луна

серебро

серебристо-белый

понедельник

Это построение и принято ныне христианскими астрологами, за исключением последовательности дней недели, из которых они создали такую чудовищную путаницу, объединив солнечные планетные названия с лунными неделями, как это уже показано в Инструкции I.

Это и есть Птолемеева геоцентрическая система, которая представляет Вселенную точно так, как на нижеследующей диаграмме, изображающей нашу Землю в центре Вселенной, а Солнце – четвертою планетой:

И если христианская хронология и последовательность дней недели каждодневно обличаются как основывающиеся на совершенно ложном астрономическом фундаменте, то пора бы уже начать реформу и в астрологии, построенной по такому же принципу и целиком дошедшей до нас от халдейской и ассирийской экзотерической черни.

Но соответствия, приведенные в наших Инструкциях, чисто эзотерические. А из этого следует, что когда именуют или облекают в символы планеты Солнечной системы (как на Диаграмме II), то не следует полагать, что имеются в виду сами планетные тела, разве только как первообразы на чисто физическом плане семеричной природы психического и духовного миров. Материальная планета может соответствовать только чему-то материальному. Так, когда сказано, что Меркурий соответствует правому глазу, это не означает, что объективная планета имеет какое-либо влияние на правый зрительный орган, но, скорее, что оба они мистически соответствуют друг другу через Буддхи. Человек заимствует свою Духовную Душу (Буддхи) от естества Манасапутр, Сынов Мудрости, являющихся божественными Существами (или Ангелами), правящими планетой Меркурий и главенствующими над ней.

Таким же образом Венера, Манас и левый глаз рассматриваются как соответствия. На самом деле экзотерически нет никакой подобной связи между физическими глазами и физическими планетами, но эзотерически она существует, ибо правый глаз есть "глаз мудрости", т. е. он магнетически соответствует тому оккультному центру мозга, который мы называем "третьим глазом"[2], тогда как левый соответствует мозгу интеллекта, или тем клеткам, которые представляют собой орган мыслительных способностей на физическом плане. Каббалистический треугольник из Кетер, Хокмы и Бины доказывает это. Хокма и Бина, или Мудрость и Разум, Отец и Матерь, или же Отец и Сын, находятся на одном и том же плане и воздействуют друг на друга.

Когда индивидуальное сознание обращено внутрь, Манас и Буддхи соединяются воедино. В духовно возрожденном человеке соединение это постоянно, высший Манас прилепляется к Буддхи за порогом дэвакхана, и душа или, вернее, дух, который не следует путать с Атманом (сверхдухом), обладает тогда "Единым глазом". Иными словами, "третий глаз" действует эзотерически. Так вот, Меркурий именуется Гермесом, а Венера – Афродитой, потому-то их соединение в человеке на психофизическом плане и дает ему название гермафродита, или андрогина. Абсолютно духовный человек, однако, совсем не связан с полом. Духовный человек полностью соответствует высшим "цветным кругам", Божественной Призме, излучающейся из Единого Бесконечного Белого Круга, тогда как физический человек эманирует из сефиротов, которые суть гласы, или звуки, восточной философии. И "гласы" эти ниже, чем "цвета", ибо они есть семь низших сефиротов, или же объективные звуки, зримые, но неслышимые, как то показывает "Зогар" (ii, 81, 6) и даже Ветхий Завет. Ибо стих 18 (Исх., гл. XX), если его правильно перевести, будет читаться так: "Весь народ видел гласы" (или звуки, но не "громы", как ныне переведено); и гласы эти, или звуки, суть сефироты[3].

Подобным же образом правая и левая ноздря, в которые вдунули "дыхание жизни" (Быт., II, 7), соответствуют, как здесь сказано, Солнцу и Луне, так же как Брама-Праджапати и Вак или Озирис и Изида являются породителями земной жизни. Эта четверица, а именно: два глаза и две ноздри, Меркурий и Венера, Солнце и Луна и представляют собой каббалистических ангелов-хранителей четырех углов Земли. То же самое находим и в восточной эзотерической философии, которая, однако, добавляет, что Солнце не планета, но центральная звезда нашей системы, а Луна – мертвая планета, которую покинули все ее принципы; обе они – заместители: одна замещает собой невидимую интрамеркуриальную планету, а другая – планету, которая теперь, похоже, совсем исчезла из виду. Они суть Четыре Махараджи "Тайной Доктрины"[4], "Пресвятая Четверица", связанная с кармой и человечеством, Космосом и человеком, во всех их аспектах. Они суть: Солнце, или его заместитель Михаил; Луна, или ее заместитель Гавриил; Меркурий – Рафаил и Венера – Уриэль.

Едва ли здесь стоит повторять, что сами планетные тела, будучи лишь физическими символами, не часто имеются в виду в эзотерической системе, но названия эти, как правило, символизируют их космические, психические, физические и духовные силы. Словом, именно семь физических планет и являются низшими сефиротами каббалы, а наше троякое физическое Солнце, чье отражение мы только и видим, символизируется или, вернее, олицетворяется Верхней Триадой или Короной сефиротов. Все это будет доказано[5].

Также следует указать на то, что номера психических принципов в Диаграмме I предстают не в том порядке, в каком они даны на Иллюстрации I. Но это только потому, что номера эти чисто произвольные и изменяются с каждой школой. Некоторые школы насчитывают три, четыре, шесть принципов, иные же семь, как это делают все буддийские эзотерики. На Иллюстрации I номера принципов не согласуются с номерами Диаграммы I лишь потому, что первые по сию пору используются в полуэкзотерических доктринах теософии, например в "Эзотерическом буддизме". Как сказано в "Тайной Доктрине"[6]: с четырнадцатого столетия эзотерическая школа подразделяется на два отдела – один для внутренних лану, или высших чела; другой – для внешнего круга, или же мирских чела. Господину Синнетту было четко сказано в письмах, получаемых им от одного Гуру, что истинная эзотерическая Доктрина, выдаваемая лишь ученикам Внутреннего Круга, которые связаны клятвой, не может быть ему преподана. А потому, если каждый ученик добавит к экзотерической нумерации Иллюстрации I сокровенную нумерацию, данную в Диаграмме II, то это намного упростит дело. Но даже это потребует специального изучения. Числа и принципы не следуют друг за другом в строгой последовательности, как кожицы луковицы, но ученик должен сам для себя определить номер, соответствующий каждому из его принципов, когда настанет время заняться практическим изучением. Вышесказанное предпошлет ученику мысль о необходимости знания принципов – помимо любой другой системы перечисления – по их названиям и присушим им способностям или же по ассоциации с их соответственными центрами действия, цветом, звуками и т. д., пока они не станут нераздельными.

Древний и знакомый нам способ исчисления принципов, приведенный в "Theosophist" и "Эзотерическом буддизме", ведет к другому явно озадачивающему противоречию, хотя это отнюдь не так. На с. 223, где речь идет об Иллюстрации I, можно увидеть, что принципы 3 и 2, а именно лингашарира и прана, или джива, стоят не в том порядке, в каком они даны в Диаграмме I. И минутного размышления будет достаточно, чтобы объяснить явное расхождение между экзотерической нумерацией Иллюстрации I (с. 223) и эзотерическим порядком, приведенным в Диаграмме I. Ибо в Диаграмме I лингашарира определена как проводник праны, или дживы – жизненного принципа, и как таковой неизбежно должна, на эзотерическом плане, быть ниже праны, а не превосходить ее, как то предпосылает экзотерическая нумерация Иллюстрации I.

Сама же цветная вклейка (Иллюстрация I) глубоко эзотерична, но старая и более знакомая экзотерическая нумерация была использована, дабы обратить внимание ученика на то, что принципы не стоят один над другим, а потому не могут быть взяты в числовой последовательности, так как порядок их зависит от превосходства или преобладания того или иного принципа и, стало быть, разнится у каждого человека.

Лингашарира есть двойник, или протоплазматический прототип тела, которое является ее подобием. Именно в этом смысле названа она на Диаграмме II породительницей физического тела, т. е. матерью, зачавшей от праны, отца. В египетской мифологии идея эта выражена рождением Гора – дитя Озириса и Изиды, хотя, подобно всем священным мифам, это имеет как троякое духовное, так и семеричное психофизическое применение. В заключение данной темы скажем, что прана – жизненный принцип, в действительности может и не иметь номера, так как она пронизывает собою любой другой принцип или же всего человека. Каждый из этих семи номеров, таким образом, вполне естественно приложим к пране-дживе экзотерически и к аурическому телу эзотерически. Как показал Пифагор, Космос не был создан ни посредством числа, ни числом, но геометрически, т. е. следуя пропорциям чисел.

Для тех, кто не знаком с экзотерическими астрологическими свойствами, приписываемыми на практике планетным телам, будет весьма полезно, если мы изложим их здесь наподобие Диаграммы П, что касается их управления частями человеческого тела, цветом, металлами и т. д., и в то же время объясним, почему истинная эзотерическая философии расходится с астрологическими утверждениями.

(1) Эзотерически зеленый, так как в призматическом луче отсутствует черный цвет.

(2) Эзотерически бледно-голубой. Как пигмент пурпуровый состоит из красного и голубого, а в восточном оккультизме голубой являет собой духовную сущность пурпурового цвета, тогда как красный есть его материальная основа. В действительности оккультизм считает Юпитер голубым, поскольку он сын Сатурна, который сам зеленый, а бледно-голубой как призматический цвет содержит в себе очень много зеленого. Кроме того, аурическое тело будет заключать в себе большую часть цвета от низшего манаса, если человек является материальным сластолюбцем, точно так же как оно будет окрашено в более темный цвет, если высший Манас преобладает над низшим.

(3) Эзотерически Солнце не может соответствовать глазу, носу или любому другому органу, поскольку, как уже объяснялось, оно является не планетой, но центральной звездой. Она была признана планетой постхристианскими астрологами, среди которых никогда не было посвященных. Кроме того, истинный цвет Солнца – голубой, и оно кажется желтым только из-за поглощения испарений (главным образом металлических) его атмосферою. Все есть майя на нашей Земле.

(4) Эзотерически индиго, или темно-синий, который является дополнением к желтому в призме. Желтый представляет собой простой, или основной, цвет. Поскольку Манас по природе своей дуален, как и его сидеральный символ – планета Венера, являющаяся одновременно и утренней и вечерней звездой, то различие между высшим и низшим принципами Манаса, чье естество заимствовано от Иерархии, правящей Венерой, обозначается темно-синим и зеленым. Зеленый, низший манас, напоминает цвет солнечного спектра между желтым и темно-синим – высшим Духовным Манасом. Индиго есть насыщенный цвет небес, или неба, обозначающий стремление Манаса ввысь, к Буддхи, или же к небесной Духовной Душе. Цвет этот получают из indigoferra tinctoria – растения, обладающего высшими оккультными свойствами и произрастающего в Индии. Оно широко используется в белой магии и оккультно связано с медью. Это видно из того, как индиго приобретает медный блеск, особенно если потереть им о какое-нибудь твердое вещество. Другим свойством этого красителя является то, что он не растворяется в воде и даже в эфире, будучи легче любой другой известной жидкости. Ни один символ никогда не был принят на Востоке без логической и доказуемой причины. А потому в восточной символике с архаичных времен связывали духовный разум человека с темно-синим (ньютоновским индиго) или настоящим синим цветом, без примеси зеленого, а его животный разум – с чисто зеленым.

(5) Эзотерически желтый, ибо цвет Солнца – оранжевый, и Меркурий сейчас ближе к Солнцу как по расстоянию, так и по цвету. Планета, которую собой заменяет Солнце, была еще ближе к Солнцу, чем ныне Меркурий, и являлась одной из самых таинственных и высших планет. Говорят, что она стала невидимой в конце третьей расы.

(6) Эзотерически фиолетовый, возможно, из-за того, что фиолетовый представляет собой цвет, который приобретает солнечный луч, когда его пропускают через очень тоненькую серебряную пластинку, а также потому, что Луна изливает на Землю свет, заимствованный от Солнца, так же как человеческое тело излучает особые свойства, заимствованные от своего двойника – эфирного человека. Как астральная тень порождает серию принципов в человеке на земном плане, вплоть до низшего, животного, манаса, так и фиолетовый луч порождает серию призматических цветов, начиная от своего конца и вверх, до зеленого, причем оба являются – один как принцип, а другой как цвет – самыми преломляемыми из всех принципов и цветов. Кроме того, та же величайшая оккультная тайна связана со всеми этими соответствиями, как небесными, так и земными телами, цветами и звуками. Выражаясь более ясно, тот же закон взаимосвязи существует между Луной и Землей, астральным и живым телом человека, равно как между фиолетовым концом призматического спектра и индиго и голубым. Но об этом более подробно в дальнейшем.

Таким образом, видно, что в экзотерической каббалистической астрологии влияние Солнечной системы распространяется с помощью этого метода по всему человеческому телу, основным металлам и градациям цвета – от черного до белого, но что эзотеризм не признает ни черный, ни белый как цвета, ибо строго придерживается семи солнечных, или естественных, цветов призмы. Черный и белый – искусственные оттенки. Они принадлежат Земле и воспринимаются лишь благодаря особому строению наших физических органов. Белый – это отсутствие всех цветов и, стало быть, не цвет; черный же – просто отсутствие света и, следовательно, негативный аспект белого. Семь призматических цветов суть прямые эманации Семи Иерархий Бытия, каждая из которых имеет непосредственное отношение к одному из человеческих принципов, поскольку каждая из этих Иерархий фактически является создателем и источником соответственного человеческого принципа. Каждый призматический цвет называется в оккультизме "отцом звука", который ему соответствует, ибо звук является словом, или логосом, своего отца-мысли. Вот почему сенситивы связывают каждый цвет с определенным звуком – факт, признанный современной наукой (например Фрэнсисом Гальтоном в "Nature and Nurture"[7]). Но черный и белый – цвета всецело негативные и не имеют представителей в мире субъективного бытия.

Каббалистическая астрология утверждает, что господство планетных тел в человеческом мозге определяется также следующим образом: существует семь основных групп способностей, шесть из которых действуют посредством большого мозга, а седьмая – посредством мозжечка. Эзотерически совершенно верно. Но когда далее утверждается, что Сатурн управляет благочестием, Меркурий – умственными способностями, Юпитер – симпатией, Солнце – способностями повелевать, Марс – эгоистичностью, Венера – настойчивостью, а Луна – инстинктами, мы заявляем, что объяснение это неполное и даже обманчиво. Ибо, во-первых, физические планеты могут управлять лишь физическим телом и чисто физическими функциями. На все же умственные, эмоциональные, психические и духовные способности воздействуют оккультные свойства шкалы причин, эманирующие из Иерархий Духовных Правителей планет, но отнюдь не сами планеты. Шкала эта, приведенная в Диаграмме II, подскажет ученику следующий порядок: 1) цвет; 2) звук; 3) звук материализуется в дух металлов, т. е. металлических элементалов; 4) они же материализуются в физические металлы; 5) затем гармоничная и вибрирующая лучезарная сущность переходит в растения, наделяя их цветом и запахом, причем оба эти "свойства" зависят от скорости вибрации[8] этой энергии на единицу времени; 6) от растений она переходит в животных; 7) и наконец кульминирует в "принципах" человека.

Таким образом, мы видим, что божественная сущность наших небесных Прародителей циркулирует через семь стадий; дух становится материей, а материя возвращается к духу. Как в природе существует неслышимый звук, так же существует и невидимый цвет, который, однако же, может быть услышан. Творческая сила, совершая бесконечную работу преобразования, производит цвет, звук и числа в виде скоростей вибрации, которые соединяют и разъединяют атомы и молекулы. Синтез целого, хотя невидим и неслышим в деталях, все же уловим нашим слухом на материальном плане. Это именно то, что китайцы называют "Великим Тоном", или Kung. Именно он и есть, даже по признанию науки, настоящий основной тон природы, который музыканты принимают за среднее фа на клавиатуре фортепьяно. Мы отчетливо его слышим в голосе природы, в реве океана, в шелесте листвы огромного леса, в отдаленном гуле большого города, в ветре, буре и шторме – словом, во всем в природе, что имеет голос или издает звук. На слух всех внемлющих, он кульминирует в единый определенный тон неразличимой высоты, которая, как сказано, есть F, или фа, диатонической гаммы. Из этих подробностей изучающий оккультизм поймет, в чем состоит различие между экзотерической и эзотерической терминологией и символикой. Словом, каббалистическая астрология, практикуемая в Европе, есть полуэзотерическая сокровенная наука, принятая для внешнего, но не для внутреннего круга. К тому же она часто неполно изложена и нередко искажена, чтобы сокрыть настоящую истину. Тогда как она символизирует и заимствует свои соответствия лишь по внешнему облику вещей, эзотерическая философия, занимающаяся исключительно сущностью вещей, признает только те символы, которые объемлют собою все, т. е. символы, преисполненные духовного, равно как психического и физического, значения. Тем не менее даже западная астрология потрудилась на славу, ибо помогла пронести знание о существовании Сокровенной Мудрости через опасности средневековья и его мрачного фанатизма до наших дней, когда всякая опасность миновала.

В экзотерической практике порядок планет определяется их геоцентрическими радиусами, или же расстоянием их нескольких орбит от Земли как от центра, а именно: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Первые три символизируют небесную Триаду верховной власти в физической проявленной Вселенной, или же Браму, Вишну и Шиву, тогда как в четырех последних мы признаем символы земной четверицы, правящей над всеми природными и физическими сменами времен года, четвертями дня, странами света и стихиями. Таким образом:

Весна

Лето

Осень

Зима

Утро

Полдень

Вечер

Ночь

Отрочество

Юность

Зрелость

Старость

Огонь

Воздух

Вода

Земля

Восток

Юг

Запад

Север

Но эзотерическая наука не довольствуется аналогиями на чисто объективном плане физических чувств, а потому совершенно необходимо предварить дальнейшие доктрины четким объяснением истинного значения слова магия.

[1] См. "Тайную Доктрину", том II, станца XII, "Сидеральные и космические глифы".

[2] См. "Тайную Доктрину", том II, станца X, "Являются ли великаны вымыслом?" и далее.

[3] A Franck, La Kabbale, on la philosophie religieuse des Hebreux, Paris, 2nd ed., p. 314.

[4] "Тайная Доктрина", том I, станца V, шлока 5.

[5] Пока же в подтверждение сказанного мы сошлемся на работы Оригена. который говорит, что "семью правящими даймонами" (гениями, или планетными правителями) являются Михаил, Солнце (льву подобный); вторым в порядке очередности – Бык, Юпитер, или Сариил и т. д., (Contra Celsum, VI, XXX) и все они, "Семь Ангелов Присутствия", суть сефироты. Древо сефиротов есть древо божественных планет, приведенное Порфирием (Порфирий (ок. 233 – ок. 304) – греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, издавший его сочинения. Автор сочинения "Против христиан". В логике так называемое древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий), или же древо Порфирия, как его обычно называют.

[6] Том I, станца V, шлока 5.

[7] . ... Фрэнсисом Гальтоном в "Nature and Nurture"... – Позднее название было изменено: "Inquiry into Human Faculty and its Development", New York, 1883.

[8] …скорость вибраций… - в современной терминологии используется выражение «частота колебаний».

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU