Если попытаться определить этот удивительный образ одним
емким словом, которыми столь богат наш язык, то думается,
что это будет Странник... — неутомимый искатель,
скитающийся по белому свету в неутолимой жажде живой воды
Высшей Правды и Высшей Мудрости. Мирская неправда, ложное
знание, суеверие и несправедливость человеческие, вставая
препятствиями на этом бездорожном пути, лишь обостряют
стремление путника — найти, обрести... и разделить с
ближними...
Одна из притч Круга странников «Светлого Града», со слов
которой мы и начали это краткое введение, содержит по этому
поводу такое наставление:
«Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них
тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все
искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил
— хочу? ... Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок луга
странников — подорожник...»
Именно этот круг идей определил всю жизнь, творчество и
деятельность Е.П.Блаватской с самого раннего детства до
последних дней жизни. Весь ее неисповедимый для нас сегодня
жизненный путь — одно большое странствие по самым разным
уголкам мира и духовной культуры человечества, одно
широчайшее — вне всяких догматических границ — искание
единой духовной истины. Эти же мысли и стремления стали
основой созданного ею Теософского Общества и всех ее
литературных и философских трудов.
Наиболее широкой известностью пользуются ныне ее
фундаментальные работы: «Разоблаченная Изида», «Тайная
Доктрина», «Теософский словарь», «Ключ к теософии»,
историко-литературные очерки Индии: «Из пещер и дебрей
Индостана», «Загадочные племена на Голубых горах», «Дурбар в
Лахоре» и, конечно же, поэтически проникновенные
эзотерические тексты тибетского буддизма: «Голос Безмолвия»,
«Семь Врат» и «Два Пути», впервые переведенные и
прокомментированные ею. Менее популярны до сей поры ее
многочисленные статьи и письма.
Однако, по мнению такого выдающегося авторитета в
эзотерической философии, как Е.И.Рерих, именно статьи
Е.П.Блаватской открывают нам в доступном и вместе с тем
глубоком изложении, как основы, так и самые различные
аспекты исповедуемого ею Учения, а кроме того, дают
возможность увидеть и оценить всю глубину многогранной
личности этой поистине великой женщины.
Действительно, публицистическое наследие Блаватской весьма
велико и необычайно разнообразно. С 1874-го года, с которого
началась ее общественная и литературная деятельность, она
неутомимо писала статьи, очерки, рассказы, письма и заметки
во множество периодических изданий (в основном
спиритуалистического и парапсихологического толка).
Тематика ее выступлений в печати весьма широка, но, тем не
менее, в ней явственно выделяется одна ведущая нить, которой
и последовали составители настоящего сборника и всего
многотомного собрания теософской публицистики Блаватской,
началом которого он является.
С жаром, присущим ее эмоциональной натуре, включается она в
обсуждение проблем реальности медиумических феноменов и их
теоретического истолкования.
Д.Н.Попов