С некоторых
пор вновь стала привлекать внимание теория, впервые
возникшая в древнейшей религии мира — ведической; теорию эту
потом преподавали различные греческие философы, а позднее
отстаивали теософы Средних веков, но мудрые люди
Запада ее решительно отвергают, как, впрочем, и многое
другое в этом мире сплошного отрицания. На этот же раз,
вопреки правилу, сами ученые подхватили ее. Статистика
событий самого разнообразного характера быстро накапливается
и соотносится с серьезностью, требуемой при исследовании
важных научных вопросов. Статистика войн и периодов (или
циклов) появления великих людей, по крайней мере
почитавшихся таковыми современниками, независимо от более
поздних мнений; статистика периодов становления и прогресса
крупных торговых центров, взлета и падения искусств и наук,
катаклизмов вроде землетрясений и эпидемий, периодов
исключительного холода и жары, циклов революций, возвышения
и падения империй и так далее — все это подвергается, в свою
очередь, скрупулезному математическому анализу. Наконец,
даже оккультное значение чисел — в именах, в названиях
городов, в событиях и тому подобных вещах — вызывает
необычный интерес. Если, с одной стороны, значительная часть
образованных людей устремляется в атеизм и скептицизм, то, с
другой стороны, поток мистицизма в науку явно усиливается.
Это — признак неудержимой потребности человечества
удостовериться в том, что над материей властвует Высшая
Сила, оккультный и таинственный закон, правящий миром,
который мы должны изучать и пристально наблюдать, стараясь
приспособиться к нему, а не слепо отрицать, разбивая свои
головы о скалы судьбы. Не один пытливый ум, изучая периоды
благоденствия и бедствий народов и великих империй, был
глубоко поражен одной и той же особенностью их истории —
неизбежным повторением схожих исторических событий,
происходивших поочередно у каждого из них через равные
промежутки времени. Такая аналогия обнаружена между
событиями, которые по сути схожи, хотя и разнятся внешней
стороной деталей. Таким образом, вера древних в астрологов,
прорицателей и пророков может быть оправдана проверкой
многих наиболее важных предсказаний, а их предвидение
будущих событий отнюдь не являлось чем-либо
сверхъестественным. Поскольку предсказатели и авгуры времен
древних цивилизаций занимали такое же положение, какое ныне
занимают историки, астрономы и метеорологи, то нет ничего
удивительного в том, что первые предрекали падение империи
или поражение в битве так же, как последние — возвращение
кометы, изменение температуры или, скажем, окончательное
завоевание Афганистана. И те и другие должны быть тонкими
наблюдателями, а изучением определенных наук прежде
занимались так же, как и теперь. Наука наших
дней станет «древней» наукой тысячу лет спустя. Свободное и
открытое изучение науки доступно ныне всем, тогда как прежде
— лишь немногим. Тем не менее и древнюю, и современную — обе
можно назвать точными науками; ибо, как астроном
сегодняшнего дня основывает свои наблюдения на
математических расчетах, так и древний астролог строил свои
прогнозы на не менее тонких и математически точных
наблюдениях постоянно повторяющихся циклов. И если секрет
этой науки ныне утрачен, дает ли это какие-либо основания
заявлять, что она никогда не существовала и что для того,
чтобы в нее уверовать, нужно проглотить «магию», «чудеса» и
прочие подобные пилюли? «Если ввиду господства современной
науки претензии на предсказание будущих событий должны
рассматриваться либо как детская игра, либо как намеренный
обман, — говорит корреспондент «Нового времени», лучшей
ежедневной литературно-политической газеты Санкт-Петербурга,
— то нам следует указать на науку, которая, в свою очередь,
начала исследовать и регистрировать события прошлого,
выясняя, существует ли в вечно повторяющихся событиях некая
периодичность; другими словами, повторяются ли эти события
через регулярные промежутки времени у разных народов; а если
такая периодичность действительно существует, то обусловлена
ли она слепым случаем или зависит от тех же естественных
законов, от которых в большей или меньшей степени зависят и
многие явления человеческой жизни». Безусловно, справедливо
последнее. И этот корреспондент имеет лучшее тому
математическое подтверждение в своевременном появлении таких
трудов, как рассматриваемая здесь работа д-ра Е.Цассе и
некоторых других. За последнее время появилось несколько
научных трудов по данному мистическому предмету, и сейчас мы
рассмотрим некоторые из них вместе с приведенными в них
расчетами и сделаем это тем более охотно, что в большинстве
случаев они принадлежат перу людей величайшей учености.
В июньском номере «Theosophist» мы уже
сообщали о статье д-ра Блохвитца «О значении числа семь» у
разных наций и народов, научной статье, недавно появившейся
в немецком журнале «Die Ge genwart», теперь же суммируем в
целом мнения прессы о наводящей на размышления работе
известного немецкого ученого Е.Цассе, дополнив их
собственными соображениями. Его статья, только что
опубликованная в «Prussian Journal of Statistics»,
убедительно подтверждает древнюю теорию циклов. Периоды,
возвращающие вечноповторяющиеся события, начинаются с
бесконечно малых, скажем, десятилетних чередований и
достигают циклов, продолжительностью в 250, 500, 700 и 1000
лет, которые соверщают оборот в себе и друг в друге. Все они
заключаются внутри Маха-юги — «Великого века», или
цикла по счислению Ману, который сам вращается между двумя
вечностями — пралайями, или Ночами Брамы. Поскольку в
объективном мире материи, то есть в системе следствий, малые
небесные тела и планеты вращаются вокруг Солнца, то и в мире
субъективном, то есть в системе причин, эти бесчисленные
циклы вращаются между тем, что конечный интеллект простого
смертного рассматривает как вечность, а более глубокая, хотя
и все еще конечная интуиция мудреца и философа — лишь как
вечность внутри Вечности. «Как наверху, так и внизу»
— гласит древняя герметическая максима. Для эксперимента в
этом направлении доктор Цассе избрал статистическое
исследование всех войн, занесенных в историю, как предмет,
который поддается научной проверке легче других. Дабы
наглядно пояснить его самым простым и понятным способом, д-р
Цассе представляет периоды войн и периоды мира в виде малых
и больших волнообразных линий, разбегающихся по пространству
Древнего мира. Сама идея не нова, ибо такое изображение
применялось для подобных пояснений многими древними и
средневековыми мистиками на словах и в рисунках, например
Генри Кунратом.
Оно прекрасно отвечает этому назначению и предоставляет нам
необходимые факты. Прежде чем перейти к цикличности войн,
автор приводит данные о возвышении и упадке великих мировых
империй и отмечает их роль во всемирной истории. Он говорит,
что если разделить карту древнего мира на пять частей —
Восточную, Центральную и Западную Азию, Европу (Восточную и
Западную) и Египет, то можно легко проследить, что каждые
двести пятьдесят лет через эти районы проходит огромная
волна, принося в каждый из них поочередно события своего
предшествующего появления. Эту волну можно назвать
«историческою волною» 250-летнего цикла. Приглашаем читателя
последовать за этим мистическим числом.
Первая из
этих волн возникла в Китае, за две тысячи лет до Рождества
Христова — в «золотой век» этой империи, век философии,
открытий и реформ.
В 1750 году до Р.Х. монголы Центральной Азии создают мощную
империю. В 1500 году до Р.Х. Египет восстает из временного
упадка и распространяет свое влияние на многие страны Европы
и Азии, а около 1250 года до Р.Х. историческая волна
докатывается до Восточной Европы, наполняя ее духом
экспедиции аргонавтов; она затихает в 1000 году до Р.Х.,
вместе с осадой Трои.
Вторая
историческая волна появляется примерно в то же время в
Центральной Азии.
Скифы покидают свою степь и к 750 году до Р.Х. наводняют
соседние страны, направляясь к югу и западу; в Западной Азии
примерно в 500 году до Р.Х. начинается эпоха пышного
расцвета Древней Персии; эта волна движется на восток
Европы, где приблизительно в 250 году до Р.Х. Греция
достигает высочайшего уровня своей цивилизации и культуры, и
далее на запад, где при рождении Христа Римская империя
оказывается в апогее могущества и величия.
Опять-таки в
этот период мы наблюдаем подъем третьей исторической волны
на Дальнем Востоке. После длительных революций Китай вновь
образует могучую империю, и его искусство, наука и торговля
снова процветают. Через двести пятьдесят лет из глубины
Центральной Азии появляются гунны; в 500 году нашей эры
образуется новое и могущественное Персидское царство; в 750
году в Восточной Европе возникает Византийская империя, а в
1000 году в Западной Европе — Священная Римская империя,
которая вскоре достигает исключительного богатства и
великолепия.
В это время
с Востока приближается четвертая волна. Китай вновь
процветает; в 1250 году монгольская волна, идущая из
Центральной Азии, наводняет огромное пространство суши,
захватывая и Россию. Около 1500 года в Западной Азии
поднимается во всей своей мощи Оттоманская империя и
завоевывает Балканский полуостров; но в то же время в
Восточной Европе Россия сбрасывает татарское иго и примерно
в 1750 году, в царствование императрицы Екатерины,
неожиданно достигает величия и увенчивает себя славой. Волна
непрерывно движется дальше на Запад, и начиная с середины
прошлого века Европа переживает эпоху революций и реформ; и
если, как говорит автор, «позволительно пророчествовать, то
к двухтысячному году Европа будет переживать один из
редчайших в истории периодов культуры и прогресса».
Российская пресса, приняв к сведению этот намек, считает,
что «к тому времени восточный вопрос будет полностью
урегулирован, национальные разногласия европейских народов
устранены и заря нового тысячелетия ознаменуется
уничтожением армий и союзом между всеми европейскими
империями». Признаки возрождения также стремительно
возрастают в Японии и Китае, как бы указывая на приближение
новой исторической волны к Дальнему Востоку.
Если от
цикла в два с половиной столетия обратиться к циклам,
налагающим свой отпечаток на каждый век, и, суммируя события
древней истории, проследить становление и расцвет империй,
то можно убедиться, что начиная с 700 года до Р.Х.
надвигалась 100-летняя волна, возвышая поочередно следующие
народы: ассирийцев, мидян, вавилонян, персов, греков,
македонцев, карфагенян, римлян и германцев.
Поразительная периодичность войн в Европе была также
отмечена доктором Цассе. Начиная с 1700 года н.э. каждые
десять лет знаменовались либо войной, либо революцией.
Периоды усиления и ослабления военной лихорадки у
европейских народов представляют собою волну, удивительно
регулярную по своей периодичности и текущую непрестанно,
словно гонимую неким невидимым, незыблемым законом. В силу
того же мистического закона, похоже, эти события совпадают с
астрономической волной, или циклом, который при каждом новом
обороте сопровождается весьма заметным появлением пятен на
Солнце. Периоды, когда европейские державы являли наиболее
разрушительную энергию, отмечены циклом длительностью в 50
лет. Перечислять их все от начала истории — занятие слишком
утомительное и долгое. Поэтому мы ограничим наше
исследование только циклом, начинающимся с 1712 года, когда
все европейские народы воевали одновременно — в Северной
и Турецкой войнах, в войне за трон Испании. Около 1761 года
— в Семилетней войне; в 1810-м — в войнах Наполеона I. К
1861 году волна немного отклонилась от своего постоянного
курса, но годы, непосредственно ей предшествовавшие и
следовавшие за нею, как бы компенсируя это отклонение и
движимые, возможно, с необычайною силою, оставили в истории
рекорды наиболее жестоких и кровавых войн: Крымской войны в
предыдущем периоде и Гражданской войны в Америке — в
последующем. Периодичность войн между Россией и Турцией
кажется в высшей степени удивительной и являет собой весьма
характерную волну. Вначале интервалы между повторяющимися
циклами составляют тридцать лет — 1710-й, 1740-й, 1770-й;
затем эти интервалы уменьшаются, и мы имеем двадцатилетний
цикл — 1790-й, 1810-й, 1829-1830-й; далее эти интервалы
опять увеличиваются — 1853-й и 1878-й. Но если мы примем к
сведению длительность прилива волны, приносящей цикл войн,
тогда в центре этого цикла — с 1768 по 1812 годы — мы будем
иметь три войны продолжительностью в семь лет каждая, а в
начале и конце — двухлетние войны. Наконец, автор приходит к
заключению, что ввиду этих фактов совершенно невозможно
отрицать наличие регулярной периодичности во всплеске
психических и физических сил у народов мира. Он доказывает,
что в истории всех народов и империй Древнего мира наиболее
важными были тысячелетние и столетние циклы, равно как и
циклы меньшей длительности — пятидесяти- и десятилетние, ибо
все они неизменно приносили с собою более или менее
значительное событие в историю народа, захваченного этими
историческими волнами.
История
Индии, в сравнении с историей других стран, представляется
наиболее туманной и наименее восполнимой. Однако если бы ее
великие события были зафиксированы в их последовательности,
а анналы хорошо изучены, то закон цикличности, относительно
периодов войн, голода, политических кризисов и других
явлений, проявил бы себя и здесь с такою же силой, как и в
любой другой стране.
Во Франции
некий парижский метеоролог, давший себе труд собрать
статистические данные о самых холодных сезонах, обнаружил,
что особо суровыми зимами отличались годы, в которых
присутствовала цифра 9. Его данные таковы: в 859 году после
Р.Х. северная часть Адриатического моря замерзла и в течение
трех месяцев была скована льдом. В 1179 году земля покрылась
снегом толщиной в несколько футов, даже в зонах с очень
умеренным климатом. В 1209 году во Франции глубокий снег и
сильный мороз привели к такому бедственному положению с
фуражом, что б'ольшая часть крупного рогатого скота в
стране погибла. В 1249 году Балтийское море между Россией,
Норвегией и Швецией в течение многих месяцев было затянуто
льдом, и связь поддерживалась с помощью саней. В 1339 году в
Англии стояла такая ужасная зима, что масса народу погибла
от холода и голода. В 1409 году река Дунай замерзла на всем
своем протяжении — от истоков до впадения в Черное море. В
1469 году все виноградники и фруктовые сады погибли от
мороза. В 1609 году во Франции, Швейцарии и северной Италии
люди вынуждены были оттаивать хлеб и другую провизию перед
едой. В 1639 году значительная часть порта Марсель была
затянута льдом. В 1659 году в Италии замерзли все реки. В
1699 г. во Франции и Италии была самая суровая и длинная
зима. Цены на продукты питания так сильно поднялись, что
половина населения умерла от голода. В 1709 году зима была
не менее ужасной. Во Франции, Италии и Швейцарии почва
промерзла на глубину в несколько футов, а море как на
севере, так и на юге покрылось плотною коркой льда толщиной
в несколько футов, сковав на многие мили обычно не
замерзающие воды. Множество диких зверей, выгнанных стужей
из своих лесных берлог и нор, искало убежища в деревнях и
даже в городах, а птицы сотнями замертво падали на землю.
В 1729, 1749
и в 1769 годах (двадцатилетние циклы) все реки и водоемы
Франции в течение многих недель были затянуты льдом, а
фруктовые деревья погибли. В 1789
году суровая зима вновь посетила Францию. В Париже термометр
показывал 19 градусов мороза. Но самая суровая зима пришлась
на 1829 год. 54 дня все дороги Франции были занесены снегом
толщиной в несколько футов, и все реки замерзли. В тот год
голод и нищета в этой стране достигли своего апогея. В 1839
году во Франции снова была исключительно тяжелая и холодная
зима. И ныне зима 1879 года снова предъявила свои
статистические права, подтвердив фатальное влияние числа 9.
Мы предлагаем метеорологам других стран последовать примеру
и провести подобные исследования, так как тема эта,
бесспорно, одна из самых увлекательных и познавательных.
Вышеизложенного, однако, достаточно, чтобы доказать, что ни
идеи Пифагора о таинственном влиянии чисел, ни теории
древних мировых религий и философий не являются
поверхностными и бессмысленными, как в том хотели бы уверить
мир некоторые чересчур ретивые вольнодумцы.

К началу страницы → Сборник "Последний Век Манвантары". Оглавление