Е.П.Блаватская

Инструкции для учеников Внутренней Группы

(сборник статей)

Инструкция IV

Назад к оглавлению

Локи и талы в связи с состояниями

Ученики должны ознакомиться с точным значением санскритских терминов, используемых в оккультизме, и усвоить оккультный символизм. Для начала необходимо изучить подлинную эзотерическую классификацию и названия четырнадцати (7 х 2) и семи (сапта) лок, встречающихся в экзотерических учебниках. Локи там даны весьма запутанно и описание их полно "завес".

["Завесы", используемые в экзотерических учебниках, имеют двоякое назначение – сокрыть оккультные истины от тех, кто еще не готов их воспринять, и передать информацию посвященным. Эзотерик, обращающийся к таким книгам, может почерпнуть обширные знания, скрытые от неподготовленного глаза. Из использования "завес" можно извлечь хороший урок, тщательно изучая и сравнивая классификации и объяснения, данные ниже.]

Три следующие классификации лок, т. е. миров, мест или состояний, могут быть взяты в качестве иллюстраций.

1. Общая, экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория.
Бхурлока.
Бхуварлока.
Сварлока.
Махарлока.
Джанарлока.
Тапарлока.
Сатьялока.

Вторая семерица являет собой отражение.

2. Категория санкхьи и некоторых ведантистов.
Брахмалока.
Питрилока.
Сомалока.
Индралока.
Гандхарвалока.
Ракшасалока.
Якшалока.

Существует также и восьмая, пишачалока – обитель призраков, чертей и т. д.

3. Ведантическая, которая приближается к эзотерической.
Атала.
Витала.
Сутала.
Талатала (или каратала).
Расатала.
Махатала.
Патала.

Эти талы – тала означает место, мир, сфера – определены следующим образом:

Атала – не-место.

Витала – некоторое изменение к лучшему. "К лучшему" – с точки зрения материи, поскольку в нее входит больше материи, т. е. материя становится более дифференцированной. Это древний оккультный термин.

Сутала – хорошее, отличное место.

Каратала – нечто, что можно схватить или потрогать (от кара – рука), т. е. состояние, при котором материя становится осязаемой.

Расатала – место вкуса, место, воспринимаемое одним из органов чувств.

Махатала – экзотерически огромное место. Но эзотерически место, заключающее в себе все другие; субъективно и потенциально включающее все, что ему предшествовало.

Патала – нечто под ногой (от пада – нога). Упадхи, или основа, чего-либо. Антиподы, Америка и т. д. Принимая эту ведантическую классификацию и следуя ее соответствиям в состояниях сознания, получаем следующее:

Атала. Атмическое, или аурическое, состояние, или местность. Излучается непосредственно из периодического проявления в Абсолютности и суть первое нечто во Вселенной. В Космосе ей соответствует Иерархия несубстанциальных первозданных существ, в месте, которое не является состоянием. Эта иерархия вмещает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет – от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее фатальность, кисмет: последний идет вразрез со всеми учениями оккультизма. Здесь находятся иерархии Дхьяни-будд. Состояние их есть состояние пара-самадхи, дхармакая; состояние, при котором никакое продвижение уже невозможно. О таких сущностях можно сказать, что они кристаллизовались в чистоте, в однородности.

Витала. Здесь пребывают иерархии небесных будд, или бодхисатв, которые, как сказано, эманируют из семи Дхьяни-будд. На земле соотносится с самадхи, буддхическим сознанием человека. Ни единый адепт, кроме лишь одного, не может быть выше него и жить: если он переходит в атмическое состояние или состояние дхармакая (Алайа), он уже не может более вернуться на землю. Эти два состояния всецело гиперметафизические.

Сутала. Дифференцированное состояние, соответствующее на земле высшему Манасу и, следовательно, шабде (звуку), Логосу, нашему высшему Эго, а также состоянию Мануши-будды, подобное состоянию Гаутамы на земле. Это есть третья стадия самадхи (которая семерична). Здесь обитель иерархий Кумар – Агнишваттов и т. д.

Каратала. Состояние, соответствующее спарша (осязанию) и иерархиям эфирных, полуобъективных Дхиан Коганов астральной природы Манаса-Манас, или же чистому Лучу Манаса, т. е. низшему манасу до того, как он смешался с камой (как у младенца). Они именуются спарша дэвами, дэвами, наделенными осязанием. (Иерархии эти прогрессирующие; первая имеет одно чувство, вторая – два; и так далее до семи, причем каждая потенциально содержит в себе все чувства, но еще не развитые. Смысл термина "спарша" лучше передают такие слова, как близость, сродство, соприкосновение).

Расатала, или рупатала. (Расатала есть завеса внутри завесы, ибо раса, вкус, принадлежит следующей тале). Это состояние соответствует иерархиям рупа дэв, или дэв зрения, обладающим тремя чувствами – зрением, слухом и осязанием. Они суть кама-манасические сущности и высшие элементалы. У розенкрейцеров это сильфы и ундины. На земле она соответствует искусственному состоянию сознания, такому, которое вызвано гипнозом и наркотическими средствами (морфием и пр.).

Махатала. Состояние, соответствующее иерархиям раса дэв, или дэв вкуса, и включающее в себя состояние сознания, объемлющее низшие пять чувств и эманации жизни и бытия. Соответствует каме и пране в человеке и саламандрам и гномам в природе.

Патала. Состояние, соответствующее иерархиям гандха дэв (дэв обоняния); преисподняя или антиподы; Миалба. Сфера неразумных животных, не имеющих никаких чувствований, кроме чувства самосохранения и удовлетворения чувств; также крайне эгоистичных людей, бодрствующих или спящих. Вот почему сказано, что Нарада посетил паталу[1], когда он был проклят и осужден на новое рождение. Он сообщил, что жизнь там была очень приятной для тех, "кто никогда не покидал свой край родной"; они были очень счастливы. Она есть земное состояние и соответствует чувству обоняния. Здесь также находятся животные дугпа, элементалы животных и духи природы.

Прилагая эти талы к чувствам человека, будем иметь следующее:

Атала. Аурическое, атмическое, алаическое чувство вкуса. Оно преисполнено потенциальности, но не действия.

Витала. Буддхическое; чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.

[Здесь один ученик спросил Е. П. Б., почему термин "алаическое" применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию.

Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться, в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. По мере своего продвижения ученик должен стремиться сводить все к состояниям сознания. Буддхи едина и неделима. Это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Вся классификация рушится в попытке его объяснить.]

Сутала. Шабдическое, слух.

Каратала. Спаршическое, осязание.

Расатала, или Рупатала. Состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа – форма).

Махатала. Вкус.

Гандхическое. Обоняние.

Все эти талы эзотерически соответствуют как космическим и дхианкоганическим Иерархиям, так и человеческим состояниям сознания, с их сорока девятью подразделениями. Каждая соответствует и трансформируется в пять (экзотерически) и семь (эзотерически) состояний, или таттв, для которых нет определенных названий. Таттвы эти сами претворяются в целую вселенную. Семь лок или тал посредством отражения становятся четырнадцатью: вверху, внизу; внутри, извне; субъективные, объективные; чистые, нечистые; позитивные, негативные и так далее.

[Ибо "пары противоположностей" образуют вселенную.]

Чтобы понять, как локи и талы соответствуют сорока девяти огням человеческого сознания, необходимо подразделить эти состояния на четыре основные категории: 1) танматры, или рудименты; 2) бхуты, или элементы; 3) джнанендрии, или органы чувств; 4) кармендрии, или органы действия.

Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, или джнанендриям – рудиментам, позволяющим черпать знание через прямой контакт, такой, как зрение, слух и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра (глаза), нос, речь и т. д. Они также соответствуют и органам действия, кармендриям – рукам, ногам и т. д.

Экзотерически, следовательно, мы имеем пять подразделений в каждой из четырех основных категорий, или же двадцать, именуемых факультативными. К ним добавлены пять буддхических, что в целом составляет двадцать пять. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием, так что восприятия ее присовокупляются к остальным подразделениям. Эзотерически же Буддхи достигает восприятия только через посредство высшего Манаса, так что в эзотерической классификации насчитываются лишь двадцать факультативных подразделений. Но каждое из этих двадцати существует в качестве позитивного и негативного состояния, в целом составляя сорок. Далее, существуют два субъективных состояния, отвечающих каждой категории, поэтому в сумме их восемь. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены. Таким образом, мы получаем 40 + 8 = 48 "познавательных способностей Буддхи". Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. Стоит вам только познать майю, и вы – адепт.

Суммируя сказанное:

5 позитивных + 5 негативных танматр + 2 субъективные
5 " + 5 " бхут + 2 "
5 " + 5 " джнанендрий + 2 "
5 " + 5 " кармендрий + 2 "
             
20 " + 20 "   + 8 "
20 + 20 + 8 + майя = 49

Диаграмма V

[1] Нарада посетил паталу… - «Вишну-пурана», II, V; Махабхарата, V, 97..

К началу страницы → Сборник "Инструкции для учеников Внутренней Группы". Оглавление

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU