Вопрос.
Я очень люблю животных и хотел бы облегчить их страдания.
Что могло бы придать мне сил в этом благородном деле?
Ответ.
Истинная и бескорыстная любовь, в сочетании с
волей, уже сама по себе «сила». Только тем, кто любит
животных, следует проявлять свою любовь более действенным
образом, нежели просто украшать своих питомцев ленточками и
отправлять их выть и скрести когтями землю на всевозможных
выставках.
* * *
Вопрос.
Почему благородные животные так часто страдают под властью
человека? Вряд ли этот мой вопрос нуждается в дополнительных
пояснениях. Наши города стали настоящими пыточными
застенками для животных, которых человек использует, не
заботясь ни о чем, кроме собственной выгоды или
удовольствия! И чем животное благороднее, тем больше ему
приходится страдать.
Ответ.
В сутрах, или афоризмах карма-па — секты,
которая является ответвлением великой тибетской школы
гелугпа (желтошапочных) и чье название говорит само за себя
(«верующие в неотвратимость кармы» — действия, или благого
деяния), упасака спрашивает Учителя: почему судьба животных
так изменилась в последнее время? Если в древние времена
никто не убивал и не мучил животных возле буддистского или
любого другого храма в Китае, то сейчас их убивают и
свободно продают на рынках многих городов и т.д. И вот какой
последовал ответ:
«...Не вини природу за эту беспримерную несправедливость. И
не ищи понапрасну объяснения сей жестокости в кармических
следствиях, ибо тенбрел-чугньи (причинная связь, нидана) не
даст тебе ответа. Это непрошенный приход пелинга
(иностранца-христианина), трое жестоких богов которого не
говорят ни слова в защиту слабых и малых существ
(животных), стал причиной беспрестанных и душераздирающих
страданий наших бессловесных братьев...»
Разумеется, ответ на поставленный выше вопрос приведен здесь
в сильно сокращенной форме. Как ни оскорбительно это будет
звучать для некоторых священнослужителей и верующих, но
ответственность за это вселенское страдание целиком ложится
на западные религии и систему воспитания. Каждая восточная
философская система, так же как и каждая религия и секта в
древности, — брахманистская, египетская, китайская и,
наконец, самая чистая и благородная из всех существующих
этических систем — буддизм — призывает относиться
по-доброму ко всем живым существам, от животных и птиц
до пресмыкающихся и даже земноводных. Только западная
религия держится в этом плане особняком, как монумент самому
титаническому эгоизму, когда-либо приходившему на ум
человеку, ибо в ее учениях действительно не сказано ни слова
в защиту бедных животных. Напротив, западная теология
периодически подчеркивает одну фразу из иеговистской главы о
«Сотворении мира», предъявляя ее как доказательство того,
что животные, как и все остальное творение, созданы
исключительно для человека! Ergo охота стала
изысканным развлечением для верхушки общества, и
каждую осень миллионы птиц оказываются ранеными,
истерзанными и убитыми во всех христианских странах, просто
ради забавы. Отсюда и безжалостное и даже откровенно
жестокое отношение к лошадям и волам, когда они молоды,
сменяющееся преступным безразличием к их судьбе, когда они
становятся негодными для работы, и черная неблагодарность
после долгих лет рабского труда и самоотверженного служения
человеку. В какой бы стране ни появился европеец, в ней тут
же начинаются убийства и бессмысленное истребление животных.
«Убивал ли обвиняемый животных ради собственного
удовольствия?» — спросил во время слушания по делу об
убийстве неким человеком собственной сестры судья-буддист,
живший в приграничном городе Китая, куда уже проникли
благочестивые европейские священники и миссионеры. И,
услышав утвердительный ответ, так как обвиняемый был в
услужении у русского полковника — «могучего охотника перед
лицом Господа», признал его виновным в убийстве, не требуя
более никаких доказательств, и, как подтвердилось
впоследствии, приговор был вынесен вполне заслуженно.
Но разве христианство или простые христиане повинны в
сложившейся ситуации? Отнюдь. Во всем виновата вредная
теологическая система, долгие столетия засилья теократии и
непрестанно растущий эгоизм в «цивилизованных» западных
странах. Так что же мы можем поделать?
Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. II, №
9, May, 1888, p. 258-259.
К началу страницы → К оглавлению сборника "Что есть Истина?"