Е.П.Блаватская

В поисках Оккультизма

(сборник статей)

Взыскуя Правды... 

 

«Меж болот мирской неправды,
среди дебрей ложного знания,
минуя скалы человеческой глупости,
обретешь равнину исканий...
А посреди — озеро живой воды...»
 

 

Когда мы обращаемся мысленно к яркому и загадочному образу Елены Петровны Блаватской и ее богатейшему литературному наследию, — мы явственно ощущаем прикосновение к чему-то титанически огромному, необъятному и значительному.

Если попытаться определить этот удивительный образ одним емким словом, которыми столь богат наш язык, то думается, что это будет Странник... — неутомимый искатель, скитающийся по белому свету в неутолимой жажде живой воды Высшей Правды и Высшей Мудрости. Мирская неправда, ложное знание, суеверие и несправедливость человеческие, вставая препятствиями на этом бездорожном пути, лишь обостряют стремление путника — найти, обрести... и разделить с ближними...

Одна из притч Круга странников «Светлого Града», со слов которой мы и начали это краткое введение, содержит по этому поводу такое наставление:

«Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил — хочу? ... Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок луга странников — подорожник...»

Именно этот круг идей определил всю жизнь, творчество и деятельность Е.П.Блаватской с самого раннего детства до последних дней жизни. Весь ее неисповедимый для нас сегодня жизненный путь — одно большое странствие по самым разным уголкам мира и духовной культуры человечества, одно широчайшее — вне всяких догматических границ — искание единой духовной истины. Эти же мысли и стремления стали основой созданного ею Теософского Общества и всех ее литературных и философских трудов.

Наиболее широкой известностью пользуются ныне ее фундаментальные работы: «Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина», «Теософский словарь», «Ключ к теософии», историко-литературные очерки Индии: «Из пещер и дебрей Индостана», «Загадочные племена на Голубых горах», «Дурбар в Лахоре» и, конечно же, поэтически проникновенные эзотерические тексты тибетского буддизма: «Голос Безмолвия», «Семь Врат» и «Два Пути», впервые переведенные и прокомментированные ею. Менее популярны до сей поры ее многочисленные статьи и письма.

Однако, по мнению такого выдающегося авторитета в эзотерической философии, как Е.И.Рерих, именно статьи Е.П.Блаватской открывают нам в доступном и вместе с тем глубоком изложении, как основы, так и самые различные аспекты исповедуемого ею Учения, а кроме того, дают возможность увидеть и оценить всю глубину многогранной личности этой поистине великой женщины.

Действительно, публицистическое наследие Блаватской весьма велико и необычайно разнообразно. С 1874-го года, с которого началась ее общественная и литературная деятельность, она неутомимо писала статьи, очерки, рассказы, письма и заметки во множество периодических изданий (в основном спиритуалистического и парапсихологического толка).

Тематика ее выступлений в печати весьма широка, но, тем не менее, в ней явственно выделяется одна ведущая нить, которой и последовали составители настоящего сборника и всего многотомного собрания теософской публицистики Блаватской, началом которого он является.

С жаром, присущим ее эмоциональной натуре, включается она в обсуждение проблем реальности медиумических феноменов и их теоретического истолкования.

Д.Н.Попов

К началу страницы → К оглавлению сборника "В поисках Оккультизма"

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU