Е.П.Блаватская

Космический Разум

(сборник статей)

Приложение II

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ

Можно ли дать какое-нибудь справедливое обоснование тому, что животным приходится временами принимать такую мучительную смерть, как, например, во время недавнего пожара на юге Англии, где сгорело несколько конюшен и в них шестнадцать лошадей? И такие случаи нередки. А ведь эти несчастные создания лишены даже того утешения, которое дарит почти каждому человеку мощный инстинкт, побуждающий нас верить в преходящий характер страданий и самой смерти и в возможность жизни после них; и потому животные должны переживать страдания гораздо острее, тем более что их сознание целиком сосредоточено на текущем моменте. Мне уже доводилось слышать некоторые указания на сей счет, но ни одно из них не содержало ясного и вразумительного объяснения, не противоречащего принципу справедливости, которая, как известно, является краеугольным камнем теософии. Трансмиграция[1] отрицается, но даже если бы она существовала, вряд ли она смогла бы вразумительно объяснить, почему существам, лишенным высших принципов, приходится так страдать, ведь в случае подобного разделения принципов не приходится говорить о какой-либо ответственности. Но, с другой стороны, если мы признаем возможность бесполезных или незаслуженных страданий, мы тем самым проложим путь к полному уничтожению философской концепции кармы, с таким удовольствием воспринятой глубокомыслящими людьми, которым прежде не давала покоя явная несправедливость многих жизненных превратностей и трагической участи бесчисленного множества людей. Почему безвредное создание должно погибать в пламени пожара или подвергаться вивисекции? Если на эту загадку существования в животном мире боли и страданий может быть пролит, простыми и понятными словами, хоть какой-то свет, ваши объяснения будут с благодарностью восприняты многими читателями, включая

Автора письма.

 

Животные переживают страдания не так глубоко, как люди, и не помнят о пережитых страданиях, если не напоминать им о них, демонстрируя орудия пытки: как, например, в случае с побитой собакой, которой показывают кнут. Опять же, животные практически сразу перевоплощаются в более высокоразвитых животных организмах. Далее, страдание есть причина знания, и перевоплощающееся существо приобретает таким образом опыт, даже если его организм умирает при этом мучительной смертью. И к тому же, физическое страдание связано с самым низким и самым майявическим уровнем; и потому животные, хотя и нередко испытывают физические мучения, свободны от более глубинных переживаний, на кресте которых непрестанно распинается человек — даже если он совершенно здоров и окружен роскошью. По правде говоря, когда мы размышляем о таких проблемах, как неописуемые ужасы вивисекции, мы временами склонны больше жалеть самих вивисекторов, нежели их истерзанные болью жертвы, ибо жестокие муки совести, которые рано или поздно придется пережить первым, тысячекратно превзойдут те сравнительно кратковременные страдания, которые приходится переживать по их вине безмолвным страдальцам.

 

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», Vol. VI, № 34, June, 1890, с. 336. 


 

[1] * Трансмиграция — в данном случае имеется в виду переселение человеческих душ в животных.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Космический Разум" 

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU