В работе
магистра гуманитарных наук Чарльза Б. Уэйта «History of the
Christian Religion to the Year Two Hundred», представленной
и рецензированной в «Banner of Light» (Бостон), есть места,
посвященные величайшему тавматургу
второго века нашей эры — Аполлонию из Тианы, равного
которому не было в Римской империи.
[Аполлоний
Тианский был самой замечательной личностью той эпохи... Еще
до его рождения Протей — египетский бог — предстал пред его
матерью и объявил, что воплотится в ребенке, которого она
ждет.]
Это —
легенда, превращавшая во времена оны каждую выдающуюся
личность в «сына Божьего», рожденного чудесным образом
девою. Но то, что следует далее — история.
[Еще в
юности Аполлоний славился красотою, умом и аскетической
жизнью. Когда ему было почти 100 лет, он предстал пред
императором Рима, обвиненный в колдовстве; его бросили в
тюрьму, откуда он исчез, но в тот же день повстречался
друзьям в Поццуоли, что в трех днях пути от Рима.]
Некоторые
писатели пытались изобразить Аполлония как легендарную
личность, хотя набожные христиане упорно называют его
шарлатаном. Если бы существование Иисуса из Назарета
было засвидетельствовано историей, а сам он хотя бы
наполовину известен классическим писателям, как Аполлоний,
то ныне ни один скептик не усомнился бы в реальности такого
человека, как Сын Марии и Иосифа. Аполлоний из Тианы был
другом и корреспондентом римской императрицы и нескольких
императоров, в то время как о Христе страницы истории не
сохранили ни единой строчки, словно жизнь его была начертана
на песках пустыни. Письмо же Христа к властителю Эдессы
Авгарю
— подлинность которого соизволил подтвердить лишь один
Евсевий,
этот барон Мюнхаузен в иерархии отцов церкви — было
названо «смахивающим на подделку» даже самим Пейли, чья
крепкая вера допускает самые невероятные истории.
Итак,
Аполлоний — лицо историческое;
тогда как многие отцы-апостолы пред внимательным оком
исторической критики начинают меркнуть, и большинство из них
угасает и исчезает, словно «блуждающий огонек» или ignis
fatuus.