Е.П.Блаватская
Феномен Человека
(сборник
статей)

"Дух" и
"душа"
[Редактору "The
Spiritualist"]
[Статья
впервые опубликована в "The Spiritualist", London, February
18, 1878, р. 68-69, — под заголовком "Мадам Блаватская о
взглядах теософов". Позднее публиковалась также под
названием "Взгляды теософов".]
Сэр! Позвольте скромному теософу
впервые выступить на страницах вашей газеты и сказать
несколько слов в защиту наших убеждений. В номере за 21-е
декабря прошлого месяца один из ваших корреспондентов,
мистер Кроушер, делает следующие смелые утверждения:
"Если бы теософы до конца постигли
природу души и духа и их взаимосвязь с телом, они бы тогда
поняли, что если душа покидает тело, то вернуться уже не
может. Дух может отойти, но если однажды отходит душа, она
отходит навеки".
Это заявление столь туманно и
двусмысленно, что если под термином "душа" он подразумевает
не жизненный принцип, то я могу только предположить, что он
впадает в распространенную ошибку, называя астральное тело
духом и бессмертную сущность — "душой". Мы же, теософы,
поступаем vice versa, как об этом уже говорил полковник
Олькотт.
Кроме необоснованного обвинения нас в
невежестве, мистер Кроушер выражает идею (для него
характерную), что проблема, занимавшая умы метафизиков всех
веков, в наше время уже решена. Трудно представить, чтобы
теософы или кто-нибудь еще "до конца" проникли в природу
души и духа и в их взаимосвязь с телом. Такое достижение
свойственно лишь Всезнанию; мы же, теософы, следуя путем,
проложенным стопами древних мудрецов в зыбучих песках
экзотерической философии, можем лишь надеяться на
приближение к абсолютной истине. Очень сомнительно, что
мистер Кроушер достигнет большего, пусть даже он и
"вдохновленный медиум", приобретший опыт "во время
постоянных сеансов с одним из лучших медиумов" вашей страны.
Предоставим времени и спиритуалистической философии решить
наш спор. Когда какой-нибудь Эдип нашего или следующего
столетия разрешит вечную загадку человека-сфинкса, все
современные догмы, даже любимые спиритуалистами, исчезнут,
как чудовище Фив, согласно легенде, бросившееся в море с
утеса, исчезнув навсегда.
Не далее как 18 февраля 1876-го года,
ваш ученый корреспондент "М.А.(Оксон)"[1],
в статье "Душа и Дух", указывал на путаницу в этих терминах,
часто встречаемую у других писателей. Поскольку и сегодня
дела обстоят не лучше, то я, пользуясь удобным случаем, хочу
показать м-ру Кроушеру и другим спиритуалистам, чьим
представителем его можно считать, как превратно они поняли
полковника Олькотта и взгляды нью-йоркских теософов.
Полковник Олькотт не утверждал и никак не подразумевал, что
бессмертный дух покидает тело для медиумических проявлений.
И все же м-р Кроушер уверен, что это так, ибо слово "дух"
для него означает внутреннего, астрального человека, или
двойника. Олькотт же сказал следующее:
"Медиумические физические феномены
производят не чистые духи, но "души" — воплощенные или
развоплощенные — и обычно с помощью элементалов".
Любой думающий читатель должен
сознавать, что, заключая слово "души" в кавычки, автор тем
самым подчеркивает понимание его в переносном смысле. Как
теософ, он мог бы выразиться более точно и более философски:
"астральный дух", "астральный человек" или двойник.
Следовательно, критика здесь совершенно неуместна. Я
поражаюсь столь огульному охаиванию на столь шатких
основаниях. В конце концов, наш президент лишь выдвигает на
рассмотрение идею о триаде человека, как это делали античные
и восточные философы и их достойный ученик Павел,
полагавший, что телесная субстанция, плоть и кровь, насыщена
psyche — душой, или астральным телом — благодаря которой в
ней поддерживается жизнь. Эта доктрина — что человек есть
триада: дух, или Nous, душа и тело — преподавалась апостолом
язычников гораздо шире и яснее, нежели его христианскими
последователями (см. 1-е послание к Фессалоникийцам, 5, 23).
Но явно забыв или не удосужившись "досконально" изучить
трансцендентные взгляды древних философов и христианских
апостолов по данному вопросу, мистер Кроушер рассматривает
душу (psyche) как дух (Nous) и vice versa.
Буддисты, разграничивая в человеке три
сущности (которые рассматриваются как единое целое на пути к
Нирване), подразделяют еще и душу на несколько частей, давая
каждой из них и их функциям особое наименование. Таким
образом они избегают путаницы. Так же поступали и древние
греки, полагая, что psyche является bios'ом — физической
жизнью и одновременно thumos'ом — натурой страстей и
желаний; при этом животные обладают лишь низшей способностью
души — инстинктом. Душа-psyche сама по себе является
соединением, consensus'ом или союзом bios'а — физических
жизненных сил, epithumia — естественных влечений и
phrenos'а, mens'а — тот есть ума. Возможно, сюда следует
включить и animus. Последняя состоит из эфирной субстанции,
которая наполняет собою всю вселенную и исходит от души мира
— Anima Mundi, или буддийской Свабхават[2]
— что не есть дух; хотя она неосязаема и неощутима, но всё
же, по сравнению с духом или чистой абстракцией, она
является объективной материей. Вследствие своей сложной
природы, душа может опуститься и настолько тесно слиться с
физической сущностью, что всякое моральное воздействие на
нее высшей жизни прекращается. С другой стороны, она может
настолько тесно соединиться с nous'ом, или духом, что
начинает разделять его мощь; в таком случае ее "носитель",
физический человек, становится Богом даже во время своей
земной жизни. До тех пор, пока душа не сольется с духом —
либо во время земной жизни, либо после физической смерти —
индивидуальный человек не станет бессмертным как сущность.
Psyche рано или поздно распадается. Человек может обрести
"весь мир", но "душу" свою потерять. Павел, проповедовавший
anastasis — непрерывное существование индивидуальной
духовной жизни после смерти — говорил, что тленное
облекается в нетленное. Духовное тело, конечно же, не
является одним из тех тел — видимых и ощутимых larvae —
которые появляются на спиритических сеансах и ошибочно
называются "материализованными духами". Когда metanoia —
полное развитие духовной жизни — поднимает духовное тело из
физического (развоплощенного, тленного астрального человека,
которого Олькотт и называет "душой"), оно становится, в
строгом согласии с достигнутым прогрессом, всё большей и
большей абстракцией для телесных чувств. Оно может
воздействовать, вдохновлять и даже сообщаться с людьми
субъективно; его можно ощутить, а в тех редких случаях,
когда ясновидец абсолютно чист и сознание его ясно, даже
увидеть духовным глазом (это глаз очищенной psyche — души).
Но разве может оно проявиться объективно?
Вы вскоре убедитесь, что применять
термин "дух" к материализованным eidola ваших
"формо-проявлений" — совершенно недопустимо, и непременно
нужно что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, ибо эту тему
уже начали обсуждать ученые. В лучшем случае, эти феномены
являются если и не тем, что греки называли phantasma, то
phasma, то есть призраками.
У ученых, мыслителей и особенно у
наших современных savants физический принцип более или менее
пронизан материальным, и "то, что от духа, они почитают
безумием и не могут разуметь" (Первое Послание к Коринфянам,
2, 14). Выходит, Платон был по-своему прав, презирая
землемерство, геометрию и арифметику, ибо все они
игнорировали высшие идеи. Плутарх учил, что в момент смерти
Прозерпина отделяет тело душу, и тогда душа становится
свободным и независимым demon'ом (daimon'ом). После этого
праведные подвергаются второму разложению: Деметра отделяет
psyche от nous'а, или pneum'ы. Первая со временем
распадается на эфирные частицы — отсюда неизбежное
растворение и последующее уничтожение человека, являющегося
по смерти сущностью чисто психической. Последний — nous —
возносится к своей высшей Божественной мощи и постепенно
становится чистейшим, Божественным духом. Капила, как и все
восточные философы, презирал чисто психическую природу души.
Именно это скопление грубейших частиц души, месмерических
выделений человеческой натуры — насыщенной всеми земными
желаниями и пристрастиями, пороками, недостатками и
слабостями, образующими астральное тело (которое может стать
объективным при определенных обстоятельствах) — буддисты
именуют скандхам[3]
(группами), а полковник Олькотт для удобства окрестил
"душой".
Буддисты и брахманы учат, что человек
не может достигнуть индивидуальности, пока не освободится от
последней из этих скандх — конечной частицы земного порока.
Отсюда их доктрина метемпсихоза, столь осмеянная и
совершенно непонятая нашими величайшими востоковедами. Даже
физики учат, что частицы, составляющие физическое тело, в
процессе эволюции преобразуются природой во множество
различных низших физических форм. Почему же тогда считают
нефилософским и ненаучным утверждение буддистов, что
полуматериальные скандхи астрального человека (его ego,
вплоть до окончательного очищения) идут на эволюцию малых
астральных форм (которые, конечно, входят в состав чисто
физических тел животных), как только он сбрасывает их в
своем продвижении к Нирване? Следовательно, мы можем
сказать, что пока развоплощенный человек сбрасывает частицу
этих сканд, часть его воплощается в телах растений и
животных. И если он, развоплощенный астральный человек,
настолько материален, что "Деметра" не может найти ни
малейшей искры пневмы, чтобы вознести ее к "божественной
мощи", то личность, если можно так выразиться, постепенно
распадается и идет в эволюционную переработку — или, как это
аллегорически поясняют индусы, проводит тысячелетия в телах
нечистых животных. Здесь мы видим, как в совершенном
согласии друг с другом, по одну сторону выстраиваются в ряд
древние греки и индусские философы, современные восточные
школы и теософы; по другую же, в совершенном беспорядке,
стоит блестящая армия "вдохновленных медиумов" и "духовных
водителей". И хотя среди последних не найдется и двух,
согласных между собой в том, что является истиной, а что
нет, все они единодушно отрицают любое из философских
учений, какое бы мы ни приводили!
Всё это не означает, что я или
кто-либо из настоящих теософов недооцениваем истинных
спиритических феноменов и философии, что мы меньше верим в
возможность общения между чистыми смертными и чистыми
духами, нежели между порочными людьми и порочными духами,
или же между добродетельными людьми и порочными духами при
неблагоприятных условиях. Оккультизм — квинтэссенция
спиритуализма, в то время как современный — популярный
спиритуализм — я не могу охарактеризовать иначе, как
фальсифицированную, неосознанную магию. Мы даже скажем, что
все известные и замечательные личности, все величайшие гении
— поэты, художники, скульпторы, музыканты, бескорыстно
трудившиеся когда-либо над воплощением своих высших идеалов
— все они были спиритически вдохновляемы; не медиумы (как
называют их многие спиритуалисты) — эти пассивные орудия в
руках управляющих ими водителей — но воплощенные,
просветленные души, сознательно работающие в сотрудничестве
с чистыми развоплощенными человеческими и воплощенными
высшими Планетарными Духами, ради совершенствования и
одухотворения человечества. Мы верим, что всё в материальной
жизни теснейшим образом связано с духовными факторами. Что
касается психических феноменов и медиумизма, то мы полагаем,
что только когда пассивный медиум изменится, вернее,
перерастет в сознательного медиатора — только тогда он
сможет различать хороших и дурных духов. Мы действительно
верим, а также знаем, что пока человек воплощен (не считая
высочайших адептов), он не может состязаться в могуществе с
чистыми развоплощенными духами, которые, освободившись от
всех своих скандх, становятся субъективными для физических
чувств; тем не менее, он может не уступать и даже намного
превзойти в области феноменов — как ментальных, так и
физических — среднего "духа" современного медиумизма. Следуя
этому, вы увидите, что мы более спиритуалисты, в истинном
смысле этого слова, нежели так называемые спиритуалисты,
которые вместо того, чтобы почитать, как мы, истинных духов
— богов — унижают само понятие духа, применяя его к
нечистым, или, в лучшем случае, несовершенным сущностям,
производящим большинство феноменов.
М-р Кроушер, протестуя против
следующих двух утверждений теософов — что ребенок при
рождении является дуадой "и остается таковым, возможно, до
шести или семи лет", и что некоторые порочные личности
уничтожаются по истечении какого-то времени после своей
смерти — выдвигает два возражения, заключающиеся в том: (1)
что медиумы ему описывали трех его детей, "умерших в
возрасте двух, четырех и шести лет", и (2) что он знает
людей, которые были "очень безнравственны", но все же
возвращались на землю. Он говорит:
"Эти утверждения впоследствии
подтвердили прекрасные сущности, которые возвращались и
своим владением законами, управляющими вселенной, доказали,
что достойны доверия".
Я поистине счастлива узнать, что м-р
Кроушер достаточно компетентен, чтобы оценить этих
"прекрасных сущностей" и отдать им пальму первенства над
Капилой, Ману, Платоном и даже Павлом. Ради этого стоит быть
"вдохновленным медиумом". В Теософическом обществе нет таких
"прекрасных сущностей", у которых можно поучиться; но
очевидно, что в то время как м-р Кроушер смотрит на вещи и
оценивает их сквозь призму собственных эмоций — философы,
которых мы изучаем, не принимали от каких бы то ни было
"прекрасных сущностей" ничего, что совершенно не
соответствует всеобщей гармонии, справедливости и равновесию
на проявленном плане вселенной. Герметическая аксиома — "как
внизу, так и вверху" — единственное правило, признаваемое
теософами. Веря в существование духовной и невидимой
вселенной, мы не можем себе представить ее иначе, как
посредством соответствий и сопоставлений с материальной,
объективной вселенной; ибо и логика, и наблюдения
показывают, что последняя является следствием и видимым
проявлением первой и что законы, управляющие обеими —
непреложны.
В своем письме от 7-го декабря
полковник Олькотт удачно иллюстрирует вопрос о потенциальном
бессмертии ссылкой на общепризнанный физический закон
выживания сильнейших. Этот закон приложим как к большому,
так и к малому — от планеты до растения. Он применим также и
к человеку. Недоразвитый младенец мужского пола проживет в
условиях, предназначенных для более развитых представителей
его пола, не дольше, чем несовершенное растение или
животное. В младенческом возрасте высшие способности еще не
развиты, но, как известно, находятся в зачаточном,
рудиментарном состоянии. Младенец — лишь животное, каким бы
"ангелочком" он ни казался своим родителям, что вполне
естественно. Даже самое прекрасное тельце младенца — всего
лишь ларец, готовящийся принять сокровище. Младенец —
животное, эгоистичное создание и больше ничего. В нем нет
ничего даже от души, Psyche, за исключением жизненного
принципа; голод, страх, боль и удовольствие, похоже,
составляют основу всех его понятий. Котенок и тот
превосходит его во всем, кроме возможностей. Серое вещество
мозга также еще не развито. Со временем он начинает
проявлять ментальные способности, но они имеют отношение в
основном лишь к внешним предметам. Развитие ума ребенка
может затронуть только ту часть души, которую Павел называет
душевной, а Иаков и Иуда — чувственной или душевной. Отсюда
слова Иуды [стих 19] — "душевные, не имеющие духа" — и
Павла:
"Душевный человек не принимает того,
что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не
может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно".
[Первое Послание к Коринфянам, 2, 14].
Только взрослого человека,
научившегося различать добро и зло, мы можем назвать
духовным, разумным, обладающим интуицией. Дети же, развитые
до такого уровня, были бы явлением преждевременным,
ненормальным — ошибкой природы.
Почему же тогда ребенок, никогда не
живший иной жизнью, кроме как животной, никогда не
различавший правду от лжи, которому всё равно, жив он или
умер — ибо он не может понять ни жизни, ни смерти — должен
стать индивидуально бессмертным? Человеческий цикл не
завершается, пока человек не пройдет через земную жизнь. Ни
одну ступень испытания и опыта нельзя проскочить. Необходимо
быть человеком, прежде чем стать духом. Мертвый ребенок есть
ошибка природы — он должен жить снова; и та же самая psyche
вновь возвращается на физический план через другое рождение.
Подобные случаи, наряду с врожденными идиотами, как сказано
в "Разоблаченной Изиде" — единственные примеры человеческого
перевоплощения. Если каждый ребенок-дуада бессмертен, то
почему мы должны отказывать в подобном индивидуальном
бессмертии дуаде животного? Тот, кто верит в триаду
человека, знает, что младенец это всего лишь дуада — душа и
тело; и личность, присущая только душе, как нас убедили в
этом философы — бренна. Переживает смерть лишь совершенная
триада. Я говорю триада, ибо по смерти астральная форма
становится внешним телом, внутри которого, подобно psyche на
земле, раскрывается еще более тонкое — и их, в большей или
меньшей степени, осеняет nous. Из-за недостатка места
полковник Олькотт не смог изложить эту доктрину более
подробно, иначе он бы добавил, что даже не все элементарии
(человеческие) уничтожаются. У некоторых из них всё же есть
шанс на спасение. Невероятным усилием они могут удержать
свой третий, высший принцип и, благодаря этому, хотя и
медленно и болезненно, но всё же восходить, сфера за сферой,
сбрасывая при каждом переходе отягощающие прежние покровы и
облачаясь во всё более сияющие духовные оболочки — до тех
пор, пока триада, освободившись от всех временных частиц, не
погрузится в Нирвану и не станет единой — Богом.
Не хватило бы и целой книги, чтобы
перечислить все разновидности элементариев и элементалов;
первых некоторые каббалисты (например, Генри Кунрат)
называли так, чтобы подчеркнуть вовлеченность в земные
стихии, удерживающие их в плену; последних же именуют таким
образом, дабы избежать путаницы, и это название в равной
степени относится и к тем, кто формирует астральное тело
младенца, и к самим духам природы. Элифас Леви, однако, всех
их без разбора называет "элементариями" и "душами". Я
повторяю еще раз: только лишь всецело психический,
развоплощенный астральный человек, окончательно исчезает как
личность. Что же касается частиц, составляющих его psyche,
то они так же неразрушимы, как и атомы любого другого
материального тела.
Воистину, тот, в ком после смерти не
осталось ни единой искры божественного руаха[4]
или nous'а, дающей последний шанс на спасение — настоящее
животное. И все же такие прискорбные исключения имеются — и
не только среди порочных людей, но и среди тех, кто всю свою
жизнь, заглушая мысли о посмертном существовании, убивал в
себе последнее желание достигнуть бессмертия. Только воля
человека — его всемогущая воля — сплетает судьбу, и если
человек твердо убежден, что смерть это разрушение, то он его
и получит. Наш опыт показывает, что выбор физической жизни
или смерти зависит от воли. Некоторые люди, силою выбора,
вырывают себя из челюстей смерти, в то время как другие
уступают малейшей болезни. Что человек делает со своим телом
— он может сделать и со своей развоплощенной psyche.
Ничто из сказанного не противоречит
тому, что медиум видел в астральном свете образы детей м-ра
Кроушера, которые были оставлены либо самими детьми, либо
вызваны отцом, представившим своих детей взрослыми.
Впечатление в последнем случае есть лишь phasma, в то время
как в первом — phantasmaствует с , призрак неразрушимого
отпечатка того, что некогда существовало реально.
В давние времена "посредниками"
человечества были такие люди, как Кришна, Гаутама Будда,
Иисус, Павел, Аполлоний Тианский, Плотин, Порфирий и им
подобные. Все они были адептами, философами — людьми,
которые, проведя всю свою жизнь в чистоте, познании и
самопожертвовании, через испытания, лишения и самодисциплину
достигли божественного озарения и сверхчеловеческих
способностей. Они могли не только производить феномены,
наблюдаемые и в наши дни, но изгоняли "бесов" или демонов из
несчастных одержимых, почитая это своим священным долгом.
Другими словами, избавляли медиума их дней от
"элементариев".
Но в наше время более развитой психики
каждый истеричный сенситив мнит себя пророком — и глядите:
медиумов уже тысячи! Безо всякого предварительного обучения,
самоотречения или хотя бы ограничения своей физической
природы, они полагают, выступая в качестве глашатаев
неопознанных и неопознаваемых разумов, что превзойдут
Сократа в мудрости, Павла — в красноречии, а самого
Тертуллиана — в пламенном и авторитетном догматизме. Теософы
не из тех, кто присваивает себе непогрешимость или признает
ее в других; судя других, они хотели бы, чтобы и их судили
так же.
Итак, во имя логики и здравого смысла,
прежде чем обмениваться эпитетами, давайте представим наши
разногласия на суд разума. Давайте будем все сопоставлять и,
отбрасывая эмоции и предрассудки как недостойные логиков и
экспериментаторов, придерживаться только того, что выдержало
испытание беспощадным анализом.
Е.П.Блаватская
Нью-Йорк,
14 января, 1878.

|