Оккультный мир Е.П.Блаватской

(воспоминания и впечатления тех, кто Её знал)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Почему госпожа Блаватская проявляла

психические феномены?[1]

С самого начала мир не видел в теософии ничего, кроме некоторых чудесных феноменов, в которые не верят две трети не-спиритуалистов. Очень скоро к Теософскому обществу стали относиться как к группе, которая провозглашает обладание некоторыми "волшебными" силами. Мир никогда не осознавал то, что Общество учило абсолютному неверию в чудеса и даже в саму возможность таковых, что лишь очень немногие в Обществе обладали подобными психическими способностями и немногие вообще обращали на них внимание. Не понималось также то, что оккультные феномены никогда не производились публично, они делались лишь для друзей просто в качестве способа напрямую продемострировать, что такие психические вещи можно проводить без темных комнат, духов, медиумов и вообще без всего того, что применяется в спиритизме... - Е.П.Блаватская[135].

* * *

Оккультным феноменам... не удалось произвести желательный эффект, но они не были "чудесами" ни в каком смысле этого слова. Предполагалось, что мыслящие люди, и особенно ученые мужи, по меньшей мере, осознают существование новой, весьма интересной области  исследований и опытов, став свидетелями физических эффектов, которые выполняются по волеизъявлению человека и которые они не смогут объяснить. Предполагалось, что теологи с радостью примут доказательство, в котором они так сильно нуждаются в эти времена агностицизма, что душа и дух не являются простыми творениями их фантазии в силу невежества физической составляющей человека, что эти сущности реальны настолько же, насколько и тело, и притом гораздо более важны.

Эти ожидания не оправдались. Оккультные феномены были неправильно поняты и представлены, как в отношении их природы, так и в отношении их цели.

Это неприятное обстоятельство нетрудно объяснить в свете того опыта, который теперь накопился по данному вопросу. Ни наука, ни религия не признают существования оккультизма в том смысле, как этот термин используется и понимается в теософии; в смысле, я хочу сказать, сверхматериальной, но не сверхъестественной области, управляемой законом; также они не признают скрытых в человеке сил и возможностей.

Любое вмешательство в повседневную рутину материального мира приписывается религией произвольному волеизъявлению божественного или дьявольского автократа, обитающего в недоступной человеку запредельной области, который не подчиняется никаким законам ни в своих действиях, ни в своем составе, в плане знания идей и желаний которого смертные полностью зависят от вдохновенных проповедей через доверенного посланника...

Когда в наши дни люди наблюдают чудеса, то чувство, возникающее в их умах, - это уже не почитание и благоговение, а любопытство. Именно идея возбудить и использовать это любопытство привела к демонстрации оккультных феноменов. Предполагалось, что эта манипуляция силами природы, которые сокрыты под ее поверхностью... приведет к исследованию природы и законов этих сил, неизвестных науке, но отлично известных оккультизму.

Эти феномены действительно возбуждали любопытство в умах тех, кто становился их свидетелем, но оно, к несчастью, по большей части было праздным. У все большего числа свидетелей возникал ненасытный аппетит на феномены сами по себе, безо всякой мысли об изучении науки и философии, для которых истинность и сила этих феноменов были простой тривиальностью и, так сказать, случайными иллюстрациями. Совсем не часто разбуженное таким образом любопытство рождало серьезное стремление изучить науку и философию сами по себе, независимо от этого...

...Современная наука... в отношении исследования оккультизма работает под давлением не менее тяжелых предрассудков, чем религия; ибо тогда как религия неспособна воспринять представление о приложимости естественного закона к сверхчувственной Вселенной, то наука вообще не допускает существования какой-либо сверхчувственной Вселенной, на которую можно было бы распространить силу закона; не может она и вообразить себе возможность существования состояния сознания, отличающегося от нашего теперешнего земного... Поэтому она спокойно продолжает посмеиваться над этими феноменами; а когда ее принуждают выразить по этому поводу какое-нибудь мнение, то она без колебаний, без изучения, на основании сделанных понаслышке докладов, приписывает все это мошенническим хитростям - проводам, дверям-ловушкам и тому подобному...

Феномены никогда не представлялись в каком-либо другом виде, кроме как проявлений сил, являющихся совершенно естественными и тем не менее неизвестных, и при этом иногда они принадлежат определенным индивидуумам, достигшим большего и высшего знания Вселенной, чем ученые или теологи, и которого последние вряд ли смогут достигнуть на избранном ими пути. Однако эта сила скрыта в каждом человеке, и, может быть, со временем кто-то сможет научиться пользоваться ею, развив это умение и достигнув условий, необходимых для ее роста. Тем не менее только в редчайших отдельных случаях все это воспринималось не как "чудо", проделка дьявола или вульгарный трюк... И теософию и теософов злобно и жестоко атаковали со всех сторон, вопреки всем фактам и логике, с такой ненавистью, непримиримостью и немилосердностью, которые были бы совершенно непонятны, если бы история религии не учила нас, какими мерзкими и неразумными скотами становятся невежественные люди, когда дело доходит до лелеемых ими суеверий; и если бы история научных исследований, в свою очередь, не преподала нам урок о том, насколько похожим может стать поведение ученого и поведение невежды, когда под вопрос ставится правильность его теорий.

Оккультизм может производить феномены, но он не способен снабдить мир мозгами, интеллектом и доброй волей, необходимыми для того, чтобы понять и оценить их правильно. И поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что слово [Учителей] о том, что нужно оставить в покое феномены и позволить идеям теософии проявить свои собственные достоинства. - Е.П.Блаватская[136].

* * *

Цель стремящегося к духовной мудрости - это выход на высший план существования, где он должен стать новым человеком... и если ему это удастся, то его способности и возможности получат соответствующее увеличение диапазона и силы... Именно таким образом Адепт становится одаренным чудесными способностями, которые так часто описываются, но здесь нужно помнить о главном факте - что эти силы являются естественными составляющими на более высоком плане эволюции, так же как обычные способности человека являются естественными составляющими существования на обыкновенном человеческом плане.

Кажется, многие полагают, будто адептство не столько является результатом радикального развития, сколько постепенного построения; кажется, они воображают, что Адепт - это человек, который, пройдя определенный четко проложенный курс обучения, состоящий из строгого следования набору произвольных правил, приобрел сначала одну способность, потом другую; и когда, наконец, он достиг определенного числа этих способностей, то получил с этого момента право называться Адептом.

Действуя согласно этому ошибочному представлению, они считают, что первое, что необходимо сделать при достижении адептства, - это приобрести "способности", среди которых наиболее восхитительными являются ясновидение и способность покидать физическое тело и путешествовать на расстояние.

Тем, кто желает приобрести подобные способности ради своего собственного успеха, нам сказать нечего; их тоже ждет участь всех тех, кто действует из чисто корыстных соображений... - Е.П.Блаватская[137].

* * *

...Теософское общество должно бороться со всеми, кто под его прикрытием стремится приобрести волшебные способности ради своих собственных корыстных устремлений и причинения зла другим. Многие люди вступили в наше Общество только из любопытства и ни по какой другой причине. Психические оккультные феномены - вот к чему они стремились, и они не желают поступиться хотя бы йотой собственного удовольствия и привычек для того, чтобы приобрести эти способности. Такие очень быстро уходят прочь с пустыми руками. Теософское общество никогда не было и никогда не будет школой нахватанных отовсюду теургических ритуалов.

Но существуют десятки мелких оккультных обществ, которые очень многословно вещают о магии, оккультизме, Розенкрейце, Адептах и тому подобном. Под прикрытием философии мудрости-религии [теософии] они умудряются использовать в своих целях мистический жаргон, который действует некоторое время и позволяет им с помощью небольшого количества ясновидения одурачить "оккультизмом" мистически настроенных, но невежественных ищущих, и вести их как стадо овец практически в любом направлении... Но горе тем, кто пытается превратить благородную философию в пристанище отвратительной аморальности, жадных корыстных интересов и производства денег под эгидой теософии. - Е.П.Блаватская[138].

* * *

...Это Общество не было основано в качестве приюта для поддержания потока оккультистов - фабрики по производству Адептов. В его намерения входило ослабление потока материализма, а также спиритического феноменализма... Оно должно было возглавить духовное пробуждение, которое теперь началось, а не потакать психическим курьезам, которые являются всего лишь еще одной разновидностью материализма... - Е.П.Блаватская[139].

* * *

Психизм со всеми своими привлекательными и опасными сторонами, неизбежно разовьется среди вас, но вы должны опасаться, чтобы психическое развитие не подавило собой манасическое и духовное. Психические способности, находящиеся под совершенным контролем, сдерживаемые и управляемые манасическим принципом, являются полезными инструментами для развития.

Но если эти способности захватывают господство, контролируют сами вместо того, чтобы быть контролируемыми, используют вместо того, чтобы быть используемыми, то они приведут ученика к самым опасным иллюзиям и к неизбежному моральному краху. - Е.П.Блаватская[140].

* * *

По мере подготовки к началу нового цикла, по мере того, как предвестники новой субрасы появляются на Американском континенте, скрытые психические и оккультные способности человека начинают зарождаться и расти... Поймите раз и навсегда, что нет ничего духовного или божественного ни в одном из этих проявлений... Этика теософии более важна, чем какое-либо откровение психических законов и фактов. Последние относятся целиком к материальной и мимолетной составляющей... человека, а этика схватывает и погружается в настоящего человека - перевоплощающееся Эго... - Е.П.Блаватская[141].

* * *

Не становясь неким Махатмой, Буддой или Великим Святым, пусть... стремящийся изучит философию теософии и Науку Души; и он станет одним из скромных благодетелей человечества, безо всяких сверхчеловеческих способностей. Сиддхи (способности Архата) предназначены только для тех, кто способен "управлять жизнью", и приносить ужасные жертвы в процессе обучения, и следовать этим требованиям до последней буквы... Поймите сразу и помните всегда, что истинный оккультизм, или теософия, состоит в Великом Отречении от СЕБЯ, безоговорочном и абсолютном, как в мыслях, так и в действиях. Это - АЛЬТРУИЗМ. "Не себя ради, но для мира он живет..." Его личность должна исчезнуть, и он должен стать просто добродетельной силой природы... - Е.П.Блаватская[142].

* * *

...Постарайтесь пройти сквозь эту великую майю [иллюзию], о которой всегда во всем мире предупреждали изучавших оккультизм их учителя, - избежать охоты за оккультными феноменами. Подобно жажде и опиуму, она растет по мере удовлетворения. Спириты упиваются ею... Если вы не можете быть счастливы без феноменов, вы никогда не познаете философию теософии... Я говорю вам совершеннейшую истину, что... если вы изберете истину, то все остальное к ней приложится - со временем. Наши метафизические истины не становятся крепче оттого, что наши письма падают из воздуха к вам на колени или появляются у вас под подушкой. Если наша философия ложна, то чудо не поможет ей стать истинной. - Мория[143].

* * *

...Люди, вступающие в Теософское общество, ведомые одним лишь корыстным стремлением достичь власти, используя оккультную науку только себе во благо или главным образом на это, с таким же успехом могли бы и не вступать в Общество - они обречены на разочарование... Сколько еще раз нужно повторять, что те, кто вступают в Общество с единственной целью войти с нами в контакт, и если не приобрести, то, по крайней мере, убедиться в реальности подобных сил и в объективности нашего существования, - гонятся за миражом?..

Только тот, кто несет любовь к человечеству в своем сердце, кто способен тщательно усвоить представление о возрождении практического Братства, может получить доступ к нашим тайнам. Только такой человек никогда не употребит свою силу во зло, и только с ним можно не опасаться, что он повернет ее во благо лишь себе одному. Человек, для которого добро для человечества не сто'ит выше добра для себя, не достоин стать нашим челой [учеником] - он не достоин обрести более высокое знание, чем его сосед. Если ему нужны феномены, пусть доставляет себе удовольствие спиритическими штучками...

Мы находимся среди людей враждующих, упрямых и невежественных, которые ищут истину, не будучи способными познать ее, ибо каждый стремится к ней лишь ради своей собственной пользы и удовлетворения, не задумываясь ни на секунду при этом о других... -  Мория[144].

* * *

...Вы способны принести огромную пользу, помогая предоставить народам Запада прочную основу, на которой они смогут восстановить свою рушащуюся веру. Им нужно доказательство, которое может дать только азиатская психология. Эра слепой веры прошла, наступила эра исследования. Такое исследование, которое только лишь разоблачает ошибки, не открывая ничего, на чем можно было бы построить душу, не добивается ничего, кроме свержения идолов. Свержение идолов по своей разрушительной природе не может дать ничего - оно лишь сметает все подряд. Но человек не может удовлетвориться голым всё-отрицанием. Агностицизм - это лишь временное прибежище.

Сейчас наступает время, когда вскоре должен появиться неизменный импульс, который повлечет век по направлению к крайнему атеизму или оттянет его назад к крайней религиозности, раз он не привел к простой и душеспасительной философии Ариев. Тот, кто наблюдает события сегодняшнего дня, с одной стороны, среди католиков, которые разводят чудеса так же быстро, как белые муравьи свое потомство, и, с другой стороны, среди свободных мыслителей, которые пачками становятся агностиками, - увидит, к чему все это движется. Век стал свидетелем разгула феноменов. Те чудеса, о которых твердят спиритуалисты в противовес догмам о вечных муках ада и искуплении, католики умудряются приводить в качестве мощного доказательства своей веры в чудеса.

Скептики смеются и над теми, и над другими. Все они слепы, и нет того, кто мог бы стать их проводником! Вы и ваши коллеги можете предоставить достаточно материалов для столь необходимой всеобщей религиозной философии, неуязвимой для атак со стороны науки, потому что она сама является вершиной точных наук, и для религии, которая, конечно, стоит своего имени, потому что включает в себя отношения между человеком психическим и человеком физическим, и их обоих - ко всему, что находится выше и ниже их...

Теософское общество - это не клуб чародеев, оно не занимается отдельно изучением феноменов. Его главная цель состоит в выкорчевывании современных суеверий и скептицизма, и освобождении из-под семи замков древнего источника того доказательства, на котором человек сможет построить свою будущую судьбу и точно узнать о том, что он будет жить после этой жизни, если только захочет, и что все феномены - это не что иное, как проявление природного закона, и попытаться понять, в чем состоит долг каждого мыслящего существа... - Кут Хуми[145].



[1] * В этом разделе приведены выдержки из трудов Е.П.Б. и ее Учителей, которые помогают дать ответ на поставленный вопрос, а также дают ценные сведения о значимости и важности психических феноменов в свете теософии, оккультизма и духовного Пути. - Прим. ред.

[135] H.P.B. The Key to Theosophiy  - Pp. 273-274.

[136] H.P.B. C.W. - V. 9. - Pp. 46-50.

[137] H.P.B. C.W. - V. 6. - Pp. 332-333.

[138] H.P.B. C.W. - V. 11. - Pp. 164-165.

[139] H.P.B. C.W. - V. 9. - P. 244.

[140] H.P.B. C.W. - V. 13. - P. 173.

[141] H.P.B. C.W. - V. 12 - Pp. 154-156.

[142] H.P.B. C.W. - V. 9. - P. 254.

[143] ML, 2nd Ed. - P. 262; ML, 3rd Ed. - P. 258.

[144] ML, 2nd Ed. - Pp. 251-252; ML, 3rd Ed. - Pp. 248-249.

[145] OW. - Pp. 137-139.

К началу страницы → К оглавлению сборника "Оккультный Мир Е.П.Блаватской"

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU