Е.П.Блаватская
Практикум Оккультного Обучения
(сборник статей)
Назад к оглавлению
Пятиконечная звезда
Нижеследующий
комментарий был написан Е.П.Блаватской в ответ на письмо
мистера С.Т.Венкатапати, утверждавшего, что он с успехом
использовал пятиконечную звезду, начертанную на бумаге, с
именем индусского божества внутри пустого пространства, для
лечения и облегчения боли от укусов скорпиона].
За последнее
время в «Theosophist» пришло много писем об эффективности
действия таинственной Пентаграммы.
Наши восточные читатели, наверное, не
знают о том величайшем значении, которое западные каббалисты
придавали этому символу, и, стало быть, вполне уместно
сказать о нем несколько слов именно сейчас, когда он
привлекает к себе столь большое внимание наших читателей.
Подобно шестиконечной звезде, символизирующей макрокосм,
пятиконечная звезда имеет свое собственное глубокое
символическое значение, ибо она представляет микрокосм.
Первая — «двойной треугольник», состоящий из двух
треугольников, белого и черного, пересекающихся и
переплетающихся (символ нашего Общества) — известна в Европе
как «Печать Соломона», а в Индии как «Знак Вишну» и
символизирует вселенский дух и материю; вершина белого
треугольника восходит к небу, а нижняя вершина черного
треугольника устремлена к земле.
Пентаграмма также символизирует дух и материю, но только в
их земном проявлении. Эмблема микрокосма («малой
вселенной»), точно отображающего макрокосм (великий
космос), есть знак превосходства человеческого разума или
духа над грубой материей.
Многие из
тайн каббалистической, или церемониальной магии,
гностические символы и все каббалистические ключи пророчеств
воплощены в этой Пентаграмме, считающейся практиками
халдейско-еврейской каббалы могущественнейшим магическим
орудием. Во время магических вызываний, когда малейшая
нерешительность, ошибка или оплошность фатальны для
оператора, звезда всегда находится на алтаре, вместе с
ладаном и прочими приношениями, а также под треножником для
магических вызываний. В зависимости от положения ее вершин,
она «призывает добрых или злых духов, изгоняет, удерживает
или подчиняет их», говорят каббалисты. Ее «оккультные
свойства проявляются через посредничество элементальных
духов», утверждает «Новая американская энциклопедия» в
статье «Магия», применяя к некоторым духам прилагательное «элементальный»
— слово, изобретение которого, между прочим, спиритуалисты
приписали теософам, тогда как «Новая американская
энциклопедия» была опубликована на двадцать лет раньше
создания Теософского Общества. «Эту таинственную фигуру [пятиконечную
звезду] д'олжно освятить четырьмя элементами, овеять,
окропить водой и высушить в дыму драгоценных благовоний;
затем на нее нашептываются имена великих духов — таких, как
Габриель, Рафаель, Орифиель — и еще буквы священного
Тетраграмматона и другие каббалистические слова, которые
фантастическим образом запечатлеваются на ее поверхности», —
добавляет «Энциклопедия», заимствуя свои сведения из книг
древних каббалистов средневековья и более современной работы
Элифаса Леви «Учение и ритуал высшей магии». Современный
лондонский каббалист, величающий себя «Адептом»,
корреспондент лондонской спиритуалистической газеты,
высмеивает восточную теософию и с удовольствием сделал бы из
нее, если бы смог, рабыню еврейской каббалы, с ее
халдейско-финикийской ангелологией и демонологией. Вероятно,
этот новоявленный Калиостро станет объяснять силу
воздействия пятиконечной звезды вмешательством магически
вызванных им добрых «гениев»; тех джиннов, которых,
подобно Соломону, он, по-видимому, закупорил в бутылку,
запечатав горлышко сосуда «печатью царя Соломона», которую
сей мифический властелин слепо скопировал с индусского знака
вайшнавов, как и другие вещи, вывезенные им из не менее
мифического Офира, если только его корабли вообще когда-то
туда заходили. Но объяснение, данное теософами случайному
успеху в облегчении боли (например, от укусов скорпиона)
путем наложения Пентаграммы — успеху, который при знании
порождающей его причины мог бы стать для некоторых
постоянным и убедительным — несколько менее
сверхъестественное и отвергает любую теорию
посредничества «духов», будь то духи человеческие или
элементальные. Правда, пятиконечная форма звезды
имеет к этому некоторое отношение, как мы сейчас поясним, но
она зависит и полностью подчиняется главному посреднику в
этом действии, альфе и омеге «магической силы»
— человеческой воле. Все атрибуты церемониальной
магии: благовония, одеяния, начертанные иероглифы и ритуалы
— хороши, но лишь для начинающего, неофита, чьи силы должны
еще развиться, мышление — определиться в процессе магических
операций, а воля — натренироваться, сосредотачиваясь
на таких символах. Каббалистическая аксиома о том, что маг
может стать повелителем элементальных духов, только
превзойдя их смелостью и отвагой в их собственных стихиях,
имеет аллегорический смысл. Лишь для проверки моральной силы
и смелости кандидата придумали иерофанты устрашающие
испытания посвящения в древние мистерии; и, таким образом,
неофит, доказавший свое бесстрашие в воде, огне, воздухе и
посреди кошмаров киммерийской тьмы, провозглашался
повелителем ундин, саламандр, сильфов и гномов. Он «заставлял
их повиноваться» и «мог вызывать духов», ибо, изучив и
ознакомившись с первичной сущностью оккультной, сокрытой
природы и соответствующими свойствами стихий, он мог по
желанию производить самые удивительные, «оккультные»
феномены путем различных сочетаний этих свойств — сочетаний,
доселе неведомых профану, поскольку прогрессивная и
экзотерическая наука, продвигаясь медленно и осторожно,
может открывать непознанные явления лишь одно за другим и в
строгой последовательности, так как и поныне пренебрегает
знаниями тех, кто овладел всеми тайнами природы много веков
назад. Многочисленны оккультные тайны, выведанные и
выхваченные наукою у древней магии, и все-таки она
отказывается признать за нею даже то, что знали (как уже
доказано) древние ученые-эзотерики или «Адепты». Но не стоит
отклоняться от нашей темы, и мы возвращаемся к мистическому
влиянию Пентаграммы.
«Что в
символе?» — спросит наш читатель. «Не более того, что в
имени», — ответим мы: ничего, кроме того, что он, как
сказано выше, помогает сконцентрировать внимание и, стало
быть, пригвоздить волю оператора к определенному
месту. Именно магнетический, месмерический флюид, исходящий
из кончиков пальцев руки, очерчивающей пентаграмму, лечит
или, по крайней мере, останавливает острую боль, притупляя
чувствительность нервов, но не сама фигура. И все же
есть знатоки, способные доказать, что пятиконечная звезда,
чьи вершины представляют пять важнейших частей тела, пять
каналов в человеке — голову, две руки и две ноги — откуда
мощнее всего исходят месмерические
токи, то есть просто само начертание этой фигуры (которое
гораздо эффективнее, когда производится кончиками пальцев, а
не мелом, углем или карандашом), усиленное страстным
желанием облегчить боль, весьма часто непроизвольно вызывает
истечение изо всех этих каналов целебного флюида с гораздо
большей силой, чем обычно. Вера в пентаграмму
трансформируется в сильную волю, а она — в энергию; энергия
же — каким бы чувством или причиной она ни была вызвана —
наверняка устремится в какое-то место и пронзит его более
или менее сильно; и вполне естественно, что им будет именно
то место, на котором в данный момент сосредоточено внимание
оператора; отсюда и лечение, приписываемое невежественным
месмеризатором Пентаграмме. Истинно замечание
Шеллинга, что «хотя магия перестала быть объектом серьезного
внимания... она имеет историю, связанную, с одной стороны, с
высочайшими темами символизма, теософии и древней науки, а с
другой — с нелепыми и трагическими галлюцинациями,
вызванными многочисленными формами демономании... В
греческой мифологии обнаруживаются следы высшего разума и
даже совершенной системы, намного превосходящие горизонты
самых древних письменных памятников прошлого... и части
сей системы можно найти в еврейской каббале...» «Этой
совершенной системой» в настоящее время владеют несколько
восточных адептов. Фанатики могут оспаривать законность «Магии»,
но в реальности ее как искусства и особенно науки вряд ли
можно усомниться. Не сомневается в этом и все
римско-католическое духовенство, хотя страх, что она станет
грозным свидетелем против его незаконного восхождения,
заставляет его приписывать все ее чудеса действию злых духов
или «падших ангелов». В Европе у нее до сих пор еще есть «несколько
ученых и уважаемых профессоров и адептов», признает та же «Энциклопедия».
И мы можем добавить, что в мире «язычества» существование ее
признано почти повсеместно, а адепты ее многочисленны, хотя
и стараются избегать внимания мира скептиков.
К началу страницы → Сборник "Практикум оккультного обучения". Оглавление
|